Памятники и поэты
Я. Смеляков
О чем мечтает поэт на склоне дней своих? О внимании читателей! Желает, чтоб читали, а не любовались его внешностью. Чтобы помнили не только имя, но и плоды его творчества. Если, он, конечно, поэт, а не политик - генерал…
Поэт, даже самый странный, одинокий, - внутренне с миром, с людьми, которые его питают. Нелепо ставить поэту пятиметровый памятник на трехметровом постаменте. Поэт не возвышается над читателем, он – рядом и для него. Он может быть в проблеске луча дневного, в мокром листе на мостовой, в улыбке прохожего, в дуновении ветра… Поэт – красота в человеке, его гармония сердца…
Мне нравится венгерская поэзия и отношение венгров к своей культуре. Оно – трепетное, человечное. И памятники венгерские – образцы чуткости. Не горы чугуна на бетонных тумбах. Не подавляют горожан, а, как бы, живут вместе, продолжая творить и дружить.
Скульптурный Эндре Ади сидит на лавчонке в тени дерев. Любому позволено присесть рядом с поэтом, даже без томика его стихов. Не беда, что глаза у поэта пучеглазые, как и при жизни.
Миклош Радноти, интеллигент, убитый фашистами, – прислонился к столбу фонаря.
Аттила Йожеф, сын рабочего и прачки, примостился на своей худой пятой точке прямо перед венгерским Парламентом. Площадь окружена старинными зданиями с готическими башнями. Поэт, надломленный нищетой и болезнями, прощается с любимым Дунаем. Потом – самоубийство. День Поэзии венгров приурочен ко дню рождения именно этого неприкаянного поэта.
Во время реконструкции главной площади Будапешта, чиновники решили убрать фигурку поэта, дабы не мешал подписывать в кабинетах. Или отгородить его бетонной стеной от официоза площади. Не вышло. Поднялся народ. День и ночь читали на площади стихи Аттилы. Потому что он был свой, мадьярский. И хотя, поэта все же, чуть сместили к реке, стену поставить на посмели.
В этой связи уместно вспомнить монумент поэту И. Куратову в нашем Сыктывкаре. Памятник, на мой взгляд, слишком велик и установлен, почему-то на площади Ломоносова. К тому же, перед театром оперы и балета, какого поэт и не видывал. Жил он в 19 веке, учил гимназистов, и при жизни смог опубликовать лишь три стихотворения. Затем был изгнан из города, о котором писал: «Город пошлый, город грязный, замесил твои концы, сброд какой-то безобразный, подлецы все, да глупцы!»
В советское время тетрадку поэта случайно нашли на чердаке избы, где он проживал до своей ссылки. И решили сделать из него национального просветителя. Выполнен памятник стандартно, с типичной для поэта рукой, засунутой в полу пиджака. Таких памятников настроено в республиках десятки. Над нашим, правда, добавили какой-то блин в виде кроны дерева.
Уменьшить бы его раза в три. И поставить скромно, в парке. А над трехметровым В. Савиным, тоже коми-поэтом, установить навес, что ли. Ведь гадят же голуби! Вечно он в белых потеках…
И еще. О памятниках писали поэты, начиная с древнеримского Горация. Потом – Ломоносов, Державин, Пушкин… Конечно, говорили они о памяти духовной. И смеялись над монументальными «богами».
«Мой памятник стоит, из строф созвучных сложен.
Кричите, буйствуйте, - его вам не свалить!» (В. Брюсов)
* * *
«Как темный свет из темного окна,
Я на тебя гляжу из чугуна…» (Я. Смоляков)
* * *
«Пускай меня низвергнут и снесут,
пускай в самоуправстве обвинят,
пускай меня разрушат, расчленят, -
в стране большой, на радость детворе
из гипсового бюста во дворе
сквозь белые незрячие глаза
струей воды ударю в небеса.»
(И. Бродский)
Что по этому поводу сказал И. Куратов, доподлинно неизвестно.
Свидетельство о публикации №123110803934