Варвар - существо инстинктивное
— Фалес Милетский
БЛАГОРОДНЫЙ ДИКАРЬ
Мы живем в очень странное время и с удивлением отмечаем, что прогресс идет в ногу с варварством.
- Зигмунд Фрейд
У всех народов есть предания
О прошлом Веке Золотом,
Блаженном веке без страданий,
Где гармонично всё кругом.
Где человек - одно с природой,
Где волк - овце наилучший друг,
Где честность и добро основой
Всех отношений. Всех вокруг.
Ещё шумеры тосковали
О прошлом, о былых полях,
В разврате городов познали
Коварство, жадность, злобу, страх.
Дикарь там славен благородный
С врождённой добротой своей.
Там добродетель факт, не мода
Цивилизации идей.
Гомер воспел их и Гораций,
(Последний скифов уважал).
Тацит германцев славил на,ию,
Как видно, он её не знал.
Монтень восславил каннибалов,
Дефо о Пятнице вздыхал,
Руссо своим пером, как жалом,
Цивилизацию пронзал.
Мечты, идеи, идеалы
Наивность, простота души…
Мне кажется честней шакалы
Тех дикарей из темноты.
Шумеры древнее населения Южной Месопотамии, цивилизация в долине Тигра и Евфрата — одна из первых цивилизаций в истории человечества (около 5500 до н.э.).
Шумеры в своих мифах называют прародиной человечества остров Дильмун, в описании которого присутствуют архетипичные черты золотого века и потерянного рая.
Благородный дикарь — тип персонажа, особенно популярный в литературе эпохи Просвещения (XVIII век). Призван иллюстрировать врождённую добродетельность человека до его соприкосновения с цивилизацией.
Гомер — легендарный древнегреческий поэт-сказитель, создатель эпических поэм «Илиада» и «Одиссея», идеализировал пастухов Аркадии
Квинт Гораций Флакк — древнеримский поэт «золотого века» римской литературы, завидовал участи мужественных скифов
Публий Корнелий Тацит — древнеримский историк, один из самых известных писателей античности, автор трёх небольших сочинений («Агри;кола», «Германия», «Диалог об ораторах») и двух больших исторических трудов («История» и «Анналы»), ставил в пример своим соотечественникам германцев.
Мишель де Монтень — французский писатель и философ эпохи Возрождения, с глубокой симпатией описывает жителей Нового света в своём эссе «О каннибалах».
Чертами «благородного дикаря» наделён и Пятница в «Робинзоне Крузо» Дефо.
Жан-Жак Руссо в трактате «Эмиль» ополчается против развращающего влияния современного образования и восхваляет природную добродетельность человека.
КОЧЕВНИК
Победа над варварами.
Эксплуатация варваров.
Союз с варварами.
Победа варваров.
Такова судьба империи.
— Гилберт Честертон
Кочевник - воин от рождения
И колыбель ему - седло.
Нет ностальгии по селению,
Узки глаза да и чело.
Седло монгольское удобно
С симметрией - там две луки.
Монгол там проведёт свободно
И день и два, и даже три.
Преграды нет - жара иль холод,
Спит на земле он иль в седле...
Все те, кто может ему дорог
Бок о бок с ним в седле, в арбе.
Его вид крови не пугает,
Овцу зарезать - только миг...
Он уравнения не решает,
Как Гамлет - "быть или не быть".
Он понимает только силу.
И наказание - только смерть.
Мораль проста - оставь могилы
И колебаний не иметь.
В его понятия не входит
"Родную землю защищать"
Земля везде, ковыль там всходит,
А юрта на арбе и мать.
И те берёзы, что кому-то
На память посадил отец -
В костёр дрова, чтоб было сухо,
Желания его венец.
Он как солдат один сразится
С полком философов, как я.
В дебатах он не будет биться -
Его ответом - нож, стрела.
Ему секреты мироздания
Уже открыл давно шаман.
Он налегке. Нет лишних знаний.
Это у нас в мозгах туман.
Кочевник - воин от рождения
И колыбель ему - седло.
Нет ностальгии по селению,
Узки глаза да и чело.
БЕРБЕРЫ
Берберы - кто они такие?
Давайте дань им воздадим.
Ведь было в времена иные
Боялся их бесстрашный Рим.
Они все те, кто населяли
Весь север Африки фасад
До сфинкса, пирамид, скрижалей -
Пять тысяч лет тому назад.
От Нила и до океана,
До Геркулесовых Столбов
(Иначе, вплоть до Гибралтара)
Размах берберов был таков.
От Средиземных волн могучих
Путей торговых древних лет
И до песков Сахары жгучих
Где караван теряет след.
Могучий Карфаген - берберы,
И бедуины - всё они.
Им слово «варвары» в замену
В их честь в латыни завели.
Но что за раса и откуда?
Писал Плутарх и Геродот -
Голубоглазы, белокуры
И светло-кожи. Кто их бог?
Так не похожи на соседей
Ни на семитов, египтян,
Ни на арабов, из Нигерии?
Так кто они? Вот так изъян.
Похоже, северная раса.
В Марокко встретите сейчас
Блондинов и голубоглазых
На удивление внучат.
У них самих идея крайняя
Не лучше-хуже всех других -
Колено племени Израиля
Что потерялось - это в них.
Это они взяли Испанию,
Арабы после подошли.
И «Гибралтар» само название
О их отваге говорит.
Рим пал однажды под напором
Племён берберов, помнит он...
О варварах все разговоры
И страх в крови, и тихий стон.
Они по разрушению более,
Своей культуры не создать.
Девиз «ломать» их, а не строить!
Ведь варвары! Ну что с них взять?
Сейчас их семьдесят процентов
Средь населения этих стран -
Алжир, Тунис, Марокко ... где-то
Берберы... Правда ли? Обман?
Берберы - коренное население Северной Африки от Египта (не включая его) до Марокко. На сегодняшний день составляют 70% населения южного Средиземноморья.
44 племени, более 20 наречий)
БЕДУИНЫ
Есть что-то в нас от бедуинов,
И непоседливый их ген
Из дома гонит без причины
Туда - в простор, где нету стен.
Но мы уходим из квартиры,
Оставив близких и родных…
Но всё не так у бедуинов
И их шатёр всегда при них.
Сахара им родней родного,
И миражи им, как кино.
Для них барханы - чувством дома,
И лучше жизни не дано.
Верблюд - их главное богатство,
Их мера ценностей, кумир.
И за невесту торговаться
Числом верблюдов. Сделка. пир.
“Земля родная” - это чуждо!
Шатёр разбил - вот и земля!
Оазис - вот что очень нужно
И за него стоят не зря.
Коль жажда странствий незнакома,
О чём мечтает бедуин -
Оазис с детства что знакомый?
Или мираж - его, один?
НУМИДИЙЦЫ
Воинственные нумидийцы, обитавшие на территориях нынешнего Алжира, Туниса и Марокко, были предками берберов Атласа. Римляне называли их «самыми непокорными народами Мавритании, охраняемыми горами, составляющими их естественное убежище».
Античный мир не знал их лучше,
Их кавалерия была
Наёмной, как представит случай,
Но побеждала лишь она.
В Египте древнем, в Вавилоне,
В Ассирии была всегда
Там колесницы все в “фаворе”
У персов конница была.
Была фаланга древних греков,
Посмотришь с фронта - бастион!
Но фланги слабы, тыл - прореха.
Атака в тыл - большой урон.
Филипп Второй решил проблему,
Ввёл кавалерии род в строй..
И, результатом перемены -
Подмял всю Грецию под пятой.
Не знала конницу и Спарта,
Хоть в рукопашном - лучше нет,
Но македонская фаланга
И конница дала ответ.
Потом, удары кавалерией,
С ним, Александром во главе,
Решали часто ход сражения,
Известно то не только мне.
Вторым великим полководцем,
Кто в кавалерии знал толк,
Был Ганнибал. Ему бороться
Не с кем-то - Риму дал урок.
Его талант, его успехи
В стратегии, в тактике, в уме.
Но не мечи и не доспехи,
А в первом конница числе.
Хотя хвалили все слонов
В составе войска Ганнибала,
Урок истории таков -
Там конница исход решала.
Из нумидийцев кавалерия,
О них так мало знаем мы.
Во всех победах - их значение,
И все победы той войны.
Так нумидиец иль “кочевник"
С латыни точный перевод.
Богатство лошадьми их мерят,
Верблюд потом пошёл в поход.
Служила конница лихая
Державам разным, всем подряд.
У Ганнибала подгоняя
Обозы Рима и солдат.
Легчайшей кавалерией тоже,
Их снаряжение, пустяки
Плетёный щит, слоновьей кожи;
И пару дротиков, ножи.
Зато наездники лихие,
Врастали в круп они коня,
В бою страшило даже имя
И Рим боялся их не зря.
Они - разведка, часто с боем,
Они и рейды на тылы,
Особенно эффектны в поле -
Обхват, удары со спины.
Они преследуют бегущих,
Им перестроится - пустяк.
Для них - усталый, отстающий -
Добыча, это знает всяк.
В прямую схватку не вступали,
Наскочат в тыл, град копий в ход,
Нарушат строй, удар морали;
И после - нет их. Все в отход.
Известно также вероломство
И переход за мзду к врагу.
Наёмников, такое свойство -
“Кто больше платит - друг тому”.
Они служили также Риму
Как вспомогательный состав.
Но были лёгки на измену
Без дисциплины и без прав.
На них - падение Карфагена,
А ведь друзья были его.
Звал Цицерон - “зверьми” за дело,
Как понимаю я его.
СКИФЫ
Мильоны — вас. Нас — тьмы, и тьмы, и тьмы.
Попробуйте, сразитесь с нами!
Да, Скифы — мы! Да, азиаты — мы, —
С раскосыми и жадными очами!
- Александр Блок, "Скифы"
Писал о скифах Пушкин, Блок,
Но кто такие эти скифы?
Какой оставили урок?
Куда исчезли. Только мифы.
Чем отличаются от гунна,
Да и различны ли они?
Оставили они культуру?
Куда исчезли их волхвы?
Другим предсказывать умели
Судьбу и смерть, но не себе...
Итак, о скифах знать хотели?
Даю историю в стихе:
История скифов интересна -
Похоже северный Иран
Рождения их было местом;
Осели ж с Крыма до Балкан.
Владели Крымом и для греков
Народы северных земель
Все были скифы - и Олег был
Что щит прибил на их же дверь.
Великой Скифией прозвали
То царство с золотым зерном,
Рабынь и шкуры поставляли
Эллинам, Риму же потом.
Был скифом Прометей известный,
Кто людям дал огонь с небес…
Вы это знали? Интересно?
“Кентавр” - был скифов тех портрет.
Был скиф ужасен в ближнем бое -
Убив врага, снимал он скальп,
Пьянил себя испитой кровью
А кожа рук шла на колчан.
Из черепов творили кубки,
Как нравится такой вам враг?
И конный строй атакой жуткой
Вселял он в многих смертный страх.
Исчезли скифы, растворились…
Но для Европы Русь всегда
Была страной - откуда скифы,
Страшна была о них молва…
ГОТЫ
Готической зовём культуру:
Архитектуру и письмо,
Но забываем - что структуру
Античности “на нет” свело?
“Переселение народов”
Случалось раньше и теперь,
Менялся климат - гунны, готы
С своих поднялися земель.
Германии древней племена
Союзом “готы” звался общим .
Der Gott - как бога имена,
Остгот, вестгот - чтоб было проще.
Пришли из северных земель
В начале христианской эры.
Теснили местных, и потерь
Средь скифов лучшие примеры.
Под ними пало царство скифов,
“Землёю готской” звался Крым.
Бывал, Римом были биты,
Но под Аларихом пал Рим.
Они во Франции, в Испании,
Италии заняли куски…
Их победила гуннов армия
И Византийские полки.
Цивилизации успехи
Древнейших греков, римлян след
Стирали готы эти вехи -
Вандалы прошлых давних лет.
В Европе “тёмные века”,
Без знаний и письма умения,
На этом готов есть рука -
Разрушить всё со дня творения.
Теперь опасность идёт с юга
И социальные течения
Считают ту опасность - другом…
История любит повторения.
Готы — древнегерманский союз племён. С II века н. э. до VIII века н. э. играл значительную роль в истории Европы.
В 257 году отряды готов достигли восточного Крыма и, частично разграбив Боспорское царство (Пантикапей и Нимфей) и захватив флот, отправились к берегам Малой Азии и уничтожили скифское царство с центром в Крыму.
В 410 король вестготов Аларих разрушает Рим.
ГУННЫ
Великий гунн и их правитель,
Гроза Европы, Византии
Аттила воин и мыслитель
Землёю правил, где Россия.
Дать варвару “мыслитель” звание,
Так непривычно нам на слух,
Как хищнику важнее знание
Чем тем, кто только тянет плуг.
Быть вожаком у волчьей стаи
Трудней, чем лидером овец.
Его характер был из стали,
И взгляд, и жест имели вес.
Он знал законы поведения
И психологию людей.
Умел чужое слушать мнение
И воле подчинить своей.
От самой Волги и до Рейна,
Все кочевые племена,
Что никогда не гнули шеи,
Его признали все сполна.
Не только гунны - тюрки, скифы
И половцы донских степей,
Племён германских саги, мифы
Дошли о нём до наших дней.
Был кодекс чести у него
И были принципы правления
На них держалась власть его,
Неплохо знать их, без сомнения.
Аттилы “ПРИНЦИПЫ ПРАВЛЕНИЯ”
Стремится к власти кто со страстью -
Всем, кто изучит его мнение,
Пойдет на пользу мудрость власти.
ЛОЯЛЬНОСТЬ впереди идёт,
Не значит полное согласие,
Но интересы всех берёт
Превыше частного участия.
ОТВАГА лидеру важна
Примером личным в жизни, в драке,
Желание победить всегда,
В переговорах и в атаке.
ЖЕЛАНИЕ БЫТЬ ВОЖДЁМ всегда,
Нет хуже лидера в истории
Кто хочет избежать труда,
Нагрузка власти того стоит.
ВЫНОСЛИВОСТЬ души и тела,
Уметь держаться при потерях,
Не изменить решению, делу
Пусть холод, голод, возражения.
ПОНЯТЬ и УВАЖАТЬ ВРАГА
Умом понять, но без симпатий.
Отмеривать добра и зла,
Судить по совести, как братьев.
Смотреть вперед, ПРЕДУПРЕЖДАТЬ
Других намерения, порывы...
РЕШАТЬ МГНОВЕННО и не ждать,
А жить мгновением единым.
Держать УВЕРЕННОСТЬ в себе,
ОТВЕТСТВЕННЫМ быть за решения,
Чтоб доверяли все тебе -
НИ СЛОВА ЛЖИ, будь смел в суждениях.
Плохую новость кто принёс -
Заслуживает поощрения,
А кто от страха не донёс -
Будет убит без промедления.
Держи подальше от себя
С тобой всегда-всегда согласных,
Реши, что важно для тебя -
Подобострастие иль правда.
Вопрос который ты задашь,
Важнее всех речей премудрых.
Продумай все вопросы сам
И не страшись ответов трудных.
Не мелочись, и не теряй
Присутствие духа на собрании,
И голос свой не повышай -
Твой шёпот тоже будет страшен.
Не панибратствуй и не пей
Как будто все ровня друг другу.
Достоинство свое имей
Его пускаешь раз по кругу.
Пусть ошибаешься не раз
Важней желание к победе,
Его и выставь напоказ -
Тогда тебе и будут верить.
В решении каждом скрытый риск,
Его не избежать продлением.
Бери свой шанс и не страшись,
Но отвечай за все решения.
Лишь только лидер может взять
Решения тяжести нагрузку
И только на себя пенять,
Других подставят только трусы.
Конфликтно всё и жизнь сама,
Не избегай их, не страшись.
Решай: зачем, кому, когда...
Решишь - тогда и победишь.
Чем не заветы CEO?
Получше Гарварда учёба,
Советовал их Росс Перро,
А он - сам лидер был от Бога.
Аттила побеждал других
В доспехах с жёсткой дисциплиной,
Не знавших поражения. Их
Сметал с пути своей лавиной.
Он жил, как говорил другим -
В быту всё скромно и доступно
Он гуннов Соломоном был
И триста жён к его услугам.
Убит очередной женой
По слухам древним и нетвёрдым.
А профиль серебром его
В Алма-Ата монетой чёткой.
Аттила - правитель гуннов в 434—453 годах, объединивший под своей властью тюркские, германские и другие племена, создавший державу, простиравшуюся от Рейна до Волги.
ПЕЧЕНЕГИ
В истории Киевской Руси
Печально помнят печенегов -
С Аскольдом были их бои
И Игорь другом для них не был.
Но кто они? И почему
В степях российских оказались?
Ведь из-за Каспия пришли
От засухи они спасались.
В девятом веке под давлением
Они форсировали Волгу
На Крым и Киев их стремление
И столкновение с Аскольдом.
В борьбе за пастбищей пространства
Осели меж Днепром и Доном
Набеги их на Русь с коварством,
А к Византии лишь с поклоном.
Считались чисто номинально
Вассалами тогда хазаров,
Князья Руси их нанимали
Чтоб подчинить славян задаром.
До этих пор хазаров ханство
Барьером было и границей...
Пришёл конец тогда их царству
И путь открылся неприкрытым.
Варяги в эту же эпоху
Завоевали город Киев,
Две силы меж Днепром и Доном
И Север с Азией сравнили.
От половцев чем отличались?
И от других - огузов, гуннов?
Куда они потом пропали?
Куда исчезла их культура?
Кто тюрки? Турки кто такие?
И чем отличны от монголов?
Вопросы кажутся простыми,
Но я ищу ответа снова.
Печенеги — союз тюркоязычных кочевых племён, сложившийся предположительно в VIII—IX веках.
Аскольд (предположительно др.-сканд. Haskuldr), в летописях Асколдъи Осколдъ; (ум. 882) — киевский князь
ТЮРКИ
Диван, хозяин и халва -
Что их роднит? - Происхождение
От тюрков и их языка
Берут слова эти рождение.
Алмаз, батрак и таракан,
И балаган, и баклажаны,
Ярлык, шашлык, ура, сазан -
В “могучем языке” не странны?
Боярин, богатырь, кафтан,
Ямщик, казак, кинжал и сабли,
Башмак, тулуп и сарафан -
В славянском языке завязли.
Слов много, всех не перечесть
Вошли в язык и до монголов.
Ведь тюрки населяли степь
От гор Алтая и до Волги.
Известны тюркские народы,
Как Евро-Азиатский мост.
В веках известны их походы
Под разным именем этнос.
Знакомы хунны или гунны,
Булгары, половцы и скифы,
Хазары, печенеги, турки,
О них сказания и мифы.
Средь них уйгуры и карлуки,
Сельджуки также, как Османы,
Туркмены, чуваши, якуты,
Кумыки, крымские татары.
Азербайджанцы и узбеки,
Казахи, жители Алтая,
Киргизы… Кочевые степи
Им дом везде без стен и края.
Их бил монгол, они же били
Славян, Европы население.
Их лук, копьё - легендой были,
Всегда в седле, а юрта - терем.
Как кочевой народ тогда
Они покрыли расстояния
Европу видела арба,
Язык же приняли славяне.
В ТОЛПЕ
Становясь частицей организованной толпы, человек спускается на несколько ступеней ниже по лестнице цивилизации.
В изолированном положении он, быть может, был бы культурным человеком; в толпе -- это варвар, т.е. существо инстинктивное.
- Гюстав Лебон
Кочевники всегда - толпа,
Где каждый член её служитель.
Там не решает голова:
Инстинкт - источник всех событий
В толпе эмоции, порывы
Едины бурею страстей
К любому действию стремимы,
Но ум не властвует над ней.
Не урезонить, успокоить.
Ей факты, цифры не нужны.
Как смерч пройдёт она по полю,
По полю жизни, тишины.
В толпе твоё сознание тухнет,
В толпе девиз - "все, как один".
Толпа охотно дружно "ухнет",
Разрушит, не восстановит.
Толпа - руководит сознанием.
Идёт там - массовый гипноз,
Там чувства, а не понимание,
Инстинкт там делает прогноз.
В толпе - никто не виноватый
И наказать толпу нельзя.
Там голос лидера невнятный
Усилит, понесёт толпа.
Эмоции живут не долго -
Любовь и ярость. Всё равно.
Адреналин разбавлен кровью
И затухает чувств вино.
Что на порыве, на инстинкте
Обходит мозг наш стороной
И управляет с страшной силой
Одним, но часто и толпой.
Один быть может отрезвиться,
За ум возьмётся. Не толпа.
Нет в коллективе общей мысли
И в этом не его вина.
Работает "на усреднение",
Инстинкт на уровне толпы.
И от него её суждение,
Её поступки и черты.
Толпа не будет сыта хлебом,
Ей много зрелищ подавай.
И зрелищ, чтоб эмоции пеной
Лились, заполнив через край.
В толпе всегда бурлят идеи
С низов вздымая черноту,
Политики и их лакеи
Все ставят ставку на толпу.
Толпу не успокоишь флейтой -
Ей нужны кровь и барабан,
И цель желательно, чтоб местной -
Чтоб кто-то на заклание дан.
Удобно, чтобы беззащитней
И чтоб отличный от других -
Религией, а может пищей
И чтоб свалить грехи свои.
Сойдут пришельцы, коренные
Толпе лишь направление дай...
Пусть гугеноты, иудеи -
Виновны! Бей их в кровь! Давай!
Не просто зрелище. С участием.
Для тела да и для души.
Толпой свершённое несчастье...
Отдушина всегда в крови.
Толпа, как смерч, несёт разруху -
След битых стёкол и золы.
И все попавшие под руку
Растерзаны, в крови, мертвы.
Ну разве только пирамиды
Толпе разрушить не дано,
Всё остальное стёрто с виду...
Вождям известно то давно
ЭПИЛОГ
Я же имею смелость заявить себя «варваром». Я не в силах считать произведения экспрессионизма, футуризма, кубизма и прочих «измов» высшим проявлением художественного гения. Я их не понимаю.
Я не испытываю от них никакой радости.
— В. И. Ленин
Все наши чувства - роль инстинкта,
Что жил в нас миллионы лет,
Он шлифовался и слоился,
И в генах он оставил след.
Наш разум - молодая поросль
Лишь на поверхности его.
Ни обьяснить, ни успокоить
Инстинкта, чувства торжество.
Глубины моря - вот инстинкты
А разум - волны, рябь, прибой...
Шторм - где эмоции все вскрыты
Вздымают вал крутой волной.
Бессилен разум коль глубины
Бушуют бешено в крови...
И ураганы чувств сравнимы
С безумной яростью толпы.
Перевороты, революции,
Все войны, ненависть и кровь -
Остатки древней эволюции,
Работа чувств, а разум - ноль.
Потом, когда утихнет буря
И разум взглянет на разгром
Он объяснит и успокоит
И совесть усыпит. Потом.
.
Свидетельство о публикации №123110707359
И неужели главный инстинкт человека - это война и разрушение?
С признательностью - Лариса
Лариса Чех2 07.11.2023 22:18 Заявить о нарушении
Я Вам очень признателен за рецензии и вопросы по теме.
.
Все наши чувства - роль инстинкта,
Что жил в нас миллионы лет.
Он шлифовался, он слоился
И в генах он оставил след.
Наш разум - молодая поросль
Лишь на поверхности его.
Ни обьяснить, ни успокоить
Инстинкта, чувства торжество.
Глубины моря - вот инстинкты
А разум - волны, рябь, прибой...
Шторм, где эмоции все вскрыты,
Вздымает вал крутой волной.
Бессилен разум, коль глубины
Бушуют бешено в крови
И ураганы чувств сравнимы
С безумной яростью толпы.
Перевороты, революции,
Все войны, ненависть и кровь -
Остатки древней эволюции,
Работа чувств, где разум - ноль.
Потом, когда утихнет буря
И разум взглянет на разгром,
Он объяснит и успокоит
И совесть усыпит. Потом...
.
Об инстинктах, http://stihi.ru/2020/05/19/7453
.
С уважением,
Оскар Хуторянский 12.11.2023 18:51 Заявить о нарушении