Шестая заповедь Бога. В чём каяться?

   Не убий!

Нам, многим, кажется, что заповедь проста,
ведь всем понятно, что убийца – грешник.
Палач и киллер – очень страшные слова!
Кто отнял жизнь – уже не тот, что прежде.

Есть матери-убийцы, кто детей,
едва родив, оставили в роддоме,
или убили своих как-то малышей,
или же продали кому-то незнакомым.

Есть те, кто растерзал дитя в утробе,
убив абортом его тело, его душу,
по глупости, пускай, а не по злобе,
пытаясь угодить, возможно, мужу.

Кто дал нам право чьей-то жизнью править,
распоряжаться – быть или не быть,
злодейством душу или руки окровавив,
решать – кто будет жить, кого – убить?

Кайтесь же, у кого совесть обагрена кровью убитых!
Господи, прости нас, грешных!

Мы, осуждая матерей-убийц,
воображаем себя чистыми, невинными,
но есть и масса изощрённых ведь убийств,
когда бываем беспощадными, ревнивыми.

Не перечислить всех грехов такого рода.
Послушайте! Покайтесь с сокрушением,
и не лишь ради бесполезного отчёта,
а со слезами вопрошайте о прощении!

Прости нас, Господи! Но если разобраться,
мы все – убийцы, хоть того не признаём,
мы оправданьями привыкли прикрываться,
я не такой, мол, я совсем тут не причём!

Не убивал, мол, непосредственно людей,
я – ни палач, ни киллер, ни мокрушник.
Детально надо разобраться в сути сей,
чтоб осознать – как нагрешили наши души.

На волосок мы к совершению убийства,
когда мы в гневе в ход пускаем кулаки,
жестокость, проявляя, к своим близким,
браним с укором, распуская языки.

В наш век мы – обезумевшие люди,
потенциальные убийцы на дорогах,
когда за руль садимся в пьяном виде –
уже преступники и нарушители закона.

Не умер ли, случайно, кто из ближних
лишь по причине, что его не поддержали,
не оказали своевременную помощь,
хоть и могли, но не спасли, не помогали?

Быть может, на глазах у вас тонули,
а вы не вытащили – не смогли, не попытались,
иль кто-то голодал – не накормили,
иль кто-то умирал, лекарств не дали?

А может, не пришли на помощь в драке,
когда над кем-то издевались, убивали,
вы струсили и убежали, слыша крики,
иль с безразличьем рядышком стояли?

Господи! Какие же мы после этого христиане?!
Господи, прости нас, грешных, гневных, трусливых и безразличных!

А не приблизили ли мы чьей-либо смерти,
когда трудами человека изнуряли,
не веря слабости его, его болезни,
и в симуляции со смехом упрекали?

Господи, прости нас, грешных, за жестокосердие!

Мы убивали ближнего словами,
жестокими, язвительными, злыми,
своим орудием словесным наносили
рубцы – на сердце, а на душу – раны.

Мы в гневе, ярости больнее укусить
стараемся словами человека.
Такое может сумасшествие творить –
сосед и друг, соперник и коллега.

Берегитесь отнять у невинного человека честь, пусть он и не нравится вам чем-то, пусть он даже является вашим врагом! Бойтесь совершить это нравственное убийство, ибо за него не меньший ответ понесем перед Господом, чем за убийство телесное.

Кто из нас повинен в этом угрызении и пожирании друг друга? Кайтесь!
Господи, прости нас, грешных и злоречивых!

07.11.2023 г.

Не вызывали ль мы своим упрямством
гнев ближнего, его побои, ругань?
Строптивостью не понуждали ль к пьянству,
или к изменам его в час его досуга?

Не менее мы с вами виноваты
так искушая, наводить людей на грех,
желая в споре победить, хоть и неправы,
считая собственную речь вернее всех.

Не подстрекали ль мы к отмщению обид,
не соблазняли ль мы пойти в пост на гулянку,
иль развращали окружающих, родных
своими пошлыми и скверными мы байками?

Если наставили на грех мы человека,
растлили душу соблазнённого словами,
то мы такие же убивцы, душегубцы,
в том надо каяться пред Богом со слезами.

Господи, прости нас, грешных растлителей душ, принадлежавших вечности!

«Между собой имейте все любовь!» –
так заповедовал Господь, а мы враждуем,
всё ссоримся и упрекаем вновь и вновь,
и, в пылу страсти, на кого-то негодуем.

Не стыдно ли сказать нам иноверцам:
«Я – христианка иль христианин»,
когда Христово имя нами хулится,
мы ненавидим человека, в ссоре с ним?

Посмотрите себе в сердце, спросите свою совесть, не является ли ваше поведение соблазном для всех. И если грешны, кайтесь!

Господи, прости нас, человеконенавистников!

Ведь если кто обижен как-то нами,
а мы прощенья у него не попросили,
Господь не примет наше покаянье,
каких бы мы молитв не возносили!

Возможно, мы теоретически всё знаем,
а вот до сердца, до сознанья не доходит,
прощенья просим не у тех, или формально,
сквозь зубы, «скрепя сердце», как по льготе.

А то ещё – мы часто вспоминаем
свою обиду, ближним нанесённую.
Мы в думах сердце своё так ожесточаем,
что держим его долго в напряжении.

Господи, прости нас, грешных, неразумных и злопамятных!

Не убивал ли кто-нибудь из нас,
без надобности, живность – зверя, птицу,
иль издевался над животным, рассердясь,
в том, уподобившись жестокому убивцу?

Господи, прости нас, грешных, за жестокость по отношению к братьям нашим меньшим!

Мы иногда не знаем, что грешны!
Бывает, изнуряем себя слишком:
чрезмерными заботами, трудом,
печалями, узнав что понаслышке.

Порой отчаиваемся мы до того,
что мысль о суициде посещает,
совсем не думая о том, что наш Господь
не зря нам трудности и скорби посылает.

Мы, маловерные, не видим и просвет,
нам кажется, что Бог забыл, изводит.
А Он, Господь, нас не наказывает. Нет!
Он нас воспитывает, к вечности готовит!

Своим унынием и отчаянием, да маловерием в Промысел Божий, мы сокращаем себе земную жизнь, расстраивая неуёмными печалями своё здоровье, и, тем самым, закрываем для себя Небесное Царство!
Господи, прости нас, грешных!

Не доводили ль мы кого-нибудь поступками,
словами колкими, иль выходками злыми –
не делали ль других самоубийцами,
своей излишнею болтливостью, гордыней?

Являемся тогда самоубийцами,
когда не можем свои страсти обуздать:
вступаем в связь с развратными девицами,
иль пьянствуем, и курим ли табак.

Иль «наедаемся от пуза» – объедаемся,
жуём без меры очень много разной пищи,
себя воздерживать мы вовсе не стараемся,
вместо того, чтоб поделиться едой с нищим.

Господи, прости нас, грешных, чрезмерно увлекающихся нечистыми удовольствиями!

Самонадеянность, гордыня в нас живёт.
Грехом считаем мы желание лечиться,
надеясь, что болезнь, итак, пройдёт,
мол, исцелит Бог, надо лишь молиться.

Лучше уж так: пришла болезнь – подлечись. Пройдет боль от лекарства и лечения – слава Богу, не пройдет – надо терпеть и Бога благодарить за испытание. Вот как должен поступать христианин!

Господи, прости нас, грешных и самонадеянных!

Настолько мы осуетились в нашей жизни,
что не имеем даже представленья –
как незаметно убиваем свою душу,
нисколько не заботясь о спасеньи.

Свои тела, хоть они тленны, мы лелеем –
всегда питаем, согреваем, моем в бане,
а вот о душах, что бессмертны, не радеем,
не украшаем даже добрыми делами.

Мы наши души забываем омывать
слезами покаяния на Таинстве,
их не торопимся молитвою питать,
чтоб подготовить к вечности заранее.

О, Господи, прости нас и дай прежде нашего конца покаяние и сознание, что «Царствие Небесное нудится, и только нуждницы восхищают е!» (Мф.11:12).

08.11.2023 г.

(За основу написания взята проповедь архимандрита Иоанна (Крестьянкина) «Опыт построения исповеди по десяти заповедям»).


Рецензии