Андрей Муз. На Лабиринты наших дорог
https://russolit.ru/books/download/item/4318/
https://disk.yandex.ru/i/ANt-89zUkC4Slw
Листалка. Читать:
https://pubhtml5.com/ccwf/ieif/
------------------------------
Рецензия на «Лабиринты наших дорог« (Виталий Иванов)
http://litname.ru/avt_36410178&pbl-2419.htm
Мы глядим отягчёнными взорами,
Точно в жизни вкусили всего.
Но бродили мы – между заборами,
За которыми нет ничего!..
1990
__________________________________________________
Удивлён, что на одно из лучших произведений, пусть миниатюры, нет ни одного отзыва. Описал свои мысли в рецензии. Не судите строго.
В пору моей юности мне пришлось присутствовать на защите одного архитектурного проекта. Автором был мой друг, молодой начинающий архи-тектор, комиссия собралась достойная и уважаемая. Проект представлял со-бой план застройки жилого квартала города, в котором по планам партии нам предстояло жить при недалеком уже коммунизме. Апофеоз проекта представ-лял огромный планшет общего вида центральной улицы города будущего, конечно же, украшенной для наглядности озеленением и фигурами счастли-вых жителей. Равнодушно мимо такой красоты пройти было невозможно.
«Ого- го- го-го!» - вдруг раздался громогласный многовыражающий воз-глас председателя комиссии, седого прожившего жизнь профессора, удивить которого, казалось бы, уже невозможно. Рецензенты, рассматривающие по залу многочисленные листы проекта, немедленно в тишине собрались вокруг рассматривающего какую-то мелкую деталь на центральном планшете про-фессора. Деталью оказалась характерно стилизованная фигурка в ватнике, сапогах с гармонью на боку. Из кармана лихо распахнутой телогрейки отчет-ливо просматривалась заткнутая газетной пробкой бутыль.
«Ого - го!» - Громко, с выражением повторил профессор, и прекращая зависшую достойную Станиславского паузу, пояснил: - "На тему и по пред-мету этого замечательного проекта, товарищи, я могу рассуждать не менее часа. По поводу же этой казалось бы незначительной детали, отраженной ав-тором на планшете, можно рассуждать и дискутировать сутками.»
Прочтя четверостишие Виталия Иванова на странице амбициозного ли-тературного сайта среди мощных творений маститых поэтов, я оказался именно в таком же положении. Поставить лайк? Написать отзыв в 100 знаков? Не уверен, что и отведенных администрацией 6000 слов хватит описать моё впечатление от, казалось бы, незатейливой миниатюры. Начну, пожалуй, с конца.
Метафора определения временного промежутка, или срезов, между ко-торыми находится настоящее, не нова. Ситуация, где пространство, ограни-ченное автором границами заборов, явно символизирующими границы про-шлого и будущего, «За которыми нет ничего», в общемировой философии но-сит название «Презентизм». Вкратце это то, что будущего нет, так же, как и прошлого. Есть и реально только настоящее в тот минимальный отрезок вре-мени, который мы способны ощутить. В отличии от теорий этернализма и рас-тущего блока, где всё наоборот. Впрочем, что о них говорить, если автор их не признает и даже не рассматривает. Так же, как и я. Бродили и бродим мы, до-рогие товарищи, не зная откуда и не ведая куда. А глядя сегодня иногда в те-левизор или газету, так и в действительно происходящей сути настоящего начинаешь нешуточно сомневаться!
И вот глупо улыбнуться бы нам в этой, казалось, обычной и давно из-вестной для человечества ситуации (Наиболее раннее высказывание в фило-софии на тему времени принадлежит древнеегипетскому мыслителю Птаххо-тепу (ок. 2650—2600 до н. э.)., дебиловатой улыбкой Иванушки - дурачка, и спросить у врача: - «Дяденька, а где мы?», - так нет! Нешуточно надуваем щё-ки и - «Глядим отягченными взорами, словно в жизни вкусили всего!»
Прав, безусловно прав автор даже рассматривая незамысловатое его произведение в аналогии с известной картиной Брейгеля «Слепые», ставшей символом скатывающегося в пропасть человечества. На открытом, заметьте, пространстве. Сегодняшний художник должен бы изобразить этих самых сле-пых уже бредущих вдоль бесконечных со всех сторон заборов. Из колючей проволоки. Чтоб в овраг, не дай Бог, никто не скатился. Символичная такая дорога к счастью, к которой мы не только привыкли, но и с радостью одобря-ем, о чём свидетельствуют результаты будущих выборов вождя, гаранта и главного кормчего.
Но больше всего радует меня все таки в этом глубоко философском произведении одно. Это прошедшее время последних строк. Значит автор всё-таки остановился. А это уже Буддизм. Глубокая философия человеческого отношения к пути страдания.
«Будда никогда не отвечал на вопрос, почему существует сочащийся страданием мир, хотя такие вопросы ему задавали не раз. Он говорил, что для раненного стрелой неважно, кто ее выпустил — важно ее вынуть.» Не важно куда тебя ведут. Важно остановиться. Всё. Побродили. Хватит.
Не знаю, чем приглянулся профессору архитектуры этот незатейливый мужичок, описанный мной в начале статьи. Много лет рассуждаю сам с собой и пытаюсь построить рассказ хотя бы на пару часов о его роли в сказочном проекте города будущего. Может быть он до сих пор, как тот профессор и наш автор, бродит по нарисованным на планшете городским кварталам, за кото-рыми кроме пожелтевшей бумаги ничего нет?»
Андрей Муз, 05.12.2017 17:39
Спасибо, Андрей!
Сильная, неожиданная рецензия. Не знаю даже, что и сказать.
Да, мы всегда были свободными людьми.. между заборами. На которых не запрещено было записывать несколько букв. И сейчас мало что изменилось. Это правда.
Чуть пошире, может быть, стены раздвинули. Зато они выше. Или, наоборот, стены ниже, но коридоры всё уже... И тот же полумрак, серая тьма. Призрачный мир…
Виталий Иванов, 05.12.2017 21:42
Свидетельство о публикации №123110606872