Наивысшая мотивация

- Деньги, деньги, ещё раз деньги и ничего, кроме денег! Это наивысшая трудовая мотивация! - Смирнов с таким надрывом произнёс эту фразу, что даже закашлялся от перенапряжения связок. Налил себе минералки, выпил и продолжил уже спокойнее, чуть осипшим, но таким же уверенным голосом. – В этом вопросе я полностью доверяю своим жизненным наблюдениям и выводам Адама Смита. Читали?

Встреча одноклассников спустя сорок лет после последнего звонка, становилась всё интереснее: когда закончились истории о прошлом, разговор переместился в настоящее. А что в настоящем может быть важнее денег, которых всегда недостаточно много, сколько бы их ни было?

- Читали, читали, не один ты такой продвинутый! – сурово отозвался Красильников, «научный работник», как он сегодня туманно представился своим постаревшим одноклассникам. – С точки зрения обычного, рутинного труда, можно, в целом, и согласиться, что чем больше платят, тем эффективнее отдача, да и настрой будет другим, и страх появится потерять хорошее место. Но если эта творческая работа - изобретательская, писательская, композиторская - категорически не согласен, что деньги в этих областях могут стать наивысшим мотивирующим фактором.

Смирнов утвердительно кивнул.

- Да, верно: тут ещё тщеславие добавляется, но жажда заработать на своих опусах от этого меньше не становится. Не спорю, что, возможно, раньше и было по-другому в отдельных случаях, но сейчас – только так, убеждён!

Красильников молчал, совсем не потому, что не знал, что отвечать: он обдумывал целесообразность своего ответа, делая это неосознанно, автоматически. Михаил Александрович Красильников не был научным работником, в том понимании, которое вкладывают в это определение обычные люди. Он был одним из ведущих аналитиков спецподразделения военной разведки, полковником и доктором психологии, написавшим диссертацию, которая по сей день хранилась под грифом «совершенно секретно».

- Чего молчишь? Нечего ответить, да? – Смирнов, звонко, по-мальчишески рассмеялся, показал школьному приятелю язык и шутливо предложил: - Тогда сдавайся и признавай мою правоту!

- Я бы рад, Саша, и правоту твою признать, и всё остальное, но лучше я одну историю расскажу – интересную, а потом сами решайте, на чьей стороне правда и победа. Договорились?

Красильников обвёл взглядом одноклассников и убедившись, что они внимательно слушают, начал рассказывать.

- Один творческий человек писал неплохие песни, причём, очень разные: и военные, и шуточные, и лирические у него получались. Короче говоря, в любом жанре мог себя показать.

Однажды он откликнулся на призыв Министерства обороны отправиться в зону боевых действий, поочерёдно объезжал гарнизоны, находящиеся на передовой. Было много запоминающихся выступлений, но один концерт запомнился особо, в разрушенном городе, перед усталыми, хмурыми пацанами, недавно вышедшими из боя. Чтобы всем было видно и слышно соорудили импровизированную сцену, а на самом деле – помост из нескольких больших грузовых поддонов.

Но перед началом концерта сопровождающие бойцы спецназа сняли свои бронежилеты и закрыли ими Артиста – слева, справа, со спины, даже сверху. «У нас информация, что снайпера здесь работают, возможно, даже, что конкретно по твою душу. В любом случае, так будет надёжнее» - спокойно объяснил командир.

Артист попытался возразить, но ему чётко сказали, что или – так, или концерта не будет. А ведь его приезда ждали: и он сам уже осознал, что смысл всех выступлений здесь - не развлечь, а показать этим пацанам, что их не забыли, что не только своим родным и близким они не безразличны, но и Родине своей, за которую они сражаются. Артист и сейчас взошёл бы на этот помост без колебаний и начал петь, и плевать на то, что кто-то может сидеть со снайперкой в развалинах. Но теперь выбор был даже не между жизнью и смертью, а гораздо более тяжёлый, можно сказать - неподъёмный… 

Командир спецназа заметил смятение, дружески приобнял Артиста и тихо сказал: - Сам понимаешь, нельзя пацанов обламывать. Давай, братишка, сделай красиво, как ты умеешь. Выполни свою работу, а мы выполним свою. И не переживай лишнего: смерть – это часть нашей работы.»


(продолжение следует)


Рецензии