О роли новых сюжетов в творчестве

    Придумать сюжет, новую тему или  структуру это большая удача для поэта, художника или музыканта. Давайте задумаемся, какая самая известная картина Пикассо? Девочка на шаре. А у Сальвадора Дали - Мягкие часы. Вспоминая Айвазовского, сразу же вспомним "Девятый вал", Шишкина - Утро в сосновом лесу, Репина - Иван Грозный убивает своего сына.
    Придумать такой сюжет и правильно воплотить его, удаётся только самым большим мастерам. Такие сюжеты даже у великих мастеров можно сосчитать по пальцам одной руки.
    Например, у поэтессы Марины Цветаевой десетки прекрасных стихотворений, но цитируют и чаще всего выбирают  для декламации всего три: "Мне нравится что вы больны не мной", "Милый, что тебе я сделала". "Моим стихам, написанным так рано". Обратимся к Пастернак, что  цитируется у него? С большим отрывом от остальных: "Быть знаменитым некрасиво", потом "Февраль. Достать чернил и плакать!","Гамлет".
    Как видим, таких выдающихся сюжетов или тем, которые бы затрагивали большинство людей, даже у выдающихся творцов немного.
    Что же отличает эти произведения от всех других произведений, не только их самих, но и от большинства всех прочих произведений?
    Отличает их новизна и необычность. Плюс, глубокое и всестороннее выражении самого необходимого и достаточного для полного раскрытия нового сюжета или темы. Как правило, это раскрытие в то же время и закрывает данный сюжет и тему для всех остальных художников, которые уже не имеют ни желания ни возможности состязаться с предшественниками. Они   вынуждены либо искать свои сюжеты, либо довольствоваться общедоступными, то есть становиться посредственностями, лишенными всякой самобытности и оригинальности.


Рецензии
Почему творчество так любит новизну и креативность? Лично я очень не люблю вопрос: "Что новенького?" Это новенькое, как правило, хорошего не несёт, выталкивает из привычного комфорта. Почему авторы стремятся к неповторимости и ярко выраженной индивидуальности? Что плохого в том, что ты не оригинален? За новизной не угонишься...

Любой старый сюжет в творческой переработке разных авторов (народов, культур), адаптируется под среду обитания, под мировоззрение того или иного автора, и выглядит уже не так, как прежде. А набор сюжетов для творчества не так уж и велик, но велико множество их интерпретаций. В перечисленных Вами сюжетах "часы", "девочка на шаре", "утро в сосновом лесу" и чувствах Цветаевой и Ивана Грозного что нового? Да всё это было, есть и будет.

Но их авторы - мастера своего дела. И показали нам сюжет так искусстно, что мы (зрители, читатели, пользователи) его заметили. Не просто заметили, а восхитились. Вот, это настоящее искусство - заметить в обыденности, посредственности нечто восхитительное. Не просто заметить, а и показать другим, чтобы и они увидели, прочувствовали.

Сюжеты роли не играют... Играют профессионалы... "Я – игрок и твердо знаю: и дуря, и по уму, не проигрывать, играя, невозможно никому..."

А сюжеты, они в воздухе витают. И, похоже, тоже играют... Им, забытым и выцвевшим, тоже надо проявиться через подходящего творца, чтобы вновь заиграть новыми красками...

Ирина Петал   09.11.2023 10:04     Заявить о нарушении
Жемчуг

Опять вестник. Опять Твой
приказ! И дар от Тебя!
Владыко, Ты прислал мне
жемчужину Твою и повелел
включить ее в мое ожерелье.
Но Ты знаешь, Владыко,
мое ожерелье – поддельно.
И длинно оно, как бывают
длинны только поддельные
вещи. Твой сверкающий
дар среди тусклых
игрушек потонет. Но Ты
приказал. Я исполню.

Эй, вы, уличные гуляки!
Среди моего ожерелья
есть от Владыки
данный мне
жемчуг!
1920 г.
Николай Рерих

Ирина Петал   09.11.2023 09:34   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.