Агония страсти

(поэтическая пьеса-миниатюра, по мотивам "Фауста" Гёте)
 
Действующие лица:
Аль-Парис – дворянин, наследник знатного, но обедневшего рода,
Синьора Катарина – светская красавица, дочь барона Кастиллио,
Демон-искуситель — собиратель душ (падший ангел).

Пролог

Северная Италия, 1652 г.
Парис, вернувшись на родину после участия в битвах 30-летней войны, обнаруживает свои земли в упадке и запустении.
Чтобы отвлечь его от печальных мыслей, барон Доминико Кастилио, ближайший друг его покойного отца, приглашает Париса на приём, где он знакомится с его дочерью Катариной. Парис, под видом посещения библиотеки барона, тайно навещает Катарину, добиваясь её расположения.
Через некоторое время отец узнаёт от кардинала, что мать Париса была внебрачной дочерью венецианского дожа. Понимая, что такой союз не откроет их семейству дороги в высший свет, отец решает выдать дочь за графа Кампиреалли, который давно просил её руки.

Сцена I (расставание)

(Звуки средневекового города, выходит Парис, немного ждёт и начинает нервно расхаживать по сцене)

Ну где же Она?
Мы договаривались с рассветом, а я стою тут уже битый час…
Как же невыносимо это ожидание!

(через некоторое время приходит синьора Катарина, он подходит к ней, целует её руку, неловкое молчание, смотрят друг на друга)

Парис:
О, Катарина, я так ждал тебя
С рассвета утреннего дня!
Как свет луны, прекрасна ты сегодня,
Но почему так смотришь, сердце леденя?

Катарина:
Синьор, остановитесь, я пришла
Сказать вам, что любовь моя прошла,
Забудьте о прошедших наших встречах,
Теперь Другому отдана моя душа.

Парис:
О Катарина, знали бы, как Вы жестоки,
Своими чарами сознанье подчиня!
Когда Вы с лёгкостью так рвёте наши связи,
Вы просто убиваете меня!

Катарина:
Мне жаль, Парис, но такова судьба,
Мы больше не увидимся вовек,
Я сохраню на память вензель вашего герба,
Мой милый друг, мой нежный человек.

(в отдалении звонит колокол городской ратуши)

Теперь простите, мне нужно идти,
Меня должны в поместье отвезти.

(осторожно отстраняется, делает шаг назад).
Сцена расставания, Катарина делает реверанс и уходит. Парис, глубоко потрясённый, остаётся на сцене.
(занавес)

Сцена II (вызов)

Парис (сидя на стуле):
Вот наконец-то стало тихо и спокойно
И вещи обретают здравый смысл
Ты далеко, и мне теперь не больно,
И не пульсирует в такт сердцу мысль.

(встаёт, начинает ходить по сцене)
Но вот опять, проклятье, наважденье
Мне разрывает сердце грудь
Я понимаю собственную глупость,
Но не могу никак иначе повернуть!

(останавливается, падает на колени)

Прошу Тебя, услышь мои молитвы, Боже,
Ты видишь ведь, как я её люблю!
Но Ты молчишь, не происходит ничего же,
Выдерживать так больше не могу..

(встаёт)

Где царство разума, гармонии и духа?
Как будто карта мне легла не в масть..
Где силы взять, чтобы пройти чрез это?
Не уходи, ты боль моя и страсть! (пылко)

(пауза)

Я как-то слышал, способ в древней книге есть,
Как мне призвать того, кто мне поможет точно.

(находит старый манускрипт, листает)
Вот где-то здесь должно быть..
Теперь защитный очерчу я круг и разрублю навеки адские оковы!
(шепчет заклинание)
…Liberare il demone della passione...  (гаснет свет, звук пылающего огня, красные всполохи, появляется демон)

Демон: Зачем меня призвал ты, Аль-Парис? (раскатистым басом)

Парис: Хочу тебя кое о чём просить, приспешник ада

Демон:
Ты хочешь стать богаче и знатнее?
Или, быть может, ты в бою мечтаешь
Прославиться, презрев опасность,
Чтоб женщины тобою восторгались?

Парис: Нужна всего одна мне! (уверенно)

Демон: Кто Она?

Парис: Мечтаю о синьоре Катарине...

Демон: Могу я сделать так, чтобы она была твоей. Давай скрепим наш договор. Цена тебе известна. (подаёт договор на обожжённой бумаге).

Парис: О, это было бы прекрасно! Но кое-что серьёзней нужно мне..
(достаёт кинжал, проводит по пальцу, подписывает кровью договор, вспышка света, удар грома)

Демон: А он мне нравится всё больше! Говори!

Парис: Хочу, чтобы Она меня любила! (пылко)

Демон: Прости, мой друг, но это невозможно.

Парис: И это говоришь мне Ты, властитель тьмы?
Немыслимо такое слышать! (с отчаянием)
Я думал, что почти ты всемогущ...

Демон:
Она уже принадлежит тебе, чего же боле?
В делах её отца теперь ты в доле,
И все его долги, в твоих руках,
Осталось только щедро их простить.

Парис: Что толку в этом, если я ей безразличен..

Демон:
А разве это важно? Вот заладил..
Ты право как дитя!
Она твоя теперь, сыграть осталось свадьбу,
Её отец уже согласен, послезавтра пир!

Парис:
Да ведь Она не любит, всё равно!
Зачем такой мне предлагаешь мир?
Я зря что ль душу отдал, искуситель?

Демон:
Проси, что хочешь, друг сердечный:
Богатства, удовольствий, славы, власти,
Я всё исполню, только пожелай,
Но над любовью даже я не властен.

Парис: Печально это слышать, плут лукавый, неужели,
Земное счастье зА душу купить нельзя?

Демон:
Ты просишь невозможное, Парис.
За вечность, проведённую в аду
Поверь, я много насмотрелся,
Послушай, что тебе я расскажу...

(Парис печально садится с краю сцены)

Сцена III (монолог демона)

Когда-то был я ангелом Господним
И  дел прекрасных  много совершил,
Но был низвергнут в ад за то, что..
Однажды с демонессой согрешил!

Ошеломлённый пламенем страстей,
Доспехи райские я снял невольно,
Сгорели крылья в пламени её огней —
Теперь живу я с этой болью.

О! Я знаю боль, что муки смертных мне,
Их испытал не раз, сжигаемый грехами,
Ведь я горел в огне десятки лет
И в одиночестве бывал веками.

С тех пор открыл я много видов боли:
От зависти, сомнений и обид,
Но все они и рядом не стоят,
Когда ты испытаешь муки страсти!

Как в зеркале, не видит отраженья
Иной мой брат, попавший в ад,
Так и тебя сжигает пламенем томленья,
Когда любовь не возвращается назад.

Есть много разных средств и ухищрений
И в жизни можно многое купить,
Но есть одно, на чём печать Господня:
Любовь —
Её нельзя обманом получить.

(занавес)

#любовь #страсть


Рецензии
любовь придумана для оправдания глупостей. Глупости неистребимы и любовь ими хороводит.

Владимир Лагунов   10.11.2024 12:39     Заявить о нарушении
Спасибо за комментарий, Владимир.
Интересный взгляд на вещи, думаю, однако,если она есть, то и придумывать её уже нет необходимости, а если её придумывают, то вряд ли это любовь.

С уважением,

Илья Турецкий   10.11.2024 14:02   Заявить о нарушении
Само введение понятия в оборот, подразумевает какое-то осмысление. А там, где мысль, есть что-то извне...

Владимир Лагунов   10.11.2024 14:51   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.