Аномальный сонет Серебряного века
АНОМАЛЬНЫЙ СОНЕТ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА (1)
Фёдор СОЛОГУБ (1863-1927)
Триолетно-октавный сонет
Владимир ШУФ (1865-1913) – русский поэт Серебряного века, прозаик, журналист, военный корреспондент
ПРОСТИ.
Был вечер тих, сады благоухали
И яблони стояли все в цвету.
В последний раз, исполненный печали,
Родной земли я видел красоту.
Я уезжал в неведомые дали,
Где дни тревог, где злые бури ждали,
А соловей в сиреневом кусту
Пел молодость, и счастье, и мечту.
Довольно грез! Я знал все сердца муки
И на моём обманчивом пути
Цветам весны беспечно не цвести.
Пел соловей... полны тоской разлуки
Неслись в саду пленительные звуки.
Сад говорил мне доброе «прости»!
_____________________
AbAb AA bb Cdd CCd / 4-2-2-3-3
МРАМОРНОЕ МОРЕ.
Маяк последний скрылся на Босфоре.
На солнце блещет Мраморное море.
Его лазурь вся в струйках ветерка,
Как сладкий вздох, морская зыбь легка.
Легко и мне... Печаль моя и горе –
Исчезло все, как тают облака.
Ко мне волна спешит издалека
Вся в жемчугах и золотом уборе.
Не Геро ли всплывает на волне?
Мне грезится сон счастья позабытый
И тонет вновь в прозрачной глубине.
Но берега лазурной далью скрыты.
Там Геллеспонт, там роща Афродиты.
Мечты любви проснутся ли во мне?
_________________
AA bb AbbA cDc DDc / 2-2-4-3-3
ОСТРОВ ЛЮБВИ
Вот берега лазурного Лесбоса, –
Отражены лазурью волн они,
И лишь стена Левкадского утеса
Теряется в синеющей тени.
Скала суровая... С ее откоса,
Как птичка, ранена стрелой Эроса,
Упала Сафо, – и Эллады дни,
О ней вздохнув, грустили не одни.
Там край любви, там остров наслаждений,
В красу подруг влюбленных пылко жен.
Вот ветерок доносится весенний...
Лимоном, лавром, запахом растений
Над гладью моря сладко дышит он...
Любовь моя! – увы, ты светлый сон!
___________________
AbAb AA bb CdC Cdd / 4-2-2-3-3
ПИРЕИ.
Лазурь небес, лазурь под небесами,
И красными алея парусами,
Зарделась даль синеющих морей.
В Элладе мы, и близок к нам Пирей.
Он там, во мгле, шумящей голосами
Машин, свистков, железных якорей.
Лес тонких мачт и корабельных рей
Из волн морских поднялся перед нами.
Весь порт гремит торговой суетой, –
Лишь на холмах в сиянье небосклона
Виднеются руины Партенона.
Так посреди ничтожности пустой,
Где жизнь пестра, шумна, неугомонна,
Душа летит за светлою мечтой.
_________________
AA bb AbbA cDD cDc / 2-2-4-3-3
Вячеслав ИВАНОВ (1866-1949)
Есть мощный звук: немолчною волной
В нем море Воли мается, вздымая
Из мертвой мглы все, что Мара и Майя
И в маревах мерцает нам – Женой.
Уст матерних в нем музыка немая,
Обманный мир, мечтаний мир ночной...
Есть звук иной: в нем вир над глубиной
Клокочет, волн гортани разжимая.
Два звука в Имя сочетать умей;
Нырни в пурпурный вир пучины южной,
Где в раковине дремлет день жемчужный;
Жемчужину схватить рукою смей, –
И пред тобой, светясь, как Афродита,
В морях горит – Сирена Маргарита.
__________________________________
aBB aBaa BcDD cEE / 3-4-4-3
aBBa BaaB cDDc EE(?)
Иван БУНИН (1870-1953)
Багряная печальная луна
Висит вдали, но степь еще темна,
Луна во тьму свой теплый отблеск сеет
И над болотом красный сумрак реет.
Уж поздно – и какая тишина!
Мне кажется, луна оцепенеет:
Она как будто выросла со дна
И допотопной розою краснеет.
Но меркнут звезды. Даль озарена.
Равнина вод на горизонте млеет,
И в ней луна столбом отражена.
Склонив лицо прозрачное, светлеет
И грустно в воду смотрится она.
Поет комар. Теплом и гнилью веет.
_________________________
aa BB aBaB aBaBaB / 2-2-4-6
***
И скрип и визг над бухтой, наводненной
Буграми влаги пенисто-зеленой:
Как в забытьи, шатаются над ней
Кресты нагих запутанных снастей,
А чайки с криком падают меж ними,
Сверкая в реях крыльями тугими,
Иль белою яичной скорлупой
Скользят в волне зелено-голубой.
Еще бегут поспешно и высоко
Лохмотья туч, но ветер от востока
Уж дал горам лиловые цвета,
Чеканит грани снежного хребта
На синем небе, свежем и блестящем,
И сыплет в море золотом кипящим.
________________________
AA bb CC dd EE gg FF / 2-2-2-2-2-2-2
***
В СИЦИЛИИ
Монастыри в предгориях глухих,
Наследие разбойников морских,
Обители забытые, пустые –
Моя душа жила когда-то в них:
Люблю, люблю вас, келий простые,
Дворы в стенах тяжелых и нагих,
Валы и рвы, от плесени седые,
Под башнями кустарники густые
И глыбы скользких пепельных камней,
Загромоздивших скаты побережий,
Где сквозь маслины кажется синей
Вода у скал, где крепко треплет свежий,
Соленый ветер листьями маслин
И на ветру благоухает тмин!
_____________________
aaBaBaBB cDcD ee / 8-4-2
Валерий БРЮСОВ (1873-1924)
расколотый сонет
Аделаида ГЕРЦЫК (1874-1925)
Господь сбирает дань с Своих садов.
У нас весна, чуть роза зацветает,
На небе осень рано наступает –
Полны корзины огненных плодов.
И ангелы покинули свой рай,
Чтоб жать, сбирать и числить урожай.
О, только бы ко мне не подошли!
В душе бесплодной не созрели
Дары Ему – и даже иммортели
Бессмертные лежат в пыли.
Не возрастет колосьев золотых
В земле, дождем не орошенной,
И, прячась от Него, смотрю смущенно,
Как Он сбирает дань с садов Своих.
______________________________
aBBa ccdEEd gFFg / 4-6-4
Вера МЕРКУРЬЕВА (1876-1943)
Не измени своей высокой ноте.
Прощает Бог почти что всякий грех,
Прощают люди гнев и даже смех,
Но не простит искусство – позолоте
И вычуре искусственных утех.
И, будь вина мала – с лесной орех –
Но не тебе быть в суетной заботе.
Не измени своей высокой ноте –
Не терпит уклоненья строгий цех.
Неверного карая строже тех,
Кто отступил по лени иль в дремоте,
Твой Господин отнимет дар мелодий.
Не хочешь ты соблазном стать для всех? –
Не измени своей высокой ноте.
_______________________
AbbAb bAAb bAAbA / 5-4-5
сонет и сплошной, и закольцованный
Дмитрий ЦЕНЗОР (1877-1947)
ЖЕНЩИНЫ
Печальные, с бездонными глазами,
Горевшие непонятой мечтой,
Беспечные, как ветер над полями,
Пленявшие капризной красотой...
О, сколько их прошло передо мной!
О, сколько их искало между нами
Поэзии и страсти неземной!
И каждая томилась и ждала
Красивых мук, невысказанной неги.
И каждая безгрешно отдала
Своей весны зеленые побеги...
О, ландыши, грустящие о снеге, –
О, женщины! У вас душа светла
И горестна, как музыка элегий...
_____________________
AbAb bAb cDcD DcD / 4-3-4-3
Сергей МАКОВСКИЙ (1877-1962)
ИЗДАЛЕКА
Как ярок – ослепительно! Но странно:
он издалека светит весь туманно,
и кажется, что с неба эта мгла
сияющая на него сошла.
Дома, дома и, островами, парки,
а выше – звонницы, столпы и арки.
Присмотришься: монастыри, дворцы
и стен полуразрушенных зубцы,
Сан-Пьетро, и – похожие на скалы
изглоданные – термы Каракаллы.
О, дивное покоище миров,
богохранимый вертоград Христов!
Заворожён прошедшим вечносущим,
каким векам внимаешь ты грядущим?
___________________
AA bb CC dd EE gg FF / 2-2-2-2-2-2-2
__________________________
Данный пост в помощь авторам, ищущим новое в сонетных формах.
Есть большое количество странных людей, которые вросли по умные макушки в каноны так и не поняв их, зато пытаются учить, клеймить и заниматься прочими непристойностями.
Первая подборка (будут еще) показывает, что авторы всегда в поиске. В Серебряном веке еще не было внушительного русского сонетного пантеона и поэтам было, в этом жанре, чувствовать себя относительно свободно, но… они пробовали и предлагали и иную строфику, и иные системы рифмовки. Т.е. это не «аномальность», а обычность. Возврат к классическим формам поэзии, их возрождение именно в этой обычности, а не в конвейерном производстве ямбов или хореев.
.
Свидетельство о публикации №123110303515
Однако, в данном посте мне кое-что не понятно:
1. После имён некоторых авторов не следует никакого сонета. Это случайный пропуск или Вы хотите, чтоб читатель сам нашёл соответствующий сонет? Имеется ввиду: Фёдор Соллогуб (триолетно-октавный сонет) и Валерий Брюсов (расколотый сонет). Или Вы позже отредактируете и вставите соответствующие сонеты сами?
2. простите за дерзость, но мне показалось, что закрались опечатки в схеме рифмовок или я чего-то не понимаю.
а) Владимир Шуф Прости - два последних терцета у Вас Cdd CdC, но ведь там Сdd CCd
б) Иван Бунин Багряная печальная луна - у Вас aa BB aBaB aBaBaD, но ведь там нет нерифмующейся последней строки и вместо D должна стоять В.
Простите, если не то сказала. И огромное спасибо за то, что Вы делаете.
Ирина Юзефович Юрьева 03.11.2023 21:41 Заявить о нарушении
По п.2 - ошибся/исправил
По п.1 тут вопрос и простой и не простой. У Сологуба триолетно-октавный сонет написан 4-х стопным ямбом у Брюсова расколотый - 6-ти стопным. В Серебряном веке иных аналогов не нашел. Та же проблема будет с Онегинсой строфой (4-х стопный ямб) странно что с данной системой рифмовки есть ряд единичных текстов, но никто не попробовал перейти с 4-х стопного на 5-ти стопный.
.
Т.к. два творческих проекта в одном Сонет и.. 5-ти стопный ямб, из них второй более сложный и объемный, бывают ситуации на которые решений пока нет. Поэтому темы просто обозначил (чтобы не забыть).
.
А найти, да, можно в интернете.
Психоделика Или Три Де Поэзия 04.11.2023 11:27 Заявить о нарушении