Третья заповедь Бога. В чём каяться?

    «Не приемли имени Господа Бога твоего всуе».

    «Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно».

О, Господи, прости! И эту заповедь
частенько в своей жизни нарушаем,
в несчастьях и в болезнях своих сетуем,
что ропщем на Тебя – не понимаем.

Мы, люди, в скорби, в притеснении открыто
порой кому-то заявляем: «Бога нет!»,
или, стесняясь говорить так, всё же скрытно
так мыслим, нанося себе же вред.

Порою думаем, греша: «Бог попускает
войну, грабёж, убийства, смерть детей.
Он нас характером несносным наделяет,
мы не виновны в дерзости своей».

Господи, прости нас, грешных, явных богохульников!

Мы дерзко Бога искушаем, говоря:
«Раз есть Ты, Господи, исполни, что хочу я!»
Как будто Он – волшебник, не Судья,
и всем подарки раздаёт напропалую.

Такие мысли хулят имя Бога,
А Он за нас страдал, и был распят!
Вот так разбойник надсмехался на Голгофе:
«Раз Ты Христос, спаси Себя и нас!»

Господи, прости нас, грешных, за неразумие, малодушие и маловерие!

Мы имя Господа, бывает, как присловье,
в пустых бессмысленных речах употребляем,
не замечая даже, спит, наверно, совесть.
С благоговением ли Бога почитаем?

Чем верующий отличится от безбожника,
когда без страха посыпает свою речь
словами матерными – волею ль, неволею?
Не только разум, и язык надо беречь!

О, кайтесь, люди, если Богом клялись,
или божились, прикрывая свою ложь,
иль вынуждением дать клятву не гнушались,
или тому же научали молодёжь.

Господи, прости и помилуй нас, злобных или просто пустословных кощунников!

К несчастью, и такое вот бывает –
слова Евангелия, Апостолов, молитв,
забавы ради, кто-то в шутку добавляет,
в своих беседах, слывя бойким на язык.

А, может, кто-то передразнивал священников,
бранил их, иль высмеивал охотно,
в них видя богатеющих бездельников,
живущих в этом мире беззаботно?

Господи, прости нас, грешных, за кощунство по отношению к Слову и священникам!

Любое слово значимо, весомо.
Сотворены посредством Слова небеса
и Воинство Небесное Христово.
«Гнилое слово» выпускать из уст нельзя!

Бывает так, что подпевая хору в храме,
мы невнимательно, неправильно поём.
Одно лишь слово изменить способно фразу,
смысл искажается, и толк иной уж в нём.

Мы все, без исключения, грешим
молитвой невнимательной, рассеянной,
порой, не слыша, даже сами, что твердим,
не в силах на словах свой ум удерживать.

Не развлекаемая чем-нибудь молитва –
дар Божий в подвиге молитвенном трудящимся!
А нам же надо возвращать трудолюбиво
к словам молитвы убегающие мысли.

Господи, прости нас, грешных, за невнимание и рассеянность!

А сколько раз обеты нарушали,
что у Креста давали, у Евангелия,
хоть Таинство Крещения принимали
и отрицались сатаны, всех его ангелов?

Осознаём ли, что когда-то нарушали
обет свой, данный Господу при Таинстве?
Покайтесь, если вдруг в словах солгали
в таком вот окаянном обстоятельстве!

Мы клятву, Богу данную, забыв
или помедлив её выполнить немедленно,
должны покаяться, чтоб Бог нас мог простить.
Остерегайтесь давать новую уверенно.

Господи, прости и помилуй нас, клятвопреступников, за нарушение, данного Тебе, обещания!

А не стеснялись ли в кругу мирских людей
казаться набожным – благочестивым богомольцем,
иль сами как-то осуждали таковых,
иль упрекали в храм пришедших комсомольцев?

А может быть, терпенья не имея,
мы осуждали людей, кающихся долго,
но сами каяться, достойно, не умея,
не знали, что сказать у аналоя?

Без подготовки*, может, к исповеди шли,
но дерзко приступали к Святым Тайнам,
не пообщавшись прежде с Господом своим,
считая это не таким уж важным?

Господь – Источник жизни, оживляющий
всех причащающихся Его Крови, Плоти,
но вместе с тем и огнь поядающий –
для легкомысленных и прочих в этом роде.

Господи, прости и помилуй нас, грешных, легкомысленных и невнимательных, и сохрани нас от недостойного Причастия!

Всем надо помнить: «Имя Божие – святыня!
Его нельзя в речах напрасно поминать.
И Богородицу, людей благочестивых
с благоговением нам надо призывать.

Господи, прости и помилуй нас, грешных!

02.11.2023 г.

подготовка* – В помощь христианину. Как надо подготовиться к Таинству Исповеди и Святого Причащения.

Во-первых: прочитайте дома правило ко Святому Причащению, которое состоит из канонов Спасителю, Матери Божией, Ангелу Хранителю и канона ко Святому Причащению.
У кого нет этих молитвословий, кто может, постарайтесь достать, переписать. А уж если кто не умеет читать, или плохо видит, или нет условий, чтобы прочитать правило, то постарайтесь с сокрушенным сердцем почитать подольше Иисусову молитву: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго (грешную)!»

Во-вторых: в храме внимательнейшим образом прослушайте читаемые молитвы перед Причащением.

Так или иначе, соизмеряя свои силы и примеряясь к обстоятельствам, необходимо сосредоточиться, приготовиться к принятию в дом своей души Великого Гостя.

Святое Причащение предваряется Таинством Покаяния.

Многие из нас совсем не умеют каяться, и даже в оправдание себе говорят: «Не умею каяться!» А разве тебе не известны заповеди Господа? Большинству людей они известны! Кто лучше самого человека знает о своих делах, мыслях, чувствах? Только надо потрудиться дома, сосредоточиться, оглянуться на свою жизнь, на себя: так ли я живу, как велит Господь?
Общая исповедь – это напоминание общих грехов. Если по причине многолюдства и прочих обстоятельств нет возможности индивидуальной исповеди в храме, то дома, пред лицом Господа, надо продумать свою жизнь и именно свои частные нарушения воли Божией.

Проверь себя!

Как обычно веду себя с ближними – дома, с сотрудниками – на работе, с другими людьми – на улице, в храме, в магазине, в поезде, в автобусе?
Какие мысли меня занимают, какие интересы влекут, какого содержания мои разговоры с окружающими, и соответствует ли все мое поведение тому, что требует от меня Господь, как от христианина?
Приучишь себя к такой проверке, такому самоанализу, тогда откроется тебе такая бездна грехов в твоей душе, что тебе и в голову не придёт осуждать тех, кто кается долго и причащается часто. Не до того будет.

(За основу написания взята проповедь архимандрита Иоанна (Крестьянкина) «Опыт построения исповеди по десяти заповедям»).


Рецензии