Про потоп
и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем.
И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их.
Ной же обрел благодать пред очами Господа Бога.
Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом.
Ной родил трех сынов: Сима, Хама и Иафета.
Но земля растлилась пред лицом Божиим, и наполнилась земля злодеяниями.
И воззрел Господь Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле.
И сказал Господь Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лицо Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли.
Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи.
И сделай его так: длина ковчега триста локтей; ширина его пятьдесят локтей, а высота его тридцать локтей.
И сделай отверстие в ковчеге, и в локоть сведи его вверху, и дверь в ковчег сделай с боку его; устрой в нем нижнее, второе и третье жилье.
И вот, Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами; все, что есть на земле, лишится жизни.
Но с тобою Я поставлю завет Мой, и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою.
Введи также в ковчег из всякого скота, и из всех гадов, и из всех животных, и от всякой плоти по паре, чтоб они остались с тобою в живых; мужеского пола и женского пусть они будут.
Из всех птиц по роду их, и из всех скотов по роду их, и из всех пресмыкающихся по земле по роду их, из всех по паре войдут к тебе, чтобы остались в живых с тобою, мужеского пола и женского.
Ты же возьми себе всякой пищи, какою питаются, и собери к себе; и будет она для тебя и для них пищею.
И сделал Ной всё: как повелел ему Господь Бог, так он и сделал». (Быт.6:5-22)
Проделав долгий и опасный очень путь,
С вопросом к старцу врач с Москвы в ночи приехал.
Но только стоило на старчика взглянуть,
Как стало ясно: не видать ему успеха…
«К кому приехал я, дурак, в такую даль?
Должно быть выжил из ума старик давно.
Потраченное на дорогу время жаль…
Сейчас дед скажет мне, как надо жить… Смешно!»
А старец, гостя усадив, завёл беседу:
«Читали ли вы про потоп, мой юный друг?»
«Да, я читал», – ответил врач в смятенье деду.
«А наводнение ведь началось не вдруг.
В то время люди были вовсе не глупы,
Культура общества была на высоте,
Вот только к Богу у них не было мольбы,
Вся жизнь всегда их проходила в суете.
Лишь о плотском у них всё было попечение,
Все силы тела и души – в земных делах,
Не помышлял никто о Богоугождении,
И позабыт давно был стыд пред Ним и страх.
Из всех людей один лишь Ной ходил пред Богом
И непорочен был во всём, что делал он.
И Бог дал знать ему о приговоре строгом,
Что за нечестие мир будет истреблён.
Сто долгих лет Ной обустраивал ковчег
И о потопе непрестанно говорил,
И к покаянью призывал он целый век,
Исправить жизнь он всех и каждого просил.
И что ты думаешь, послушали его?
Казалось бредом всё, что им возвещено:
«Старик уж выжил из ума, и оттого
Городит чушь! Дожди… Потоп… Ковчег… Смешно!»»
Врач понял всё и от стыда аж покраснел,
От изумления забыл про свой вопрос.
Но старец знал, что тот спросить его хотел,
И в затруднения врача он ясность внёс.
Стих сочинён под впечатлением от прочтения о встрече епископа Можайского Стефана (Никитина; † 28 апреля 1963) с Оптинским старцем Нектарием († 1928):
«Вот рассказ о поездке будущего владыки, а тогда еще молодого врача Сергея Алексеевича Никитина к преподобному Оптинскому старцу Нектарию. После окончания мединститута Сергей Алексеевич работал в клинике для умственно отсталых детей, был увлечен исследовательской работой и однажды встал перед выбором: посвятить ли свою жизнь науке или остаться практикующим врачом. С этим вопросом он и ехал к старцу. Поездка была долгой, трудной, опасной. После ареста и разгрома Оптиной в 1923 году старец жил под надзором в селе Холмищи, и ездили к нему тайно, под покровом ночи, иначе неприятностей не избежать.
Как и было велено, отец Никон привез Сергея Алексеевича в Холмищи уже в сумерках. В избе, где жил старец, заканчивали читать вечернее правило, а на отпуст из-за перегородки вышел отец Нектарий. Он уже доживал последние сроки земной жизни и ходил с трудом, шаркая ногами. Сергей Алексеевич был настолько ошеломлен, что даже счел нелепым задавать старцу свой вопрос. «К кому ты пришел? – подумал он. – Ведь этот скорченный старикашка, должно быть, выжил из ума. Смешно». Будь его воля, он бы тут же ушел. Но отец Никон уже уговорил старца принять молодого врача, поскольку на рассвете ему надо уехать, чтобы к сроку попасть на службу. И началась беседа:
– Молодой человек, – спросил отец Нектарий, – вы читали про потоп?
– Читал, – ответил Сергей Алексеевич.
– Представьте себе, – продолжал старец, – ведь теперь совершенно необоснованно считают, что эпоха, пережитая родом человеческим в предпотопное время, была безотрадно дикой и невежественной. На самом деле культура тогда была весьма высокой. Люди многое что умели делать, предельно остроумное по замыслу и благолепное по виду. Только на это рукотворное достояние они тратили все силы тела и души. Все способности своей первобытной молодой еще природы они сосредоточили в одном лишь направлении – всемерном удовлетворении телесных нужд. Беда их в том, что они «стали плотью». Вот Господь и решил исправить эту их однобокость. Он через Ноя объявил о потопе, и Ной сто лет звал людей к исправлению, проповедовал покаяние пред лицем гнева Божия, а в доказательство своих слов строил ковчег. И что же вы думаете? Людям того времени, привыкшим к изящной форме своей цивилизации, было очень странно видеть, как выживший из ума старикашка сколачивает в век великолепной культуры какой-то несуразный ящик громадных размеров да еще проповедует от имени Бога о грядущем потопе. Смешно.
Тут Сергей Алексеевич покраснел от стыда, понимая, что старец прочел его мысли о «старикашке». От изумления он даже забыл задать свой вопрос и уже не помнил о нем. Впрочем, беседа закончилась мирно:
– Небось, устали с дороги, а я вам про потоп, – сказал батюшка и предложил Сергею Алексеевичу прилечь на диване.
Усталый врач мгновенно уснул, а к концу ночи его разбудили: пора уезжать. Старец благословил Сергея Алексеевича в дорогу и, просияв по-детски чистой улыбкой, ответил на так и не заданный вопрос: «Врач-практик, врач-практик»». (https://pravoslavie.ru/78271.html)
«…но, как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого:
ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег,
и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, – так будет и пришествие Сына Человеческого;
тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется;
две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется.
Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет». (Мф.24:37-42)
Свидетельство о публикации №123110105005
Про потоп можно было бы предположить, что люди не верили Ною, высмеивали странное строительство, ведь ни дождя, ни морей они не видели еще. Но неужели не задумались, когда строем пошли животные в ковчег? Хотя что я говорю...
Израиль через море шёл, а Богу не доверял.
А я сама? Сколько чудес, милости, а все равно есть беспокойство о будущем.
Дай Бог доверять Ему и слушаться.
Валентина Беседина 2 20.11.2024 22:15 Заявить о нарушении
Кузьмин Павел 21.11.2024 08:15 Заявить о нарушении