32. Лепесток сакуры - Граница урбанизации в хайку
И если посмотреть на представленные в итогах работы, то можно заметить, что на первых местах пейзажные зарисовки, далёкие от городской жизни. Действительно, за впечатлениями от природы едут за город. Однако, в каждом городе есть скверы, парки, дендрарии, ботанические сады и даже изумительные ландшафтные композиции возле подъездов новостроек. Возможно ли созерцать в черте города, возможно ли насладиться красотой пейзажа сезона не покидая мест обитания, ведь хайку отражает знакомое и близкое, даже повседневное связанное с человеком. Итак, мы подошли к первой ступени по работе выявления баланса человека и природы. Для наглядности вспомним три хайку с прошлого конкурса:
Снеговик в шарфе
Возле подъезда дома
Хоровод детей (Наталия Белоус)
Мчатся машины
Снеговик на балконе
В лучах заката (Наталия Белоус)
снежная буря
в стакане остывает
солёный поп-корн (Автор Арина Шик)
Милые зарисовки знакомы всем: дети, снеговик, шарфик, лучи заката, снежная буря, которую можно увидеть даже в в стакане поп-корна, не выходя из дома…
Во-первых, множественное число (хоровод детей), которое напрягает по своей сути, создавая некий городской шум, аналогично – мчащиеся машины. А вот, уединение со стаканом поп-корна? Представьте, ведь это может быть и в деревне? Разве нет? А вокруг гнуться деревья от снежной бури, а тебе так хорошо, сидя в кресле качалке… Снежность и солёность перекликаются между собой цветом и сыпучестью.
Итак, нетрудно заметить, что если увиденная картинка не привязывается конкретно к городу – урбанизация отступает. Город отпускает зарисовку, её границы распространяются далеко за и во времени и в пространстве. И даже в тесно зажатом дворе между домами можно отключиться от реальности и начать созерцать, видя кусочек неба, восхищаясь падающим осенним листом или ещё чем-то, пробуждающимся к жизни росточке. Для правильной настроенности в этом направлении вспомним немного из теории жанра пейзажной лирики сезона, каковым является по определению хайку.
***
Хайку прежде всего — лирика природы. Об этом говорит и непосредственный анализ их содержания и теоретические основы самого жанра в целом. Основным постулатом, лежащим в основе хайку, является так называемый ки — буквально «сезон». Это значит, что основным элементом всякого стихотворения в жанре хайку должен быть «мотив времени года», все содержание стихотворения введено в рамки определенного «сезона», иначе говоря, соединено с тем или иным моментом в жизни природы.
Мотивы субъективного лиризма, если они вообще фигурируют, должны даваться замаскированными, отраженными на фоне основного мотива природы. Этот последний — краеугольный камень для всего жанра хайку. Для уяснения, в какой форме этот мотив может выступать, достаточно привести несколько хайку:
Итак, Хайку – жанр лирики сезонного пейзажа. Осенние мотивы:
1. Цуки тэнсин.
Мудзусики мати во
Тоорикэри.
Осень. Свет луны
Льется на убогие
Улицы в глуши.
(Бусон)
2. Хи томоситэ
Нама омосиро я.
Куса-но цую.
Засветил фонарь:
На траве осенняя
Искрится роса.
(Исса)
3. Аса кири-ни
Хитоцуно тории
Нами-но ото.
Утренний туман:
Только тории видны.
Плещется волна...
(Кикаку)
================
Итак, дорогие друзья, ВОПРОС УРБАНИЗАЦИИ. Насколько близко мы впустим её в свои творения, насколько хорошо удастся отстранится от окружающего нас, повседневности, которая часто давит и мешает созерцать и замечать изменения в природе? Все эти задачи ставим перед собой. Есть некая мыслимая и немыслимая граница, которую нам бы не хотелось пересекать, чтобы насладиться тем, что безусловно можно увидеть и заметить в любом месте! Давайте же вместе найдём её! Присоединяйтесь к этому творческому процессу!
Помним, что пишем хайку, мысленно рисуя на полотне, как художник, периодически отходя в сторону и рассматривая со стороны представленный пейзаж сезона, чтобы исключить собственную навязываемую оценку происходящего.
В конкурсе «ГРАНИЦА УРБАНИЗАЦИИ В ХАЙКУ» оценивалось:
НАСКОЛЬКО УДАЧНО УДАЛОСЬ СОБЛЮСТИ ДОЗВОЛЕННУЮ ГРАНИЦУ УРБАНИЗАЦИИ, ЧТОБЫ НЕ ПОМЕШАТЬ СОЗЕРЦАНИЮ И В ТО ЖЕ ВРЕМЯ ОТРАЗИТЬ ЕСТЕСТВЕННУЮ СРЕДУ, В КОТОРОЙ МЫ ЖИВЁМ.
1-Е МЕСТО
запруда ручья
кораблик из пенопласта
клюёт воробей (автор Арина Шик)
*
2-Е МЕСТО
луна в проводах
освещает деревья
фонарь на углу (автор Татьяна Шадуя)
*
3-Е МЕСТО
ёжик каштана
на подстриженной траве
пугливый зверёк (автор Михаил Юшманов)
*
скрип карусели
кружит голову ночью
запах жасмина (автор Иррациональное Число)
*
4-Е МЕСТО
5) группы пролесков
вокруг детской площадки
лента в полоску (автор Арина Шик)
*
16) солнце сквозь тучи
любуется сакурой
девочка в маске (автор Ирина Жукова –Каменских)
5-Е МЕСТО
1) двор-колодец
расцветает на окне
веточка тополя (автор Елена Графская)
Свидетельство о публикации №123110100470