31. Лепесток хайку - Неповторимость в хайку
Для этого внимательно прочитайте и поразмышляйте над приведённом ниже.
***
Хайку в классические времена всегда существовало как часть мира, в котором стихи вливаются в единый и сложный поток мироздания. Отсюда такое значение неожиданности, озарения, умения увидеть необычное в обычном, вечное в сиюминутном в поэзии хайку. Поиск озарения привёл к созданию традиций поэтических путешествий. Постоянная смена впечатлений, естественная и неизбежная в дороге, идеально подходит для того, чтобы увидеть, ощутить и выразить в стихах что-то новое. Ниже приводятся высказывания известных японских писателей об этом лаконичном жанре, распространяющемся в пространстве и во времени:
Ясунари Кавабата:
«Слова в хокку одни и те же, но жизнь безостановочна, и, стало быть, одни и те же слова не могут быть одними и теми же словами. Не может одно и то же слово прозвучать дважды, как не может дважды омыть ваши ноги одна и та же река, как не может дважды повториться одна и та же весна. Иначе эти стихи не удовлетворяли бы столь взыскательному вкусу читателей стольких поколений, не волновали бы сердца наших современников».
Цураюки:
«Люди, что живут в этом мире, опутаны густой зарослью мирских дел; и всё, что лежит у них на сердце, — всё это высказывают они в связи с тем, что они слышат и что они видят»
Сёё:
«Это та правда, которую можно увидеть и услышать».
Хуан Хименес:
«Чем же нас так привлекает это бессмертное искусство слагать стихи из нескольких строк, дошедшее к нам из глубины веков, эта магия немногословности: простотой слова, концентрацией мысли, глубиной воображения или своей душой?»
================
Итак, дорогие друзья, мы подошли, возможно, к самому интересному, к самой загадочной двери, которая может нам приоткрыть тайну успеха в этом непростом жанре! Дерзайте! У вас всё получится. Пусть каждое слово будет стоять не только на своём месте, но и сверкать как алмаз, а возможно и как бриллиант. Но не забываем о простоте. Всё истинное не бросается в глаза, и наоборот - фальшивое, блестит и в тоже время отталкивает, мешая размышлению, процессу созерцания, а значит, внутреннему ВОСХИЩЕНИЮ! И ещё... То, что вас сильно не впечатляет, не может побудить написать шедевр. Как можно передавать чувства, которые не испытываешь сам?
Помним, что пишем хайку, мысленно рисуя на полотне, как художник, периодически отходя в сторону и рассматривая со стороны представленный пейзаж сезона, чтобы исключить собственную навязываемую оценку происходящего. В рисунке не должно быть самого автора.
Итак, в конкурсе «НЕПОВТОРИМОСТЬ В ХАЙКУ» оценивалось:
НАСКОЛЬКО УДАЧНО УДАЛОСЬ СОЗДАТЬ ПРОСТЫМИ СЛОВАМИ НЕПОВТОРИМУЮ ЗАРИСОВКУ ПЕЙЗАЖА, ИМЕЮЩУЮ КАКУЮ-ТО ЗАМЕЧЕННУЮ ОСОБЕННОСТЬ, ЧТО ПРИВЛЕКАЕТ И ЗАПОМИНАЕТСЯ.
Вот достижение в этом конкурсе:
1-Е МЕСТО
баночка мёда
на заснеженной скамье
зимнее солнце (Автор Мария Абазинка)
*
2-Е МЕСТО
стайка снегирей
раскачивает ветки
морозный ветер (Автор Татьяна Шадуя)
*
3-Е МЕСТО
лестница в гору
по каменным ступенькам
стекает вода (Автор Иррациональное Число)
*
звёздное небо
мерцающие льдинки
в сосновых иглах (Автор Ирина Жукова-Каменских)
*
4-Е МЕСТО
открытый зонтик
под гнётом снегопада
тысячелистник (Автор Арина Шик)
*
5-Е МЕСТО
ледяной узор
на берегу залива
фотосессия (Автор Елена Графская)
Свидетельство о публикации №123110100443