Учительница
Наталия Кац-Дербинская
Я в детстве много болела, и как ребёнок привыкший к полному вниманию, во время болезни была очень нудной. Могла в течении двадцати минут ныть: - Подушку, подушку, подушку. Пока не прибегала мама с кухни и не давала вожделённую вещь. Родители нашли выход из положения, научили меня читать в пять лет. Первая книжка которую я прочла была адоптированное издание “ Сказка про Мальчиша Кибальчиша. “ С книгой справилась за час .Посчитав себя грамотным человеком, самостоятельно написала письмо двоюродной сестре в Ригу.
Здавствуй Белочка как ты учишся что получаеш пычки или двыки цлую Тала. ( сохранена орфография ребёнка.)
Жили мы в Полтаве, папа был в длительной командировке. Дали комнату в коммуналке. У мамы была книга “ О вкусной и здоровой пище”, я зазывала в гости соседского, вечно голодного Димку и “кормила” его картинками из книги, читая названия блюд. А потом бежала на кухню и просила у мамы кушать. Мама выдавала, в зависимости от времени дня, или бутерброд или тарелку супа, и страшно удивлялась что её дочка, малоежка,так много кушает. Когда тайна раскрылась, сама стала подкармливать Димку. Настало время идти в школу. Мы вернулись в Ригу. У всех была одна первая учительница, а у меня их было три. Хороших воспоминаний не осталось ни от одной из них. Может я сама виновата, что не проявляла подобострастия и не выказывала любовь. Мне семь лет. Районная школа полу латышская, Чернила не фиолетовые, а синие, обязательно надо носить синие школьные береты, младшие классы с белой полосой, а сбоку, на берете, крепится металлический знак с номером школы. Первая учительница Вера Ивановна Дьяконова, к тому моменту глубоко беременная. Я так хорошо запомнила фамилию, потому что родители объяснили мне происхождение фамилии. В школе, когда девочки выходили к доске, они должны были сделать книксен, сначала в сторону учителя, а потом в сторону одноклассников, а мальчики шаркали ножкой. Первая проблема началась на уроке чтения, было скучно. Одноклассники учили буквы, а я, дома, читала “Робинзон Крузо”. От скуки, у мня была металлическая закладка, я изрисовала всю парту, нет не сразу, а на протяжении многих недель. На уроке письма катастрофа, ни одна палочка, ни одна закорючка, не выходят ровно. А самая большая проблема, была на уроке физкультуры. Летом , когда были в Москве, родители купили форму с застёжкой с сзади. Я не могла ни расстегнуть, ни застегнуть. Учительница помочь не хотела, и запретила детям помогать. Всегда после физкультуры, опаздывала на следующий урок. Однажды Вера Ивановна на уроке стала поднимать детей, спрашивать национальность и заносить данные в журнал. Я сказала, что украинка . Я всегда вертелась среди взрослых и всё наматывала на “ус “, и почему – то считала, что про национальность не надо никому рассказывать. Дома мама объяснила, что национальность скрывать нельзя. Вера Ивановна уходит в декрет. Когда Вера Ивановна пришла навестить класс, дети кинулись её обнимать и целовать, повисли на ней, одна я осталась сидеть, мне она была безразлична. Новая учительница. На первом уроке рисования дала задание, нарисовать морковку. Морковка получилась похожая на запятую, и меня оставили после уроков, рисовать. Рисовала, пока не прибежала перепуганная мама. А самый большой подвиг был, когда я влюбилась в Витьку Акулова и на перемене ему рассказала, что люблю его, этот семилетка, который кроме азбуки и родной речи ничего не читал, рассказал всему классу. Класс долго издевался надо мной. . Во втором классе, было ещё одно столкновение с учительницей. Учили стихи Маршака и Михалкова. В учебнике родная речь были только фамилии с инициалами. Кто – то из детей рассказывает стихотворение Маршака, и говорит: -Стихотворение Сергея Маршака. Не долго думая, для восстановления справедливости, я подняла руку. – Этого поэта зовут Самуил Яковлевич Маршак, а Сергей Владимирович Михалков, другой поэт. И тут же получила замечание. 1959 год. Переехали во Львов. Поменяли квартиру. Пошла в третий класс. Классную звали Раиса Артёмовна. Первое, что ей не пришлось по вкусу, это книксен. Когда я выходила к доске, на полном автомате приседала, она спрашивала,: -Что это ты подпрыгиваешь? Дети воспитывались по советски. - Ребята, если вы что – то видите, или в классе, или когда ходите к одноклассникам, рассказывайте. Потом, назидательным тоном, говорилось: - Если вы будете плохо учиться, то станете чистильщиками обуви, как Лёни Спектора папа, правда это такой чистильщик, у которого дома есть телевизор, пылесос и полотёр. Когда я рассказывал родителям, они хватались за голову. На восьмое марта, мама приготовила гподарок, а так как она в свою школу уходила раньше, то я три дня его благополучно забывала. Стол Раисы Артёмовны был завален подарками: кофточками, шарфиками, и не знаю чем ещё. Через три дня, я принесла подарок. Всему классу было сказано: - Видите, Наташа тоже принесла мне подарок, значит она меня уважает. Писала я по прежнему коряво. Ревмокардит в первом классе, когда я писала на доске, положенной поперёк кровати, писала лёжа, мне нельзя было сидеть, каллиграфии моему почерку не добавил. Но главное столкновение было впереди, уже в четвёртом классе. И туту, вдруг, Раиса Артёмовна, разрешает писать авторучками . И стало получаться прилично. Через недели две, эксперимент закончился, вернулись к обычными перьевыми. Мама пошла поговорить с классной и попросить, чтобы разрешили продолжать писать самопиской. За два года учёбы, это была её первая просьба. Прошло несколько дней. Вдруг поднимается рука и раздаётся голос: - Раиса Артёмовна, а Дербинская пишет авторучкой. На что “ мудрая” учительница ответила: - Дети не трогайте Наташу, это не её прихоть, а прихоть её мамы. И вообще, её мама приходит ко мне выпрашивать оценки. Тут моя не окрепшая душа не выдержала я встала с трясущимися руками и ногами и дрожащим голосом, заливаясь слезами и соплями сказала: - Это не так, не трогайте мою маму, она к Вам пришла только попросить про ручку, а оценки она не выпрашивала, она тоже учительница. На перемене это было рассказано всем учителям младших классов. На следующий год, мама перевела меня в параллельный класс. На первом же собрании, классная руководительница сказала: - А Наташа не такая уж плохая девочка. Из чего мама сделала вывод, что мне дали плохую характеристику.
30.06.19
Свидетельство о публикации №123110103957