Цветаева с цитатами и комментариями

Изо: свидание - сейчас будут грибы собирать



Цветаева

Цветаева   "Башня в плюще":
Ну, неплохо щебечет

"Егорушка":
"Обронил орел залетный – перышко.
Родился на свет Егорий-свет-Егорушка.
Ликом светлый, телом крепкий,
Грудью – ёмкий, криком – громкий.
Обоймет – задушит.
Десять мамок сушит." - сразу видно, что у нее талант словесницы,  любого уболтает.

Дальше много всего (не с таким большим успехом), но вот:
"Причмокивая лихо,
Егор сосет волчиху." - что-то по Блоку знакомое!  (Кажется, в 18 году написала - тогда все воевали...)

"Поэма горы":
"Вздрогнешь – и горы с плеч,
И душа – горе.
Дай мне о горе спеть:
О моей горе!" -  играет словами... Но ее вечное желание сокращать, чтобы не было лишних слов, приводит к рублености... Я раньше ее стихи вообще не выносил, казались не просто глупыми, а ещё и с вывертом...

"Та гора была, как грудь
Рекрута, снарядом сваленного.
Та гора хотела губ
Девственных, обряда свадебного
Требовала та гора.
– Океан в ушную раковину
Вдруг-ворвавшимся ура!
Та гора гнала и ратовала." - гора Цветаева и одноглазый циклоп Маяковский... Гигантомания на марше

"Океан в ушную раковину
Вдруг-ворвавшимся ура!" - как Маяковский, опять же. Причем, с такой же силой метафор... В общем, я уже начинаю понимать: талантище, но и дурдомище где-то рядом (чего только муженёк ее стоит, Эфрон! А лесбиянство?! А ****ство... Умудриться же надо - вернуться в сталинизм в 39 году! Причем, понимала, что некуда возвращаться.... Хотя она везде умудрялась пропадать и бедствовать - не еврейка, чай... Жалко её)

Пришлось читать историю создания, чтобы понять очевидное: речь у бабы о горе любви... Сразу стало всё понятно - и не так интересно... Всё-таки нельзя писать так стихи - без главного слова. Ведь не строят же так машины. Без главного машина - тоже тупая, неподвижная гора

Получается, что  её энергетическое начало века, которое столь многим дало энергию, губило? Уже было через край, начинало корежить, вздрючивать (кстати, и Есенину было через край... Ведь русские сами по себе - спокойные северяне...) Песенная гармония с рубленостью слишком плохо сочетаются! (Но как остаться с песнями, когда вокруг такой кавардак? Все, как я погляжу, поневоле  становились "маяковскими"...)

Получается, она не выдержала не только в смысле самоубийства, но и как убийца своего начального стиля.... Её талант пошёл на винегрет... Хотя: вот стал читать раннее и увидел достаточно обычные женские стихи... Т.е. напряг века всё же не только рушил, но и помогал. Без него она была бы никем, а с ним стала странной и местами талантливой самоубийцей...

"Одна - здесь - жизнь":
"разъяснять ребенку ничего не нужно, ребенка нужно – заклясть. И чем темнее слова заклятия – тем глубже они в ребенка врастают, тем непреложнее в нем действуют" - интересно, но не согласен ни разу! Зачем нужны зомби? Могут ли быть зомби добра? Нужно "заклясть"  ребенка всегда рассуждать и искать объяснения. А все темные заклятия - это вовсе проклятия, в какие бы тоги они не рядились...

Ощущение, что в прозе она напротив, слишком болтлива... Я бы ей посоветовал писать фрагментами, как сам пишу! Для связности в прозе приходится лить лишнюю воду - а в стихах ради ритма и рифм уродоваться...

"Любить человека - значит видеть его таким, каким его задумал Бог и не осуществили родители." - жить-то в случае чего придется с осуществлением, а не с задумкой. И родителей ох как непросто перебить (всё уже своими родителями заклятые и проклятые)

"Я могу без Вас. Я ни девочка, ни женщина, я обхожусь без кукол и без мужчин. Я могу без всего. " - она была действительно неженственной, штаны для неё - самое то (полно таких художниц видел)

"Мечтать ли вместе, спать ли вместе, но плакать всегда в одиночку." - в этом бабья суть: у них нет даже своих отдельных мечт, свои только слезы (и словесные пузыри, улыбки, танцы...) Их свои отдельные мечты только о том, чтобы потерять свою отдельность!

"Я бы душу отдала - чтобы душу отдать!" - получается, я бы да кабы - не удается себя за волосы вытащить, одни благие намерения, матушка... Вложила душу в них...

"В мире ограниченное количество душ и неограниченное количество тел." - море секса и озеро любви. И море слов о любви, кстати, рассуждений, прозы и стихов...

"Когда вы любите человека, вам всегда хочется, чтобы он ушел, чтобы о нем помечтать." - да, в реале никто любви не соответствует, никто её не достоин (за глаза хватит и дружелюбия с симпатией)

"Не дарите любимым слишком прекрасного..." - правильно, любовь и какие-то подарки несовместимы. Дарите их царькам соседних держав на день рождения...

"Я говорю всякие глупости. Вы смеетесь, я смеюсь, мы смеемся. Ничего любовного: ночь принадлежит нам, а не мы ей. И по мере того, как я делаюсь счастливой — счастливой, потому что не влюблена, оттого, что могу говорить, что не надо целовать, просто исполненная ничем не омраченной благодарности, — я целую Вас." - вот такие они, бабы... "Я влюблена - хочу дать, я не влюблена - могу дать".

"Бог не суди , ты не был женщиной на земле." - баба - это душа, но и  Иисус - это душа, так что не надо судить о богах... Хотя Иисус не осудил блудницу, как известно. (Его спрашивали, а Иисус, низко опустив голову что-то писал - может, сам застыдился? Может, тоже имел похотливые мысли когда-то? Ведь камня и он  сам не бросил - значит, был со грехом?)

"Мне нравится, что вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не вами" - ей нравится - ведь можно хохотать и вести себя распущенно (назло ему!) - но лучше бы, конечно, было по другому! Тогда бы и корпеть над таким длинным и шикарным стихом про нелюбовь не пришлось...

"Хотеть — это дело тел, А мы друг для друга — души." - хотеть - это дело члена, а вы друг для друга - уши. Попялитесь друг на друга игриво с расстояния в 30 сантиметров, типа из души в душу, да и перейдете к телу...

"Все-таки трагедия, когда лицо - лучшее в тебе и красота - главное в тебе, когда товар - всегда лицом, - твоим собственным лицом, являющимся одновременно и товаром." - ишь, как простую мысль перекрутила в одном, недоразвила в другом... "Всё-таки, трагедия" - но "всё-таки торгану"...

"Нужно писать только те книги, от отсутствия которых страдаешь. Короче: свои настольные." - не, сам у себя "настольным" не будешь, это только для карикатурных самолюбцев доступно. Писать надо дневники, с одной стороны и те книги, которых кроме тебя не напишет никто, с другой... Всё остальное - обычный бизнес: книга - деньги - товар...

"Я в школе любила только географию - конечно, не все эти широты и долготы и градусы (меридианы - любила), - имена любила, названия... И самое ужасное, Марина, что городов и островов много, полный земной шар! - и что на каждой точке этого земного шара (у вас есть глобус? Я бы показала) - на каждой точке этого земного шара - потому что шар только на вид такой маленький и точка только на вид - точка, - тысячи тех, кого я могла бы любить... <...> Благословляю того, кто изобрел глобус - за то, что я могу сразу этими двумя руками обнять весь земной шар - со всеми моими любимыми!" - охренеть, могла бы всех любить, но любит только глобус...  Нет, она за жизнь залюбит таки тысячи, давалка хренова... (Но это не Марина, заметили? Подружки у неё еще более ****овитые...)

"У каждого из нас, на дне души, живет странное чувство презрения к тому, кто нас слишком любит.
Некое "и всего-то"? - т.е. если ты меня так любишь, меня, сам ты не бог весть что!
Может быть потому что каждый из нас знает себе настоящую цену." - точно... Хотя надо понимать, что способность любить очень много говорит о любящем - он, собственно, уже за эту свою способность достоин ответной любви... Я когда любил, вовсе не считал любимую идеалом - просто видел потенциал... А она, по сути, не верит в себя.... (Может, и ****ью и дурой считала?)

"Карл Великий - а может быть и не Карл Великий - сказал:
"- С богом надо говорить по-латыни, с врагом - по-немецки, с женщиной - по-французски..."
И вот мне иногда кажется, что я с женщинами говорю по-латыни..." - та-ак... С богом она говорит по-немецки?   Или всё же с мужиками она говорит по-немецки?  ("я-я, дас ист фантастиш")  Немцев вообще надо лишить языка - зачем машинам разговаривать? Запихнуть в них только программу, свод правил...

"Есть люди страстей, люди чувств, еще есть люди ощущений; Вы — человек эманации. Вы постигаете мир кожей: это не меньше, чем душой. Вашей кожей Вы постигаете и души, и это более надежно. Ибо Вы — мастер своего дела. Нет необходимости дотрагиваться до Вас рукой, достаточно лишь смутно этого захотеть. Чутье намерений. Гений намерения. Мгновенный слепок намерения. Инстинкт зверя. (Если бы я знала, что это так просто!)" - наверное, своему муженьку-еврею писала... Евреи клянутся, что у них нет души, одна материя, но сами такие чуткие, так тонко нос по ветру держат... -  на интонациях живут... (Хотя отказ от души им всё же даром совершенно не проходит)

"Без соли делается цинга, без сахару - тоска." -  вовсе не без соли -  цинга!?

"И уведите меня как-нибудь вечером — на весь вечер. Чтобы, обретя Вас, я немного Вас забыла" - чтобы похоть убила любовь? (После чего похоть и сама умрет - со стыда)

Уже в 34 году писала "мне всё - равно, и всё - едино"... Наелась и поцелуев и стихов - и стала нищей... Потом дочь посадили, муженька убили - и конечно мысль о глупости своего возвращения... У ее муженька долгое время было всего одно, но очень ценное достоинство - связи. И без всего ей реально было очень жутко и трудно выживать - в ту пору и не поэты, практичные люди не выживали...

---



"Любить человека - значит видеть его таким, каким его задумал Бог и не осуществили родители" - трудновато долго любить не осуществленную, загубленную и испохабленную задумку (на первом взгляде многие любови начинаются, а на первом деле - заканчиваются)

"Я могу без Вас. Я не девочка, не женщина, я обхожусь без кукол и без мужчин. Я могу без всего. Но, быть может, впервые я хотела этого не мочь" - говорит о независимости, но "вас" пишет с большой буквы, т.е. кого-то обожествляет... Она, кстати, действительно была не женственной... (но фанатичной, и потому могла втемяшить себе в башку в качестве кумира кого-то из подходящих мужичков)

"Мечтать ли вместе, спать ли вместе, но плакать всегда в одиночку" - кто-то подыграл ее мечтам, чтобы с ней просто переспать, вот в чем дело...

"Никто не хочет - никто не может понять одного: что я совсем одна.
Знакомых и друзей - вся Москва, но ни одного кто за меня - нет, без меня! - умрет.
Я никому не необходима, всем приятна." - кучу влиятельных знакомых заимела, теперь хочет, чтобы за неё кто-то умирал... Если же говорить об интимной близости, то общественное и интимное - две вещи несовместные. Она хоть и горюет об утрате настоящего интима, но это её выбор - общественная слава поэта...

"Знаете, для чего существуют поэты? Для того, чтобы не стыдно было говорить - самые большие вещи." - но они эти "большие вещи" так красиво задрапируют, и таким туманом окутают, что, по сути, тоже ничего не скажут (а ведь поэтам действительно словно бы стыдно нормально выражаться!)

"Действующих лиц в моей повести не было. Была любовь. Она и действовала - лицами." - короче, у неё было желание любить, а кого - не важно (она хотела любить не для них, а для себя - вот такой парадокс! Ведь, вроде бы, любовь - это отдача. Но обычно бабы - это стервы и вампиры, поэтому те, кого они "любят", становятся их жертвами. Они тебя "любят", но ты должен соответствовать их ожиданиям; и всё вокруг должно соответствовать их ожиданиям; ты не должен иметь своей воли... В итоге, им приходится и самим подпрягаться, не надеяться только на то, что подневольный мужичок из под палки исполнит все их хотелки...)

"Если считать Вас близким человеком, Вы заставили меня очень страдать, если же посторонним, — Вы принесли мне только добро. Я никогда не чувствовала Вас ни таким, ни другим, я сражалась в себе за каждого, то есть против каждого" - вот и пойми эти "противоречивые" (мягко говоря) отношения! Сам чёрт не разберет, поэтому будем считать, что они просто очередные приятели с очередными перепихами , например, по пьяной лавочке...

"Хороших детей через пропасть переводят ангелы, а таких, как ты..." - детей переводят через пропасть училки (например, литературы), изображающие из себя хороших ангелов (правда,  некоторые черти в курилках и подворотнях этому успешно препятствуют), а вот с настоящей жизнью их нередко почти никто и не знакомит... На жизнь, как ни странно, и спроса нет, есть лишь спрос на разнообразных работников (живут, чтобы работать, а не работают, чтобы жить - однозначно, тут даже и спорить не о чем... И те же поэты тоже работают!)

"Вы когда-нибудь забываете, когда любите - что любите? Я - никогда. Это как зубная боль - только наоборот, наоборотная зубная боль, только там ноет, а здесь - и слова нет" - такое бывает на пике, но долго на пике не продержаться (как и с вечной  зубной болью не выжить)

"Я - в жизни! - не уходила первая. И в жизни - сколько мне еще Бог отпустит - первая не уйду. Я просто не могу. Я всегда жду, чтобы другой ушел, все делаю, чтобы другой ушел, потому что мне первой уйти - легче перейти через собственный труп" - понятно: она не уходила, она выгоняла; давала пинок под зад; оставляла за собой жилплощадь...
Или: она была стеснительной, поэтому заведя нового мужичка, старому долго ещё не решалась дать отставку , стыдилась собственной ****овитости (и какое-то время самоотверженно давала обоим)

"И подумать только, если бы мы были вместе, я бы ничего не узнала из того, о чем только что поведала Вам! Как все обретается, когда расстаются. Как все соединяет даль" - новые мужички - новый опыт (но интересен ли он ее прежним мужичкам? Это опять у нее какая-то чокнутая манерность и извращенность... Допустим, Федя познакомил ее с аналом и она рассказывает об этом своему бывшему... на свое счастье - на безопасном удалении; вот почему она говорит, что соединяет даль - не будь отдаления, она не смогла бы быть столь откровенна...)


"Ему просто нравилась комната, тайная красная комната - и тайная красная девочка в столбняке любви на пороге" - речь, похоже, и о тайном красном мальчике в столбняке, стояке...

"Вечерами, сначала нескончаемо-красными, потом нескончаемо-черными, - так поздно - красными! так рано - черными! - мать и Валерия, летом - Окою, осенью большой дорогой, сначала березовой, потом большою, в два голоса - пели" - в целом, мне ее пунктирный стиль не близок, но иногда - как в данном случае - у нее встречаются интересные эксперименты по раскрепощению литературной речи...

    "  Не дарите любимым слишком прекрасного, потому что рука, подавшая, и рука, принявшая, неминуемо расстанутся, как уже расстались - в самом жесте и дара и принятия, жесте разъединяющем, а не сводящем: рук пустых - одних и полных других - рук. Неминуемо расстанутся, и в щель, образуемую самим жестом дара и взятия, взойдет все пространство" - накрутила чуть ли не эпос, но суть проста: не увлекайтесь, ничего текущим мужичкам не дарите, всё равно же расстанетесь. Т.е. это просто практичность и экономия (причем, в ситуации бедности)

"Не тьма - зло, а тьма - ночь. Тьма - все. Тьма - тьма. В том-то и дело, что я ни в чем не раскаиваюсь. Что это - моя родная тьма!" - "я - ведьма, и это моя родная тьма"?! Ночь, однако, не любит , ей и без нее тьмы хватает... (Большинство ведьм - дневные, они не хотят углубляться в собственную тьму)

"Когда вы любите человека, вам всегда хочется, чтобы он ушел, чтобы о нем помечтать" - в присутствии слишком заметно, что влюбилась в сволочь и идиота?! ...В присутствии мечтаешь о том, чтоб ушёл, в отсутствии - чтоб пришёл - в итоге, остаёшься одна,  причем , без всего, ведь не было времени мечтать о чем-то ещё...

"В мире ограниченное количество душ и неограниченное количество тел" - имеет в виду, что ебарей много, но не все они с душой (на самом деле, у многих и тела нормального нет! А какая-никакая душонка у всех имеется...)

"Я, робко:
- Павлик, как Вы думаете - можно назвать то, что мы сейчас делаем - мыслью?
Павлик, еще более робко:
- Это называется - сидеть в облаках и править миром" - комедия Маринки с Павликом. У баб мыслей не водится, а данный Павлик просто кайфует и пыжится, ему хорошо с Маринкой и все мысли его оставили (если только он не под дозой!)

"Мне нравится, что вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не вами,
Что никогда тяжелый шар земной
Не уплывет под нашими ногами.
Мне нравится, что можно быть смешной -
Распущенной - и не играть словами,
И не краснеть удушливой волной,
Слегка соприкоснувшись рукавами" - обычно в язвительном, а не лирическом ключе вот так всё переворачивают; уверен, кстати, что и здесь сначала была язвительная обида (на самом деле, ей не нравится, что ему на неё по барабану и на самом деле она больна им, неким мужичком, с которым она в трамвае соприкоснулась рукавами (а где ещё такая толкучка, что приходится стоять вплотную?)
...Кроме язвительности, тут есть ещё и волевой порыв: типа, тебе не нравлюсь, но мне и это нравится... настырная Маринка (и ей настырность помогла пробиться и  добиться известности?)
И она с горя, значит, веселилась, распустилась, бросала резкие слова, совершала разные кульбиты, не боясь показаться смешной - бунтовала и привлекала к себе внимание одновременно... (И уж конечно в таком состоянии стишки пишутся прекрасно)

"Мне нравится еще, что вы при мне
Спокойно обнимаете другую,
Не прочите мне в адовом огне
Гореть за то, что я не вас целую.
Что имя нежное мое, мой нежный, не
Упоминаете ни днем, ни ночью - всуе...
Что никогда в церковной тишине
Не пропоют над нами: аллилуйя!" - какие у неё далёкие планы сразу, однако - аж, до алтаря! И ад она ему в качестве мести тоже не прочь устроить! (Раз он ей устроил) Где, кстати, она не была королевой, так что мужички не обращали на неё никакого внимания? (Может, юношеское стихотворение...) Я уверен, что мужичок прекрасно заметил ее старания, ведь она буквально  из кожи вон лезла и из штанов выпрыгивала, но ведь наверняка и евонная баба это заметила - почему и потребовала немедленных обнимашек...

"Спасибо вам и сердцем и рукой
За то, что вы меня - не зная сами! -
Так любите: за мой ночной покой,
За редкость встреч закатными часами,
За наши не-гулянья под луной,
За солнце, не у нас над головами,-
За то, что вы больны - увы! - не мной,
За то, что я больна - увы! - не вами!" - в ее покой когда бы то ни было верится не очень! Это она уже сочиняет роман... (Но тут именно ночной покой имеется в виду - без секса - и он вполне возможен, ведь она и не сексапильная красавица, и слишком хорошо  воспитана , "вы" с большой буквы пишет...)
"Спасибо вам и сердцем и рукой" - смешное выражение; очевидное, но я его впервые слышу...
Без мужичка для баб и солнце над головой не светит; мужички - их боги, но это боги, которых они хотят свести на землю, не взирая на  риск превращения в скотов или дьяволов... (Надо их самих заставить подыматься - не надо их жалеть наоборот, безжалостно предавая самих себя...)

"Я говорю всякие глупости. Вы смеетесь, я смеюсь, мы смеемся. Ничего любовного: ночь принадлежит нам, а не мы ей. И по мере того, как я делаюсь счастливой — счастливой, потому что не влюблена, оттого, что могу говорить, что не надо целовать, просто исполненная ничем не омраченной благодарности, — я целую Вас" - влюблена - целует, не влюблена - целует... добрая женщина на хорошей волне; такая поцелует и ты в неё влюбишься (может, на то и расчет?!)
(Когда влюблена, ей сразу большего, чем поцелуйчики хочется, раз они таким расхожим актом являются...)

«Холодно в мире! Постель Осенью кажется раем.» - с возрастом это становится раем - одним из раев  - на все четыре сезона (особенно, при  наличии смартфона с одной стороны и слабого здоровья, с другой)

"Когда люди так брошены людьми, как мы с тобой - нечего лезть к Богу - как нищие. У него таких и без нас много!" - как нищие к богу лезть, значит, идти в религию - это действительно плохо (надо лезть как богатые - всем, даже нищетой... А иначе действительно можно повеситься - ведь больше нет вариантов, если и в атеизм - коммунизм-демократию -  не веришь. Совсем без веры не только поэт,  никто прожить не сможет...)

"Все-таки трагедия, когда лицо - лучшее в тебе и красота - главное в тебе, когда товар - всегда лицом, - твоим собственным лицом, являющимся одновременно и товаром" - критика красивых мордашек (хотя, как по мне, торговля душой не лучше торговли внешней красотой)

"Бог не суди , ты не был женщиной на земле" - женщина, не советуй богу, которым ты тоже не была. Мы не знаем, что с нами будет на том свете. И за что нас надо осуждать, а за что прощать - тоже не очень понимаем...

"Хотеть — это дело тел, А мы друг для друга — души." - а души ничего не хотят, что ли?! Или это место, где только бабочки порхают?! (Достоевского явно не читала и по большому счету жизнь не понимает - о Троице не имеет настоящего понятия. Обычный "идеализм ", когда идеализируются души и дискредитируются тела...)

Не хочется продолжать... Она креативила как могла, но на результаты можно только пожать плечами, в общем-то, это обычные бабские высеры (фу, как грубо!)

----

Попробовал сейчас ещё раз почитать ее прозу - раньше вроде бы казалась любопытной - но нет, ни её щебет, ни сама та революционная эпоха не вызвали ни малейшего интереса... "Они были возбуждены" - всё , больше нечего сказать, обычное ничтожное человеческое болото, запахи провала и пустоты. Не нищим, глупым, нервным горемыкам революции устраивать... Ради технического прогресса весь естественный, натуральный мир порубили на дрова, на кубики кубизмов - и самих себя... Были деревом, стали, допустим, ножкой стула или винтиком... И стишочкам их цена не больше . Брезгую, как были подлым людом, так и остались... И она в душе сама это если не понимала, то подозревала - отчего и самоубилась. Самоубийство - это всегда внутреннее банкротство... Ведь вообще-то в любой ситуации рай не дальше чем в двух шагах от нас на этой земле - хотя бы в виде солнца...


Рецензии