Творческая характеристика

     Первым из профессиональных музыковедов, кто принял и высоко оценил Германа, музыканта и композитора, был Аркадий Петров. Его называют
«патриархом российской джазовой журналистики» и «первопроходцем  джазового радио». Работал с конца 50-х годов на Всесоюзном радио СССР, очень любил джаз и разбирался в нем как высокообразованный специалист.  Всеми силами стремился поддержать молодых джазменов, приглашал их в студию,  записывал и передавал свои программы часто в ночном эфире. А благодарные музыканты с гордостью делились впечатлениями и шутливо окрестили программу новым именем, вставив в старое самую малость: «Для тех, кто ни с кем не спит».
       Аркадий Петров следил за творчеством Германа, анализировал его музыку, писал о нем и передавал в эфире. Ему принадлежат эти строки: «Музыка  «Каданса» - одно из самых сложных и совершенных достижений советского джаза 70-80-х годов». Было нередко и такое: едем  в машине, включаем приемник – звучит «Каданс». Слушаем и радуемся.
       Чиновники «наверху», в Министерстве культуры, видимо, были хорошо информированы о значимости фигуры Германа Лукьянова для отечественного  джаза. Недаром именно он, человек независимых суждений и поведения, с большим чувством собственного достоинства, сам «без локтей» и протекций, был приглашен Министерством культуры дважды представлять Россию в ответственных и престижных джазовых событиях. Первый раз, в 1984 году, выступал (впервые из России!) на знаменитом фестивале «North Sea Jazz  Нидерланды». Второй раз, в 1990 году, ансамбль «Каданс» играл первое отделение в Концертном зале «Россия», где во  втором отделении выступал знаменитый Диззи Гиллеспи. Оба раза достойно поддержал честь отечества!
        Успехи и достижения  Германа в джазе очевидны. О них он сам написал в 2006 году в своей творческой характеристике «для предоставления почетного звания Народного артиста Российской Федерации» - к своему 70-летию. Зная его  правдолюбие и четкость изложения мыслей, в Союзе композиторов  попросили «помочь делу» – самому написать свою творческую характеристику. Кому положено - отказались: слишком трудно и ответственно. И Герман тут же, незамедлительно, по-моему, «на коленке», сел и «помог делу» (очень не любил что-либо откладывать!). На листке бумаги А4 с двух сторон некрасивым, но предельно понятным почерком написан текст: четко, ясно, логично, как о хорошо продуманном, - своя правда о себе  без ложной скромности. Черновика не было, только два исправления и одна вставка: видно, посоветовали добавить абзац о себе как  о композиторе.   
      Вот этот текст:         
      «Герман Лукьянов с начала 60-х годов получил известность как одарённый трубач, пианист и композитор. Ни один джазовый фестиваль в Москве не проходил без участия ансамблей, которые он возглавлял. С первых лет своей творческой деятельности Г. Лукьянов продемонстрировал виртуозное владение трубой, а с начала 70-х годов неизменно признавался лучшим трубачом Советского Союза. Но Г. Лукьянов радовал любителей джаза не только игрой на трубе, но и оригинальными аранжировками  американской джазовой классики, народных мелодий и песен отечественных композиторов. Собственные композиции Г. Лукьянова отличают самобытность, яркий язык и отточенное мастерство. Он окончил Московскую консерваторию в классе композиции у А.И. Хачатуряна. Г. Лукьянов прекрасно владеет полифонией. Он автор двух квартетов для духовых и трёх квинтетов для саксофонов, в которых звучат фуги и есть даже двойная фуга. В своём творчестве Г. Лукьянов развивает традиции Д. Шостаковича, С. Прокофьева, И. Стравинского. Его сочинения узнаются с первых нот по своеобразной мелодике и красочной гармонии. Многие годы ни один концерт «Московской осени» не обходился без ярких сочинений Г. Лукьянова. За многие годы концертной деятельности Московский камерный джаз-ансамбль «Каданс», которым он руководил, выступал на очень престижных фестивалях в Германии, Польше, Голландии, Венгрии, США и почти во всех городах Советского Союза. В ансамблях, руководимых Г. Лукьяновым, выросла целая плеяда молодых артистов. Г. Лукьянов, безусловно, достоин присвоения почётного звания «Народный артист Российской Федерации».
        Но что-то там, наверху, пошло не так, и он получил звание Заслуженного деятеля искусств Российской Федерации. Да, он, конечно, деятель и, конечно, -  искусств: трубач, пианист, композитор, поэт. Не говоря уже о других видах деятельности - рукотворной и не только. Но, прежде всего, артист!  Почти  две тысячи  гастрольных концертов только за годы работы в Росконцерте (1978-1990)! После награждения один из чиновников, поздравляя его, похлопал  утешающе по плечу и тихо сказал: «Ну, ничего, ничего … к 80-летию…» А дома Герман, не предупредив заранее о столь важном событии, спокойно, посмеиваясь, рассказал, как все происходило, показал  наградной значок «Деятеля» и добавил: « Да, в России нужно жить долго…». И, хотя никогда больше никак это  не комментировал, думается  (а может, это мои домыслы?), в аллегорической форме он написал эти строки верлибра:               
                За заслуги перед родиной
                ему поставили памятник
                из мраморной крошки.
Листок с характеристикой, к счастью, сохранился. Это его правда о себе самом - личная оценка собственных достижений артиста и композитора в совершенно новой сфере русской музыкальной культуры – джазовой музыке... Немало.


Рецензии