Концерт в Доме Музыки
Многочисленные гастрольные концерты, выступления на международных и отечественных фестивалях джаза и участие в самых престижных джазовых событиях страны утвердили славу Германа как сильного, интересного трубача и пианиста и самобытного, талантливого композитора. Музыканты приняли «белую ворону» в свои ряды, а некоторые своим творческим сотрудничеством с ним внесли яркие страницы в историю отечественного джаза.
Один из них - Сергей Резанцев, Заслуженный артист РФ, прекрасный, тонкий саксофонист и известный опытный педагог. Герман предложил ему на выбор необычные для джазовой музыки произведения – два квартета для духовых и три квинтета для саксофонов. Он согласился, отрепетировал трудные пьесы с лучшими молодыми джазменами-учениками и выступил блистательно. Герман был счастлив, услышав исполнение своих нестандартных сочинений. Если бы не Сергей Резанцев, все бы осталось, возможно, только на нотной бумаге… В скорбные дни памяти о Германе он написал в интернете эти строки: «Мне посчастливилось сыграть его три квинтета и один квартет. Таких аккордов никто в мире никогда не писал на нотной бумаге! Лишь ему это было дано слышать! И всегда у него планов громадьё!».
Хочу сказать добрые слова еще об одном музыканте. Это Игорь Кантюков, известный джазмен, композитор и аранжировщик, руководитель биг-бенда «Орфей». Человек необычайной скромности и душевного обаяния, может, сам того не подозревая, сыграл особую роль в творческой судьбе Германа. Воодушевлённый принесенными сочинениями, Игорь фактически предложил ему сотрудничество. А ведь, Герман давно мечтал написать музыку для большого оркестра. Но какого именно? Кто это исполнит и где можно прослушать написанное? Все идеи - только в голове. И… повезло! В результате человеческого притяжения и творческого общения Герман за зиму 2012-2013 года с увлечением, буквально не отходя от инструмента, написал 12 композиций для большого оркестра. Каждый раз приносил партитуры, играли, прослушивали, обсуждали. Понравилось – принимали! Через несколько дней, к репетиции, приносил новое. «Опять нетленка»?!» – шутили музыканты. Преодолев сопротивление Германа браться за уже сыгранную вещь, Игорь уговорил Маэстро написать новую версию полюбившейся композиции «Золотые руки Сильвера» - уже для биг-бенда. Пьеса, получив второе рождение, зазвучала новыми красками – интересно, мощно и всегда с большим успехом. К счастью, несколько композиций сыграли на фестивале «Московская осень», а целый концерт в двух отделениях состоялся в клубе Алексея Козлова в Олимпийской деревне. Сохранилась и запись концерта.
И третий музыкант - Игорь Бутман, самый известный российский джазмен, виртуозно владеющий саксофоном. Джазовая жизнь уже соединяла их вместе. В 2005 году Игорь со своим ансамблем и Герман как «special guest» и композитор программы выступали в Нью-Йорке в знаменитом джазовом клубе «Birdland» и перед полным залом студентов джазового училища в американском городе Москва. Спустя десять лет, Игорь пригласил Германа выступить с его большим оркестром на самой престижной московской площадке. И 25 сентября 2015 года в Камерном зале Дома музыки состоялся концерт Московского джазового оркестра под управлением Игоря Бутмана. Впечатление было таким сильным, что я сразу «взялась за перо»: хотелось запечатлеть для памяти. Вот мой рассказ.
«Успех ошеломляющий. Писать трудно – переполняют эмоции. Только внешние факты и непосредственные впечатления. В интернете подробный анонс-афиша. Билеты распроданы задолго до концерта. Впервые за последние десять лет видела спекулянтов: пятисотрублевые билеты стоили до пяти тысяч... В переполненном зале вся джазовая элита и иностранные гости. Много поклонников Германа Лукьянова и Виталия Долгова, авторов исполняемой музыки. Знаменитые имена привлекают интерес и подогревают любопытство публики необычным сочетанием: Лукьянов и Бутман.
Первое отделение – Герман Лукьянов: семь композиций для большого оркестра, впервые представленные столь искушенной публике. Маэстро, в черном смокинге и белоснежной рубашке с изысканной бабочкой, - у дирижерского пульта. Лицо – серьезное, сосредоточенное - спокойствие и отрешенность: он уже в своем мире. Тишина в зале сравнима только с конкурсом Чайковского в консерватории. Слушают с полным вниманием и пониманием: реагируют на каждый удивляющий момент музыки и игры оркестра. Сразу после первого номера шквал оваций и свист. Программа необыкновенная. Музыка звучит напряженно. Поражает красками полифония. Слышны, как в душевном разговоре, пересекающиеся голоса разных инструментов, а вместе – нежные вздохи и мощное дыхание огромного сказочного существа. И соло артистов как ручейки, каждый со своим особым, выразительным звуком движения. Музыканты играют с воодушевлением. Оркестр звучит превосходно, то тихо и пронзительно лирично, то громко и победно мощно, передавая всю гамму красок жизни. Музыка буквально завораживает.
Объявляет номера Бутман, делает это, лишь вставая в ряду саксофонов, - непринужденно, с шутками, снимая излишние строгость и скованность. В конце отделения аплодисменты продолжаются так долго, что Германа, ушедшего за кулисы, возвращают три раза.
Второе отделение посвящается памяти Виталия Долгова, который прославился своими сочинениями и яркими аранжировками американских хитов для оркестра Игоря Бутмана.
Итак, – на сцене снова Московский джазовый оркестр. Дирижер Игорь Бутман – на прежнем месте. Знаки оркестру подает, вставая в ряду группы саксофонов. Зал сразу охватывает радость узнавания популярных, любимых хитов. Замечательное исполнение в духе старых американских бендов с привнесением джазовых шоу-«штучек»: много тутти, кваканья с помощью сурдин, искажения чистого звука, поворота звучащих духовых направо – налево. Публика завелась – все прошло «на ура».
Бутман поразил меня, завоевал симпатию зала и - мою. В конце поблагодарил публику и сказал, что мы должны помнить своих учителей и тех, кто стоял у истоков создания отечественной школы джаза. Начав с Германа, перечислил всех, кто находился в зале, заставил их встать и поклониться публике, рассказал кратко о вкладе каждого в общее дело. Как он всех запомнил и увидел?! ну, просто – орлиный глаз! И сделал это искренне, без пафоса.
После концерта стояла в холле в ожидании Германа и смотрела на выходящих из зала. Давно не видела столько людей, возбужденных, улыбающихся, объединенных радостью пережитого впечатления. Потом, когда все разошлись, нас еле нашли в каменных джунглях целого города - Дома музыки и увезли в ресторан, на банкет. Были приближенные к Бутману музыканты и иностранные гости. Много прекрасных слов восторга и благодарности досталось Герману: ему жали руки, его обнимали и целовали (досталось и мне!). Наш Маэстро заслужил это своей фанатичной преданностью джазу, непоколебимой верой в себя и невероятной каждодневной работой. Он постоянно живет с лозунгом «Готовься к великой цели, а слава тебя найдет»... Иногда только, грустно улыбаясь, вопрошает: «А где же этот Слава ...?» В этот незабвенный, счастливый день этот неуловимый «Слава» нашел-таки нашего Маэстро! Мы счастливы.
* Резанцев Сергей Константинович (род. 15 октября 1953) - Заслуженный артист РФ, джазмен-саксофонист. Руководитель оркестрового отделения в Государственном музыкальном училище эстрадного и джазового искусства при Российской академии музыки имени Гнесиных.
** Кантюков Игорь Васильевич (род. 29 декабря 1945) — советский и российский музыкант (контрабасист, тубист и бас-гитарист), композитор и аранжировщик, Заслуженный деятель искусств России.
*** Бутман Игорь Михайлович (род. 27 октября 1961) - популярнейший советский и российский джазовый саксофонист, Народный артист РФ, руководитель Московского джазового оркестра, лауреат многих премий и наград «за выдающиеся достижения в области культуры и искусства
Свидетельство о публикации №123103103015