Ахматова с цитатами и комментариями
Ахматова
"Запахи Павловского вокзала. Обречена помнить их всю жизнь, как слепоглухонемая" - мочой, что ли, пахло?! Или мазутом - выбор небольшой. Мы все их помним, мать!
Стихи:
"Твоя печаль, для всех неявная,
Мне сразу сделалась близка,
И поняла ты, что отравная
И душная во мне тоска." - твоя печаль, моя тоска - дружба навек! Ненавижу, кстати, отравных баб ( не раз ими отравился!) И душных, т.е. душащих и давящих, ненавижу.
"Здесь все то же, то же, что и прежде,
Здесь напрасным кажется мечтать.
В доме, у дороги непроезжей,
Надо рано ставни запирать." - смешно; тут, мать, не мечтать надо, а опасаться... Хотя напрашивается мечта выбраться из этого опасного места. Но как? - дорога непроезжая (пешком чеши)
"Хорошо твои слова баюкают:
Третий месяц я от них не сплю." - ох ты, ах ты, врёт и не моргает. В реале дрыхнет, в стихах страдает...
"Ты знаешь, я томлюсь в неволе,
О смерти Господа моля." - врушка; ни дня без стиха, ни стиха без вранья...
"И осуждающие взоры
Спокойных загорелых баб." - чё, фря, неприятно было? Дамочка, блин... Любовь у нее голубком на белом окошке воркует...
Из мемуара: " я была овца без пастуха"....
Ладно, не буду слишком издеваться... Она как Пушкин в юбке - тоже упор на гладкость рифм, чтобы звучание было хорошее... (Остальное не важно!)
"Реквием":
"Где теперь невольные подруги
Двух моих осатанелых лет?" - хорошо сказано
"Это было, когда улыбался
Только мертвый, спокойствию рад.
И ненужным привеском качался
Возле тюрем своих Ленинград.
И когда, обезумев от муки,
Шли уже осужденных полки,
И короткую песню разлуки
Паровозные пели гудки,
Звезды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами черных марусь." - осатанение дамочке пошло на пользу! Правда, слишком красиво и гладко, но зато очень смело и зло.
"Нет, это не я, это кто-то другой страдает,
Я бы так не могла" - вот вот... Она ведь тоже, как Мандельштам, из довольно богатой, благополучной семьи, и тоже попала под каток сталинизма...
"И мне не разобрать
Теперь, кто зверь, кто человек" - металась по тюрьмам, телефончиков, наверное, не было, пыталась угадать, где не зверь, а человек среди следователей, при том, что человека всем, если он и оставался, приходилось прятать очень глубоко...
Но в целом дальше обычный слабый ахматовский стих и в этом реквиеме. (Однако вступлением может гордиться.)
---
"У меня сегодня много дела:
Надо память до конца убить,
Надо, чтоб душа окаменела,
Надо снова научиться жить" - да, вся "учеба " и тренировка для жизни у людей в этом - стать каменными и беспамятными; не надо рефлексий, если хочешь делать дело! Даже поэтессы советуют...
"Отодвинув мечты и устав от идей,
Жду зимы как другие не ждут.
Помнишь, ты обещал, что не будет дождей?
А они всё идут и идут…" - опять то же самое: мол, мечты - это дождливая слякоть; и идеи не лучше. Ждёт зимы так же, как каменности - зимой она будет лёд...
(Критикую, но понимаю: в сталинское время любому захочется окаменеть... Да и в любое время в этом "жидобандеровском" мире немногим лучше - и я тоже отдаю дань суровости... а иначе не ловил бы кайф от написания "Одноглазого пирата"...)
"Удивлённо смотрю из квартирных окон-
Я во сне или всё ж наяву?
Помнишь, ты говорил, что вся жизнь - это сон?
Я проснулась, и странно, живу…" - комнатная жизнь любого делает странным призраком - это одно; а другое: странно оказаться лирическим поэтом в кгбэшное время...
"А назавтра опять мне играть свою роль,
И смеяться опять невпопад.
Помнишь, ты говорил, что любовь - это боль?!
Ты ошибся, любовь - это ад…" - в общественном пространстве все до единого играют роли, а не живут, ведь оно насквозь искусственно; конструкт - очередная версия вавилонской башни...
Боль - это не взаимная любовь, а ад - это невзаимность отягощенная или предательством или ужасными внешними обстоятельствами... И то же общественное пространство запросто любую любовь изуродует. Тебе, например, скажут, что правильней любить совершенно другого (кого-то из "жидобандеровской" мафии?!)
"Я пришла сюда, бездельница,
Всё равно мне, где скучать!
На пригорке дремлет мельница,
Годы можно здесь молчать.
Над засохшей повиликою
Мягко плавает пчела,
У пруда русалку кликаю,
А русалка умерла.
Затянулся ржавой тиною
Пруд широкий, обмелел.
Над трепещущей осиною
Лёгкий месяц заблестел.
Замечаю всё как новое,
Влажно пахнут тополя.
Я молчу. Молчу, готовая
Снова стать тобой, - земля" - реально вышла на природу поскучать, городская бездельница (конечно , вряд ли одна вышла, со скучным кавалером ). И вот: природа произвела на неё впечатление... И об этом очень гладкий, лаконичный, точный стих соорудила - но лучше самому находиться на природе, чем его читать - ведь ничего нового он не открыл... (Только готовность "снова стать землёй" производит впечатление... В те времена у жизни цена была - копейка... Т.е. без суровых условий Ахматова была бы обычной техничной рукодельницей (кто-то вышивает, а кто-то сочиняет стишки, без разницы) - они привнесли трагические ноты и намёк на что-то настоящее....)
"Щёки бледны, руки слабы, Истомлённый взор глубок, Ноги ей щекочут крабы, Выползая на песок" - такая худышка, "женщина-вамп" (вампир), которую в разных местах щекочут мужички-ухажеры (но они у её ног)
"Память о солнце в сердце слабеет, Желтей трава, Ветер снежинками ранними веет Едва-едва" - опять обычную природу, погоду и настроение она точно описывает и гладко рифмует; и опять есть нота трагизма...
"Звенела музыка в саду Таким невыразимым горем. Свежо и остро пахли морем На блюде устрицы во льду" - на фоне горя свежо смотрятся устрицы и наоборот. В общем, поэтам нужны, необходимы трагические времена, ведь иначе они тонут в сахаре (или в устрицах - если дадут)
"Он весь сверкает и хрустит, Обледенелый сад. Ушедший от меня грустит, Но нет пути назад." - второе предложение тут неуклюже и странно смотрится, а так тема всё та же: был сад, но тяжёлые времена нагнали мороза; и она сама стала вся обледенелая.
"Цветов и неживых вещей
Приятен запах в этом доме.
У грядок груды овощей
Лежат, пестры, на черноземе.
Еще струится холодок,
Но с парников снята рогожа.
Там есть прудок, такой прудок,
Где тина на парчу похожа.
А мальчик мне сказал, боясь,
Совсем взволнованно и тихо,
Что там живет большой карась
И с ним большая карасиха" - мужик бы про парчу не вспомнил, а она вспомнила; тоже и с карасихой... В иных условиях она бы сидела только в комнатах, в тереме, среди цветов и неживых вещей, а тут приходится контактировать с волей, природой, жизнью - и даже с рогожей (которая хорошо смотрится рядом с парчой...)
"...И кто-то, во мраке дерев незримый,
Зашуршал опавшей листвой
И крикнул: "Что сделал с тобой любимый,
Что сделал любимый твой;
Словно тронуты черной, густою тушью
Тяжелые веки твои.
Он предал тебя тоске и удушью
Отравительницы-любви.
Ты давно перестала считать уколы -
Грудь мертва под острой иглой.
И напрасно стараешься быть веселой -
Легче в гроб тебе лечь живой!.."
Я сказала обидчику: "Хитрый, черный,
Верно, нет у тебя стыда.
Он тихий, он нежный, он мне покорный,
Влюбленный в меня навсегда!"" - типичнейший, расхожий "серебряный век", она ведь родом из него, тогда тысячи девушек кинулись строчить стишки про трагическую любовь с гробами, тушью и т.д. И полным-полно у неё такого хлама...
" Радостно и ясно
Завтра будет утро.
Эта жизнь прекрасна,
Сердце, будь же мудро.
Ты совсем устало,
Бьешься тише, глуше…
Знаешь, я читала,
Что бессмертны души" - сердце не может быть мудрым - оно для доброты! (Голова для ума, но у баб она для красоты)
Кажется, она прочитала что-то про бессмертие души и сразу приободрилась (хотя усталость , накопленные годы никуда уже не денешь)
"Все перепуталось навек, И мне не разобрать Теперь, кто зверь, кто человек, И долго ль казни ждать" - наверное, и в политике совсем не разбиралась, кто прав , коммунисты, капиталисты или фашисты - угроза казни исходит от всех... (Это всё тоже типично и обыкновенно для слабого пола)
"Какую власть имеет человек, Который даже нежности не просит!" - только тот, кто не растаял перед женскими нежностями ("чарами"), имеет свою власть и волю, а все остальные - подкаблучники. Ещё свою душу надо иметь и чувствовать, чтобы перед чужой не преклониться...
"Клятва
И та, что сегодня прощается с милым,-
Пусть боль свою в силу она переплавит.
Мы детям клянемся, клянемся могилам,
Что нас покориться никто не заставит!
Июль 1942
Ленинград" - скрытой буржуазкой с кукишем в кармане она всё же не была (по крайней мере, во время войны и в осажденном Ленинграде!)
"Задыхаясь, я крикнула: "Шутка
Всё, что было. Уйдёшь, я умру".
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: "Не стой на ветру"" - ну да, ну да, из подобных катавасий, настроений и состоят неразделенные любови (и она в них была весьма нервной и сумасшедшей, психовала и прочее)
"Все мы бражники здесь, блудницы.
Как невесело вместе нам!
На стенах цветы и птицы
Томятся по облакам.
Ты куришь черную трубку,
Так странен дымок над ней.
Я надела узкую юбку,
Чтоб казаться еще стройней.
Навсегда забиты окошки.
Что там – изморозь или гроза?
На глаза осторожной кошки
Похожи твои глаза.
О, как сердце мое тоскует!
Не смертного ль часа жду?
А та, что сейчас танцует,
Непременно будет в аду" - очень ярко, выпукло и понятно написано. Юную деву всегда волнуют мужички и потому пьянки с ****ками рядышком (где в России найдешь не пьющего, не ****ующего и при том успешного? И как не ревновать к конкуренткам...)
В общем, она у меня как на ладони...
----
Настолько это всё мне теперь кажется обычным, усредненным и малоинтересным... Стишки, мечты и мыслишки о мужичках... - радует только наличие связи с природой; наверное, с удовольствием завела бы садик, цветник; может быть, даже огородик. Но опять-таки, для женщин это типично. Может, и рукоделие ей было знакомо?
Трагическое время некоторых облагораживало, а не превращало в скотов, но это только флёр благородства, иллюзия...
----
„Мужчины, вы думаете женщины любят красавцев или героев? Нет, они любят тех, кто о них заботится.“ - но если о них уже заботятся, вот тогда им принцев, красавцев и героев подавай
„Вы знаете, что такое пытка надеждой? После отчаяния наступает покой, а от надежды сходят с ума.“ - нет, это не пытка надеждой, а надежда во время пытки. От пыток сходят с ума, а надежда не даёт
„Страшно выговорить, но люди видят только то, что хотят видеть, и слышат только то, что хотят слышать. На этом свойстве человеческой природы держится 90% чудовищных слухов, ложных репутаций, свято сбережённых сплетен. Несогласных со мной я только попрошу вспомнить то, что им приходилось слышать о самих себе.“ - опять ей страшно, горько и т.д., хотя могла бы и посмеяться...
„Нет ничего более полезного для нервов, чем побывать там, где никогда не был.“ - наверное, отвлеклась и развлеклась там, где никогда ещё не бывала - и выдала благодарный комплимент. Вообще, как я погляжу, она вся на нервах жила в определенное время... (Всю жизнь так не прожить?)
„А смерти бояться не надо, и слова этого бояться не надо. В жизни есть много такого, что гораздо страшнее, чем смерть. Вся грязь, вся мерзость происходят от боязни смерти. А эти интеллигентские штучки, что умирает кто-то другой, плохой, а не мы, — надо бросить. Именно мы погибаем, мы умираем, а никто другой.“ - видимо, такое восприятие ей было доступно тоже только в самый ужасный период...
Про "интеллигентские штучки" , правда , не понял (у нее часто какой-то сбой к концу высказываний)
„Приснился мне почти что ты
Какая редкая удача!
А я проснулась, горько плача,
Зовя тебя из темноты. Но тот был выше и стройней
И даже, может быть, моложе
И тайны наших страшных дней
Не ведал. Что мне делать, Боже? Что!.. Это призрак приходил,
Как предсказала я полвека
Тому назад. Но человека
Ждала я до потери сил. Позвони мне хотя бы сегодня,
Ведь ты все-таки где-нибудь есть,
А я стала безродных безродней
И не слышу крылатую весть.“ - горюя, она чуть ли не бредила. Городские женщины - слабые, им вечно что-то мерещится, они рыдают и прочее...
„Достоевский не знал всей правды о зле. Он считал, что если ты зарубил старуху-ростовщицу, то потом до конца жизни тебя будут грызть муки совести и, в конце концов, ты признаешься, и тебя отправят в Сибирь. А мы знаем, что можно утром расстрелять десять-пятнадцать человек, а вечером, вернувшись домой, намылить жене голову за то, что у неё скверная прическа.“ - почему же , в "бесах" описаны фанатики прогресса, которым убивать не так уж трудно.
Раскольников убил не одну старушку, а двух, причем одну совсем невинную ; он убил, как ни крути, лишь ради денег; он убил в одиночку - не в бравом строю таких же солдат... Эти три причины почти любого доведут до цугундера...
„Благовоспитанный человек не обижает другого по неловкости. Он обижает только намеренно.“ - у интеллигентов не только кукиши в кармане, ага
„Я получила прозвище «дикая девочка», потому что ходила босиком, бродила без шляпы, бросалась с лодки в открытое море, купалась во время шторма, и загорала до того, что сходила кожа, и всем этим шокировала провинциальных севастопольских барышень.“ - бродила без шляпы и уже "дикая девочка"?! Ясно, что вокруг неё были совсем недикие девочки - и они в итоге ее воспитали, если по молодости и были у неё небольшие загогулины. (Во время шторма она в воду зашла по колено и с лодки прыгнула только один раз, чтобы не отставать или перед кем-то выделиться)
„Кто чего боится, то с тем и случается. Ничего бояться не надо.“ - может, всё же два раза с лодки прыгнула?! Всё же, думаю, вокруг было столько не боязливых, что отставать было нельзя...
„Когда на улице кричат «Дурак!» не обязательно оборачиваться.“ - все девочки эту науку изучают...
„… отсутствие — лучшее лекарство от забвения (объяснить потом), лучший же способ забыть навек — это видеть ежедневно (так я забыла Фонтанный Дом, в котором прожила 35 лет).“ - пыталась выдоить хоть какой-то "умный" парадокс - наверное, тоже подражала. На самом деле , это всё лишь чепуховый выверт - человек действительно легко забывает крупное и вспоминает мелочи и вообще, вся наша жизнь - лишь краткий сон и виртуал...
„Есть уединение и одиночество. Уединения ищут, одиночества бегут. Ужасно, когда с твоей комнатой никто не связан, никто в ней не дышит, никто не ждёт твоего возвращения.“ - в информационном мире одиноким быть невозможно?! Плохо быть не без коллектива, а без близких родственников и любимых. Коллективы, как и информационные среды, можно менять как перчатки...
„Я кончила жить, еще не начиная.“ - нет, она начала до революции, но тут всю жизнь прихлопнули революционеры технического прогресса... (быстро превратившиеся в прямых убийц)
„В сущности, никто не знает, в какую эпоху он живет. Так и мы не знали в начале десятых годов, что жили накануне европейской войны и Октябрьской революции.“ - да, будущее всегда изменяет восприятие прошлого, оно уже иначе смотрится... Вообще, задним числом мы все умны! Жаль, что не справляемся с жизнью сразу, не видим дальше собственного носа, когда она вблизи...
Свидетельство о публикации №123103003041