Лидия Федосеева-Шукшина и Владимир Высоцкий

    Журналисты, исследователи жизни и творчества поэта, сценаристы и режиссеры чаще пишут статьи и снимают фильмы о знакомстве, дружбе и взаимоотношениях Высоцкого и Шукшина. Между тем с Владимиром Семеновичем была знакома и общалась последняя супруга Василия Макаровича. Расскажем об их творческих контактах и жизненных пересечениях.
    Лидия Федосеева родилась в Городе на Неве. Училась в знаменитой школе № 222 «Петришуле». И с детства мечтала стать актрисой. В интервью она признавалась: «Почему стала артисткой? Я выросла в богемном районе Ленинграда, соседские дети смотрели дома трофейные фильмы, и мальчишки часто звали меня «кино посмотреть». Актриса Дина Дурбин – это любовь всего моего детства, я ее обожала до высокой температуры. Моя мечта стать артисткой началась с того времени. Я ходила во все кружки художественной самодеятельности, школа меня не интересовала вообще». (А. Ярошенко, «Федосеева-Шукшина: "Я никогда не любила и не понимала театр": интервью, «Беларусь сегодня» (г. Минск), 15 декабря 2015 г., глава «Высоцкий – Гамлет с Плющихи…»)
    Любовь к кино была непрходящей и с каждым годом только крепла. Еще в школьном возрасте Лида участвовала в массовках фильмов, снимаемых на «Ленфильме». Первой же в фильмографии актрисы значится картина «Два капитана» (1955) режиссера Владимира Венгерова, являющаяся экранизацией одноименного приключенческого романа Вениамина Каверина (Зильбера). Молодой актрисе досталась небольшая роль лаборантки.
    Для того, чтобы в совершенстве овладеть навыками и приемами выбранной профессии, нужен не только опыт, необходимо и образование. В 1959 году Федосеева приезжает в Москву и поступает во ВГИК, Всесоюзный государственный институт кинематографии (актерская мастерская С. Герасимова и Т. Макаровой). На первом курсе обучения режиссер Василий Ордынский приглашает Лидию на одну из главных ролей – студентки Тани – в картину «Сверстницы», уже пятую в ее карьере. В этом же фильме с эпизодической ролью, появившись в 2-3 кадрах на несколько секунд, дебютировал в кино тоже студент, только Школы-студии МХАТ, Володя Высоцкий.
    «В основе сюжета фильма – судьбы трех подружек – Татьяны, Киры и Светланы. Одна из них поступила в медицинский вуз, вторая стала студенткой театрального, а третья – экзамены провалила. Ей пришлось устроиться работать на часовой завод, где она встретила свою любовь…
    Подруг в фильме по сценарию Аллы Беляковой сыграли начинающие артистки Маргарита Кошелева, Людмила Крылова и Лидия Федосеева. Девушки на съемочной площадке сдружились, поэтому сразу же после окончания работы над «Сверстницами» все трое с радостью снялись в мелодраме «Катя-Катюша» (1959, реж. Г. Липшиц), где главная роль была у Крыловой.
    В «Сверстницах» впервые на экране появился Владимир Высоцкий – сыграл студента театрального училища Петю. У него был эпизод с несколькими словами, причем он долго репетировал фразу «сундук и корыто» и очень переживал, что мямлит и заикается.
    В своих интервью Владимир Семенович о картине почти никогда не рассказывал, называя своим дебютом роль шофера в фильме «Карьера Димы Горина» (1961, реж. Ф. Довлатян и Л. Мирский). И все же на одном из концертных выступлений артист вспомнил этот кинематографический опыт: «Моя первая работа в кино. Фильм «Сверстница», где я говорил одну реплику: «Сундук и корыто». Волнение. Повторял ее на десять интонаций. И в результате – сказал ее с кавказским акцентом, высоким голосом и еще заикаясь. Это – первое боевое крещение».
    Подбором актеров в картину занимался второй режиссер Никита Орлов. Двух подруг нашли быстро – Лиду Федосееву и Люду Крылову утвердили сразу, а вот на роль третьей девушки планировали взять юную Нину Корниенко, но ее не отпустили из института. Тогда Орлов пригласил Риту Кошелеву, до этого никогда не снимавшуюся – она только окончила хореографическое училище, но из-за высокого роста не могла найти работу по профилю. В поисках актеров на массовку второй режиссер пошел за студентами в Вахтанговское училище и в Школу-студию МХАТ. Там встретил Владимира Высоцкого и позвал на пробы». (Интернет-сайт «Дом кино» domkino.tv, 3 ноября 2017 г., «5 интересных фактов о фильме "Сверстницы"».)
    «Весной 1959-го состоялась премьера фильма Василия Ордынского «Сверстницы».
    Студенту Школы-студии МХАТ Владимиру Высоцкому было 20, когда режиссер пригласил его на эпизод в картине. Молодому артисту досталась роль, в которой и играть-то было нечего, ведь его «назначили» студентом театрального училища. Эпизод был настолько мелким, что даже упоминания в титрах Высоцкий не удостоился». (Т. Лазарева, «Рязанов отказал ему и остался с носом. Какие кинороли прошли мимо Высоцкого», «Аргументы и факты», № 13, 1 апреля 2024 г.)
    Высоцковед Марк Цыбульский (США) в статье «На съемках "Сверстниц"» (2011) (размещена на интернет-сайте «Владимир Высоцкий. Каталоги и статьи» v-vysotsky.com) пишет: «Никто не помнит в картине Высоцкого! То, что о его участии в картине не знают исполнители главных ролей Людмила Крылова и Лидия Федосеева-Шукшина, понятно – у них нет с Высоцким общих сцен. Я, конечно, задал свой вопрос и Людмиле Ивановне, и Лидии Николаевне, но на положительный результат не рассчитывал. Маргарита Кошелева (роль Киры, студентки театрального училища) не помнит Высоцкого, сидевшего рядом, что было, по правде говоря, неприятным сюрпризом, но оставались надежды на Клавдию Блохину (роль студентки театрального училища Оли Аксеновой), которая участвовала в той же сцене. Увы, ответ был тот же: "Нет, я там не помню Высоцкого"».
    В этой же статье находим ответ второго режиссера картины Никиты Викторовича Орлова на вопрос Марка, почему Владимира Высоцкого в фильме совершенно не помнят: «Потому что он прятался. Я его несколько раз видел просто в щели между другими актерами».
    Как бы там ни было, съемки фильма состоялись, актеры сыграли свои прописанные в сценарии роли.
сценарии роли.
    Впервые киноленту показали в московском Доме кино 8 марта 1959 года. В год премьеры фильм «Сверстницы» стал одним из самых популярных – его посмотрели 30 миллионов зрителей.
    Позднее Лидия Николаевна вспоминала, как смотрела «Сверстниц» с Василием Шукшиным. И тот выразился, что, мол, картина «картонная», но Федосеева там – хороша.
    Действительно, Таня, героиня, сыгранная актрисой, выглядела наиболее спокойной и рассудительной из троицы подружек.
    В 1964-м Федосеева оканчивает ВГИК, и в том же году на съемочной площадке фильма режиссера Эдуарда Бочарова «Какое оно, море?» (по мотивам повести Николая Дубова «Мальчик у моря») Лида знакомится с будущим мужем – писателем, сценаристом, актером и режиссером Василием Шукшиным, за которого вскоре выходит замуж. Союз Шукшина и Федосеевой был не только семейным, но и творческим: Василий Макарович снял супругу в трех своих режиссерских работах из шести, в том числе в последней – картине «Калина красная» (1974). Также они вместе снимались в фильмах других режиссеров.
    Лидия Николаевна откровенничает: «Я киноактриса, театр не любила и не понимала никогда. Театр – это не родной дом для меня. Опять же, это все от Василия Макаровича, он не любил театр, и мы с ним туда никогда не ходили. В кои–то веки мы ходили на спектакль с Евгением Евстигнеевым, когда он у Василия Макаровича снимался. Помню, как он посмотрел «Гамлета» с Высоцким. Пришел домой, я у него спросила: как спектакль? «Гамлет с Плющихи», – сказал Шукшин, больше ничего не объясняя. Поэтому, когда меня мучают воспоминаниями о Высоцком, мне и вспомнить–то особо нечего. Володя Высоцкий с Василием Макаровичем больше выпивали, чем дружили». (А. Ярошенко, «Федосеева-Шукшина: "Я никогда не любила и не понимала театр": интервью, «Беларусь сегодня» (г. Минск), 15 декабря 2015 г., глава «Высоцкий – Гамлет с Плющихи…») (Этот же рассказ актрисы присутствует в других ее интервью, опубликованных в «Российской газете» (номер от 16 декабря 2015 г.), на интернет-сайте информационного агентства «AMUR-NEWS» amurnews.ru (28 декабря 2015 г.) и той же «Беларусь сегодня» (24 сентября 2023 г.).)
    Кстати, на сегодняшний день фильмография Федосеевой-Шукшиной насчитывает более 100 картин. Лидии Николаевне присвоено звание Народной артистки РСФСР (1984).
    30 октября 2010 года биограф поэта Марк Цыбульский провел телефонную беседу с актрисой.
    «Лидия Федосеева-Шукшина: Я ничего не могу Вам сказать, потому что не знаю ничего. Никогда за десять лет нашей жизни Василий Макарович ничего мне не рассказывал про Высоцкого. Только один раз было, когда он посмотрел « Гамлета», я его спросила: «Ну как?» Он ответил: «Ну, так… Гамлет с Плющихи».
    Марк Цыбульский: На самом своем последнем выступлении Высоцкий сказал: «Шукшин хотел, чтобы я играл у него Разина, если бы он стал его снимать».
    Л. Ф.-Ш.: Первый раз об этом слышу. И этого не могло даже быть, потому что Василий Макарович сам собирался играть Разина. Он говорил: «Если я только найду другого Разина где-то в провинциальных театрах…» Но как? Он же не мог ездить, это ассистенты бы ездили. Но он собирался играть сам и писал на себя и для себя.
    М. Ц.: Лично у Вас не было встреч с Высоцким? По жизни, по кино?
    Л. Ф.-Ш.: Одна была встреча, дома у Галины Петровны Кожуховой. Высоцкий прилетел из Франции и прямо с сумкой зашел к ней. Это было, наверное, в 1976 году. Не знаю, может быть, у них какие-то дела были. Мы сидели с Галиной Петровной, ужинали. Вошел Высоцкий. Мы о чем-то там говорили. Потом он спросил: «А Вы не слышали мою песню, посвященную Василию Макаровичу?» Я сказала, что не слышала. Тогда он говорит: «Разрешите, я спою?»
    Он спел, я заплакала, ушла на кухню и долго оттуда не выходила, сидела и плакала. Так что Высоцкий ушел, не попрощавшись. Вот и все, что я могу Вам рассказать». (Интернет-форум «Владимир Высоцкий. Творчество и судьба» vysotsky.ws, раздел «Биография Высоцкого», «Короткие воспоминания о Высоцком», 30 октября 2010 г., «О Владимире Высоцком вспоминает Лидия Николаевна Федосеева-Шукшина».)
    Нет, не все рассказала актриса в интервью.
    11 марта 2018 года в эфире Первого канала зрителям представили очередной выпуск программы «В гости по утрам», главной героиней которого стала Федосеева-Шукшина. В рамках телепередачи она откровенно поговорила с ее ведущей, собственной дочерью Марией Шукшиной. Во время разговора Лидия Николаевна вспомнила, как муж, писатель Василий Шукшин, избил ее в приступе ревности, а затем признался, что планировал убийство.
    «М. Ш.: Папа – ревнивый?
    Л. Ф.-Ш.: Вай! Один раз мне попало от него здорово – ну, один раз это было. Это было страшное дело… Была Масленица. Позвонила (пауза) Жанна (Болотова, актриса. – А. С.) с Колей Губенко и сказали: «Лид! Пойдем в Дом архитекторов и отметим Масленицу». – «А кто там будет?» – «Володя Высоцкий и Боря Хмельницкий». Я позвонила тете Вере, она прислала свою дочку, значит, – мою племянницу, э-э-э. Ей 14 лет. Я уже укладывала вас спать, я накормила, всё… Вася был в экспедиции. И я ушла. Мы замечательно посидели – это мои друзья, которых я очень люблю. Я, э-э, возвращалась домой в-в-в… Боря проводил меня на такси…
    М. Ш.: Сколько это было времени?
    Л. Ф.-Ш.: Э, ну, где-то п-полдесятого – вот так вот. Нет, вы уже спали. Я открываю дверь и знаю, что там – Ирочка, понимаешь, которую я, э, с-с-с…
    М. Ш.: Оставила с нами!
    Л. Ф.-Ш.: Отп…, отп…, отпра… Или оставить, или отправить домой. И вдруг – цепочка. У нас была цепочка на двери. Я говорю: «Цепочка на двери». Я вижу Васи. (Говорит с гримасой ужаса на лице.) Я вот как стояла, так как ему говорю: «Вася!» (Эмоционально.) Я так обрадовалась! И вдруг он вынимает колун – не топор, а колун. И – по этой цепочке. (Характерно взмахивает правой рукой.) Как я успела отскочить! Я даже не знаю. И – захлопнул дверь. Я разрыдалась – ну, что делать-то? Я звоню – он открывает дверь, распахивает, вталкивает меня сюда, в кабинет, – потому, что дверь, вот, про…, м-м-м…
    М. Ш.: Входная…
    Л. Ф.-Ш.: Здесь рядышком была. Он меня так избил!.. И… Ну у него были глаза не его. У него были глаза, э, наверно, уби…<йцы>. Я не знаю, как убийцы выглядят… Но мне было страшно! Даже то, что он меня… Я только ду…, думала: «Какое счастье, что я в шубе и в шапке!» Потому он меня колотил со страшной силой. И, и вбросил в эту комнату, в мою. Я, я, я рыдала, но рядом вы спали – в соседней комнате. Это все было в подушку. И где-то уже под утро – как бы, как бы успокоилось. (Вздыхает.) Я думаю: «Он в кабинете или – на кухне…» Уже я слезы вытерла, у меня все распухло, все болело жуть… «Я ему все объясню!» Вышла на кухню. Он опять (показывает жест рукой – курение) – полная, м-м, окурок, э, пепельница стояла. Он курил – и плакал… Я бросилася перед ним на колени, обняла его, плакала…
    М. Ш.: Ой!
    Л. Ф.-Ш.: И, и-и-и… «Сейчас все расскажу!..» Он мне говорит: «Ничего… Молчи… Ты только молчи!» Вот так мы обнявшись – он меня обнял, просил прощения, и я просила прощения – я не знала, сколько мы… Мне казалось мы просидели целое утро вот так, обнявшись и прося друг у друга прощения… Потом он сказать: «Иди спать. Я детей провожу в детский сад сам». (Пауза.) И я так крепко заснула. В-в-в и он проводил. А потом пришел. Открывает дверь: «Ты не спишь?» Я сказала: «Нет, не сплю». Он меня берет за руку, ведет меня в кабинет – к вот к этой своей постели (указывает пальцем), отк…, э, откидывает подушку – а там… Как это у водителей – вот когда, в, к…, колесо-то надувают (имитирует рукой работу с домкратом) – как это называется? Домкрат.
    М. Ш.: Домкрат!   
    Л. Ф.-Ш.: Да! Совершенно верно, да! Откуда у нас это домкрат? (Удивленно.) Я говорю: «А что это такое?» Он говорит: «Я тебя убить хотел». Я как стояла – я чуть не упала! (С усмешкой.) Я говорю: «Как – убить?.. А как…» И заикаюсь, и говорю: «А как же дети?!.» Он говорит: «Сядь! Сядь». Посадил меня на кресло, сам сел рядом и говорит: «Я все продумал – восемь лет. Ничего, я бы там поработал бы, самодеятельность». То есть, стал говорить так, как будто уже это всё – как бы суд, как будто он на суде оправдывается! Я была тоже поражена! Но ревность – дикая…» 
    О дальнейшей судьбе любимой племянницы Ирочки актриса умолчала.
    Ирина родилась в 1957-м, значит описанные Лидией Николаевной события с отмечанием Масленицы и последующим избиением актрисы мужем пришлись на конец зимы 1971 или 72 года.
    В тот же вечер 11 марта интернет-сайт женского журнала «Woman Hit» womanhit.ru разместил материал журналистки Юлии Гончаровой «Лидия Федосеева-Шукшина чудом избежала смерти от рук мужа. Знаменитый писатель страшно ревновал супругу»: «Программа «В гости по утрам» получилась на этот раз семейной, поэтому очень откровенной и душевной. Ведущая Мария Шукшина разговаривала по душам со своей мамой Лидией Николаевной. Та рассказала про непростой характер своего мужа Василия Макаровича Шукшина.
    «"Он был в экспедиции, а на Масленицу меня позвали супруги Губенко отмечать праздник в Дом архитектора. Там были также Высоцкий и Хмельницкий", – вспоминает Лидия Федосеева-Шукшина. – «Я пришла в полдесятого вечера, дверь на цепочке, открывает Вася…»
    Муж тогда сильно избил актрису, ей повезло, что на ней была шуба и шапка, которые смягчили удары. Всю ночь она проплакала, а с утра пошла мириться к супругу. Она вспоминает, что Василий Макарович сидел на кухне перед полной пепельницей окурков, в его глазах стояли слезы. Он ей показал домкрат от машины, которым собирался убить.
    «Он тогда сказал, что все продумал, что отсидит 8 лет, будет в тюрьме заниматься самодеятельностью. Это был один раз, когда мне досталось от его ревности», – рассказала Лидия Николаевна. – "Он попросил прощения, и больше такого не было"».
    12 марта на интернет-сайте «Кино-Театр. РУ» kino-teatr.ru размещен материал «Лидия Федосеева-Шукшина рассказала о том, как муж планировал ее убить»: «Один раз мне попало от него здорово. Но это было один раз, и это было страшное дело. Была Масленица. Позвонили мои друзья – супруги Коля Губенко и Жанна Болотова – и пригласили меня в Дом архитекторов отметить Масленицу. Я спрашиваю: «А кто там будет?» – «Володя Высоцкий и Боря Хмельницкий». Вася был в экспедиции. Мы замечательно посидели, это мои друзья, которых я очень люблю. Я приехала домой около десяти, Боря проводил меня на такси. Я открываю дверь, и вдруг цепочка на двери. И я вижу Васю. Я так обрадовалась. И вдруг он вынимает колун, даже не топор, а колун – и по этой цепочке. Как я успела отскочить, я даже не знаю. И он захлопнул дверь. Я разрыдалась, звоню, он открывает дверь, вталкивает меня в кабинет. Он меня так избил… Ну, у него были глаза не его, у него были глаза, наверное, убийцы… Я не знаю, как убийцы выглядят, но мне было страшно. Я только думала: какое счастье, что я в шубе и в шапке, потому что он меня колотил со страшной силой. И бросил в мою комнату. Я рыдала, но рядом в соседней комнате спали дети, так что это все было в подушку. Под утро я вышла на кухню, а он сидит там, пепельница полная окурков, и он курил и плакал. Я бросилась перед ним на колени, обняла его, плакала, пыталась все ему объяснить. А он говорит: «Не надо, только молчи». Он меня обнял и просил прощения», – со слезами на глазах рассказала актриса.
    Некоторое время спустя Шукшин признался супруге, что всерьез подумывал ее убить: «Он снова отвел меня в кабинет и показал, что у него под подушкой лежит домкрат. Откуда у нас оказался домкрат? Я говорю: «А что это такое?» Он говорит: «Я тебя убить хотел». Я как стояла, я чуть не упала: «Как убить? А как же дети?!» Он говорит: «Я все продумал. Восемь лет. Ничего, я бы там поработал, кружок самодеятельности…» То есть стал говорить так, как будто все это уже произошло, как будто он на суде оправдывается».
    Как говорится – обошлось. Но заметим: характерные для натуры Василия Шукшина серость, примитивность, быдлячество и пещерность проявлялись не только в его писательском и кинематографическом творчестве, но и зачастую в повседневной, бытовой, семейной жизни.
    Интернет-сайт «Profakty.ru. Факты, тайны и истории мира» profakty.ru размещает интересную статью пользовательницы Софии «Семь жизней Владимира Высоцкого: истории успеха, скандалов и трагедий». Из главы «Любовные и семейные отношения Владимира Высоцкого», раздел «Отношения с Лидией Федосеевой», читатель узнает: «Владимир Высоцкий и Лидия Федосеева познакомились в 1970 году. Они были друзьями и вместе участвовали в творческих проектах. Позже у них завязалась романтическая связь. Несмотря на то, что Лидия всегда была на первом месте в жизни Владимира, они не расписывались и продолжали встречаться в течение многих лет. Эта связь была очень сложной, но она осталась на протяжении всей жизни Владимира».
    Откуда и от кого у Софии эти сведения – не ясно.
    В 1973 году Владимир Семенович сочиняет шуточную песню «Диалог у телевизора» («Семейный цирк», «Ой, Вань, гляди какие клоуны…»). В ней есть такой куплет:

                – Как, Вань, а Лилька Федосеева,
                Кассирша из ЦПКиО?
                Ты к ней все лез на новоселии;
                Она – так очень ничего!
   
    На интернет-сайте «Владимир Высоцкий. Произведения» wysotsky.com находим следующий комментарий, относящийся к строфе: «Лилька Федосеева.
    Возможно, обыграна фамилия известной киноактрисы Лидии Федосеевой-Шукшиной.
    В 1959 г. она сыграла одну из главных ролей в фильме «Сверстницы», в одном из эпизодов которого впервые появился на экране В. Высоцкий».
    2 октября 1974 года в киноэкспедиции в Волгоградской области в разгар съемок фильма режиссера Сергея Бондарчука «Они сражались за Родину» (по одноименному роману Михаила Шолохова) скончался Василий Шукшин (роль рядового Лопахина). Официально озвученная причина смерти – сердечная недостаточность.
    Без малого год спустя, 17 сентября 1975 года, на домашнем выступлении в Велико-Тырново (Болгария) Владимир Высоцкий в одной из пауз между исполнением песен рассказал о своей реакции на новость об уходе из жизни Василия Макаровича и последовавших за ней событиях: «Я никогда не плакал вообще. Даже маленький когда был, у меня нету… наверное, не работают железы, правда, честное слово. <…> И когда мне сказали, что Вася Шукшин умер, у меня первый раз брызнули слезы из глаз. И вообще, всем, кому сообщали, его друзьям. <…> Андрюша Тарковский в обморок упал просто. Мы про Васю никто не ждали, что он умрет. <…> Нам казалось, что он будет очень долго жить. А я приехал из Ленинграда: бросил спектакль <…> и поехал в Москву на панихиду. Ехал на машине, ехал пять часов восемьсот километров. <…> Сто шестьдесят я как врезал, и только заправился один раз и приехал в Москву. Было очень много людей. <…> Такие проводы ему устроили!.. И стояла, значит, толпа людей в Доме кино, а сверху висел портрет его. И все, что говорили люди, вот… Они такую глупость говорили, по сравнению с такой великой смертью они говорили всякую ерунду. Ну потому что нету слов, которые рядом с такой большой смертью…»
    Ходило немало противоречивых разговоров и слухов на тему «присутствовал ли Высоцкий на похоронах Шукшина». Слова Владимира Семеновича подтверждают его присутствие на прощании с другом. Пользователь Павел Евдокимов на Форуме, посвященном жизни и творчеству поэта и актера, 19 февраля 2010 года сообщил: «Высоцкий был на прощании (панихиде) с Шукшиным в Доме кино на Васильевской. На кладбище он не ездил.
    Видел фотографии прощания (Федосеева, дочери, Герасимов, и пр.), но на этих снимках ВВ отсутствует». (Интернет-форум «Владимир Высоцкий. Творчество и судьба»  vysotsky.ws, раздел «Современники Высоцкого», «Василий Макарович Шукшин».)
    Осенью того же 1974 года Владимир Семенович напишет песню «Памяти Василия Шукшина»:

                И после непременной бани,
                Чист перед Богом и тверез,
                Взял да и умер он всерьез –
                Решительней, чем на экране…
               
    И еще одно высказывание Владимира Семеновича о личности и творчестве Василия Макаровича и истории своей песни о нем: «Очень уважаю все, что сделал Шукшин. Знал его близко, встречался с ним часто, беседовал, спорил, и мне особенно обидно сегодня, что так и не удалось сняться ни в одном из его фильмов. Зато на всю жизнь останусь их самым постоянным зрителем. В данном случае это для меня значит больше, чем быть участником и исполнителем. Я написал стихи о Василии, которые должны были быть напечатаны в «Авроре» (ленинградский литературно-художественный и общественно-политический журнал. – А. С.). Но опять они мне предложили оставить меньше, чем я написал. Считаю, что ее хорошо читать глазами, эту балладу. Ее жаль петь, жалко… Я с ним очень дружил. И как-то я спел раз, а потом подумал, что, наверное, больше не надо…» (Е. Криницын, «"Угнетай себя до гения". 10 правил жизни Василия Шукшина», «Вечерняя Москва», 24 июля 2013 г.)
    Настала пора вернуться к основной теме рассказа.
    Через двадцать лет после появления в картине «Сверстницы» кинематографическая судьба вновь свела Федосееву-Шукшину и Высоцкого: в 1979 году режиссер Михаил Швейцер приступает к съемкам трехсерийного фильма «Маленькие трагедии» по драматическим произведениям А. Пушкина. Герои этой главы снялись в новеллах, вошедших в 3-ю серию. Лидия Николаевна предстала на экране в образе Пожилой дамы, Владимир Семенович сыграл Дон Гуана.
    «Символично, что компанию на съемочной площадке Высоцкому составили его старые друзья Валерий Золотухин, Лидия Федосеева-Шукшина, Сергей Юрский, Иннокентий Смоктуновский, Леонид Куравлев и другие». (Интернет-сайт «FB.RU» fb.ru, «Не только «Место встречи»: фильмы с Высоцким, которые стоит посмотреть», глава «"Маленькие трагедии" (1979)».)
    Пользователь анфиса 2001 из Волгограда 10 апреля 2020 года на интернет-портале «Отзовик» otzovik.com разместила интересный отклик о просмотренной картине «Фильм «Маленькие трагедии» (1979)». В частности она пишет: «…Какие замечательные, можно даже сказать, выдающиеся актеры советского кино собраны в этом трехсерийном фильме. Смоктуновский, Тараторкин, Куравлев, Калныньш, Высоцкий, Федосеева-Шукшина, Белохвостикова и многие другие».
    Актер Ивар Калныньш, сыгравший в картине роли Фауста и Дона Карлоса (новелла «Каменный гость»), вспоминал: «В этом фильме я оказался в поистине звездном коллективе: Смоктуновский, Золотухин, Юрский, Тараторкин, Федосеева-Шукшина, Высоцкий…» (П. Сударов, «Мое сердце открыто для любви»: интервью с актером, «Трибуна», 25 июня 2005 г.)
    8 июля 1994 года газета «Московская правда» публикуют уникальный материал Татьяны Дерендяевой «Черный лебедь искусства». По словам Татьяны, в ее жизни «состоялось множество встреч с известными, талантливыми людьми, лично знавшими В. С. Высоцкого». Воспоминания о поэте и актере которых автор, к счастью, записала и сохранила. Перед читателем – отрывок из публикации. «На съемках фильма режиссера М. А. Швейцера «Мертвые души» судьба свела Т. Н. Дерендяеву с Народной артисткой России Лидией Николаевной Федосеевой-Шукшиной. Речь зашла о телефильме «Mаленькие трагедии», снятый Швейцером с Высоцким в роли Дон Гуана.
    – Другого Гуана я не представляла, – сказала Л. Федосеева-Шукшина. – Стихи Пушкина в исполнении Высоцкого – удивительная волшебная музыка. Не знаю, кто еще может так читать эти стихи. Может быть, такая тонкая передача чувств шла от музыкальной одаренности самого Высоцкого. Я думаю, здесь сыграло и личное душевное состояние – любовь. Потому что эту страсть он пропустил через себя. Так сыграть мог только человек, движимый высоким, светлым чувством».
    Позднее воспоминания Татьяны Дерендяевой разместила журналистка Лариса Ткаченко в Проекте интернет-сайта «TОWER NEWS» towernews.ru «ОН, или Гамлет ХХ века. Вспоминая Высоцкого».
    Опять же: в «Маленьких трагедиях» вместе в кадре актеры не появляются, играя в разных эпизодах фильма.
    Премьера картины состоялась 1, 2 и 3 июля 1980 года – ее показали по первой программе Центрального телевидения. Владимир Семенович себя на экране в этой роли так и не увидел.
    Большое черно-белое фото молодой актрисы Лидии Федосеевой опубликовано в бездарной и выдуманной книжке мемуаров «Владимир Высоцкий и другие» (написана в начале 80-х в Америке) Павла Леонидовича Леонидова (Рабиновича) (1927–1984), эстрадного администратора, конферансье, поэта-песенника, в эмиграции в США (с 1973 г.) – импресарио, редактора, прозаика и мемуариста. Легендарная фигура советской эстрады 1960-70-х годов приходилась Владимиру Высоцкому двоюродным дядей (книга первая «Средство от себя». Полностью бредни Рабиновича изданы в России в 1992 году.).
    По горькой иронии судьбы, Высоцкий и Федосеева-Шукшина снялись вместе в картинах, которые для Владимира Семеновича стали первой и последней в творческой биографии.
    В январе 1998 года, к 60-летнему юбилею Владимира Высоцкого, журналисты популярного еженедельника расспросили известных в России людей об их отношении к персоне и творчеству поэта и актера. Среди ответивших на вопросы была актриса Лидия Федосеева-Шукшина: «Высоцкого слушаю всегда, и слава тебе Господи, что телевидение и газеты отмечают эту дату. Он человек необычный, неординарный поэт и артист. Хотя помню такую фразу Василия Макаровича, когда он после премьеры «Гамлета» пришел домой. Я спросила: «Как спектакль?» Он ответил: «Гамлет с Плющихи…» Когда Володя приехал из Франции, то после беседы, застолья он сказал: «Лида, я хочу, чтобы ты послушала песню, которую я посвятил Васе». И когда он заиграл, я вышла, потому что не могла слушать; я рыдала на кухне. Он пел без меня. Когда услышала последний аккорд, то вошла. Он, помню, сказал: "Извини меня…"» («…Как истинный pыцаpь пучины, Он умеp с откpытым забpалом», записал А. Саргин, «Аргументы и факты», № 4, 21 января 1998 г.)
    Важное уточнение из рассказа Лидии Николаевны: судя по ее воспоминаниям, Василий Шукшин был на премьере спектакля в Театре на Таганке 29 ноября 1971 года.
    В интервью журналисту и писателю Феликсу Медведеву актриса рассказала: «Мне, к примеру, регулярно звонят из Музея Высоцкого: «Придите, расскажите об отношениях Шукшина и Высоцкого». Но о чем вспоминать? Вася мне никогда о Высоцком не говорил. Я знаю, что они вместе пили, какое-то время общались, что Вася пробовал его на роль в фильме «Живет такой парень», но неудачно. После смерти Василия Макаровича только однажды у меня была встреча с Владимиром Семеновичем, когда в общих гостях он спел песню "На смерть Шукшина"». («Лидия Федосеева-Шукшина: "У меня сильное чутье… На жизнь…"»: интервью в книге Ф. Медведев, «Сильные женщины: их боялись мужчины» (2011).)
    Лидия Федосеева и Марина Влади – вдовы знаменитостей, надолго пережившие своих «мужиков», вынесли все тяготы потери, долгие годы были творчески востребованы, и, главное, после ухода супругов еще не раз становились по-женски счастливыми.
    28 июня 2020 года пользователь Адольф Байбородин на своей странице «Стакан молока» (интернет-сайт «Дзен» dzen.ru) размещает «аналитическо-литературоведческую» статью «Идейные расхождения Шукшина и Высоцкого». Материал – ни о чем, а вот комментарии пользователей к нему оказались весьма любопытными. Приведем парочку из них, касающихся героев этой главы.
    Игорь П.: «Высоцкий – это гений! Не знаю ни одного человека, который бы в СССР не имел его записей! А семейка Шукшина не вылазит от Дрюни Малахова постоянно, кидая друг друга с квартирами! У Марины Влади не было ни одного скандала, а вдова Шукшина, ныне Крот-Алибасова, является образцом нынешней духовности!»
    Жизнь у Дона: «Шукшин, как и Золотухин, Булдаков, Евдокимов – выходцы с Алтая, из русских деревень, из самой толщи русского народа. Я прекрасно помню ТУ деревню, которую описывал Шукшин. Мне Шукшин и Шолохов по духу ближе, чем безусловно талантливый Высоцкий. У Шукшина злой гений его Лида, у Высоцкого – водка и морфий». 
    Интернет-сайт Киностудии «Ленфильм» lenfilm.ru 24 февраля 2016 года разместил материал «Творческий вечер памяти Шукшина»: «Творческий вечер памяти Василия Шукшина в рамках Проекта «Калина красная» пройдет 29 февраля в Киноцентре «Ленфильм».
    Будет показана картина «Василий Шукшин. Родина навсегда» режиссера Владимира Кузнецова. А победитель конкурса на лучшее прочтение рассказов Василия Шукшина в Санкт-Петербурге прочитает со сцены отрывок из прозы мастера.
    На вечер приглашены Лидия Федосеева-Шукшина, Светлана Крючкова, Анна Ковальчук, Юрий Кузнецов, Александр Галибин, Андрей Носков, Зоя Буряк, Андрей Федорцов и другие друзья и коллеги мастера.
    Гости мероприятия услышат песню Владимира Высоцкого «Памяти Василия Шукшина» в исполнении Алексея Макрецкого, актера Академического театра комедии Н. П. Акимова».
    3 марта на том же сайте размещен отчет о проведенном мероприятии «Творческий вечер памяти Шукшина»: «В Киноцентре «Ленфильм» состоялся творческий вечер Памяти Василия Шукшина.
    Много теплых слов было сказано в этот вечер. На встрече присутствовали Лидия Николаевна Федосеева-Шукшина, Мария Федосеева-Шукшина, Юрий Кузнецов, Эммануил Виторган, Андрей Носков, Алексей Макрецкий, Никас Сафронов и генеральный директор Киностудии «Ленфильм» Эдуард Пичугин. Прозвучало много искренних слов в адрес Василия Макаровича, любимого и почитаемого у нас в стране. Гостям показали картину «Василий Шукшин. Родина навсегда» режиссера Владимира Кузнецова и презентовали книгу «Василий Шукшин. Далекие зимние вечера».
    На мероприятии был показан анимационный фильм «Чудик», снятый по одноименному рассказу Шукшина. Автором картины стала совсем молодой режиссер, недавняя выпускница ВГИКа – Мария Филонец.
    Гости мероприятия также услышали песню Владимира Высоцкого – «Памяти Василия Шукшина» в исполнении Алексея Макрецкого, актера Академического театра комедии Н. П. Акимова».               


Рецензии