23296. Соло Паганини...

Действующие лица – двое тележурналистов (мужчина и женщина);

старичок со скрипкой; оператор и звуко-инженер.

Натура – переулок в центре Москвы; беседка в парке; аллея; замшелая старинная статуя

  Зимний день.  Один из переулков в районе Тверской. К машине с табличкой ГЛАМУР-БОМОНД-ТВ идёт съёмочная группа: журналист, журналистка, оператор и звуковик (оба последних плетутся чуть сзади). В кармане куртки ЖУРНАЛИСТКИ пищит телефон.
Журналистка:
- Алло, Альберт Карлович! Да! Мы всё отсняли! Отличный репортаж! Было полно знаменитостей! Караоке! Стриптиз! Супер! Что-что?.. Интервью с ветераном? А зачем - Альберт Карлович?.. А... Понимаю... 9 Мая...День Победы... Ясно... Ну, раз надо так надо... (Суёт телефон в карман).
(Журналисту)
- Блин, надо найти фронтовика... Завтра - День Победы..
Журналист: - Тьфу ты, ёлки-палки!.А я, кстати, чувствовал, что что-то такое будет! Уж слишком всё с утра было гладко!.. Но я знаю, где эти старпёры тусуются! Летом, по крайней мере! Поехали!..
(Садятся в машину).
.................

Лёгкий (или пронзительный?) ветер доносит издалека звуки марша «Прощание Славянки».

У беседки в парке стоят тележурналисты. ОН и ОНА. Оба – источают светскость, сытость, моральную гибкость и широту взглядов.

В беседке - на треноге - телекамера. У неё «колдуют» двое парней – оператор и звуковик. На столе беседки лежат (или установлены) микрофоны с логотипом ГЛАМУР-БОМОНД-ТВ.


ТЕЛЕЖУРНАЛИСТ (глядя на малолюдные аллеи)

          Нет – ну это просто закон подлости какой-то…


ТЕЛЕЖУРНАЛИСТКА (глядя в зеркальце пудреницы, подводит помадой губы)

          Не нервничай, мася, не нервничай…

 

ТЕЛЕЖУРНАЛИСТ

          Когда не надо – этих старпёров с медалями

          хоть пруд пруди! А когда – надо, так…


ТЕЛЕЖУРНАЛИСТКА

          Наслаждайся озоном. Дыши полной грудью…

          Всё равно – рано или поздно - какой-нибудь

          ветеранчик да вырулит…



По аллее идёт седой как лунь девяностолетний (но весьма бодрый) старик со скрипичным футляром в руке. На его пиджаке – несколько орденов.

 

ТЕЛЕЖУРНАЛИСТ

           О! Идёт один! (оператору и звуковику)

           На изготовку!


Оба тележурналиста, лучезарно улыбаясь, делают несколько шагов навстречу старику.

 

ТЕЛЕЖУРНАЛИСТКА

           Здравствуйте! С наступающим праздником вас!

 

ТЕЛЕЖУРНАЛИСТ

           С Днём Защитника Отечества...Тьфу ты!!! С Днём Победы.


СТАРИК (с чувством)

          Спасибо. Сердечное спасибо от вас молодёжь

          И вас – с этим замечательным Праздником.

 

ТЕЛЕЖУРНАЛИСТКА

          Мы - телегруппа ГЛАМУР-БОМОНД-ТВ. Можно побеседовать

          с вами?

ТЕЛЕЖУРНАЛИСТ

          Мы не задержим. Буквально три-четыре минуты!

 

СТАРИК

          Да конечно! Конечно, мои дорогие! Рад

          быть вам полезным!


ТЕЛЕЖУРНАЛИСТКА

          Давайте пройдём в беседочку…

 

Все трое заходят в беседку, усаживаются у стола.

Начинается съёмка…

ТЕЛЕЖУРНАЛИСТ

          Представьтесь, пожалуйста!

 

СТАРИК

          Литвинов. Александр Андреевич.



ТЕЛЕЖУРНАЛИСТКА

          Александр Андреевич, а где вы были 9-го мая 45-го года?

 

ТЕЛЕЖУРНАЛИСТ

           Да! Где вы закончили войну?


СТАРИК

           В Берлине! У рейхстага! Я был участником

           того победного концерта! Я выступал сразу

           после Руслановой! Это незабываемо!..

           Но должен сказать, что я и в первый день войны –

           тоже был в Берлине!


ТЕЛЕЖУРНАЛИСТКА

           Очень интересно!

 

ТЕЛЕЖУРНАЛИСТ

           А можно подробней?

 

СТАРИК

Дело в том, что я был разведчиком.
Ещё в конце тридцатых я был внедрён под видом
музыканта в Берлинскую оперу. Собственно, я
и являюсь с раннего детства музыкантом.


ТЕЛЕЖУРНАЛИСТКА

           А что общего между разведкой и музыкой?

 

ТЕЛЕЖУРНАЛИСТ

           Да! Какие секреты вы могли узнать, сидя, ха-ха,

           в оркестровой яме?..


СТАРИК

           Особых секретов, разумеется, я узнать не мог.

           Но дело в том, что верхушка Рейха часто

           посещала спектакли Берлинской оперы.
           Бывал на них и сам Гитлер.

           В сорок втором году я получил приказ от

           Центра – убить Гитлера. Я должен был встать из

           ямы –  и разрядить всю обойму своего «вальтера»

           в ложу фюрера.

ТЕЛЕЖУРНАЛИСТ

           Ну И?..

 

ТЕЛЕЖУРНАЛИСТКА

           Что-то пошло не так? ЧТО?

 

ТЕЛЕЖУРНАЛИСТ

           Не представился случай?

СТАРИК

           Случай представился в феврале сорок третьего.

           В тот вечер давали Гуно. «Фауста». Фюрер (далеко

           не в лучшем расположении духа)

           и его  сопровождающие появились в ложе

           после увертюры…

           В середине первого акта, доиграв своё соло,

           я нащупал пистолет в специальном кармане фрака,

           снял «вальтер» с предохранителя…
           Я уже приготовился встать!...

ТЕЛЕЖУРНАЛИСТКА

           И что?..

 

СТАРИК

           И тут в ложу спешно вошёл человек. Он что-то

           сказал фюреру - и он (и все остальные тоже)

           в крайнем смятении тут же вышли... (пауза)

           Но я утешаюсь тем, что это произошло в день

           полного разгрома фашистской группировки
           под  Сталинградом!..
           И ещё один случай представился летом сорок четвёртого.

           Я играю соло, краем глаза вижу фюрера,

           заворожённо слушающего меня!...
           Заканчиваю играть, тянусь за пистолетом –
           и тут заходит адъютант Гитлера,
           что-то шепчет ему, закрыв собой фюрера –

           и они мгновенно уходят. Как я узнал после

           спектакля –  в этот день союзники высадились
           в Нормандии…

 

ТЕЛЕЖУРНАЛИСТ

             Хм… Любопытно... А скажите, Андрей Александрович..

СТАРИК

             Александр Андреевич.

 

ТЕЛЕЖУРНАЛИСТ

             Да-да, простите! Александр Андреевич.  Так вот.
             А давайте немножко отвлечёмся от лично вашего ратного труда

             и как бы это сказать… пофилософствуем, что ли…

ТЕЛЕЖУРНАЛИСТКА

            Да! Посмотрим на войну как бы с высоты птичьего полёта…

 

СТАРИК

             Ну что ж, попробуем…


ТЕЛЕЖУРНАЛИСТ

А простите: а почему у вас железные зубы? Это - ха-ха - такой разведческий шик?

СТАРИК

Да что вы! Зубов я лишился на лубянских допросах в сорок седьмом году!
А вставил эти железные в пятьдесят шестом, после того как был освобождён и ПОЛНОСТЬЮ реабилитирован Хрущёвым. Тогда ещё стоматология не достигла таких высот, как сейчас. Вы что-то хотели спросить?..

ЖУРНАЛИСТ

             Да. Александр Андреевич. А давайте зададимся вопросом:
             а не лучше ли было -   проиграть войну?..

ТЕЛЕЖУРНАЛИСТКА

             Да! Причём – сразу же! Прямо в сорок первом году!

             22 июня!

 

СТАРИК
( однотонно как-то запел старик)

Двадцать второго июня
Ровно в четыре часа
Киев бомбили, нам объявили,
Что началась война( на эмоциях пережитого он просто возмутился)
         
То есть как это – проиграть?..

 

ТЕЛЕЖУРНАЛИСТ

              А так! Сдаться! Капитулировать!

СТАРИК

              Да что вы такое говорите… да как можно?..

 

ТЕЛЕЖУРНАЛИСТКА

              Давайте подумаем о плюсах нашей капитуляции в сорок первом!

ТЕЛЕЖУРНАЛИСТ

             Какие бонусы у нас теперь были бы!
             Это же ведь –  повсюду прекрасные города! Здания!
             Классные Платные Дороги!

 

ТЕЛЕЖУРНАЛИСТКА (взахлёб)

             Немецкая стабильность и дисциплина!

             Высокие зарплаты! Качественная одежда и питание!

ТЕЛЕЖУРНАЛИСТ

             Уровень жизни, соцпакеты и пособия!

 
ТЕЛЕЖУРНАЛИСТКА

             Единая Европа! Легализация проституции!

 
ТЕЛЕЖУРНАЛИСТ (с досадой)

             Классное германское пиво!
             А какой бы был рациональный и надежный футбол!..
             РАЗУМНАЯ жизнь...
             Но ведь ВЫ и тысячи таких как вы - упёрлись как...
             как дубы в бурю...

 
СТАРИК (устало вздохнув)

             Не знаю, не знаю… Н-да-а… 
             А давайте, я лучше  сыграю вам своё коронное соло из «Паганини»…

             (Щёлкает  замками футляра.) Ну – слушайте…

 

И – откинув крышку футляра - выхватывает из него автомат ПэПэШа и с яростным хриплым криком СМЕРТЬ ФАШИСТСКИМ ПРОВОКАТОРАМ!!!!!!
УМРИТЕ, СУКИ!!!! А-А-А-А!!!!!!!!!!! – строчит в тележурналистов.
Те, словно танцоры шейка, (или актёры румынских боевиков) долго сотрясаются и корчатся в конвульсиях. Наконец падают на пол беседки…
(Когда они дёргаются от пуль, а старик стреляет – звучит за кадром знаменитая мелодия из «Арии Мефистофеля».)

Оператор и звуковик убегают, сломя голову, в кусты…

Старик – для пущей острастки – даёт очередь поверх их голов…

Затем оглядывает «поле боя», вынимает из кармана пиджака блокнотик и ручку. Вырывает из блокнота листочек и быстро пишет:

«В центр – «Вагнеру». Уничтожена верхушка шпионской группы, сеющая панику. «Паганини».

 

                Краткое затемнение…

Свист птичек. Деревья в глубине парка. Старик – со скрипичным футляром в руке – подходит к замшелой статуе. Озирается по сторонам, и - опускает свою записку в полость статуи (у статуи обломленная рука)

И – выпрямив плечи, дыша полной грудью запахом приближающейся весны,
неторопливо идёт по тропинке к аллее…

Ветер доносит звуки мелодии Таривердиева из к/ф «Семнадцать мгновений весны»… (Это ещё под вопросом - может, музыка будет другая.)))

Вот как-то так... доработал.

 


Рецензии