На Светлой стороне Луны. Венок сонетов

М. Волошину, с благодарностью за «Лунарию»

Фантазия на темы Прелюдий К. Дебюсси ( Вторая тетрадь)

Темы прелюдий:

1. Туманы

2. Мёртвые листья

3. Врата Альгамбры

4. Феи, прелестные танцовщицы

5. Вереск

6. Генерал Левайн, эксцентрик

7. Терраса свиданий при лунном свете

8. Ундина

9. Дань почтения С. Пиквику, эсквайру

10. Канопа

11. Чередующиеся терции

12. Фейерверк



Моя задача – заплести туманы,
Себе поставив множество задач.
И дух проснулся радостен, горяч,
Внутри зашевелились океаны.
 
Взбодрился мой сонет, легко бежит,
Предчувствуя святое дуновенье.
Не Аполлон настраивает пенье,
А хоровод невидимых харит.
 
Подаренная им играет форма,
Они все мысли заплетут узорно,
Запутается и падёт война.
 
Пожалуйста, прекрасные хариты,
Пусть будут с вами фавны-сибариты,
Весна, во всё живое влюблена.

***
Моя задача – заплести туманы,
От менестрелей взяв свободный дух, (1)
Пока огонь сказаний не потух.
Крадётся слово, открывая краны,
 
Стучится… и туманы потекли,
Заполнили тяжёлое пространство.
Во влажности – любовь и постоянство,
Целебные для выжженной земли.
 
О, влага вечная, бездонная, приди!
Покрой весь мир, войною воспалённый.
Пусть станет переменный, мягкий, сонный,
Пройдут чередования-дожди.
 
Пусть вымучена страстью огневою
Земля тебе ответит что с тобою,
Ведь замер дух, полётен и горяч.
 
Но чуток дух деяния – отрада.
Подскажет: унывать совсем не надо,
Себе поставив множество задач.

 ***
Себе поставив множество задач,
Без веры и любви, без всяких «если».
В ночи потусторонней реют песни,
Элизиум, об умерших не плачь.
 
Прозрачны тени, пчёлы носят в соты
Грядущих поцелуев вечный мёд, (2)
Кто знает продолжение  – поймёт,
А верящий лишь в смерть вопросит «что ты?».
 
Но я скажу: прекрасная душа
Сама пределы жизни выбирает,
И дух свободно учится, играет,
 
Спокойно восхождение верша.
Переменит лишь облик неудач –
И дух проснулся радостен, горяч.

***
И дух проснулся радостен, горяч.
Врата открыты… вы слыхали, мавры? (3)
Бесчестье нынче громко бьёт в литавры,
Нечеловечность множит скорбь и плач.
 
Где сказки ваши, рыцарское слово
И благородства вечная краса,
Где дивные узоры-чудеса
И сердце, к милосердию готово?
 
Переменилось, в жилах стынет кровь,
Все вымерли на свете королевства.
Храни, подземье, древнее наследство,
 
А с ним и огонёк свечи – любовь.
Пройдём сквозь лабиринты и туманы –
Внутри зашевелились океаны.

***
Внутри зашевелились океаны.
Туманы овладели-потекли
Над  миром позаброшенной земли,
Как широки, просторны эти страны!
 
Им нужен всплеск (и пламя спит внутри –
Святой полёт, но и огонь зловещий),
Нашли в земле иссохшей сотни трещин,
Прозрачными ветвями проросли.
 
И мертвенность застылостью стоит,
Подобно затонувшему собору,
И так спокойно открывает взору
 
Ту жизнь, что камень внутренне струит.
И захотев собой построить гору,
Взбодрился мой сонет, легко бежит.
 
 ***
Взбодрился мой сонет, легко бежит.
Пройдя врата походкой хабанеры, (4)
С собою взяв богатства всякой веры,
И полдень проведя, как сибарит.
 
В любви горячей день пропламенев
И осознав тщету иллюзий зыбких,
Дошёл он до спокойствия улыбки,
Настроив, как струну, поющий нерв.
 
В прохладе колебалось равновесье,
Как запахи роженицы-земли,
Нематери услышать не могли: (5)
 
За Материнством – дальнее чудесье.
Лишь Жизнь всегда рассматривает пенье,
Предчувствуя святое дуновенье.

***
Предчувствуя святое дуновенье,
Вот трель моя таинственно звенит, (6)
И вдруг взлетела пламенно в зенит
Та птица, что целит земное пенье!
 
Вот где живёт она! На тех лугах,
Где лёгкость и прозрачность обитают!
И всяк в кругу подобнейших летает,
Развеявших прошедших жизней прах.
 
Меняя знаки (7), всплески, времена,
Так длится жизнь бессмертная одна,
 Скрепляя всех времён соединенье.
 
Полёт свободы выбрав и мечты,
Звени, звени, сиянье красоты!
Не Аполлон настраивает пенье.

***
Не  Аполлон настраивает пенье,
А травы, и деревья, и цветы.
И вереска звенят поля, чисты,
И в воздухе пчелы гудящей бденье.
 
Разлит покой, недвижная краса,
Лишь по полю погонит волны ветер.
И никого, и он один на свете,
В траве зелёной будто полоса –
 
Руки невидимой так ласковы объятья,
Уходит день, поля меняют платье,
Но ветер так же землю веселит.
 
Блаженство, дуновение, круженье.
Не внешний мир устроит притяженье,
А хоровод невидимых харит.
 
***
А хоровод невидимых харит –
Артиста круг. На сцене выступая,
Он публику смешит, ей потакая,
А ночью на лугах блаженных спит.
 
Во тьме ночной свою снимает маску
И говорит: теперь не нужно лгать,
Я здесь, средь муз и девственниц опять,
И пусть подарят мне мечту и сказку!
 
Да, праздник нужен, празднику бывать!
Служу я для потехи-развлеченья,
Забыть земную боль и огорченье.
 
Кто мне поможет боли забывать?
Вот кто-то прыткий так слетел проворно,
Подаренная им играет форма.
 
 ***
 
Подаренная им играет форма.
Спешу найти свиданье при Луне.
Она одна,  никто не нужен мне.
Я, говорят, угодник? Это спорно.
 
Любить девиц и жёнам угождать,
Поверьте, только временное счастье.
Созвучье душ дарует сопричастье,
Но мне одной, заветной, не видать.
 
И вот смотрю… Луна светло сияет,
Но мертвенно, и лёгкий ветерок
Ничем своим меня не наполняет.
 
Воскликну много позже: как я мог?
А нынче бесы в пляс пошли притворно,
Они все мысли заплетут узорно.

***
Они все мысли заплетут узорно,
Но не внимает полная Луна,
Её сокрыта в тени сторона,
Но, как в утробе, там тепло, не чёрно.
 
Луна, ты подари свиданье мне,
Пускай не в этой непотребной жизни,
Прощенье дай не склонной к укоризне,
Живущей в ручейке, земле, огне,
 
Чистейшей женственности, что светло сияет
Лишь преданным, другим – напрасный труд:
Одни во тьме неведенья умрут,
 
Другие – пожелав, не достигают.
Как заплетёт Луна венок сполна –
Запутается и падёт война.
 
 ***
Запутается и падёт война,
Довольно ей гореть и множить пепел,
Давно молчит солярный жёлтый петел, (8)
Лишь саламандра бесится одна (9)
 
И в пламени взвивается и пляшет.
Мертва вода, русалка умерла.
И призрачно-таинственная мгла
Туманным рукавом русалке машет.
 
Ундина! Гребешок твой золотой
И медленное ровное сиянье
Плели поток, несли благоуханье.
 
В каких мирах ты нынче с песней той?
Откройте мне, в одном круженье слиты,
Пожалуйста, прекрасные хариты!

***
Пожалуйста, прекрасные хариты!
Ведь наступила чувства глухота,
Заслуженная нами, но и та,
Что мудрые нам дарят для защиты.
 
Не слышно вас совсем, учителя…
Но вижу ваши в белом силуэты,
И я терплю, а вы несите светы,
Пусть будет вашим вектор корабля.
 
И тёплый мир, в себя замкнувшись, станет
Горения прекрасным очагом,
Творения горячим угольком
 
К душе Ундины призрачной нагрянет.
Сильфидою Ундина воспари ты!
Пусть будут с вами фавны-сибариты.
 
 ***
Пусть будут с вами фавны-сибариты.
Египет, вечно мёртвый и сухой,
Хранимый путеводною рекой,
Мы обойдём, с Весенней Жизнью слиты.
 
Ни слова смерти! Жизнь звучит одна,
Двойное душ  неся чередованье,
Сквозь годы, расстоянье, созиданье,
Пути, перерожденья, времена!
 
И словно в вазе множество цветов
Так сочетаются, творя красу букета,
Двойное над землёю дышит Лето
 
Во множестве судеб и голосов.
И для возврата им лишь Дом-страна –
Весна, во всё живое влюблена.

***
Весна, во всё живое влюблена,
Извечный праздник, светлое сиянье.
В венке цветов несёт благоуханье.
А прочее – история одна.
 
Всегда горизонтальна, многолика,
И время жизни не остановить.
Но ты ищи прекрасной Жизни нить
По отзвуку и по сиянью блика.
 
Теряется… всё смутно и серо.
Но ты и сам сереешь понемногу,
Быть может, не на ту взойдя дорогу.
 
Я пёрышко пущу вослед, перо…
Тасуются колоды, жизни, страны. (10)
Моя задача – заплести туманы.

***
Моя задача – заплести туманы,
Себе поставив множество задач.
И дух проснулся радостен, горяч,
Внутри зашевелились океаны.
 
Взбодрился мой сонет, легко бежит,
Предчувствуя святое дуновенье.
Не Аполлон настраивает пенье,
А хоровод невидимых харит.
 
Подаренная им играет форма,
Они все мысли заплетут узорно,
Запутается и падёт война.
 
Пожалуйста, прекрасные хариты,
Пусть будут с вами фавны-сибариты,
Весна, во всё живое влюблена.

9.10.2023 - 22.10.2023

________________________________________________________

(1) Здесь я постаралась протянуть линию от последней пьесы 1 Тетради «Менестрели» и даже передать звукопись – мелодия в джазовом стиле начала 20 века ( ведь любые менестрели всегда о современности поют, не только старинные песни и баллады о былой славе, и у Дебюсси они –  менестрели текущего времени), и вот эта мелодия будто крадётся и стучится. Послушайте…

Конечно, я захотела соединить всё в один цикл 24, как и раньше у меня бывало с Бахом и Шопеном.

 (2) Здесь  привет элизейским видениям Мандельштама. Они прекрасны и совершенны.


(3) Здесь вспоминаются времена рыцарские, когда вели себя даже с врагами благородно люди чести. Поэтому зверств они не творили, даже если были людьми разной веры. И «Альгамбра» и Вальтер Скотт – «Талисман». Почитайте как беседуют христианин с мавром ( арабом), оба будучи витязями. Какая учтивость и выдержка. И какое спокойствие, рождающее великодушную улыбку.

(4) – в ритме хабанеры написана прелюдия «Врата Альгамбры»


(5) здесь о том опыте, что должна прожить всякая женщина на земле, если душе суждено родиться женщиной. Об этом понял Гёте, написав о матерях во 2 части «Фауста». Матери –  к титанам достигают. Это они держат весь хаос бессознательного – не логикой,  не структурой, не ментальностью, но вечной глубинной женственностью рождения и возрождения.

(6) в «Феях, прелестных танцовщицах» появляется моя любимая трель, воспетая множеством постижений. Поэтому тут же за ней возникает и любимый образ Феникса.


(7) как меняются ключевые знаки в этой пьесе.

(8) Пепел – петел – моя любимая рифма, открытая мною ранее в Автоэпитафии, называющейся «Вечновоскресное».


(9) не люблю саламандр, огненных ящериц, они не сгорают, потому что холодны.


(10) Что ж, тут Булгакову привет получился, из-за пришедшего в голову «тасованья колоды».

________________________________

Я очень хотела ( и обещала себе) написать и ко Второй тетради Прелюдий венок сонетов. Трудилась над этим, многократно подходя, переписывая, вслушиваясь. И написала два. Второй "На Тёмной стороне Луны" будет чуть позже, и написан он был уже быстрее, за 2 дня.

Картина художницы Аманды Кларк.


Рецензии