Самолёт не заблудился
Израиль Фисанович.Легендарный подводник(Лев Баскин)/Стихи.ру
http://stihi.ru/2021/10/03
Весной 1944 года Израиля Фисановича отправили в Великобританию, где готовились передать СССР 4 подводные лодки.
Группе Израиля Фисановича предстояло изучить одну из субмарин и переправить её в Советский Союз
В порту Лондона, Израиль Ильич увидел новой модели английскую подлодку "Sunfish" и потребовал от флотского начальства Англии отдать её СССР, а от старой подлодки
наотрез отказался.
Англичанам, как союзникам, некуда было деться, тем более, они были впечатлены грандиозной победой русских в Сталинградской битве.
За два месяца, Израиль Ильич с будущим экипажем изучил устройство и ходовые особенности незнакомой субмарины.
25 июля 1944 года подводная лодка "Sunfish", которая под советским флагом стала B-1, вышла из британского порта Леруик.
Вернуться в город Полярный ей было уже не суждено. Долгое время вокруг гибели подлодки Израиля Фисановича, экипаж 50 человек, крутилось множество слухов.
Ясность наступила только в 2010 году, когда раскрыли архивы. 27 июля 1944 года подлодку атаковал самолёт британских ВВС, приняв её
за врага. Штурман бомбардировщика "Либерейтор" ошибся в координатах и не понял, что находится над разрешённым коридором.
В-1, как и требовала инструкция, шла в надводном положении. А пилот, вместо запроса опознавательного сигнала, сразу пошёл в атаку.
Подлодка "Sunfish" Израиля Фисановича погибла в Норвежском море в результате "дружеского огня".
За гибель выдающегося советского подводника британская сторона официально не принесла извинений ни перед СССР, ни перед Россией. Это была преамбула.
Во Францию ( Второй фронт ) американцам надо было переправить
в Англию миллион солдат. Учитывая, что в 1942 году немецкими
подлодками было потоплено 1245 кораблей с общим тоннажем 6, 5 миллионов тонн, можно представить, что осталось бы от этого миллиона. А
снабжение! Боеприпасы, вооружение, питание и ещё тысячи вещей, нужных на войне. И всё это до конца войны. Пришлось всерьёз заняться
подводными лодками. С Люфтваффе тоже разобрались, но это другой разговор.
Океан был разбит на участки ( Америка - Англия ), над каждым круглые сутки, сменяя друг – друга, барражировали самолёты с
небольших , 3 - 4 самолёта, авианосцев ( вертолётов тогда не было). Когда лодка всплывала для зарядки аккумуляторов, её топили. Тогда немцы
придумали Шноркель - трубу к перископу, что позволяло заряжать аккумуляторы не всплывая. Но англичане усовершенствовали РАДАР и на всех
самолётах его установили. Он засекал не то что трубу, но даже перископ. Лодки стали топить сотнями, днём и ночью. Потеряв тысячи
подводников, приказом адмирала К. Денница немцы перевели жалкие остатки своего подводного флота в Южную Атлантику, к берегам Аргентины.
После этого до конца войны тысячи судов пересекали океан и ни одно не было потоплено подводной лодкой.
Теперь перейдём к англичанам. Для них “Sunfish“ всё равно была потеряна, даже если её потом вернут. К следующей войне она устареет.
Но делиться новейшими технологиями и секретами, вбуханными в подлодку, они не хотели даже с союзниками. Тем более с СССР, кого они
считали возможным противником в следующей войне. ( Речь Черчилля в Фултоне 1946 году! ) Фисанович был Героем - подводником и поэтом, но
не политиком и не мог представить, что англичане пожертвуют подводной лодкой и союзным экипажем. Океан кишел подводными лодками - американскими,
канадскими и английскими и достойно удивления, что заблудившийся самолёт потопил без запроса именно ту, которую и надо было потопить англичанам. О немецких лодках не было слышно уже год и лётчик
это знал. И хотя союзных лодок было много, он, заблудившись, атаковал без
запроса первую попавшуюся на глаза лодку и потопил её. С чего бы это?
Возможно, что англичане
, всегда тщательно отрабатывающие свои
операции, запросили у лодки её координаты и она ответила, считая это заботой о её курсе.
А самолёт уже был в воздухе. Любой атаке должен предшествовать запрос.
Это закон. Иначе любой лётчик, потопивший свою лодку, скажет - ему показалось, будто эта подлодка - вражеская. Экипаж самолёта нарушил его, да
ещё заблудился. Не много ли нарушений для одного вылета? Не проще ли
предположить, что нарушений не было. Самолёт вышел на цель вовремя и там, где находилась лодка. Можно было атаковать. Всё совпало. В приказе
было сказано, что она немецкая. Какой тут запрос. Но дисциплина! Запрос
обязателен. Англичане понимали, что запрос провалит операцию и решили не
пускать дело на самотёк, в приказе должно было быть - топить не запрашивая.
Отсутствие запроса - веский довод в пользу предлагаемой читателю версии.
В СССР могли предполагать подобное, но лодка могла погибнуть и от случайной мины.
И только в 2010 году открылась архивная полуправда.
И, наконец, вишенка на торте: Несмотря на архивные данные, извинений не было.
Почему? Не потому ли, что как не верти, они выглядели бы лицемерием с
неприятным запахом предательства - убийства 51 человека союзной команды
подводников. Такой славы англичане себе и своим предкам не хотели
- джентльмены ведь. Они предпочли отмолчаться, ссылаясь, возможно, на срок давности. Но существует ли для такого деяния срок давности - Вопрос.
Свидетельство о публикации №123102505502