Рудольф Бультман. История и эсхатология

МИХАИЛ АБЛАЕВ. «РУДОЛЬФ БУЛЬТМАН. ИСТОРИЯ И ЭСХАТОЛОГИЯ. Присутствие вечности».

Христу Иешуа


Передо мной весьма значительная книга лекций Рудольфа Бультмана, прочитанных в Эдинбургском университете в 1955 году. Автор, филолог и богослов, вызывает несомненное уважение своим мыслительным педантизмом, представляющим едва ли не памятник западной теологической мысли.

Он говорит об истории, имеющей свой экономический и экзистенциальный смысл, истории, рассматриваемой как до Христа, так и после отпадения мыслящей цивилизации от Христовой веры. Он ставит во главу рассуждений эсхатологическое отрешение христиан от мира, рассматривая как Евангелие, так и другие книги Нового Завета. Эсхатологическое ожидание первых христиан делало из них живущих «вне времени», вне истории. К сожалению, Бультман, постоянно соря словами, производными от «Апокалипсиса», не рассматривает эту книгу авторства Христа небесного, в которой описаны последние времена и даны точные временные их ориентиры: 2 тысячи лет. Это недоразумение как бы лишает книгу Бультмана реально-логического хребта: завершает он её обтекаемой формулой «эсхатологического настоящего», присутствия вечности в настоящем каждого из христиан.

Бультман, делая акцент на индивидуальном приготовлении каждого к Царствию Божьему, упускает тот очевидный смысл истории, который заключается в процессе «выращивания» человеческих душ для Небес и для будущего (через 2 тысячи лет после Христа) воскресения и вечной жизни  на Земле.
Только и всего!
Добавлю, что исторический процесс представляет из себя борьбу идей, в которой последний век побеждало зло, тем не менее плясавшее под дудку эсхатологической традиции, Божьих и Христовых откровений, собранных, например, в современном российском собрании «Россия перед Вторым пришествием». По сценарию, данному Свыше, силы зла подготовили Антихристов, их религию и царствование.

Рудольфу Бультману хотелось бы прямо по Достоевскому посоветовать вылечить свои подслепые глаза, но вежливость к почтенному этому учёному не позволяет нам глумиться.

А. Михаил. 25 октября 2023 года.


Рецензии