Бог как коллектив. Богданов и Луначарский

Всеобщее есть Бог, и связь с всеобщим -
Идеями, работой, в суть молитв,
И есть всечеловеческая толща,
В которой виден - Бог - как коллектив.

Единое есть Бог, не разобщенность,
Не тухлый эго-гундеж: спаси меня,
Когда из церкви молча ты выходишь -
Пропащий эго-атом бытия.

Что личности - лишь части, а не атом,
В отрыв и к смерти - индивидуализм.
В России дан - блестящим авангардом
К Всеобщему зовущий Ленинизм!

И массовые празднества творили
С великими идеями тогда:
Чтоб люди соучастниками были,
И каждый бы имел свои права,

Влияние на судьба человеков,
И мощный свет слияния всех воль -
Чтобы направить ввысь движенье века -
Так Горький вылил в "Исповедь" всю боль.

"Единый Универ" - мечтал Богданов,
О массах - Немирович, Эйзенштейн,
И это о народе пропаганда,
И духа возвышающая цель.

Религией последней Луначарский
Назвал всеобщий дух - Социализм.
И ближе к Богу, что во всем скрывался
Для каждого святой - Коллективизм.

И это очень верно изначально:
Спаси весь мир, а не "спаси меня",
И лучше будем Сами мы спасаться,
Раз в мире нами правила Война.

И надо переделать человека,
Разрушить все оружие - и так
На площади торжественно и смело
На праздниках "за мир!" Звучал размах.

Сияла соцкультурная программа,
Даря Цель людям, радость бытия,
Не как теперь - единоличность хама,
При церкви мат, буржуйство блатняка.


https://pravoslavie.ru/5310.html

Один из аргументов Луначарского:
«Борьба с религиозной моралью»: это значило разъяснять «внутреннюю лживость религиозной морали с указанием, …как МАЛО под влиянием религии изменяется человек в сторону высшей нравственности».
Тот же вывод можно сделать наглядно сейчас.
Это похоже на статью "дефект морали и всеобщего долга" по Гегелю.
И где сейчас эти церковные общинники-тимуровцы, помогающие людям? Где духовное возрастание? Где единение как признак богопостроения общества? Да нигде. Даже по сравнению с поздним СССР это провал. А с духом современного Китая и сравнивать нечего.



Рецензии