Исход

     Не широкой полосой, с запада на восток, протянулся последний участок противостояния в землях вятичей. Если использовать современные топонимические точки привязки, то это выглядело так: от села Городище, Урицкого района, Орловской области, через административный центр - город Орёл, по Ливны, в Орловской обл., включая и сам населённый пункт. В будущем ещё возникнут очаги борьбы локального характера в разных местах, но той целостности не будет. Только ли территориальная независимость, да ещё не желание оставаться данниками киевских князей легли в основу такого сопротивления. В 1082-1083 годах Мономах ходил в Вятичи "две зимы" к Корьдну на светлого князя Ходоту и его сына. И хотя успеха ратного не сбылось, князь "прошёл сквозь вятичи" и никого не встретил, походы Владимира Всеволодовича,  которые  совершил в начале своего княжения в Чернигове, стали началом конца вятичской истории. На мой взгляд причина решительных военных мер против соседствующих вятичей заключалась не просто в религиозном предпочтении тех, а в их восприятии и поклонении, как пригодной для себя  ереси христиан, а именно - арианству, осуждённому ещё Вторым Вселенским Собором. Не секрет, что первые князья Руси были ариане. Сложившееся двоеверие давало возможность не забывать своих языческих Богов, совершать обряды и традиционные празднования. Вот поэтому в развивающейся обстановке новых течений вятичи предпочли соблюдать свой культ таким образом и всевозможными способами не допускали иных проповедников. Учитывая, что Владимир Мономах являлся христианином халкидонитского толка, находившегося в подчинении Византии, не исключено действовал и по указанию из-за моря.
     Не найдя противника, Владимир Мономах довольствовался разрушением укреплённых мест, а сам город Корьдно (Гродно) разрушил до основания, не оставив камня на камне. На многие века. И лишь в XVI в. Иоан Грозный велит поставит здесь крепость "Орёл". О том, что тут вероятно находился потерянный город Корьдно указывала и исследователь культуры вятичей Т.Н.Никольская. На карте, северо-восточнее города Кромы она поставила знак вопроса, что предположительно искомое место в этой части Орловской области. Примечательно, но в арабских источниках есть даже географические координаты. Совпадение?
     Вятичский князь Ходота, скорее всего, пришёл к пониманию, что от постоянного давления со стороны киевских князей не будет добра. Было заметно, как на многие граничащие города вятичей оказывалось плотное влияние. Поэтому единственным решением было сняться с обжитых мест и уйти, сохранив, тем самым, свою самобытную культуру. Вероятно, получив известие о готовящемся походе, Ходота увёл, пожелавших идти соплеменников в направлении запада, к радимичам. Упоминание в летописях о Гродно появляется в 1128 году. Можно ли связать город на территории современной Белоруссии с переселением вятичей? Это стоит рассматривать как версию.  Есть так же и другая точка зрения о переходе вятичей на берега реки Вятка, изложенная другими авторами.
      После такого исхода первой отошла Рязань в 1095 году. Затем, через пятьдесят лет в 1146 году другие города вятичей: Елец, Брянск, Карачев, Козельск,
Колтеск, Мценск, Путивль, Тула. А через год в 1147 посыпались: Белёв, Кромы, Москва, Лобынск, Нериск, Спаш. Чуть дольше до 1155 года продержались Новосиль и Воротынск. Самым неуступчивым, по всем правилам оставался Болхов (Волхов). Только в 1196 году о нём есть упоминание в летописи. Хотя на самом деле, этому, второму по значению и священному городу  вятичей имя - Дедославль. Вероятнее всего в переименовании населённого пункта руку приложил какой-нибудь иностранец, да к тому же находившийся за пределами Руси. Что и осталось закреплено в летописи под новым названием, а Дедославль в последующие годы из них исчез. В доказательство приведу мнение академика Рыбакова. Он утверждал, что Дедославль находился на расстоянии в одно поприще от Корьдно. А как известно, от Орла до Болхова расстояние одного конного перехода. То есть поприща.
      Вот так вот медленно, но уверенно разделялись земли вятичей среди других самостоятельных княжеств. Северная часть отошла к Ростово - Суздальскому княжеству; северо-восточная теперь уже к Рязанскому, а юго-западная к Черниговскому. Наводит на мысль, а почему же не был разрушен Болхов, если он особо значимый город для вятичей? Ответ всё в том же. Вятичам было знакомо христианство, но только в той форме, которая была им приемлема. Соответственно и капитальные сооружения для оправления культа не отличались в корне, к примеру, от Киевских. Выстраивая рядом новые сооружения, православная церковь мудро повела политику. В Болхов потянулись как приверженцы старой религии, так и новой. Каждый молился своим Богам. Да и некоторые языческие праздники, которые празднуются по сей день, церковь сумела придать им сугубо христианские названия.
      


Рецензии