Нгеджунг отречение Рубенович-4

самостоятельны, не полны и не уникальны. В учении Дзогчен состояние
человека есть чигпу (gcig.pu.) - "уникальное", потому что состояние
каждого человека подобно центру вселенной. Все видимое, все проявления
и видения являются аспектами энергии изначального состояния. Хотя все
вещи поодиночке представляются чем-то отдельным, каждая имеет свое
точное назначение, все является частью энергии человека, проявлением
единого изначального состояния. Хотя эти отдельные вещи проявляются,
обнаруживая свои собственные признаки, природа самих вещей находится
за пределами понятий.

Нид означает, что существует только единственное общее истинное
состояние этих вещей. Когда мы объясняем Основу, то говорим об
энергии: цел, данг и ролпа. Все эти три аспекта составляют единую
проявленность, а сама она находится за пределами понятий. Такое
объяснение предназначено для того, чтобы облегчить понимание этого
характерного способа проявления энергии.

Чтобы дать представление об изначальном состоянии человека, в
Дзогчене часто используется хрусталь, потому что он пропускает свет и
его природа чиста, прозрачна и ясна. Когда имеется вторичная причина,
в соответствии с этой причиной просветленное существо проявляется как
божество со своей мандалой. Вот что мы имеем в виду под чистым видением,
и это представляет собой часть энергии, которая называется цел. Если
наше собственное состояние есть хрусталь, то все, что снаружи проявляется
как свет, исходит из нас, из хрусталя. В этом проявлении могут быть
тысячи различных цветов и форм, но все они принадлежат хрусталю. Весь
этот свет есть чаше, принадлежащее хрусталю и являющееся его частью.

То же самое верно и для нечистого видения, создаваемого кармой. Если
мы накопили много кармы с обилием вторичных причин, то оно из-за нашей
привязанности становится все плотнее и тяжелее. Первоначально все
проявляется как свет. Если кто-то понимает это, то еще сохраняет
чистое видение, потому что свет есть сущность элементов. Однако
постепенно из-за нашей кармы оно становится все тяжелее и тяжелее.
Белый свет, будучи связан с нашей человеческой кармой, превращается
в элемент воды, которую мы можем пить, чтобы утолить свою жажду. В
соответствии с проявляющимися вторичными причинами чистые элементы
преобразуются. Таким образом, вещи могут изменяться, как вода
превращается в лед. Если лед тает и становится водой, которая затем
возвращается в состояние белого света, то это называется обращением
процесса вспять, воссоединением. Таково представление об энергии и
о том, как она проявляется.

Энергия проявляется также в качестве различных страстей. Признавая это
проявление частью энергии человека, тантрийский практик преобразует
страсть в мудрость. Однако в буддийской Сутре говорится о прекращении
существования отрицательного и страстей. Это называется Путем Отречения,
ибо поскольку причины перестают существовать, то не будет и следствий.
Когда Будда проповедовал, он начал с первой Благородной Истины - истины
о страдании. Вторая Благородная Истина - о причине страдания. Третья
Благородная Истина - это прекращение страдания, гласящая, что, когда
появление причин прекращено, то больше нет и причины страдания. Как же
прекратить страдание? Это последняя Благородная Истина - Истина Пути.
Таковы знаменитые четыре Благородные Истины, характерные для Пути
Отречения.

Говорится, что практикующий Дзогчен должен обладать тремя вещами:
янгдагги тава, чямпа и нгэджунг (yang.dag.gi. lta.ba., 'byams.pa.,
ngas.'byung.). Янгдагги тава означает "правильная точка зрения". В
Дзогчене правильный образ видения - это самонаблюдение. Пока человек
не делает этого, образ видения не может быть чистым. Чампа означает
"сострадание". Нгэджунг обычно переводится как "отречение", особенно
в буддийской Сутре. Но на самом деле это слово не так легко перевести.
Слово нгэджунг происходит от слов нгэпар чжунгва (nges.par.'byung.ba.),
где нгэпар означает "истинное", а чжунгва означает, что человек проникся
этой истиной и видит, что "таков Путь". Это как бы внутренний импульс.
Перевести это слово точно невозможно. Пожалуй, мы можем сказать, что


Рецензии