В тёмных длинных коридорах

В тёмных длинных коридорах
слышен лай, да ветра вой.
Но не слышно разговоров
за толщенною стеной.

Разбрелись и тихо дышат,
чтоб другого не спугнуть.
Да ещё б чего не вышло,
если некто вникнет в суть.

Дождь несёт одни печали,
осень хмуростью дрожит.
Все забыли, что в начале
торопились быстро жить.

Планы были грандиозны –
мир открыт, коснись рукой.
В океан? Да хоть в сам Космос
за высокою мечтой!

Пронеслись года, десятки
лет. Растерзаны мечты.
Нынче осень, слишком зябко,
чтоб куда-нибудь спешить.

Благодать – тишь в коридорах.
Только б в них не увидать
тех, кто может очень скоро
в дом казённый провожать.

…Ветер, лай и дождь понурый,
а в округе – никого.
Здесь особая культура –
не займай* – и всем легко…

* * *
*не задевай, не трогай


Рецензии
Моя бабушка говорила всегда "не замай". Но смотрю, у Даля и "не замай" и "не займай".

Когда-то давным-давно, "кажется, в прошлую пятницу",.. а точнее в прошлом веке, я не понимал: как поэты образы генерируют, откуда им ветер их приносит?
Но когда пошли стихо тренировки - то и образы, как мне кажется, интересные иногда стали приходить. Это первое.

Второе: нужно стараться строго выстраивать нить повествования. Т.е. следовать точно по нити Ариадны, не сворачивая в ответвления Лабиринта сюжета.
Улавливаете, о чём я?
Если в этом стихе выбросить 3,4,5 катрены, то он только выиграет, п.ч. нить Ариадны автором была временно потеряна и Вас понесло плутать по Лабиринту.
Ну, и последний катрен размытым получился. Вроде бы по делу, но размыт, как ни крути. И если и его убрать, то опять лучше становится.
П.ч. стих - это отслеживание "жертвы" через оптический прицел, и если винтовкой туда-сюда ёрзать, то прицелится сложно.
А в последнем катрене - выстрел. :-)))
Вот эти уточнения последнего катрена кажутся Вам существенными. Вам, возможно, ДА. Читателю - НЕТ. Ибо в предпоследнем катрене Вы точки на i успели поставить.

Но!
Сегодня 7 ноября 2023 года.
Держу пари, что 7 ноября 2024 года всё изменится и вода уйдёт из Ваших стихотворений!
На что спорим? :-)))

Гай Юльевич   07.11.2023 16:34     Заявить о нарушении
Ой, Гай Юльевич, Ваши слова да Богу в уши)
Я через день с Музой прощаюсь, а тут - целый год. Это же вечность!
Позже подумаю над всем Вами сказанным. Вот так полёты и обрываются на полпути. Возможно, со стороны виднее, попробую именно так на это взглянуть. Но что-то здесь изменять так не хотелось бы.

Спасибо за отзыв!

Вероника Тышкевич   07.11.2023 16:48   Заявить о нарушении
Перечитала ещё раз комментарии и стих.
Жаль,что у меня не совсем получилось передать полную атмосферу. Попробую на словах.
//выбросить 3,4,5 катрены,// Не знаю, о чём Вы мечтали в юности, насколько были планы на жизнь грандиозными и какая их часть осуществилась. У многих, особенно в небольших городах, духзахватывающий полёт прерывается с появлением семьи и детей. Быт затягивает, зарплата лимитирована, соблазнов не по карману - выше крыши. Как там, у Наутилуса, "Здесь сброшены орлы ради бройлерных куриц"? Как раз в катренах 3, 4, 5 об этом.
//последний катрен размытым получился. (...) его убрать, то опять лучше становится.// для меня он как заключение, подытоживание: при всех исполинских планах на жизнь, в итоге подходим к "моя хата с краю", главное - не тронь, и жизнь удалась...

Вероника Тышкевич   07.11.2023 20:24   Заявить о нарушении
На Ваш отзыв отвечаю частями по мере его отклика.

//когда пошли стихо тренировки - то и образы, как мне кажется, интересные иногда стали приходить.//
Тренеровки - да. Но для хорошего стиха надо, чтоб "переклинило", одних тренеровок недостаточно. Но и без них никуда.
Читая некоторых авторов, меня до сих пор не покидает ощущение хладнокровного расчёта: идея - чтоб слезу прошибло, выстраивание самых правильных фраз, звенящие окончания. Вот она, тренировка! Вроде придраться не к чему, а души нет. И желания нет ни пересказать, ни процитировать, ни вспомнить такое творчество. Перевернул с облегчением страницу и пошёл дальше. А спросят, что не то, а кто его знает. Придти к такому стилю написания - как в страшном сне.
А вот когда образы приходят, тут правила порой приходится переступать, иначе искажается суть ввиду органиченности созвучных слов.

//Моя бабушка говорила всегда "не замай".// этот момент очень интересен. Явно слово с каких-то времён позапрошлого века и ранее. Хоть и склоняюсь к чистоте речи, но у меня начали проскальзывать слова нетипичные для русского языка аналогичные этому. И почему-то принципиально не хочу от них отказываться. Вот и здесь, без него не услышала бы о Вашей бабушке. Честно, если пару слов захотите о ней написать - почитала бы с удовольствием. Ничего личного. Я по обрывкам информации о своих пра- пыталась как-то себя идентифицировать. Местами получилось.

Вероника Тышкевич   07.11.2023 22:53   Заявить о нарушении
Бабушкина жизнь по материнской линии в молодости её - ужас! Некоторые подробности в голове не укладываются.
Бабушкина-дедушкина по отцовской - тоже не то, что сахар, а по лезвию бритвы...

Гай Юльевич   07.11.2023 23:52   Заявить о нарушении
[Но для хорошего стиха надо, чтоб "переклинило"] - так и я ж о том. Все печали, надежды и разочарования пересказывать - это Вас тревожит. Но Вы же не мемуары пишите. А раз это стихи, то надо как-то так выплеснуть, чтобы не Вас, а читателя захлестнуло. А что мне - абстрактному читателю - Ваш пересказ? Меня он не задевает, не волнует. Не потому что я очерствел душой, а потому что Вы струны в моей душе своим пересказом не задеваете.

Вот как, например, у Ахматовой:

Для того ль тебя носила
Я когда-то на руках,
Для того ль сияла сила
В голубых твоих глазах!

Вырос стройный и высокий,
Песни пел, мадеру пил,
К Анатолии далекой
Миноносец свой водил.

На Малаховом кургане
Офицера расстреляли.
Без недели двадцать лет
Он глядел на белый свет.

Вот это, как удар на полном ходу в стену - попробуй остаться равнодушным. Я даже мелодию сочинил и в молодости пел это стихо.

Гай Юльевич   08.11.2023 00:01   Заявить о нарушении
Это про деда стих по отцовской, если интересно...
http://stihi.ru/2023/11/08/92

Гай Юльевич   08.11.2023 00:11   Заявить о нарушении
//Вы струны в моей душе своим пересказом не задеваете.//
Простите, Гай Юльевич, но потрясти Вас - это вообще нечто из области фантастики. Либо убаюкивающими рифмами, желательно затрагивая либидо, либо, как в Вашем примере, глобальным событием жизненного цикла: смерть, рождение, вспышка роковой страсти. Благо второе в повседневной жизни встречается крайне редко. А периодически, и в подробностях описывать кончину кого-бы то ни было... только если волей Судьбы попадаешь в такие обстоятельства и кроме как через слово избавиться от навязчивых мыслей не можешь. Кто жил в годы войны - тот и писал о том, что видел, от этого никуда. Но в мирной повседневности специально загонять себя в такие состояния - смысл в чём? Это на большого любителя. К тому же, к такому экстриму должна душа лежать. Однажды я была свидетелем клинического ухода, но описывать это нет никакого желания. Несколько месяцев пыталась отстраниться от ситуации.

Вероника Тышкевич   08.11.2023 13:07   Заявить о нарушении
Если не совсем уместно выразилась, прошу извинить. Ищем истину, а она где-то рядом...

Вероника Тышкевич   08.11.2023 13:29   Заявить о нарушении
Я Вам всего лишь указываю путь из Лабиринта, а уже Ваше дело следовать вдоль нити или думать, что Вам эта нить ни к чему - и так дорогу найдёте.
Как там у Вольтера: «Все жанры искусства хороши, кроме скучных».
Нельзя писать так, чтобы читать было скучно.
Нам жизнь подсовывает иногда такие сюжеты, что Гамлет отдыхает. И надо всего лишь выловить суть и облечь в точную форму!
Вот у меня вращаются в голове некоторые темы, которые душа просит воплотить, но какие слова подобрать для воплощения - до сих пор мне неведомо.
Что-то смог написать, а что-то ждёт своей минуты. Если повезёт, то дождётся!

Гай Юльевич   08.11.2023 18:44   Заявить о нарушении
Надеюсь, и я дождусь снисхождения Вашей Музы в слово. Как и обещанные к опубликованию стихи Досуга. У меня последние несколько дней Ваша "Елена" периодически в памяти активизирется. Очень хотелось бы увидеть её на Вашей страничке.

Вероника Тышкевич   08.11.2023 18:55   Заявить о нарушении
//Нельзя писать так, чтобы читать было скучно.//
Видимо, не зря я Вас про предков спрашивала. У них были сложные судьбы, а Вы этот драйв через слово проходите - яркое, эффектное, местами эпатажное, но никого не оставляющее равнодушным. За пару слов о бабушках-дедушках большое спасибо

Вероника Тышкевич   08.11.2023 19:05   Заявить о нарушении
[дождусь снисхождения Вашей Музы в слово] - думаю, дождётесь, если не будете обижаться, думая, что к Вам придираются.
Татьяна Игнатова запретила критику во время голосования - и вот результат. Вы критику с трудом переносите. А куда без неё?
А я, между прочим, если натыкаюсь редко на талантливый стих, то от восторга меня просто заносит в рецензиях.
И дело вовсе не в бабушках с дедушками.
Дело в том, что стихотворение душу цеплять должно.
Если Вам Ваш стих нравится - в нём описание какого-то важного момента в Вашей жизни - но это же совсем не значит, что он написан талантливо. А зацепить не Вас, а другого можно только, если звёзды сойдутся и Ваше мастерство споётся с Вашим Музом, и с Вашим внутренним критиком, который без жалости выбросит те катрены, которые ему покажутся лишними.

Гай Юльевич   09.11.2023 07:29   Заявить о нарушении
Ваше слово, Гай Юльевич, подобно искре. По поводу Вашего последнего высказывания у меня уже лавина, карнавал, феерия мыслей, хватит на несколько трактатов. Чуть успеваю отбиваться. Пожалуй, буду "возмущаться" и парировать, но когда их ажиотаж несколько спадёт. Или не буду, как карта ляжет. Не знаю, услышите ли и Вы меня, подумаю.

Вероника Тышкевич   09.11.2023 07:46   Заявить о нарушении
Да-да.
В немецкой армии такое правило существовало: если младшего по чину обидит старший, то обиженному запрещалось в течении 3 дней подавать жалобу. Чтобы остыл и осознал - прав старший или самодур?
А если подавал раньше - следовало наказание обиженного!
:-)))

Гай Юльевич   09.11.2023 10:30   Заявить о нарушении
Она только сверху красная, а внутри - белая! :-)))

Гай Юльевич   09.11.2023 11:17   Заявить о нарушении
Согласна, Гай Юльевич, с большинством изложенных мыслей 09.11.2023 07:29. Но, конечно же, не без «но». Привожу три тезиса, но есть вероятность, что продолжение последует, т.к. не успела сформулировать пару-тройку мыслей. Ох уж эта работа, вечно отвлекает)

Вероника Тышкевич   09.11.2023 14:34   Заявить о нарушении
//Вы критику с трудом переносите.//
Я не люблю, когда ругают ни меня, ни кого бы то ни было. Как красная тряпка для быка. До поднятия высокой температуры и других сбоев в организме. Но к конструктивной доброжелательной критике-помощи всегда отношусь с пониманием и к наиболее рациональным её зёрнам стараюсь прислушиваться. Однако далеко не всем дано выражаться корректно и тактично с учетом индивидуальных особенностей каждого человека. А я очень особенная. С позиции равных и помощи-подсказки – да, с позиции я начальник, ты (…) – однозначно нет. И конкурс «На досуге» привлёк меня именно возможностью говорить то, что думаю без страха получить за это шквал упрёков и порицаний, как на других конкурсных площадках. Подсказать, поправить – с удовольствием выслушаю и кое-что приму к сведению, но далеко не всё, не слепо и безоговорочно. Начнут ругать – пойду против всех. Здесь мы учимся. Кому-то важна и нужна жёсткая критика и стирание в порошок, чтобы возродиться, как птица Феникс из пепла. А другим нужны простые человеческие отношения, и именно этот случай – мой.

Вероника Тышкевич   09.11.2023 14:35   Заявить о нарушении
Содержание стихов.
Повезло, если автор угадывает желание масс, делая своё творение созвучным в сердцах многих. А что делать людям, мышление которых отличается от «общепринятого». Он видит мир по-своему. И чувствует по-своему многое происходящее вокруг. Скажем, подавляющее большинство по-европейски в общей гонке за призрачной мечтой бежит в неизвестность, растрачивая жизнь непонятно на что, а кто-то живёт по-восточному, не спеша, со вкусом и расстановкой акцентов на созерцание каждой мельчайшей детали жизни, включая вещность и ощущения. Одни предпочитают урбанизацию, а другие даже часы не носят, живя в суточных, лунных, сезонных и прочих ритмах природы. Но чьё мнение будет более «правильное»? Почему опыт одного человека и его жизнеощущения должны приводиться в пример всем остальным, и те должны равняться именно на него?
Нас, людей, очень много. И каждый человек – свой характер, мировоззрение, жизненный опыт, кладезь информации. Возраст, круг интересов, смысл жизни – всё индивидуальное. Нет панацеи для тематики, содержания, звучания, образов стихов. Одним нужно яркое, мгновенное и эффектное, другим – отношения он/она и во всех «взрывных» подробностях, третьим – детское творчество, четвёртым –пейзажная, философская лирика, сарказм и т.д. Все не могут думать одинаково. Да и когда нравится одно и тоже сразу всем – скорее исключение, глобальное исключение. Для кого-то важно обволакивающее и ласкающее звучание, для других – рвущее и несуразное, а третьим всё равно, лишь бы зацепило. Но стих – это самовыражение автора через рифмованное слово. К тому же, сегодня человек в силу жизненных обстоятельств, его окружающих, может думать так, а завтра произойдёт нечто, и мнение поменяется на диаметрально противоположное. Постоянны только перемены, а человеку свойственно меняться, причём регулярно. Но на сегодняшний день любая высказанная идея является актуальной для её автора и имеет право на существование. А с учетом того, что все мы «по образу и подобию», могу предположить, что нет «неправильных» ни авторов, ни излагаемых ими мыслей. Здесь всё по замыслу Творца. Кто-то идёт в ногу со временем, кто-то его опережает, а кого-то, возможно, поймут только через много поколений.

Вероника Тышкевич   09.11.2023 14:35   Заявить о нарушении
Прародители
Два примера, формирующих характер.
Жители Беларуси. В разные годы здесь были Киевская Русь, Великое княжество Литовское, Речь Посполитая, Российская Империя. Маловероятно, что регулярный передел территории проходили мирно. Местные репрессии (1937) и др. Волны эмиграции. Войны с транзитом для французов (1812), немцев (1941-1945), и не только. Запрет религии. Регулярные девальвации. Семьи кого, из здесь проживающих, ни разу не сталкивались с последствиями этих событий? И, к сожалению, всё повторяется из века в век в разных вариациях. Так формируется характер нации и отношение к жизни. Вот и родовая карма напрашивается. И в каждом государстве есть свои особенности. Так или иначе, мы, потомки, в какой-то степени проигрываем судьбы своих прадедов, включая взаимоотношения между людьми.
Казаки. Читала: «долгое время казакам было запрещено заводить семьи. Женщин [самых красивых да здоровых] для плотских утех они добывали в походах, забирая их в полон (плен).»? Выходит, корни казаков – гремучая смесь неуёмной мужской энергии и взятой против воли женщины. Насколько спокойными и уравновешенными будут характеры их потомков? Если в человеке бушует вихрь эмоций, то и попадать он будет в ситуации аналогичные, и с людьми такими же встречаться и «прорабатывать» свою энергию, не зря же говорят, что подобное притягивает подобное.
Абсолютно в любой нации найдутся свои специфические особенности. Некие ценности будут общие, другие – противоположные, непонятные, и в принципе могут показаться несуразными. Кроме нации есть век, в котором мы живём, населённый пункт со своими традициями, семьи со своими ценностями. Мы не можем смотреть одинаково на многие вещи, хотя бы исходя из вышеприведённых примеров.

Вероника Тышкевич   09.11.2023 14:36   Заявить о нарушении
Как много букофф.
А у меня всё проще - если на конкурсе стих пролетел, я его отправляю в черновики.
Значит, не получился.
Но мог бы тоже говорить, что я особенный, вижу мир иначе и пр. и пр.

А по поводу казаков. В первый раз слышу, чтобы казакам запрещалось жениться. Может когда-то в Запорожской Сечи? Так у Гоголя в "Тарасе Бульбе" ни слова об этом, если мне память не изменяет?
Но после переселения на Дон и Кубань женились на казачках - "Тихий Дон" Вам в руки.
Кстати в этом году был на Вёшенской весне. Ничего особенного. Но попал на там на концерт Розенбаума.
До того был дважды на его концертах в Москве и в Краснодаре.
Но этот понравился больше всех!
Представьте картинку: весь зал на казачьих его песнях подпевал. Подчёркиваю - ВЕСЬ ЗАЛ!!!
Видимо, он тоже особенный!
Ради одного такого момента стоило сочинять!
:-)))

Гай Юльевич   09.11.2023 15:53   Заявить о нарушении
А на последней песне Розенбаума на том концерте ВЕСЬ ЗАЛ ВСТАЛ И ПЕЛ ВМЕСТЕ С НИМ!!!

Гай Юльевич   09.11.2023 15:55   Заявить о нарушении
Про концерт - круто!!!

А со стихами зря Вы так.
Публикуйте все и никого не слушайте. Конкурс - это мнение нескольких чловек и где гарантия, что именно Ваш читатель находился среди оценивающих? А может он и не поэт вовсе, а оценивали ведь только поэты, причём порой каверзные со своими мыслями, да ещё и своих конкурентов. Милое дело принципиально занизить оценку и самому занять лидирующее место!

Вероника Тышкевич   09.11.2023 16:14   Заявить о нарушении
//Как много букофф.//
Это только очень краткие отфильтрованные выжимки. Представляете, как я с этим живу?

Вероника Тышкевич   09.11.2023 16:16   Заявить о нарушении
Никогда не угадаешь, что из стихов будет востребовано. В Египетской истории был написан "Потери горечь". Не хотела ни писать его, ни публиковать. Но чисто из уважения к проделанной работе опубликовала. Читают его чаще других...

Вероника Тышкевич   09.11.2023 16:40   Заявить о нарушении
//Но мог бы тоже говорить, что я особенный, вижу мир иначе и пр. и пр.//
Да, Гай Юльевич, именно, Вы особенный. И должны были неоднократно это слышать, особенно в детстве. В более зрелом возрасте люди начинают стесняться делать комплименты, поэтому Вам давно об этом не говорили

Вероника Тышкевич   09.11.2023 17:03   Заявить о нарушении
Не-а, в детстве я просто был отличником.
Как там у Жванецкого: "Сядь на первую парту к Петрову: он отличник, с ним не о чем говорить!" :-)))

Наконец-то получил свою книгу.
Сопротивлялся я против выборочного лака – мол, цыганщина получится – итак, яркая обложка для поэтического сборника.
Издатель сказал: «Ты не понимаешь. У тебя ведь стихи и фонтаны. Струи на обложке должны быть «подсвечены»».

ЭТО ПРОСТО ПРАЗДНИК КАКОЙ-ТО!!!

Гай Юльевич   09.11.2023 21:45   Заявить о нарушении
Поздравляю мэтра Гая с замечательным событием!!! Очень за Вас рада!

Вероника Тышкевич   09.11.2023 21:51   Заявить о нарушении
И если книга вышла от оригинала, градус радости за Вас, Олег, не снижается!

Вероника Тышкевич   09.11.2023 22:54   Заявить о нарушении
[И если книга вышла от оригинала] - не въехал? :-)))

Гай Юльевич   09.11.2023 23:04   Заявить о нарушении
Под каким именем печатались?

Вероника Тышкевич   09.11.2023 23:08   Заявить о нарушении
Щаз гляну!
Под моим девичьим - Олег Бублик :-)))

Гай Юльевич   10.11.2023 12:44   Заявить о нарушении
Щаз (это СЕЙЧАС означает) меня Игнатова в ЧС на Маллар Ме ))))))))

Гай Юльевич   10.11.2023 12:58   Заявить о нарушении
Серьёзно?!
Можно я ей напишу в личку с просьбой снять блокаду?!!!

Вероника Тышкевич   10.11.2023 13:00   Заявить о нарушении
Имейте в виду, если она Вас не разблокирует, организую прощальный феерический отзыв и тоже устранюсь с площадки
Даёте добро на личную переписку?

Вероника Тышкевич   10.11.2023 13:10   Заявить о нарушении
Рада, что в ЧС Вас нет.
А вот теперь действительно начинается хождение по острию. Будьте бдительны, плз

Вероника Тышкевич   10.11.2023 13:50   Заявить о нарушении
И да, перечитала свои "Тёмные коридоры". Если можно так выразиться, косяк на косяке. Но какой великолепный повод для общения...

Вероника Тышкевич   10.11.2023 13:52   Заявить о нарушении
Я про ЧС - имел в виду в будущем времени.

Гай Юльевич   10.11.2023 14:52   Заявить о нарушении
Мысли читать, к огромному сожалению, не умею) Но помните, что паника - это моё
http://stihi.ru/rec.html?2023/11/10/83

Вероника Тышкевич   10.11.2023 15:12   Заявить о нарушении
Ох, уж этот витиеватый русский язык!
Не вставил глагол и фраза получилась в неопределённом времени "Щаз (это СЕЙЧАС означает) меня Игнатова ЗАНЕСЁТ в ЧС на Маллар Ме!)))"
Но без глагола фраза в стиле современного молодёжного сленга - "ЩАЗ МЕНЯ КААААК!" - т.е. сейчас со мной кое что сделают!

Извиняюсь, что этим сокращением Вас, да и себя подставил!

Гай Юльевич   10.11.2023 16:19   Заявить о нарушении
Масса эмоций, жаль работа помешала своевременно зарифмовать. Надеюсь они ещё отобразятся в стихах
Спасибо

Вероника Тышкевич   10.11.2023 16:29   Заявить о нарушении
Ох уж эти дамы и стихи про любовь... Гай Юльевич, не слушайте никого! Пусть и Валентина, и Наталья ставят свои пятёрки. Стих хороший, захотите - потом доработаете. И никакой топки!!! Жду его на Вашей странице после Конкурса, как и все остальные!

Вероника Тышкевич   11.11.2023 21:45   Заявить о нарушении