Из Лоуренса Ферлингетти - Гойя и Сон Разума
Гойя и Сон Разума
Статуя Гойи из тёмного камня
стоит меж деревьев
у бокового входа музея Прадо
На нём длинное объёмистое пальто
и высокая бобровая шапка Огромный он уверенно
шагает вперёд по пьедесталу
сверху четырёхгранного барельефа вырезанного из
белого камня
на котором запечатлены
различные бьющиеся друг с другом фигуры
из его скандальной коллекции людей и нелюдей
а у основания камня высечено:
el sueno de la razon produce monstruos
Каменный человек то ли спит то ли плачет
под этими монстрами
а вокруг носятся летучие мыши
Позднее утреннее солнце бликует на Гойе
и тени от листьев акации
падают на него
будто падают сами листья
(но это не так)
Я изучаю его лицо ради какого-то маленького
знака одобрения но его суровый взгляд
направлен мимо меня
разум спит под ним
но наверху
на фоне голубого необъятного неба
всё пробуждается
под твёрдой и ужасающей
ясностью его холодного взгляда
23.10.23
Примечание: el sueno de la razon produce monstruos - Сон разума рождает чудовищ
«Сон разума рождает чудовищ» (исп. El sue;o de la raz;n produce monstruos) — офорт Франсиско Гойи из цикла «Капричос», озаглавленный испанской пословицей.
Согласно бытовавшему в те времена представлению, живопись и графика являют собой некий доступный для всех и всем понятный всеобщий язык (исп. idioma universal). По первоначальному замыслу Гойи офорт должен был называться «Всеобщий язык». Однако это название впоследствии показалось ему слишком дерзким, и он переименовал свой рисунок в «Сон разума», сопроводив его следующим пояснением: «Когда разум спит, фантазия в сонных грёзах порождает чудовищ, но в сочетании с разумом фантазия становится матерью искусства и всех его чудесных творений» (исп. La fantas;a, aislada de la raz;n, solo produce monstruos imposibles. Unida a ella, en cambio, es la madre del arte y fuente de sus deseos)(Из "Википедии").
https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/172925
GOYA & THE SLEEP OF REASON
The dark stone statue of Goya
stands between the trees
at the side entrance of the Museo del Prado
He wears a long great coat
and carries a tall beaver hat Larger than life he
strides forward purposely on a pedestal on top of a four-sided bas-relief carved in white stone
in which are depicted
various struggling figures
from his outrageous collection of humans and inhumans
at the base of which is incised
el sueno de la razon produce monstruos A stone man sleeps or weeps
right above the monsters
with winged bats around him
The late morning sun
glints off Goya
and shadows of the leaves
of the acacia trees
fall on him
as if the leaves themselves were falling
(They do not)
I study his face
for some small sign of recognition but his long hard look
is directed beyond me
Reason sleeps beneath him
but above
against the sky’s blue immensity
all is intensely awake
in the steady
and atrocious clarity of his distant gaze
Свидетельство о публикации №123102301863