Настоящее - последняя страница прошлого
Вряд ли существует на Земле народ, который, поселившись на какой-то территории, жил бы там всегда. Разные пласты цивилизации сталкивались, вытесняли друг друга, смешивались, поглощались и как вечные странники проносились над землями. Так все стали и "пришельцами", и "изгнанниками". Сегодня, так называемые "коренные нации" себя выдают за изгнанников, а других за пришельцев.
Приднестровье - это зона самых активных контактов населявших и населяющих его народов, приведших к формированию историко-культурной полиэтнической общности с особым самосознанием.
Сведения о земле, на которой стоят Дубоссары, уходят в глубокую древность. Геологическая и археологическая науки на основании изучения земных пластов и следов деятельности человека с использованием современных методов исследования позволяют заглянуть на многие тысячелетия в историю этого края. В ходе совместной приднестровско-российской экспедиции 2015 г. на восточной окраине Дубоссар, называемой Байраками, было установлено, что там 1,07 млн. лет жили люди. Найдены их орудия труда из кремния.
Когда-то здесь были и лес, и степь, и тундра, и море, лежали ледники. Менялся растительный и животный мир. С летописями вопрос обстоит сложнее. Автор относится к ним с немалым недоверием. Летописцы писали и пишут часто в угоду правителям или, выдавая свои выдумки, отсебятину, мнение за истину, делая видимость, что не знают достоверных фактов. Например, известно, что Менгли Гирей в 1484 г. овладел Дубоссарами, которые в то время именовались Томбасарами (Tombasar), а в Академии Наук Молдовы (Кишинев) твердят, будто бы Дубоссары были основны лишь в 1792 г. молдавскими строителями лодок-однодеревок (по-молдавски дубэсарь). Поэтому на молдавском языке имя нашего города Дубэсарь.
Тот же Менгли Гирей в 1484 г. овладел нынешним городом Балта в Одесской области. Академики Молдовы твердят, что это имя переводится на русский язык с молдавского "болото". На самом деле этот город тогда принадлежал Литве, а имя его означало белый пояс. Балта на многих языках означает боевой топорик с длиной ручкой или секиру.
В Парламенте Молдовы в 1990 г. депутат-академик утверждал, что известный всем школьникам Вышний Волочек, который расположен севернее Москвы, основан волохами (румынами). С учетом таких несуразиц в 1990 г. принимались даже законы. Автору этих строк пришлось покинуть этот несуразный парламент. Как можно верить подобным "летописям"?
Посмотрите картинку, на которой указано, когда в Дубоссарах и других местах Приднестровья были построены церкви (до 1792 г.), на каких картах они нанесены (задолго до 1792 г.) и сделайте вывод, действительно ли, как утверждают в Кишиневе, наш город был основан в 1792 г.
Эту дурку впервые запустил Российский Генштаб после овладения Дубоссарами, хотя он же в 1787 г. издал карту, на которую нанес этот город. В Кишиневе согласились с этой ложью, но поменяли основателей.
Распространению этой явной лжи способствовал идеологический отдел Дубоссарского райкома партии и районная газета. В ней печатались всякие выдумки жителей Дубоссар, которые рождались в их головах, наверно, во время праздника вина.
Во всем мире названия рек, как правило, означают "вода" на языке народов, давших им имена. С языков иранского происхождения "дон" также переводится "вода". Поэтому названия: Дон, Донец, Днепр (Данапр), Днестр (Данастр), Дунай, а также Ардон (Арредон), Гизель-дон и еще несколько десятков "дон"ов в Осетии, Иране (Персии) считаются скифскими или сарматскими (сарматы - народ иранского происхождения - были здесь в период с IV в до н. э. по II в н. э.). На смену
сарматам пришли аланы (предки осетин) - также племена иранского происхождения.
Фракийские племена гетов и даков во ІІ-ІІІ вв. до н. э., потеснив племена, жившие в низовьях Дуная, создали в Днестровско-Прутском междуречье государство Дакия во главе с Буребистой (70-44 до н. э.). Однако, после его убийства Дакия распалась на части и в 105-106 гг. н. э. потерпела поражение от римского императора Траяна.
И вот в конце 80-х гг. XX в. политики Молдовы и Румынии решили, что историю следует начинать с этого момента. Румыны (этот термин начал широко употребляться лишь в январе 1860 г.), якобы, здесь "коренные", а все остальные - "оккупанты", "пришельцы". Все "некоренные" должны принять культуру "коренных", а не то... "Чемодан! Вокзал! Россия!".
Д.Кантемир (1673-1723) в книге "Описание Молдавии" писал, что во время сражения с римлянами в 106 г. н. э. большинство воинов-даков погибло, а оставшиеся были угнаны в Рим и проданы в рабство. Вождь дако-гетов (Децебал) с частью воинов бежал в горы и после обнаружения римлянами покончил с собой. Во время 4-месячного празднования победы на аренах Рима сражалось около 20 тысяч гладиаторов - пленных гето-даков.
Широко распространено мнение, что геты и даки - это предки румын и молдаван. Но еще Н.Карамзин (1766-1826) в "Истории государства Российского" на основании русских сказок XII в. высказал мнение, что геты могли быть предками славян. Они описываются голубоглазыми, со светлыми волосами и кожей, а римляне - кареглазы-
ми, черноволосыми и смуглыми. После прохождения школьного курса генетики сегодня каждый может подсчитать, что если бы у румын было 50% крови гето-даков и 50% крови римлян, то не менее 25% из них были бы голубоглазыми и имели светлые кожу и волосы. Такие румыны встречаются очень редко, поэтому следует относиться критически к бытующему мнению, что геты и даки оказали существенное
влияние на формирование румынской нации. К этому следует добавить, что в молдавском языке в настоящее время имеется всего около 70 слов фракийского (гето-дакского) происхождения, тогда как их много в албанском языке.
Последние данные новой науки ДНК-генеалогии опровергают эту версию.
Под натиском германских племен (готов) в 271 г. н.э. римские войска и администрация покинули Дакию, поселившись в северных районах Восточных Карпат рядом с жившими там антами. Гунны в 375 г. разбили готов. Оставшиеся в живых бежали в трансильванские горы. На смену гуннам пришли тюркские кочевые народы (булгары), а потом авары. Древние племена славян обитали от Одера на Западе до Днепра на Востоке, от Прибалтики на Севере до Европейских гор (Судеты, Татры, Карпаты) на Юге.
Последние исследования ДНК-генеалогии показали, что далекие предки славян жили в Алтае, откуда они перекочевали до Испании и Португалии, а затем были вытеснены на восток на земли современных западных, восточных, южных славян (на Русскую равнину).
Греческий военный писатель Маврикий, говоря о многочисленности славян в наших краях, писал: "Так как у них много князей и они между собой не согласны, то выгодно некоторых из них привлечь на свою сторону или посредством обещаний, или богатыми подарками, в особенности тех, которые по соседству с нами (Византией. - В.Д.) и имеют сношения с другими, чтобы они не соединились вместе и не поступили под начальство одного".
О том же писал и Масуди (конец 9 в. - 956 или 957 г.): "Если бы славяне не были так раздроблены и если бы между отдельными их племенами было менее несогласия, то ни один народ в мире не в состоянии был бы им противиться".
Как современно звучат эти слова! И очень жаль, что разрушители СССР оказались преступно глухи к ним. Тому свидетельством является нынешняя военная операция на Украине.
Если вы видели сегодня провалы на главной площади Дубоссар перед входом в здание "Дома быта" и на выходе с улицы Дзержинского на улицу Котовского, зайдите в один из домов (за магазином "Цветы" раньше там жил армянин), что через дорогу от гостиницы "Днестровский сад". Бывший хозяин водил меня в свой погреб, угощал вином, уверяя, что погреб - это "турецкие подвалы" - виновники тех провалов. Эти подвалы ведут вниз по направлению к Днестру.
"Историки" Румынии и Молдовы в 1988-92 гг. договорились до того, что славяне в этих краях, якобы, появились лишь в конце XVIII в. Это закреплено даже актами Парламента Молдовы 1990 г. Они пренебрегли и тем, что на территории бывшей МССР известно около 100 восточнославянских памятников конца IX- начала XII в., а большинство из известных (около 2500) русских былин по месту происхождения считаются Галицко-Волынскими, а по времени - Владимирского периода (Мономаха).
В русско-молдавском словаре обращает на себя внимание обилие синонимов с латинскими, славянскими, греческими, тюркскими корнями. Причем слова латинского происхождения употребляют большей частью те, кто считает себя румынами. Эти слова часто не понимают молдаване Приднестровья. В свое время в языке румын слова с тюркскими и славянскими корнями были заменены на французские.
В Бессарабии (входившей в состав России в виде губернии) сохранялся народный молдавский язык с большим количеством слов славянского, греческого и турецкого происхождения. Сегодня даже в небольшой по территории Молдове и в Приднестровье сохраняются значительные различия языка молдаван. В нем различают четыре группы говоров: северо-западную, северо-восточную, центральную, юго-западную. Например, первый звук в слове "пепт" (грудь) жители одних молдавских сел произносят как "п", в других - "к", в третьих - "т", да еще и с разной степенью твердости, взрывности и четкости. Вторая буква в этом слове может воспроизводиться ими
как "е", "э", "йе", "йэ", "ие" или "иэ". В конце этого слова в одних
селах вы услышите четкий звук "т", а в других - его проглотят (сделают немым).
Согласные перед "и", "е", "ё", "ю", "я" в одних селах смягчаются (как в русском языке или восточно-украинских диалектах), а в других - они произносятся твердо (как в Валахии мунтянами или в западно-украинских диалектах).
Румыны считают молдавские произношения "провинциализмами", "некультурными", "крестьянскими", "царанскими", а молдаване язык мунтян и олтян - "не молдавским, а румынским". Различия в произношении придают румынскому языку мягкость, а молдавскому - твердость (румыны говорят - "грубость", "неотесанность"). Для них румынское произношение - это признак образованности, хорошего воспитания, куль-
турного лоска, а молдавское - бескультурья).
В разных селах молдаване говорят с разной мелодичностью и скоростью, в разной степени у них обнаруживается оглушение, онемение и удвоение согласных звуков и др. Поинтересуйтесь историческим прошлым сел и вы сами дадите объяснения этим особенностям.
Недавно Парламент Молдовы принял решение о государственном языке Молдовы - румынском. В Приднестровском регионе сохранены особенности народного молдавского языка, включая кириллическую графику. На правом берегу Днестра перешли на латинскую графику.
Приведу выдержки из статьи румынского филолога А.Граура (Al.Graur) "Formarea limbii Rom;n;" (Формирование румынского языка) из его книги "Pu;in; gramatic;. Editura Academiei Republicii Socialiste Romania. Bucure;ti, 1988, vol. II, p. 340-343).
Язык жителей Дакии претерпел сильное влияние, видимо, прежде всего со стороны различных германских племен, затем славян, венгров, турок, греков и др., среди которых самым заметным было влияние славян, которое наблюдается во всех компонентах языка (речь идет о языке румын! -В.Д.).
Иногда говорится, что румынский язык был полностью "сформирован" к приходу славян и их влияние не было зафиксировано румынским языком. Но язык никогда не бывает "зафиксированным" и никто не может установить дату, когда румынский
язык был "сформирован"...
По первым нашим текстам XVI в. можно заключить, что он очень сильно отличался от латинского языка, т.е. был другим языком и в этом смысле можно сказать, что он "формировался" (а не был "фиксирован")...
Судя по сведениям из других районов, где имеются тексты для всех периодов, следует считать, что к приходу славянских языков дако-румынский язык очень сильно отличался от латинского... Румынский язык не "сформировался" к началу влияния на него славянских языков. Значение влияния славян на словарный состав румынского языка не опротестовывается никем... Латинские элементы все же употреблялись чаще, чем славянские.
Славянские слова вводились в румынский язык в течение многих этапов... В румынском языке появилось произношение, имевшееся в старославянском языке, но исчезли многие наши старые говоры... Наши старые книги были позаимствованы от
старых церковных славянских книг... Позже пришло влияние польского, украинского и русского языков...
Славянского происхождения многочисленные сельскохозяйственные термины... но в этой области остались также многие термины латинского происхождения... Большая часть глаголов латинского происхождения, а существительных - славянского...
Многие славянские термины приобрела религиозная сфера...
Слова славянского происхождения распространены приблизительно равномерно по всей румынской территории и употребляются всеми жителями. Это показывает, что имело место настоящее взаимопроникновение этих двух народов, о чем свидетельствуют и наименования населенных пунктов... В румынском языке элементы морфологии в наибольшей степени латинизированы, но славянское влияние и здесь не отсутствует. Например, звательный падеж мужского рода типа "стэпыне" (обращение: "хозяин".
Сравните в украинском языке: "Іване","куме", "хлопче", "брате" (В.Д.) одинаково в латинском и славянских языках. Что касается женского рода типа "бунико" (обращение: "бабушка"). Сравните в украинском языке: "мамо", "Марічко". (В.Д.) - это несомненно славянское. Большое число наших суффиксов славянского происхождения... и здесь славянское влияние наиболее многочисленно и существенно.
Таким образом, даже румынские ученые считают, что в их современном языке более 1/3 слов славянского происхождения и появились они в результате теснейших контактов этих народов при совместном проживании бок о бок на одной территории. В Молдове (а тем более в Приднестровье) влияние славянских языков на язык молдаван еще значительнее. Однако румынофилам конца XX в. в Молдове так хоте-
лось быть единственными "коренными" и чистокровными потомками римлян, что они чуть было не стали "большими католиками, чем Папа Римский". Вот и подвергли они историю и лингвистику грубой фальсификации.
Грамматический строй, фонетическая система молдавского языка, конечно, романского происхождения. Но в его формировании большую роль сыграл славянский элемент. Причем, в молдавском языке порой сохранились древнеславянские слова, которые исчезли у славянских народов. Современные филологи считают, что более 2/3 терминов, касающихся земледелия, ремесел и хозяйственного инвентаря, орудий труда, славянского происхождения. А вот термины, касающиеся животноводства, в основном латинские.
Какие еще нужны доказательства того, что советская система здесь ни при чем? Такая судьба не только у молдавского языка. Живые разговорные языки жителей всех национальностей Приднестровья много позаимствовали друг у друга. И в этом ничего удивительного нет. Это всеобщее явление. Послушайте разговор канадского украинца: "Закрый зе виндоу, а то чилдрэнята повыджемпрують", что в переводе с украинско-английского значит "Закрой окно, а то дети повыпрыгивают".
Новые слова рождались и рождаются в шумных заводских цехах, на полях, в научных лабораториях, где человек работает, создавая и новые вещи, и новые названия для них или заимствует понравившиеся у соседа. Поэтому будьте скромнее! Уважайте
собственный (молдавский) народ! Вне его вы - ничто, инородное тело! Вы - прежде всего статисты, препараторы, а лишь потом творцы языка. Вы же пытаетесь уложить язык молдаван в "прокрустово ложе" языка румын, подвергая речь молдаван "дружескому" разорению.
Воюющие против молдавского языка рискуют быть посрамленными историей, как "великие" критики "Полтавы" за употребление А.Пушкиным "низких, бурлацких выражений" таких, как "усы", "визжать", "вставай", "пора" и др.
Свидетельство о публикации №123102300184