Как убивали Кормовище - мою малую родину на Алтае

 Деревня Кормовище созданная в начале прошлого века соответствовала своему названию и быстро разрослась до 150 дворов со школой, церковью, конюшней и скотным двором. Люди жили по трём Укладам страны : Крестьянский образ жизни -  пашня
и скот, что кормило народ и деревня процветала, второй Уклад - Соборность обязательное посещение церкви по воскресным дням, а когда наступал срок службы в /Армии - Державность вступала в силу. Россия защищала не только себя, но и братьев Славян. Служили долго и крепкие крестьянские парни закалённые в труде чаще попадали в Морфлот, остальные в пехоту и конницу.
Весну и лето занимались пашней и ей были обязаны, от неё зависел доход в семье, "как потопаешь - так и полопаешь " , говорили мужики. Наделы земли давали на мужской пол и каждый хотел рождение сына, девок брали замуж работящих : " с красоты воды не пить" - говорили при " запое", когда сватали невесту. "Сарафанное радио" могло навешать ярлык любой девахи и часто распространяли дурную славу, порой ложную. Поэтому часто женились на девушках из другой деревни. Тогда у колодца говорили : " Хоть есть свой назём, но чужой везём", для таких невест не было ярлыков. Свадьбы гуляли по три дня и более, они начинались с Покрова и заканчивались Масленицей.
 Так жила Алтайская деревня из года в год, работая и веселясь в меру.
После Революции снесли церковь, а Гражданская война забрала многих мужиков, потом пронеслась " новая жизнь", появились Колхозы и только привыкли к новой жизни, как нагрянула война и мужиков в деревне не осталось. Весь тяжкий труд свалился на плечи женщин, которые в поле и дома трудились не покладая рук.

              " Я и лошадь, я и бык
                Я и баба и мужик"

Пели грустные частушки женщины:

               "Женщины - канареечки
               отработали год за копеечки."

 Эти частушки помню до сих пор, хотя прошло 80 лет, женщины работали и жили по законам военного времени. Растили хлеб, скот и детей и деревня жила без электричества, радио и новости привозили из Сельсовета. Всегда боялись казённых писем в них шли похоронки с военкоматов. Не обошла беда и наш дом - Похоронка на отца была противоречивой " Без вести пропавший - погиб смертью храбрых" с этим мы жили 60 лет, пока следопыты не нашли медальон отца - МедальОН, теперь навещаем братскую могилу на 200 километре Старой Смоленской дороги в с. Туманова.
 Деревня погибала и молодёжь уходила в Армию и не возвращалась, а старики вымирали.
 В Хрущёвский период деревня попала в неперспективные и как 120000 тысяч была снесена. Народ оказался кто на Камчатке, кто на Сахалине, а я в Казахстане -столице Алма - Ата. Сегодня осталась лишь память моего детства о деревеньке, которой я обязан своей жизнью.

         23. 10 2023 г.   


Рецензии

Завершается прием произведений на конкурс «Георгиевская лента» за 2021-2025 год. Рукописи принимаются до 24 февраля, итоги будут подведены ко Дню Великой Победы, объявление победителей состоится 7 мая в ЦДЛ. Информация о конкурсе – на сайте georglenta.ru Представить произведения на конкурс →