О жанре и стиле
ЖАНР
Вопрос о жанре произведения - один из наиболее сложных в литературе. Это объясняется тем, что в сов-ременной науке нет единства в понимании этого вопроса. Между тем, понятие жанра - одна из древнейших категорий: достаточно вспомнить «Поэтику» Аристотеля, где названы и кратко охарактеризованы ведущие жанры того времени - эпос, драма, лирика. Аристотель рассматривал жанры в соотношении с родами литературы. К эпическому жанру он относил сказку, басню, эпическую поэму, былину, сагу. К драматическому - трагедию, комедию, драму, а также водевиль, мело¬драму, сценку. И, наконец, к лирике он отнёс элегию, эпитафию, оду.
Классификация Аристотеля не является понятием застывшим и непререкаемым. Так, в современной литературе к жанру эпоса добавились рассказ, повесть, роман, очерк.
В комедийном жанре стали различать фарс (особый комедийный приём, широко используемый в цирковой клоунаде), водевиль (пьеса комедийного жанра с большим количеством танцевальных номеров и песен), интермедию (небольшая комическая сценка, которую разыгрывали между действиями основного спектакля, представления или оперы), пародию (прием, основанный на повторении узнаваемых признаков известных литературных персонажей или текстов).
В лирическом жанре появились такие понятия, как стансы, элегия, эпиграмма, послание, поэма.
Виды литературных жанров
Определение жанров по форме:
Роман - обширное повествование в прозе, отражающее события какого-либо отрезка времени, с подробным описанием жизни главных героев и всех других персонажей, в той или иной степени участвующих в означенных событиях.
Повесть - форма повествования, не имеющая определенного объема. В произведении обычно описываются эпизоды из реальной жизни, а персонажи преподносятся читателю как неотъемлемая часть происходящих событий.
Рассказ (новелла) - широко распространенный жанр малой прозы, носит определение "новеллистика". Поскольку формат рассказа ограничен по объему, писателю обычно удается развернуть повествование в рамках одного события с участием двух-трех персонажей.
Очерк - литературная квинтэссенция, сочетающая в себе художественный стиль повествования и элементы публицистики. Всегда излагается в сжатой форме с высоким содержанием конкретики. Тематика очерка, как правило, связана с общественно-социальными проблемами и носит отвлеченный характер, т.е. не затрагивает конкретных индивидуумов.
Пьеса - особый литературный жанр, рассчитанный на широкую аудиторию. Пьесы пишутся для театральной сцены, телевизионных и радиоспектаклей. По своему структурному рисунку пьесы больше похожи на повесть, поскольку продолжительность театральных спектаклей, как нельзя лучше, соотносится с повестью среднего объема. Жанр пьесы отличается от других литературных жанров тем, что повествование ведется от лица каждого персонажа. В тексте обозначены диалоги и монологи.
Ода - лирический литературный жанр, во всех случаях позитивного или хвалебного содержания. Посвящается чему-либо или кому-либо, часто является словесным памятником героическим событиям или подвигам отдельных граждан.
Эпопея - повествование обширного характера, включающее в себя несколько этапов государственного развития, имеющих историческое значение. Главные признаки этого литературного жанра - глобальные события эпического характера. Эпопея может быть написана, как в прозе, так и в стихах, пример тому поэмы Гомера "Одиссея" и "Илиада".
Эссе - небольшое сочинение в прозе, в котором автор излагает свои собственные мысли и взгляды в абсолютно свободной форме. Эссе - это в некоторой степени абстрактное произведение, не претендующее на полную достоверность. В отдельных случаях эссе пишутся с долей философичности, иногда произведение имеет научный оттенок. Но в любом случае этот литературный жанр заслуживает внимания.
В отдельном ряду стоят жанры детектива и фантастики.
Детективы – литературный жанр, основанный на извечном противостоянии полицейских и преступников, повести и рассказы этого жанра носят остросюжетный характер, практически в каждом детективном произведении происходят убийства, после чего опытные сыщики начинают расследование.
Фантастика – особый литературный жанр с вымышленными персонажами, событиями и непредсказуемым финалом. В большинстве случаев действие разворачивается или в космосе, или в подводных глубинах. Но при этом герои произведения оснащаются суперсовременными машинами и устройствами фантастической мощности и эффективности.
У начинающих писателей часто возникает вопрос: можно ли совмещать жанры в литературе? Да, можно. И зачастую происходит смешение нескольких жанров в одном произведении. Если это делает мастер - рождается интересное, необычное творение. Но, если смешение жанров делается непрофессионально, то такое смешение «топит» произведение. Поэтому, к такому явлению следует относиться осторожно и вдумчиво, так как литература не терпит профанации.
СТИЛЬ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Стиль – это ощутимое присутствие целостности в каждом составном элементе произведения и в законченном произведении в целом.
Характерными особенностями художественного стиля являются:
• широкое использование лексики и фразеологии современной литературы;
• употребление изобразительно-выразительных средств;
• проявление творческой индивидуальности писателя.
СТИЛЬ ПИСАТЕЛЯ
Поэзия – понятие чрезвычайно многогранное, предполагающее, в первую очередь, богатый внутренний мир автора. Каждый выдающийся писатель или поэт заботится о красоте своего стиля, задумывается над тем, чтобы заключить в одной фразе целую драму, а одним, удачно подобранным словом, бросить сноп света в глубину человеческой души. Если писатель не дооценивает красоту стиля, он никогда не удержится в литературе. Только хороший стиль обеспечивает в ней место большинству авторов. Но, как настоящее искусство рождается из сопротивления материалов, так и индивидуальный стиль рождается большим трудом.
Флобер затрачивал на один роман от пяти до шести лет, ежедневно работая по нескольку часов; Ибсену каждая драма обходилась в два года, одна из новелл Бальзака имела двадцать корректур, Мопассан переделывал свои рассказы по пять-восемь раз. Гоголь на вопрос, откуда черпает он своё богатство языка, откуда у него такой великолепный стиль, ответил: «Из дыма. Пишу и сжигаю, что написал. И пишу снова».
Не один шедевр не создавался без усилий. Ян Парандовский в своей «Алхимии слова» пишет:
«Перо подлинного мастера никогда не спешит. Если всё же случается ему разбежаться, автор сам его остановит, создав дополнительные трудности, никогда не пришедшие бы на ум писателю посредственному. И до чего же легко создать такие трудности! Достаточно задуматься над одним словом, уже нанесённым на бумагу, и это слово, такое ясное, такое бесспорное, вдруг начинает заволакиваться туманом, теряет чёткие очертания, вызывает неуверенность, тревожит, обманывает. Начинаются перечёркивания, добавляются новые страницы, а старые, те ,что похуже, выпадают».
Ценой таких трудов и стараний писатель вырабатывает свой индивидуальный стиль, который представляет собой совокупность характерных особенностей словаря, конструкции предложений, их соотношения между собой, а также употребление метафор, сравнений, речевых особенностей героев. Знатоками давно замечено, что страницу хорошего писателя или талантливого поэта, часто можно распознать только по одной фразе.
Вопрос о том, как зарождается и созревает индивидуальный стиль писателя – один из самых трудных в психологии творчества. Конечно, каждый писатель или поэт носит в себе определённое предрасположение, обусловливающее в дальнейшем выработку собственного стиля. Потому что у каждого человека есть свои особенности в способе выражения мысли, построения фраз, их расстановки в тексте. Каждый писатель, работающий над собой, индивидуализирует язык персонажей. Ему, как и всем остальным людям, одни слова нравятся, другие не нравятся, то же можно сказать и в отношении грамматических форм и правил синтаксиса. На творческом пути писатель соприкасается с языком своей среды, с языком авторов, прочитанных ранее, с выражениями из иностранных языков. Окружающий мир воздействует на писателя со всех сторон, и он сначала инстинктивно, а потом вполне сознательно отбирает нужный ему материал. Из тысячи различных книг писатель обычно выбирает для чтения те, с авторами которых у него есть нечто вроде сродства душ, у таких писателей он находит поддержку, поощрение своих склонностей, или указания, как эти склонности развивать. Стиль писателя связан с его видением мира и пониманием закономерностей этого мира.
« Стиль – это человек » - гласит французская пословица. У каждого писателя имеется свой способ реализации творческого замысла, свои художественные идеи, манера, отличающая его от других.
В основе понятия «стиль писателя» лежит сходство, однородность, единство творческих особенностей, присущих данному писателю: идей, тем, характеров, сюжетов, языка" (С.В. Тураев).
Писатель не может не отразиться в своем произведении как личность, показать свое понимание жизни, свои взгляды на жизнь и оценку изображенных событий. В каждом герое произведения, в каждом стихотворении поэта воплощается неповторимое «я» художника. Это «я» и есть его неповторимый стиль.
Читая любого писателя или приступая к изучению творчества любого поэта, необходимо, прежде всего, уловить в многообразии его произведений тайну личности автора, то, что принадлежит ему одному. И только после этого раскрывается тонкая взаимосвязь между формой и содержанием произведения этого писателя.
Не у каждого художника свой метод реализации творческого замысла, свой стиль, своя художественная манера, отличающая его от всех других. Этому надо учиться долгие годы, иногда даже всю жизнь. Каждый писатель учился у кого - то и только самонадеянные глупцы могут завить, что они ничем не обязаны другим писателям.
Индивидуальный стиль вырабатывается временем, постепенно. С накоплением опыта, формируется своя манера письма, свои пристрастия к тем или иным литературным формам.
Писатель, часто непроизвольно, выбирает обстановку, в которой ему приятно работать, окружает себя теми вещами, которые вызывают вдохновение. Опытному литератору заранее известно, с чего он начнёт свой новый труд, как будет развиваться сюжет, какими отличительными особенностями будут обладать герои. Он уверенно чувствует себя во время творческого процесса, потому что знает, в какую форму облечёт свои слова. И если впоследствии произведение автора читатель узнает по первым фразам, по отдельным художественным приёмам и манере выстраивания интриги, значит, авторский стиль он уже выработал.
Что же нужно сделать для того, чтобы стать личностью в литературе? Как сделать, чтобы твой почерк узнавали? Как найти свою тропу, выработать ту манеру письма, от которой веет уникальностью и новаторством? Вот несколько простых советов, которые могут пригодиться, как начинающему, так и уже состоявшемуся писателю или поэту.
- Читайте. Как можно больше читайте хороших писателей и поэтов. Читая, анализируйте каждое прочитанное произведение. Выделите для себя его достоинства и недостатки, выделите отличительные черты. Примерьте их на себя. Не стоит бояться того, что вы станете подражать кому-то из великих. Постепенно то, что вы выбрали, трансформируется под вас и ваш писательский талант. Помните, что именно изучение того, что есть, помогает создать новое. То, что вами написано, изменяйте, доводите до совершенства. Литературное творчество нуждается в постоянной эволюции, а литературные сокровища прошедших времён являются отличным материалом для того, чтобы предложить что-то новое.
- Постоянно изучайте слог, своеобразность изложения мыслей выдающихся писателей, единство их образной системы, изобразительно выразительных средств и творческих приемов, пронизывающих всю художественную структуру выдающихся произведений.
Расширяйте кругозор и повышайте грамотность, читая не только стихи, но и прозу. Это поможет обогатить ваш словарный запас и сформирует навыки правильного построения фраз и мыслей. Не забывайте обращаться к словарям в случае, если вы сталкиваетесь с незнакомым словом или сложным словарным оборотом. Чем больше знаний в области лексики вы получите, тем меньше ошибок будет в ваших стихах и прозе. Соответственно, их чтение будет более приятным.
- Как писатель не давайте себе отдыха. Никогда не забывайте фразу, которую когда-то сказал известный писатель Юрий Олеша: «ни дня без строчки!». А если вы вспомните биографию Джека Лондона, то там можно встретить такой факт: в семнадцать лет начинающий писатель дал клятву «каждый день писать по тысяче слов». И до конца своей жизни он не изменил этой клятве. Пишите везде. В своём кабинете или гостинице, в метро или на кухне. И ищите обстановку, которая вас вдохновляет. Экспериментируйте с известными текстами, пробуйте писать в разных жанрах. Возьмите, например, одну из басен Крылова и сделайте из неё рассказ, эссе или пьесу. Это будет хорошей тренировкой ваших возможностей и способностей. И именно такой метод позволит вам понять, какой жанр вам ближе, что вам больше удаётся.
- Не бойтесь и не ленитесь переделывать уже законченные произведения. Вносите в него новые мысли, идеи, сравнения. Заведите общую тетрадь или блокнот и вносите туда всё новое, что поразило вас в произведениях других авторов. И пусть ваши записи будут хаотичны, мысли сумбурны, не переживайте. Со временем из этого хаоса начнёт выкристаллизовываться то, что станет именно вашим стилем.
- Не замыкайтесь в своём гордом одиночестве. И не стесняйтесь знакомить мир с вашими стихами. Читайте стихи близким, родным и друзьям, размещайте их на поэтических интернет – ресурсах. Как можно больше общайтесь с единомышленниками, посещайте литературные форумы и страницы. Там вы всегда найдёте что-то новое для себя и своих будущих произведений. Оценка ваших усилий чрезвычайно важна – только так вы сможете понять, что у вас получается хорошо, а на что следует обратить внимание. Зациклившись на самом себе, вы потеряете перспективу развития, что для стихотворчества крайне вредно.
- Живите в постоянном поиске. Ищите новые словосочетания, сравнения, обороты речи.
Обогащайте стихотворение всеми доступными художественными средствами. Для того чтобы сделать ваше поэтическое творение емким и выразительным, используйте различные приемы – аллегорию, гиперболу, метафору, сравнение и т.д. Все эти приемы вы когда-то проходили в школе, но если забыли – освежите память с помощью специальной литературы по стихосложению. Не забывайте о самом главном элементе стиха – рифме. Чем она оригинальнее, точнее, тем стихотворение лучше и ярче звучит. Уходите от таких избитых и даже неприличных рифм, как «осень-просинь», «любовь -вновь - кровь», «родина-смородина». Оставьте эти рифмы нерадивым и начинающим поэтам. Если вы поэт, ищите изящные, нетривиальные рифмы, приучайтесь рифмовать глаголы с существительными, местоимения с прилагательными, полюбите сложные рифмы.
Заведите блокнотик для рифм, записывайте рождающиеся у вас красивые строфы – это упростит в дальнейшем поиск нужных стихотворных созвучий. Помните: в хорошей рифме совпадают ударные гласные и согласные звуки в конце слова.
Старайтесь обуздать глагольную рифму. В своих стихах старайтесь уйти от причастных и деепричастных оборотов, которые «топят» любое произведение.
- И не забудьте ещё один очень важный момент - пишите только о том, что вы знаете, что затрагивает вас и не оставляет равнодушным. Только так вы сможете изложить именно свой взгляд на любую проблему, только тогда вы сможете быть оригинальным. Жизненный опыт писателя во всем его неповторимом своеобразии, его талантливость, уровень понимания общественного развития – все это делает каждое произведение особенным, индивидуальным.
Стихи, написанные "без души", никого не взволнуют. Пишите о том, что вас действительно тревожит, наполняйте стихи вашими эмоциями и образами. Для того, чтобы они стали насыщенными и яркими, развивайте ассоциативное мышление. Забудьте о прагматичности. Смотрите на жизнь глазами поэта, находя в ней живые чувства, тренируйте образное восприятие действительности, от которого зависит ваш уровень мастерства.
- Перед тем, как писать о чём-то, изучите суть вопроса, о котором вы собираетесь писать, накопите необходимый материал, соберите исторические факты. Слова и мысли, которые вы излагаете, не должны быть натянутыми или вычурными. Любое литературное произведение – это песня души и эта песня должна быть спета во весь голос. В своей теме, в своём произведении вам надо именно обжиться. Пронести через себя каждый звук, каждую деталь, каждую грань. Только тогда вы имеете право приглашать читателя в свой мир и рассчитывать на взаимное уважение.
- Следите за краткостью и точностью стиха. Не сочиняйте слишком длинных поэм. Ведь при желании можно зарифмовать газету, но это не будет произведением. Стихотворение должно быть написано простым и понятным языком. Избегайте перенасыщения аллегориями и метафорами – за ними часто теряется общий смысл вашего послания. Помните о краткости, которая должна стать сестрой вашего таланта и не забывайте о том, что оптимальная длина стихотворения составляет всего лишь три-четыре четверостишия. В это количество строф всегда можно поместить всю нужную информацию. Вспомните сонеты Шекспира. Объём их невелик, но смысл, заложенный в нескольких куплетах, волнует читателя и через столетия.
- Вносите в свои произведения как можно больше личного, того, что присуще только вам. Ведь каждый из нас обладает особым темпераментом, имеет свои индивидуальные черты, свои привычки и характер. У каждого писателя имеется свой способ реализации творческого замысла, свои художественные идеи, манера, отличающая его от других.
Писатель не может не отразиться в своем произведении как личность, показать свое понимание жизни, свои взгляды на жизнь и оценку изображенных событий. В каждом герое произведения, в каждом стихотворении поэта воплощается неповторимое «я» художника.
Так внесите же черты своей индивидуальности в каждое свое произведение, и пусть оно не будет похоже ни на чьё другое.
- И живите полной жизнью. Путешествуйте, участвуйте во всех мероприятиях ваших друзей и близких. Жизнь – многоцветна. Впитывайте в себя это многоцветье, и переносите его в свои произведения. И когда ваши стихи или ваша проза заиграют искрами вашего таланта и трудолюбия – это и будет вашим индивидуальным авторским стилем.
Свидетельство о публикации №123102208612
Ирина Уральская Димитренко 22.04.2024 18:32 Заявить о нарушении