Поль Монблан

1. Ивритское слово [накдАн], созвучное с английским knock-down [нок-дАун]
(что облегчает его запоминание) означает "специалист по огласовке".

Три корневых согласных Н-К-Д встречаются на сайте pealim
(с расширением com после точки) ещё в четырёх словах:

[никУд] огласовка, никуд (система гласных в иврите)
[нэкудА] точка; пункт
[нэкудатИ] точечный, конкретный
[ленакЭд] огласовывать, проставлять знаки огласовки (грамм.)

2. Чтобы проставить огласовки в неогласованном тексте on-line, достаточно
вспомнить слово "нокдаун", перейти от него к "накдАн", записать его латиницей
(nakdan) и добавить расширение com после точки. Полученное выражение вставить
в адресную строку и нажать Enter. В открывшемся окне нажать кнопку Eng.

После этого вставить неогласованный текст в текстовое поле и нажать под ним кнопку
Auto. Весь текст будет огласован автоматически. Выбор другого варианта огласовки
для выделенного слова производится нажатием на кнопку Fix.

3. На иллюстрации – текст из самоучителя иврита Яакова Эяля, огласованный
указанным выше способом. Вот его не буквальный, но довольно точный перевод:

* * *
ПОЛЬ МОНБЛАН

1. Поль Монблан из Парижа и Хаим Рон из Петах-Тиквы (ивр. «Врата надежды», один
из крупнейших израильских городов) плыли на корабле в Америку. Однажды Хаим вошёл
в столовую и увидел Поля за завтраком. Он подошёл к нему и сказал: «Бэ-тэавОн!»
(ивр. «В-аппетит!», «Приятного аппетита!»)

Поль подумал, что Хаим назвал своё имя, поэтому встал и представился:
"Поль Монблан". Хаим решил, что Поль сказал ему «Большое спасибо!» на
французском. Они сидели вдвоём за столом, ели и молчали, потому что
Поль не знал иврита, а Хаим французского.

На следующий день Хаим пришёл на обед и, увидев Поля за столом, снова
сказал «Бэ-тэавОн!» Поль улыбнулся и ответил: "Поль Монблан". Так происходило
три-четыре раза. Один говорил "Бэ-тэавОн!", а другой – "Поль Монблан".

2. Среди пассажиров на корабле был парень из Израиля по имени Альбер. Он знал
французский. Поль поведал ему свою историю: «В столовой рядом со мной сидит
пассажир из Израиля, который каждый день называет мне своё имя. Почему?
Так принято в Израиле?..»

Альбер спросил: «А кто это? Как его зовут?..» Поль ответил: «Что-то вроде
«Бетховен» или «патефон»». Альбер рассмеялся и сказал: «Это не имя! Он говорит
вам «Бэ-теавОн». Это как «Bon appetit» [бон апети] на французском». Поль сказал:
«Хорошо, что вы мне объяснили, теперь я понимаю».

3. На следующий день Поль проснулся позже обычного. Когда он вошёл в столовую,
то увидел, что Хаим уже сидит и завтракает. Он подошёл к столу и сказал:
«Бэ-тэавОн!» Хаим встал и, широко улыбаясь, ответил: «Поль Монблан!..»

(2023)


Рецензии
смешно! правда.))

Ясерый   21.10.2023 20:08     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Сергей! Спасибо за отклик!

"Невзирая на то, что концовка (анекдота) логична,
ситуация выглядит очень комично".

И это заставляет задуматься о природе смешного. С точки зрения логики, оно
сводится к некой несуразице. Но смех – не в голове. Он вне пространства логики,
ограниченной бытием и сознанием.

Радость образует дополнительное, третье измерение. Так возникает известная тройка основных атрибутов Бога: (санскр.) сат-чит-ананда = бытие-сознание-блаженство.
Радость может считаться доказательством бытия Бога. Она тоже непознаваема умом.

Они (Бог и радость) одинаково не формализуемы, в отличие от бытия и сознания. Именно радость придаёт жизни вкус и пробуждает желание жить. Точно, как у Б.Г.:
"И всё, что есть у нас, это радость и страх" (как анти-радость).

Видимо, поэтому основатели хасидизма делали акцент на радости. Потому что и бытие, и сознание могут быть безрадостными. Но радость всегда обладает бытием и сопровождается сознанием.

С уважением, В.С.

Василий Слынько   22.10.2023 17:17   Заявить о нарушении
здравствуйте, Василий.
еще в 13 лет я натолкнулся на эвдемонизм Фейербаха. натолкнулся потому, что на ловца и зверь бежит. это была моя первая теория - все рассматривать через радость и боль душевную. это действительно все что есть у нас, а поскольку все в мире находится в равновесии, то и этих "компонентов" в жизни у нас должно быть равное количество. однако дальше этих рассуждений мысль моя не продвигалась. потому что нет в них живой гегелевской диалектики.
с уважением,

Ясерый   23.10.2023 11:06   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Сергей!

Это новое для меня слово: "Эвдемонизм (др.-греч. процветание, блаженство, счастье)
— этическое направление, признающее критерием нравственности и основой поведения
человека его стремление к достижению счастья".

Это всё-равно, что сказать, что в единой и неделимой троице "сат-чит-анАнда"
(бытие-сознание-блаженство) главной целью является анАнда (блаженство).

Не думаю, что это так. По отдельности ни бытие, ни сознание, ни блаженство
не могут быть конечной целью человека, независимо от уровня его нравственности.

В какие-то моменты важнее всего быть, в другие – знать, в третьи – ликовать.
Векторы, образующие этот трёхмерный базис, равноценны.

Удивительно, что тема радости и боли занимала Вас в столь юном возрасте!..
У меня это был год, когда я впервые сочинил несколько стихотворений. Например:

* * *
Беловолосая моя раскрасавица,
а нужно ль, чтоб я тебе нравился?
Может, от этого всё лишь хуже,
если я тебе всё-таки нужен?

В последнее время я всё больше замечаю, что наибольшие наши радости прямо или
косвенно связаны с нашими любимыми женщинами и малышами. Другими словами,
индивидуальное счастье возможно лишь на фоне коллективного, родового.

С уважением, В.С.

Василий Слынько   24.10.2023 22:39   Заявить о нарушении
старший брат в студенческие годы увлекся философией, когда я еще читал сказки про волшебников и великанов. его книги меня заинтересовали. мне казалось тогда, что философы не просто умнейшие люди на свете, но сродни настоящим волшебникам.
и стоит их прочитать, как тебе откроются все тайны бытия.

Ясерый   25.10.2023 07:46   Заявить о нарушении