Олег Борисов и Владимир Высоцкий
Взлеты Борисова в театре и кино достойны учебников для всех артистических школ. На сцене он сыграл роли Андрея («В добрый час»), Олега («В поисках радости»), Дромио («Комедия ошибок»), Петра («Последние»), Принца Гарри («Король Генрих IV»), Кистерева («Три мешка сорной пшеницы»), Суслова («Дачники»), Мелехова («Тихий Дон»), Ростовщика («Кроткая»), Астрова («Дядя Ваня»), Павла I («Павел I»), в кино – Свирида Петровича Голохвостого («За двумя зайцами»), Никитина («Дайте жалобную книгу»), Следователя («Кража»), Соломина («Проверка на дорогах»), Свешникова («Дневник директора школы»), Кочкарева («Женитьба»), Джека Рафферти («Рафферти»), Джона Сильвера («Остров сокровищ»), Ермакова («Остановился поезд»), Версилова («Подросток»), Германа Костина («Парад планет»), Муравина («По главной улице с оркестром»), Андрея Петровича Киреева («Запомните меня такой»), Андрея Андреевича Гудионова («Слуга»), Наума Хейфица («Луна-парк»), Мефистофеля / Бога («Мне скучно, бес»). Все воплощенные Олегом Ивановичем образы – бесспорные шедевры театрального и киноискусства. Борисов не просто выдающийся актер – он явление. Особое, отдельное явление в советской культуре.
Что могло объединять и объединяло Олега Борисова и Владимира Высоцкого – попробуем проследить в предлагаемой главе.
У обоих артистов – общая alma mater: они выпускники Школы-студии МХАТ (ныне – Школа-студия (вуз) имени В. И. Немировича-Данченко при МХАТ имени А. П. Чехова). Борисов учился на актерском курсе А. Карева (окончил в 1951 году), Высоцкий – Б. Вершилова, А. Комиссарова и П. Массальского (1960).
Общение актеров было довольно тесным. Но о знакомстве, контактах и творческих пересечениях Борисова и Высоцкого известно до обидного мало. И сегодня уже невозможно восстановить полную их картину: нет в живых героев главы, много десятилетий прошло с тех пор, как они вместе выходили на сцену… Да и свидетелей их актерской игры в Театре Пушкина уже почти не отыскать. Чтобы воссоздать хотя бы атмосферу событий тех лет, будем опираться на немногочисленные документы, записки и свидетельства, которые сохранились и удалось обнаружить.
Незаслуженно забытый, ныне мало кому известный талантливый актер театра и кино Афанасий Иванович Кочетков (1930–2004), работавший в начале 1960-х годов в московском Театре имени Пушкина вместе с Борисовым и Высоцким, в неопубликованных воспоминаниях «Резиновая лошадь. Записки из Балахоновки» (2000) иронично пишет о своих тогдашних коллегах по сцене: «Володя Высоцкий – молодой, шклявый (худой. – А. С.), маленького росточка, широкорылый, юркий и любопытный, все на гитаре бренчит, поет. Выпить не откажется. Как актер – слабенький, невыразительный. <…>
Об Олеге Борисове: почти всегда погружен в себя. Задумчив, немногословен. В профессии – старательный и исполнительный, но мог спорить с режиссером о роли и ее трактовке, импровизировать на сцене, при этом – творчески, как актер, раскрывался. Человек начитанный, интеллигентный. Мастер». (Рукопись, личный архив актера А. И. Кочеткова.)
Высоцкий служил в Театре имени Пушкина с 1960 по 64 год (с перерывами для работы в других труппах), Борисов – и того меньше – с 1963 по 64-й. Режиссером-постановщиком там на тот момент был Борис Равенских. В 1963 году театр выпускает на суд зрителей спектакль «Петровка, 38» по одноименной повести писателя Ю. Семенова (Ляндреса). Премьера постановки была сыграна 12 декабря. Олегу Ивановичу в ней досталась роль второго плана – он играл бандита по кличке Чита. Владимир Семенович – тоже асоциальный элемент по прозвищу Сударь (иногда его заменял в спектакле актер Пушкинского театра Афанасий Кочетков).
Известно, что Олег Иванович более двадцати лет вел дневник. Сегодня эти записки, в том числе касающиеся кино- и театрального творчества, благодаря стараниям вдовы актера Аллы Романовны и его сына Юрия, практически полностью опубликованы. Их, безусловно, можно считать документом. О Владимире Высоцком в них Борисов упоминает лишь дважды, и то – пунктирно:
«Москва. 1984 год. Август 4-20
«Четыре круга Ивана Александровича Хлестакова». «Круг второй: …рожи строит»
Вскоре заварилась каша с моим переходом из Леси Украинки. Сняв «Стежки-дорожки» как режиссер (вместе с Артуром Войтецким), я уехал в Москву. Стал работать в Театре Пушкина у Бориса Равенских. Наполучал много ролей на много лет вперед, но вдруг понял, что эти назначения так и останутся на бумаге. Мне объяснили, что Равенских работает ночью, а днем спит. В театре появляется редко. Уже полгода играю с Высоцким «Петровку, 38», а на душе неспокойно…» (О. И. Борисов, «Без знаков препинания: Дневник. 1974–1994» (2002).)
Театральный критик Наталья Казьмина в статье, посвященной театральным работам Борисова, указывает: «Один сезон в московском Театре имени А. С. Пушкина он запомнил только потому, что играл с В. Высоцким в советском милицейском боевике "Петровка, 38"». (Н. Казьмина, «И один в поле воин» в сборнике «Олег Борисов: Иное измерение» (2004).)
Да, действительно, Олег Иванович «один сезон провел в Театре Пушкина, где сыграл вместе с Высоцким в спектакле «Петровка, 38». И, не найдя общего языка с главрежем, отправился в Ленинград». (Интернет-сайт «Интересный Киев» nteresniy.kiev.ua, «Олег Борисов. Великий и неудобный», глава «Хлестаковщина».)
После работы в киевском Русском драматическом театре имени Леси Украинки (в котором, кстати, играл с первой женой Владимира Высоцкого Изой Жуковой (Мешковой), о чем та пишет в книге воспоминаний «Короткое счастье на всю жизнь» (2005)) и московском Театре имени Пушкина, Олег Иванович 20 лет (1964-83) прослужил в ленинградском академическом Большом драматическом театре имени Максима Горького, бессменным режиссером которого был Г. А. Товстоногов. Но за два творческих десятилетия Борисов сыграл роли лишь в четырех (!) спектаклях БДТ! В его дневниковых записях можно найти порою резкие высказывания о Георгии Александровиче, принципах и методах его режиссерской работы, профессиональных спорах с ним. Вывод: Товстоногов, видимо, боялся широты, даже безграничности актерского таланта Олега Ивановича, всячески стараясь укротить, умерить его творческий пыл. Потому новых ролей ему не давал, профессионально игнорировал, всячески «притеснял»…
На интернет-сайте «Чтобы помнили» chtoby-pomnili.net, на странице «Борисов Олег (Альберт) Иванович», посвященной жизни и творчеству актера, размещен текст интервью журналистки Елены Юрченко с вдовой актера Аллой и сыном Юрием. Один из заданных им вопросов звучал так:
«Судя по воспоминаниям, например, Высоцкий или же Бортник могли вдрызг разругаться с тем же Любимовым. Что-то похожее было и у Борисова с Товстоноговым?
Юрий: Нет, здесь все-таки именно творческий спор. Олег Иванович был очень воспитанным человеком. Никаких скандалов. Он вообще не опускался до выяснения отношений».
В 1985 году Борисов в интервью газете «Вечерняя Москва» признавался: «Я безумно люблю Чехова. Мне бы очень хотелось сыграть в его «Трех сестрах», «Вишневом саде» и других пьесах. К сожалению, от меня это не зависит – здесь приоритет театра, режиссера. Но если наши планы совпадут, я буду счастлив».
Актерка Театра на Таганке и кино Алла Демидова: «В 1975 году Любимов в первый раз надолго покинул театр – уехал в Италию ставить оперу Луиджи Ноно в «Ла Скала» и предложил Эфросу поставить в нашем театре любой спектакль. Эфрос выбрал «Вишневый сад». Распределили роли. Работа шла быстро, заинтересованно, влюбленно.
Высоцкий репетировал и играл Лопахина необычно. Необычно для себя». (Интернет-сайт «Владимир Семенович Высоцкий» vysotskiy-lit.ru, А. Демидова, «Владимир Высоцкий, каким знаю и люблю», глава «Вишневый сад».)
Воспоминания актерки – словно мостик к следующей дневниковой записи артиста с упоминанием фамилии поэта:
«1985 год. Декабрь 7
«Инициатор пирамид»
…Позвонили с Таганки от Эфроса. Предложили сыграть Лопахина в его старом «Вишневом саде». Они забыли, что мне 55 и впору уже готовиться к Фирсу. К тому же играть после Высоцкого!
Раньше был театр Любимова, а нынче – Эфроса. Впрочем, театром Эфроса он становится с трудом, через сопротивление – слишком крепко сколочено другим человеком. Он и создатель, и разрушитель. На таком месте мученическая философия не приживется. Создатель подвергался не меньшим унижениям, чем Инициатор, стал даже «невозвращенцем», но его ждут, и он вернется когда-нибудь победителем. Так устроена природа, да и сущность у него – несгибаемая, заговоренная. А Эфроса позволено пинать, позволено предавать. Он чистый профессионал, именно чистый. Без примесей гражданственности, за которую обычно прячутся. Если предположить, что я оказался в когорте его актеров (это могло бы случиться, живи я в Москве), то ходил бы за ним, как все, из театра в театр. И был бы этому счастлив. Сейчас бы оказался на Таганке… Всю жизнь гонимый, Эфрос принял этот театр в надежде, что теперь-то все мучения кончатся – ведь он наделен властью! Его отговаривали все, а он не верил… Мне бы впору согласиться на Лопахина – наплевать на возраст! – никогда еще не было такого соблазна приблизиться к горе, на которой он стоит. И закрыть глаза на то, что роль Высоцкого, что опять ввод… Но отчего-то есть предчувствие, что так и останусь среди зрителей…» (О. И. Борисов, «Без знаков препинания: Дневник. 1974–1994» (2002).)
Театровед, критик, журналист Андрей Караулов в монографии об актере задается вопросом: «Почему Эфрос вспомнил о нем, не когда он ставил «Наполеона», а когда возобновлял «Вишневый сад», предлагая ему сыграть (в 55 лет) Лопахина?» (А. Караулов, «Олег Борисов» (1993).)
Вопрос риторический и ответить на него уже никто не сможет…
Газета «Известия» в номере от 14 января 2015 года публикует текст интервью журналиста Артура Соломонова с вдовой артиста Аллой Романовной «Счет шел на годы, и Олег спешил сыграть, что еще не успел». В нем речь также зашла о нашумевшей постановке А. В. Эфроса в Театре на Таганке…
«Известия: Правда, что Анатолий Эфрос предлагал Борисову роль в спектакле «Вишневый сад»?
Борисова: Да. И Олег отказался. Эфрос предложил ему эту роль после смерти Высоцкого, игравшего Лопахина. Он не захотел играть эту роль после Владимира Семеновича. Ему показалось это неэтичным».
Олег Иванович в московском Центральном академическом театре Советской Армии все же репетировал в «Вишневом саде», но не Лопахина, а роль Фирса в постановке режиссера Льва Додина.
В телевизионном интервью сценаристу и телеведущему В. Мережко накануне начала репетиций спектакля Борисов рассказывал: «А сейчас меня, вот у меня целая, так сказать, предстоит очень интересная жизнь дальнейшая: меня Лев Абрамович Додин, Малый драматический театр, м-м-м, – знаменитый театр, Санкт-Петербург – он ставит «Вишневый сад» Чехова. И пригласил меня – он приезжал сюда, ко мне – приглашает меня сыграть одну очень интересную роль – Фирса. Все мне говорят: «Подожди! Фирс еще же – он старый!» А-а-а, значит, – вот я верю Додину: чего-то он там придумал в этот интересное». (YouTube-канал «BorisovandBorisov», 23 ноября 2011 г., «Кинопанорама с Виктором Мережко».)
«Генеральный прогон проходил более чем успешно… А перед самой премьерой в Париже, 28 апреля 1994, Борисов неожиданно умирает в Институте переливания крови». (М. Колыванова, «Олег Борисов: "Запомните меня таким"», «Комсомольская правда», 8 ноября 2009 г.)
О некоторых творческих пересечениях актеров.
И Борисов, и Высоцкий, к сожалению, в разные годы сыграли роль разбитного тракториста Андрея Пчелки – героя «пустейшей» (по словам критика А. Караулова) пьесы А. Сафронова «Стряпуха» о жизни колхозников во время жатвы. Первый – в 1959 году в одноименном спектакле киевского Театра русской драмы имени Леси Украинки, второй – в бездарном фильме с тем же названием режиссера Э. Кеосаяна (1966), за съемки в котором Владимиру Семеновичу было стыдно: о сыгранной роли он старался не вспоминать и не упоминать публично об участии в картине.
А в 1961-м в столице Украины в том же театре режиссер М. Розин ставит спектакль по пьесе К. Симонова «Четвертый». В центре ее действия – эпопея с попаданием в немецкий плен экипажа американского самолета во время Второй мировой войны. Борисов исполнит в постановке роль Второго пилота. Высоцкий же в 1972 году снимается в одноименном фильме А. Столпера по мотивам этого же драматургического произведения, сыграв в нем одну из центральных ролей – персонажа по имени Он, журналиста.
Надо сказать, что симоновские и пьеса, и сценарий – откровенно скучная, бездарная, идеологическая пропагандистская дрянь. Ходульность, надуманность и даже фальшь сюжета.
Впоследствии сам Владимир Высоцкий говорил о сценарии картины: «Не в обиду Константину Михайловичу, драматургия у него там, конечно, слабенькая такая, лобовая, как говорится, пропаганда… Но все равно было интересно». (Интернет-форум «Владимир Высоцкий. Творчество и судьба» vysotsky.ws, раздел «Высоцкий в театре и кино», «Несыгранные роли Владимира Высоцкого, пробы, фотографии, рассказы, публикации», 20 ноября 2012 г., Tatyana, «К истории создания фильма "Восхождение"».)
Самое время перейти с театральной сцены на съемочную площадку. В кино, увы, Высоцкому и Борисову пересечься не довелось. Хотя они даже пробовались режиссерами на роли в одни и те же картины.
«Приглашал меня Тарковский в «Иваново детство». Хотелось сняться, но не отпустили из театра», – поведал Олег Иванович в 1990 году в интервью газете «Рабочий край» (Иваново). В картину, снятую в 1962-м по рассказу писателя В. Богомолова «Иван», Андрей Арсентьевич приглашал и Владимира Высоцкого – пробоваться на роль капитана Холина, но утвержден тот не был. В итоге героя в фильме сыграл актер Валентин Зубков.
В 1964-м в ленинградском БДТ режиссер Ю. Аксенов ставит спектакль «Еще раз про любовь» по пьесе Э. Радзинского «104 страницы про любовь». Борисову достается роль Карцева. Через четыре года картину с одноименным названием снимает режиссер Г. Натансон. Высоцкий пробовался на главную роль Электрона Евдокимова (утвержден не был), которую в фильме сыграл А. Лазарев.
В 1965 году на экраны вышла комедия Э. Рязанова «Дайте жалобную книгу», в которой Олег Борисов сыграл одну из главных ролей – Юрия Васильевича Никитина, корреспондента газеты «Юность». Говорили, что Владимир Высоцкий участвовал в пробах на одну из ролей в картине, но эта информация не имеет документального подтверждения.
Март 1970 года. Кинорежиссер Л. Гайдай приступает к съемкам кинокомедии «12 стульев» по одноименному роману И. Ильфа и Е. Петрова. В интервью (записала А. Пахомова) «В роли Остапа Бендера у Гайдая должен был сниматься Высоцкий» («7 дней», № 41, 22 ноября 2015 г.) вдова Леонида Иовича актриса Нина Гребешкова рассказала: «Определившись с Воробьяниновым, Гайдай сосредоточился на Остапе. По-моему, не было в СССР актера, который не ходил бы к нему пробоваться. Александр Белявский, Владимир Высоцкий, Андрей Миронов, Спартак Мишулин, Александр Ширвиндт, Михаил Козаков, Николай Рыбников, Николай Губенко, Владимир Басов, Алексей Баталов, Олег Борисов, Валентин Гафт, Евгений Евстигнеев… Даже шахматист Борис Спасский пробовался! В результате муж выбрал Высоцкого. Но тот перед началом съемок запил, и Леня отказался с ним работать».
«В 1972 году, уже после выхода картины, в «Советском экране» была опубликована заметка «12 стульев – 15 претендентов» с фотопробами разных актеров: Анатолий Кузнецов (Сухов в «Белом солнце пустыни»), Спартак Мишулин, Олег Борисов, Владимир Высоцкий (!) (их фото в образах Остапа напечатаны рядом. – А. С.), Алексей Баталов (!!), Никита Михалков (!!! – это мог быть усатый Бендер)… Но на самом деле кандидатов у Гайдая было гораздо больше. Только «на кинопленку» пробовалось 23 актера, а фотопробы прошли чуть ли не 200 претендентов». (Интернет-сайт газеты «Комсомольская правда» kp.ru, «50 лет фильму «12 стульев» Леонида Гайдая: Бендера мог сыграть Высоцкий, а Филиппов на съемках мучился страшными болями», главы «Остап Бендер – Алексей Баталов или Никита Михалков» и «Высоцкий упустил роль Бендера из-за пристрастия к алкоголю».)
Крайняя на сегодня журналистская версия: «В 1970 году мастер приступил к подбору актеров. Гайдай был творцом сомневающимся. На роль Остапа Бендера он попробовал более двадцати артистов. Были в их числе Алексей Баталов, Михаил Козаков, Анатолий Кузнецов, Олег Борисов, Никита Михалков, Владимир Высоцкий. С последним вышла неприятная история.
Высоцкий был уже практически утвержден на роль. Но внезапно сорвался в алкогольное пике и исчез. После этого Гайдай зарекся иметь дело с таким «ненадежным» работником». (М. Лохматов, «Великий комбинатор. Остап Бендер в кино», «Звезды СССР», № 13, зима 2023 г., глава «Несмешно – о смешном».)
В итоге Бендером Гайдая стал никому особенно не известный Арчил Гомиашвили, а Высоцкий и Борисов, что называется, «пролетели» с ролью.
Могли пересечься актеры и в картине А. Германа «Проверка на дорогах» (1971). За основу сценария Э. Володарским была взята повесть отца режиссера, писателя Ю. Германа «Операция "С Новым годом!"». Повесть рассказывает о коллаборационисте Александре Лазареве (у персонажа был реальный прототип – Владимир Иванович Никифоров, Герой Советского Союза), который присоединился к советским партизанам с целью искупить свою вину за переход на сторону противника. Главную роль власовца Лазарева в фильме блестяще исполнил актер Владимир Заманский (изначально же Алексей Юрьевич планировал снимать Владимира Высоцкого, и сам Володарский сочинял роль с расчетом на своего друга. Но позже Герман отказался от идеи.). Политрука партизанского отряда, разведчика Виктора Соломина в великолепной картине сыграл Олег Борисов.
Кинорежиссер, сценарист, актер, поэт Э. Рязанов в авторской телепередаче «Четыре вечера с Владимиром Высоцким» (Центральное телевидение, 1988 г., Вечер третий «Высоцкий в кино») рассказывал: «Сохранилась кинопроба к фильму по сценарию Эдуарда Володарского «Вторая попытка Виктора Крохина» (режиссер Игорь Шешуков). В этот фильм Высоцкий тоже не был утвержден. Вместо него исполнителем главной роли стал Олег Борисов».
«Вторая попытка Виктора Крохина». Фильм, поставленный в 1977 году режиссером И. Шешуковым. Высоцкий должен был играть в нем участника боев Великой Отечественной Степана Егоровича, которого в фильме сыграл Борисов. А от Владимира Семеновича в фильме осталась песня – «Баллада о детстве» (в сокращенном виде). По воспоминаниям сценариста картины все того же Володарского, «у Володи и режиссера контакт не получился». Сохранилась лишь кинопроба длительностью 3,5 минуты, где персонаж в исполнении Высоцкого поет песню «Полчаса до атаки».
Песни Высоцкого со второй половины 60-х годов звучали в кино: будь то в кадре, за кадром – в авторском ли или актерском исполнении. Пел в те годы фильмах и Борисов. Зритель помнит разудалую песенку «Канареечка», весело исполненную Олегом Ивановичем в образе Свирида Петровича Голохвастого, цирюльника и проходимца, блестяще сыгранном им в комедии В. Иванова «За двумя зайцами» (1961). Также композиции в исполнении актера можно услышать в фильмах «Укротители велосипедов» (1963) (песенка велосипедистов), «Рабочий поселок» (1965) (роль слепого солдата-инвалида Леонида Плещеева, «Ах, ты улица неширокая…» (под гитару)) и военной драме «На войне как на войне» (1968). В этой картине Борисов сыграл роль сержанта-наводчика Михаила Домешека и спел трагическую по содержанию песню «Увела солдат война» («Поля изрытые лежат…», муз. Г. Портнова, сл. В. Суслова).
Олег Иванович успел попробовать себя в кинорежиссуре: в 1963 году на экраны вышла картина «Стежки-дорожки», снятая Борисовым на Киностудии имени Довженко совместно с режиссером Артуром Войтецким. Владимиру Семеновичу воплотить свои режиссерские замыслы не привелось. Как известно, приступить к съемкам приключенческого фильма «Зеленый фургон» по одноименной повести А. Козачинского на Одесской киностудии Высоцкий должен был осенью 1980 года…
Совершенно верно подметил театральный критик А. Караулов, близко знавший актера и писавший о нем: «Борисов ненавидел идеологию своей страны. Он боролся с этим злом так, как и полагается бороться художнику, – в своих работах. Это был процесс откровенного самоочищения: герои Борисова очищали его от советской морали, а сам он в ответ выдавливал из себя раба – по капле, а лучше сказать – с каждой ролью, именно так преодолевая в своих фильмах и спектаклях бесконечную вереницу идеологических и моральных запретов 60-80-х.
Борисов всю жизнь играл в границах «нельзя» и «лучше не нужно».
Да разве он один? А Даль? Солоницын? Высоцкий? Петренко? Слава Богу, эти примеры можно множить». (А. Караулов, «Олег Борисов» (1993).)
В 1998 году в красноярском издательстве «Офсет» вышел в свет 12-й том «Родной голос. Публицистика. Эпистолярный дневник 1952–2001» 15-томного собрания сочинений писателя В. Астафьева. В очерке «Сквозь февраль» (1995) мы находим следующие строки Виктора Петровича, касающиеся героев этой главы: «Николай Симонов, Олег Борисов, Георгий Товстоногов, Иннокентий Смоктуновский, Сергей Бондарчук, Анатолий Эфрос, поэты Владимир Высоцкий, Борис Чичибабин, целая плеяда актеров Малого театра и того, еще не располовиненного МХАТа – это все недавние потери и утраты, их память горит неугасимыми лампадами, не давая нам уж вовсе-то опуститься во тьму кромешную, в полный сон, безверие и безделие».
Из интервью актера театра и кино Е. Стеблова, смело рассуждающего о великих коллегах и невежестве молодежи, решившей выбрать профессию артиста:
«– Масштаб актерской личности стал иным. Кто был для нас великим, когда я сам учился, – Михаил Чехов (мы его не видели, но много читали о нем), старики МХАТа – Москвин, Тарханов. А я, когда преподавал в начале 90-х, столкнулся с тем, что для ребят великим артистом был Владимир Высоцкий.
– Рискуя навлечь ваш гнев, скажу, что он, по-моему, действительно выдающийся артист.
– Он был выдающимся бардом и вообще явлением уникальным в нашей культуре, но как артист… Он был просто хороший артист. Не более. Просто они других не видели, не знают.
– Как не видели? Ведь рядом с Высоцким были Олег Борисов, Смоктуновский.
– Да не знают они, не знают никого. Невежество жуткое. Они и Пушкина-то порой не знают». (М. Давыдова, «Евгений Стеблов: "Сейчас все друг друга великими называют. Это же стыдно"»: интервью, «Известия», 8 декабря 2005 г.)
Актер, кинорежиссер О. Фомин: «Думал: вот есть мои любимые актеры – Олег Даль, Владимир Высоцкий, Павел Луспекаев, Олег Борисов, а я-то куда лезу? А потом понял, что каждый из них неповторим, как личность». (В. Спирина, «Олег Фомин: "Полгода я жил с волками в одной клетке"»: интервью, «Рабочий путь» (г. Смоленск), 23 сентября 2010 г., глава «Научитесь молчать».)
***
Столкнула актерская судьба Владимира Семеновича и со старшим братом О. И. Борисова Львом (1933–2011), тоже актером театра и кино. Тот, в отличие от Олега, артистом был менее талантливым. В результате чего всю свою творческую жизнь снимался в основном в фильмах малоизвестных режиссеров с бессменным амплуа: играл роли тунеядцев, проходимцев, недоумков, разного толка дегенератов, часто – философствующих алкоголиков. Единственная запомнившаяся зрителям роль Льва Ивановича – криминальный авторитет Виктор Павлович Говоров по кличке Антибиотик (телесериал «Бандитский Петербург» (2000–03), реж. В. Бортко).
А в далеком 1961 году кинорежиссеры Фрунзе Довлятян и Лев Мирский приступили к съемкам «производственной комедии» «Карьера Димы Горина»…
Интернет-пользователи выдвигают свои «сплетни в виде версий»: «В этом фильме он (В. Высоцкий. – А. С.) имел небольшую роль. Взяли его туда по случаю. На роль Софрона пробовался Лев Борисов (брата Олега). Он и был первоначально утвержден. Но в силу «разных обстоятельств» тот был снят с роли, а Высоцкий срочно утвержден. Злые языки утверждают, что Лев немножко запил и опоздал на съемку. 29 сентября 1960 года Высоцкий приезжает в Сколе на Западной Украине, где велись съемки, а 30-го уже начинает работать». («Живой Журнал» apotapov777.livejournal.com, 25 августа 2015 г., apotapov777, «В. Высоцкий о съемках в "Карьере Димы Горина"».)
Еще: «Горина сыграл Александр Демьяненко, а Высоцкому досталась роль шофера Софрона – не главная, но очень заметная. Он получил ее не сразу, хотя пробы летом 1960 года прошел успешно. Но режиссеры Довлатян и Мирский, снимавшие свою первую картину, сначала все же предпочли Льва Борисова, за плечами которого был уже десяток киноработ, среди которых – фильмы «Высота» и «Судьба человека».
Съемочная группа уехала в Карпаты, а Борисова решено было заменить «в силу определенных обстоятельств». Поговаривали, из-за того что пил не в меру и на съемки опаздывал… Тут-то режиссеры и вспомнили о Высоцком. 29 сентября он получил вызов, а 30-го уже начал сниматься». (Интернет-сайт «ДАЛМАТИН» dalmatin.info, 6 июня 2023 г., Древний, «За право снимать Высоцкого в кино режиссеры бились не на жизнь, а на смерть», глава «"Карьера Димы Горина", 1961».)
Лев Борисов «получил приглашение в комедию «Карьера Димы Горина».
Уже по тем молодым временам выявилась основная проблема, мешающая Борисову закрепить успех. Он пил так, что получил предупреждение от директора картины: «Ты съемки срываешь! Еще раз выпьешь – все!» В итоге Борисов скандально вылетел с площадки. Его роль в «Карьере Димы Горина» передали Владимиру Высоцкому, а Борисов получил черную метку – для него закрылись киностудии и, как следствие, последовало увольнение из Театра киноактера». («Живой Журнал» ygashae-zvezdu.livejournal.com, 8 декабря 2022 г., ygashae_zvezdu, «Что задержало Льва Борисова на пути к славе? И завидовал ли он брату Олегу?»)
Еще некоторые подробности: «Весьма заметная роль Софрона была отдала Льву Борисову, но вскоре режиссеры картины расторгли с ним договор. Скажем честно, за пьянку и опоздание на съемки. Пришлось срочно искать ему замену.
На помощь режиссерам пришел актер Владимир Селезнев (Геннадий Дробот), который по своей инициативе позвонил Высоцкому и спросил его о желании сняться в хорошем фильме, поговорил он и с режиссерами.
В общем, уже через несколько дней Высоцкий прилетел в Карпаты, где снимали фильм». (Интернет-сайт «Дзен» dzen.ru, страница «Рио-Рита», 6 декабря 2021 г., «Почему Владимир Высоцкий не мог приставать к Татьяне Конюховой в своем первом фильме».)
«Сначала все же предпочли Льва Борисова, за плечами которого был уже десяток киноработ, среди которых – фильмы «Высота» и «Судьба человека».
Съемочная группа уехала в Карпаты, а Борисова решено было заменить «в силу определенных обстоятельств». Поговаривали, из-за того что пил не в меру и на съемки опаздывал… Тут-то режиссеры и вспомнили о Высоцком. 29 сентября он получил вызов, а 30-го уже начал сниматься». (Интернет-сайт журнала «ТелеНеделя» tele.ru, 20 февраля 2012 г., В. Спирина, «Высоцкий спасал Удовиченко от похмелья дефицитным чаем», глава «У меня гитара есть – расступитесь стены!», «"Карьера Димы Горина", 1961».)
Никита Казаков, артист тульского Академического театра драмы, также снимавшийся в картине (роль члена бригады Дробота), в интервью вспоминал: «Высоцкого поначалу в этот фильм сниматься не утвердили. И в картине, если смотреть ее сначала, роль Владимира играет Лев Борисов, брат Олега. Потом в силу ряда обстоятельств этот артист был отправлен в Москву. И вот тогда возник Владимир…» («Горизонт» (г. Тула), спецвыпуск № 2, 1998 г.)
Журналист, писатель и биограф поэта Федор Раззаков, много работавший в архивах с документами, об этой истории пишет более внятно и подробно: «В начале осени съемочная группа отправилась на натурные съемки в Карпаты, в город Сколе (полтора часа на электричке от Львова). Съемки там начались 17 сентября и шли вполне благополучно. Но спустя неделю у молодых режиссеров стали возникать проблемы дисциплинарного характера. Особенно много хлопот стал доставлять им актер Лев Борисов, который играл шофера Софрона. Мало того, что он постоянно учил дебютантов, как надо снимать кино, так он еще и дисциплину нарушал – позволял себе приходить на съемочную площадку «подшофе». В итоге терпение режиссеров лопнуло. 26 сентября Борисову объявили, что договор с ним расторгнут и он может уезжать обратно в Москву. А в столицу полетела срочная телеграмма на студию, чтобы в Сколе был прислан другой исполнитель – Высоцкий. И это при том, что режиссеры прекрасно были осведомлены о том, что тот тоже любил «заложить за воротник», однако ему этот грех был милостиво прощен. Так в послужном списке нашего героя оказалась первая относительно крупная роль в кино – шофер монтажников Софрон». (Ф. Раззаков, «Владимир Высоцкий: козырь в тайной войне» (2009), глава вторая «С кем поведешься…»)
«Игра Высоцкого режиссеров не огорчила. Во всяком случае, на фоне Борисова он выглядел более чем убедительно», – писал тот же Раззаков в книге «Владимир Высоцкий. "Я конечно вернусь"» (2005), часть первая «1938–1964».
Младшая дочь Льва Ивановича Надежда Борисова в воспоминаниях об отце пишет: «Папа крепко выпивал.
Знаете, что в «Истории Димы Горина» в роли шофера Софрона сначала снимался папа? А потом его заменили на Владимира Семеновича Высоцкого. Как получилось: когда начались съемки, у папы родилась первая дочь – Таня. Он на радостях так загулял, что директор картины предупредил: «Еще раз придешь на площадку с бодуна, заменим на другого артиста». И папа все-таки не удержался, выпил…
Софрона сыграл Высоцкий. Как-то, спустя годы, они встретились на Пушкинской площади, распили на скамеечке бутыль коньяка, и Высоцкий говорит: «Лева, ты не обижаешься на меня?» – «За что, Владимир Семенович?» – «За то, что я сыграл твою роль. А ты знаешь, что директор картины потом мне говорил? Что поменял шило на мыло». Если этот фильм смотреть внимательно, то видно, где играет папа, а где Высоцкий». («Живой Журнал» «Чтобы помнили» chtoby-pomnili.livejournal.com, 24 октября 2012 г., alla_pj, «Лев Иванович Борисов ушел из жизни год назад, 15 ноября 2011 г.…»)
Несколькими месяцами ранее, 27 июня 2012 года, сокращенный рассказ Надежды был размещен на интернет-сайте «Беларусь сегодня» sb.by (А. Занимонец, «Надежда Борисова: "Папа мне сказал: «Я хочу быть с тобой вечно…»"»: интервью.).
Свидетельство о публикации №123102006151