Гегель о свободе и провидении Разума, фатализме
"Показать это как истину значило обнаружить, что история человеческого рода слагается по тем основным спекулятивным «законам», которыми абсолютный Дух живет повсюду: по законам всеобщности, диалектического развития и органической конкретности. Если исторический процесс движется живым ритмом Понятия, творчески пронизывающим его и возводящим к осуществлению своей цели, так, что история осуществляет систему Разума, то это означает, что субъект истории есть действительно Дух Божий; если же, кроме того, в истории нет ничего инородного Духу, если в ней все «возникло» из Духа и все «облечено» ему, то Дух Божий есть действительно единственный субъект исторического процесса.
Осуществление закона всеобщности предполагает, что каждое историческое явление как таковое составляет живой и необходимый ингредиент всего процесса в целом, так, что «мировой дух» входит в него в качестве его живой сущности и включает его в себя в качестве своей живой части. Именно таков и был замысел Гегеля. Додуманный последовательно до конца, этот замысел ставил перед философией исключительную по размерам и трудности задачу: признать и показать разумность и необходимость каждого конкретно-эмпирического события и явления в жизни человечества. В самом деле, философия истории, по утверждению самого Гегеля, имеет дело, прежде всего, с эмпирически данным4171 потоком событий во времени,4172 и, обращаясь к нему, она должна исследовать «исторически эмпирически»,4173 отнюдь не предаваясь «априорным вымыслам»,4174 но «верно и точно схватывая историческое» явление.4175 Перед философом развертываются «res gestae»4176 в форме бывших событий,4177 подлежавших эмпирической необходимости4178 и однажды уже состоявшихся так, как они состоялись. В целом они слагаются в «мировую историю», имеющую свой внутренний смысл; исследование его дает «historiam rerum gestarum».4179 История человечества как поток таких временных событий представляет собою одно великое эмпирическое целое, внутренне связанное и сцепленное непрерывной последовательностью и причинным влиянием так, что каждое «отдельное», единичное событие или явление оказывается «изолированным» лишь силою познающего отвлечения. История как реальный процесс во времени есть, в целом, одна огромная эмпирическая единичность, сотканная из множества мелких эмпирических единичностей, и если некоторые мелкие «единичности» истории случайны, неразумны или излишни, то эти дефекты участвуют неизбежно в ткани целого и делают её лишь отчасти разумною. Эмпирическая история признает это с самого начала, ставя перед собою задачу – объяснить каждое историческое явление как причинно-необходимое. Но для философии истории задача целостного осмысления rerum gestarum получает особое значение, ибо все «чисто случайное», «бессмысленное» и «неразумное», если бы таковое в истории оказалось, грозит подорвать основное откровение пантеизма. Спекулятивный философ обязан, как никто, настаивать на скрытой разумности всего неразумного, на высшей необходимости всего чисто случайного, на таинственной осмысленности всего бессмысленного: все без исключения эмпирические явления истории должны быть освобождены от этой обманчивой видимости и разоблачены с тем, чтобы обнаружить свою сокровенную спекулятивную необходимость.4180
Таков и был, по-видимому, замысел Гегеля.
В основе «мировой истории» лежит некая «конечная цель»,
сама себя осуществляющая по «плану Провидения».4181 Поэтому история человечества есть, собственно говоря, история «живущего» в ней Духа4182 или Разума" (Ильин. Философия Гегеля. Предел человека).
Свидетельство о публикации №123102005491
Неогегельянство
В конце XIX–начале XX века появилось стремление к обновленной интерпретации философии Гегеля. Возникнув в Англии, неогегельянство распространилось по всей Европе и в США. Основатель неогегельянства в Англии – Томас Хилл Грин (1836–1882), лидер направления – Фрэнсис Брэдли (1846–1924, его сочинения "Принципы логики" (1883), "Явление и реальность" (1893)). К неогегельянству в Англии примыкают также Бернард Бозанкет (1848–1923), его работы "Философская теория государства" (1899), "Основания логики"; Джон Эллис Мак–Таггарт (1866–1925), его работы "Комментарий к Гегелевской логике", "Природа существования"; Робин Коллингвуд (1889–1943). В Италии представители неогегельянства – Кроче и Джентиле, в Германии – Р. Кронекер, Г. Глокнер, Т. Геринг, во Франции – Ж. Валь, А. Кожев, в России – И. А. Ильин, в США – У. Т. Харрис, Б. Боун, Дж. Ройс (1855–1916).
Неогегельянство в Англии выступило как противник эмпирической традиции британской философии. Хотя при жизни Гегеля в Англии на его философию практически не обращали внимания, в последней трети XIX века гегельянство становится признанным. Неогегельянцы поставили своей задачей опровержение естественнонаучного материализма, атеизма, позитивизма, противопоставить идеям социализма учение о гармонии и примирении всех противоречий в абсолюте, обоснование необходимости сильного государства и имперского единства.
Лидер неогегельянства Брэдли выступил как убежденный сторонник спекулятивного мышления. Он утверждает, что универсалии не создаются путем ассоциации отдельных образов (как считал Локк), а представляют собой нечто первичное. Брэдли выступил против агностицизма, указывая на его противоречивость. Утверждают, что реальность непознаваема. Но сказать, что реальность такова, что ее нельзя познать, значит утверждать, что мы знаем какова реальность. Следовательно утверждение о непознаваемости реальности противоречит самому себе.
Брэдли говорит, что существует абсолют и мы можем иметь знание абсолюта, хотя оно по необходимости является неполным, неточным. Вообще наше знание – не есть совокупность дискретных суждений, а целостная неделимая система. Чтобы действительно знать одну вещь, мы должны знать их все. Система знания приближает нас к познанию абсолюта.
Неогегельянцы разделяют мир на две части: мир видимости (или явлений) и мир высшей подлинной реальности. Мир, в котором мы живем, который дан нам в опыте – неистинный мир. Для доказательства этого Брэдли обращается к концепции первичных и вторичных качеств. Он утверждает субъективность вторичных качеств. Не может пахнуть роза, если ее никто не обоняет; звук, который никто не слышит, реально не существует. "Вещи имеют вторичные качества лишь по отношению к органу", который их воспринимает. Аналогично обстоит дело и с первичными качествами, например, протяженностью. "Без вторичных качеств протяженность немыслима". Где и когда протяженность воспринималась в чистом виде? Если протяженность воспринимается при помощи зрения, она окрашена, если осязанием – она мягкая или твердая, гладкая или шероховатая, горячая или холодная. Но поскольку вторичные качества субъективны, в итоге получается, что и первичные качества не реальны, представляют собой лишь видимость. Вещь со всеми своими свойствами – не реальность.
Брэдли говорит о противоречивости понятий пространства и времени, движения, причинности, и т. д., что все эти понятия – просто метафоры, видимость, которая зависит от нас. Природа "это идеальная конструкция, требуемая наукой, и это необходимая рабочая фикция". То же относится и к понятию человека. "В каком бы смысле ни взять "я", оно окажется видимостью. Итак, все понятия являются нашими выдумками, "орудиями", служащими для определения практических целей.
Мир – видимость; он содержит в себе противоречия и поэтому он не реален. Но за видимостью скрывается абсолют, абсолютная реальность. Она не заключает в себе противоречий; абсолют – это сфера гармонии и совершенства, все противоречия в нем сливаются в высшее единство. Мак–Таггарт пересматривает одно из центральных положений Гегеля – о противоречивости – считает, что нужно говорить о "синтезе различия", а не о противоречиях.
Но что такое абсолют? Здесь у неогегельянцев отмечаются различные понимания. Брэдли трактует абсолют, как всеобхватывающий, всеобъемлющий опыт, совокупность психических переживаний. У Мак–Таггарта абсолют, абсолютный дух существует как совокупность индивидуальных сознаний. У Бозанкета абсолют – высшая форма индивидуальности, а социальные институты (государство, религия, нравственность и т.д.) – формы ее проявления.
Неогегельянство как самостоятельное движение исчерпало себя в 30–х годах XX века.
http://filslov.ru/287-neogegelyanstvo.html
http://fil.wikireading.ru/hBKShfZEAQ
Елизавета Судьина 21.10.2023 10:31 Заявить о нарушении