PR мероприятия в киноиндустрии
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Особенности развития киноиндустрии………………………..5
1.1 Характеристика кинобизнеса в России………………………………5
1.2 Политика российского кинобизнеса…………………………………7
Выводы по 1 главе……………………………………………………….10
Глава 2. Event-мероприятия в киноиндустрии………………………….11
2.1 Специфика event-менеджмента, как инструмента маркетингового продвижения…………………………………………………………………….11
2.2 Основные этапы разработки event-мероприятий и способы оценки их эффективности………………………………………………………………..18
Выводы по 2 главе
Глава 3. Продвижение и его роль в рекламных мероприятиях киноиндустрии…………………………………………………………………..27
Выводы по 3 главе………………………………………………………..34
Заключение………………………………………………………………..35
Список литературы………………………………………………………36
Введение
Актуальность. В современное время потребительский рынок наполнен различными видами товаров и услуг. Кинематограф за многие годы занял своё место среди активно развивающихся видов искусств, также он является популярным и любимым среди многих потребителей, а поэтому и нуждается в активном развитии, рекламе и продвижении. Киноиндустрия является таким же продуктов, как и многие товары и услуги, поэтому для него нужно создавать рекламные кампании и мероприятия по продвижению, чтобы обеспечить хорошие кассовые сборы.
В реалиях конкурент оборота стало очень сложно заинтересовать аудиторию простой рекламой. Из этого возникает потребность придумать новейшие подходы в продвижении товаров [3].
Организации, которые стандартно мыслят и используют простые средства в продвижении товаров, где используются, например, спонсорские вложения, участие на показах и выставках, реклама на телевидении, не могут идти в ногу со временем и остаются позади своих конкурентов. Они забывают, что потребительский спрос постоянно возрастает и видоизменяется.
Актуальные способы продаж и рекламы необходимы, чтобы потребитель имел свободу выбора данного товара, и чтобы не зависел от рекламных акций.
Актуальность темы исследования обосновывается тем, что человек развивается, а также привыкает к определённым рекламным акциям и не воспринимает их как новое веяние, не откликается на них.
Event-менеджмент помогает компании выделиться среди конкурентов и быть узнаваемой у потребителей.
Цель исследования: выявить специфику event-менеджмента и рекламных мероприятий в киноиндустрии.
Объект исследования - event-менеджмент, как инструмент маркетингового продвижения киноиндустрии.
Предмет исследования – event-мероприятия в киноиндустрии.
Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:
- изучить теоретические данные event-менеджмента, выделить его задачи,
- проанализировать виды event-мероприятий, как основу маркетингового продвижения,
- выявить особенности event-менеджмента в киноиндустрии,
- выявить роль продвижения в мероприятиях рекламного характера в киноиндустрии.
Event-маркетинг – это нововведения в продвижении компаний, которые направлены на рекламу услуг и товаров компании. Сегодня всё чаще определяется спрос на данный вид продвижения, особенно в сфере киноиндустрии, где клиенты постоянно ждут обновления.
Глава 1. Особенности развития киноиндустрии
1.1 Характеристика кинобизнеса в России
Киноиндустрия – это одна из развлекательных сфер искусств, которая любима всеми без исключения. Но само кинопроизводство имеет сложный технический процесс, который требует специальных навыков и умений, а также он требует существенного вложения материальных средств и любви к своей профессии.
Еще совсем недавно, в период резкого сокращения производства кинофильмов в нашей стране, в профессиональных и особенно в непрофессиональных, зрительских, кругах многие говорили о российском кинематографе как об угасающем. Такой спад был обусловлен тем, что фильмы снимались при 100% бюджетном финансировании, которое приводило к уменьшению смет картин, а затем и вовсе к почти полной остановке кинопроизводства.
В середине 90-х годов, в самое беспросветное для отечественного кино время, количество экранных фильмов сократилось буквально до считанных единиц. Однако сейчас маятник качнулся в другую сторону: пугающую тенденцию, кажется, удалось преодолеть. Многочисленная армия российских кинематографистов, частично деморализованная событиями прошедшего десятилетия, постепенно возвращается на прежние позиции. Появилось довольно много негосударственных студий, в телесериалах португальская и испанская речь стала вытесняться русской. Так что, как теперь любят говорить, процесс пошел.
Его стимулировали и негосударственные телевизионные каналы, направляющие свободные средства, и в частности доходы от рекламы, на закупку отечественного кино. Новомодных западных актёров с огромными бицепсами и шикарными винтовками в руках начали сменять простые российские ребята в форменных фуражках, такие близкие и родные для отечественного кинозрителя.
Пришли иные времена. Даже в Государственном университете управления теперь есть специализация по кинобизнесу. И учебные курсы представляют собой: «Кинопредпринимательство в России в условиях рыночной экономики», «Основные элементы современной киноиндустрии», «Финансы в кино-, теле- и видеоиндустрии», «Взаимоотношения участников процесса кинопроизводства». Как мы видим, индустрия кино стала развиваться и с научной точки зрения.
Впрочем, есть в киномире специалисты, которые уже сами по себе являются готовой «инструкцией по применению». В их числе секретарь Союза кинематографистов России Юрий Васильевич Мацюк. Вгиковец конца 60-х, он большую часть жизни проработал в Останкине: сначала директором картины, потом администратором, ассистентом режиссера, режиссером, директором студии документальных фильмов, заместителем главного редактора студии музыкальных телефильмов, заместителем директора творческого объединения «Экран».
В 1996 году начался новый этап его творческой и профессиональной карьеры: в течение трех лет он успел побывать заместителем главного редактора телекомпании НТВ, заместителем директора программ, заместителем исполнительного директора «НТВ-КИНО». Неудивительно, что, обладая таким послужным списком, Юрий Васильевич, в конце концов, пришел к идее создания собственной кинокомпании. Это было более пяти лет назад. Сегодня организованная им компания «Телефильм» входит число лучших российских профессиональных кинокомпаний, телесериалы ее производства собирают миллионные аудитории, знаки отличия за хорошо сделанную работу уже не умещаются на одной из стен кабинета генерального директора [13].
1.2 Политика российского кинобизнеса
В нынешнем году российская кинематография отмечает свой столетний юбилей. История помнит периоды взлета и периоды стагнации отрасли. Сегодня как никогда важно определиться с вектором ее развития.
Участники конференц-форума кинематографической общественности «Российская киноиндустрия 2018: анонс будущего», представляющие интересы и мнения основных игроков отечественной киноиндустрии, обсудили текущую ситуацию в киноотрасли, а также возможности и перспективы ее развития на среднесрочную перспективу. По результатам обсуждения участники выразили единодушную позицию по ряду ключевых вопросов развития отрасли, которая заключается в следующем [29].
Значительную роль играет концентрация кинопроектов и ресурсов в некоторых ведущих кинокомпаниях, зарекомендовавших себя высоким качеством выпускаемой киноиндустрии для массового зрителя.
При этом считать стратегически важным развитие ниши специализированной кинопродукции, в том числе арт-кино, на отечественном рынке кинопроката для повышения конкурентоспособности российского кино в целом. В части государственной поддержки производства и проката требуется разработка детального механизма стимулирования производителей по итогам проката [12].
Следует признать крайне нецелесообразным для киноотрасли приватизацию существующих киностудий, сопряженную с возможностью их перепрофилирования. Это неминуемо ведет к постепенной утрате производственных мощностей, которые до настоящего времени составляют основу отечественного кинопроизводства.
Развитие новых проектов создания киностудий полного цикла следует считать стратегически важным направлением развития отечественной киноиндустрии.
Значительную роль в развитии отечественной киноиндустрии в ближайшем будущем будут играть современные технологии и инновации. Образ отечественной кинематографии формируется сегодня под воздействием стремительного развития технологий и трансформации образа жизни людей.
Принципиально важным для развития киноиндустрии является расширение прокатной площадки для обеспечения равного доступа населения России к услугам кинопоказа. Такое развитие возможно с применением механизмов государственно-частного партнерства.
Усиление борьбы с производителями контрафактной продукции с одновременной разработкой новых механизмов защиты авторских прав в связи с развитием новых технологий.
Поддержать решение о разворачивании системы единого электронного кинобилета как принципиально важное для подъема отечественной киноиндустрии, для повышения прозрачности и достоверности в отчетных данных о результатах проката отечественных и зарубежных фильмов.
Серьезного внимания требует вопрос развития механизмов саморегулирования в отрасли и включения некоммерческих организаций в этот процесс. Рекомендовать существующим некоммерческим организациям (в том числе Гильдии продюсеров России) принять активное участие в подготовке проектов нормативных актов, затрагивающих сферу создания и использования аудиовизуальных произведений.
Сегодня наиболее эффективными инструментами продвижения кинофильмов являются телевизионная реклама и «сарафанное радио» - общение потребителей кинопродукции между собой. Однако по мере дальнейшей интернетизации страны значение первого инструмента снижается, а второго – увеличивается и видоизменяется. Это выражается в том, что современный кинозритель все в большей степени становится не только потребителем, но и производителем-участником Интернет-контента – в первую очередь в блогосфере и социальных сетях. В наиболее популярных сетях уже предоставляется бесплатный сервис, позволяющий формировать группы по предпочтениям – среди них уже появились группы, связанные с кинопроцессом.
Наряду с «простыми» группами возникает и очередной виток развития Интернет-платформ, обозначаемый сегодня как Web 3.0 – рекомендательные сервисы, когда потребители со сходными характеристиками выстраивают рейтинги собственных предпочтений, которые становятся мощнейшим рычагом рекламного воздействия. Отсюда осмысление и использование технологии Web 3.0 также становится весьма актуальной на кинорынке [15].
Необходимость активного применения указанных инструментов мотивируется еще и тем, что сам Интернет постепенно и неизбежно превращается в киноплощадку с сотнями миллионов зрителей.
В условиях увеличения количества киносетей и оборудованных на современном уровне кинозалов и, как следствие, обострения конкуренции требует изменения и традиционные маркетинговые стратегии продвижения кинопродукции. Увеличение предлагаемых в кинотеатрах сервисов; новые системы изготовления, бронирования, приобретения билетов; дисконты должны дополняться широкими брендинговыми предложениями (возможность льготного использования после приобретения билета или карты кинотеатра услуг других сегментов рынка).
Классические промо-стратегии должны сопровождаться усиленным вниманием к брендингу, обращением к таргетингу (поиску и воспитанию своих целевых групп), содержательному сегментированию кинотеатров и кинозалов, жесткому этическому регулированию поведения, как собственного персонала, так и зрителей [2].
Выводы по 1 главе:
1. В ходе исследования мы выявили, что киноиндустрия – это одна из развлекательных сфер искусств, которая любима всеми без исключения, но само кинопроизводство имеет сложный технический процесс.
2. Мы определили, что развитие новых кинопроектов в большом объёме - это очень важное направление в развитии отечественной киноиндустрии.
3. Значительную роль играет концентрация кинопроектов и ресурсов в некоторых ведущих кинокомпаниях, зарекомендовавших себя высоким качеством выпускаемой киноиндустрии для массового зрителя.
4. В ходе исследования мы определили, что Интернет-платформы являются частью развития киноиндустрии, их продвижения. Интернет стал площадкой трансляции сериалов и новых кино новинок.
Глава 2. Event-мероприятия в киноиндустрии
2.1 Специфика event-менеджмента, как инструмента маркетингового продвижения
Связи с общественностью в современном обществе выдают технологии контроля над коммуникационной сферой и управления СМИ. Связи с общественностью – современное и модное явление. Среди его разнообразных функций главное место принадлежит коммуникации разных слоёв населения.
Социолог Шевченко Д.А. дал подробное описание термина PR. Британский учёный характеризует PR – как «науку и искусство достижения гармонии с внешней средой через взаимопонимание, которое основано на полной информированности и правде» [30].
Другой видение понятия PR даёт доктор наук, профессор А.Н. Чумиков: «PR – это система информационно- процедурно-технологических и аналитических мероприятий, которые направлены на гармоничное взаимодействие определенного проекта, а также между самими участниками данного проекта и его внешней средой с целью эффективной реализации данного проекта» [29]. Для осуществления деятельности общественной коммуникации применяют различные PR-инструменты.
PR-кампании – это различные инструменты, методы и средства, которые применяют в сфере по связям с общественностью для достижения поставленных коммуникативных задач. Особенность PR-кампаний состоит в высоком уровне креативности и гибкости, а также способности адаптироваться к меняющимся условиям.
От того, чем занимается та или иная компания, зависит то, какие PR-инструменты применяются для её продвижения. Например, предприятиям промышленной направленности необходимо учитывать предпочтения больших масс людей, к ним относятся: жители ближайших районов, поставщики, акционеры, покупатели, органы местного управления, сотрудники и т.д.
Если PR или event-инструменты правильно подобраны, то имидж компании надёжно защищён, она может свободно рекламировать свой продукт, влиять на массовое мнение людей и взаимодействовать с политической направленностью.
Можно выделить следующие виды event-инструментов:
- интернет инструменты – социальные сети, сайты корпораций, СМИ в электронном виде,
- инструменты продвижения с помощью СМИ,
- благотворительность,
- спонсорские влияния и т.д.
В исследованиях данной темы есть различные определения специальных мероприятий, можно выделить приоритетные. Директор, управляющий партнер компании «EventumPremo» (коммуникационное агентство), исследователь событийного маркетинга, исследователь Шишкин Д.П. говорит о PR-мероприятиях как о «виде человеческой деятельности, который предполагает встречу и взаимодействие разных людей, ограниченный по времени и связанный с реализацией каких-либо общих целей» [31].
Другой исследователь Назимко А.Е. в своей работе «Событийный маркетинг: руководство для заказчиков и исполнителей» пишет, что: «Событие в событийном маркетинге – это мероприятие, которое включается на изменения отношений бренда и целевых аудиторий, обладающее в их глазах субъективной значимостью».
В данном исследовании можно дать определение «специальным мероприятиям», которые определил доктор экономических наук, профессор А.Н. Романцов: «Специальные мероприятия – это комплекс мероприятий, которые направлены на продвижение компании, ее услуг и товаров, торговых марок и определенных линий продукции и торговых марок при помощи запоминающихся и ярких событий, специально организованных и разработанных для этого».
Понятие выше хорошо даёт представление о действиях, проводимых с помощью PR-инструментов. Большинство элементов современных специальных коммуникативных элементов применяют образцы начального развития человеческого существования и развития.
Уже наши предки использовали для определённых задач песни, танцы и религиозные обряды. В средневековье большое внимание уделялось символической и ритуальной коммуникации. Можно отметить, что в XVII веке для влияния на широкую публику использовали памфлеты, книги газеты, а также одежду, прически, театральные постановки и другие элементы, которые по-прежнему активно применяются в практике PR и носят название «перфоманс».
По общественному мнению, мероприятия, которые способствуют развитию услуг и повлекшие за собой реализацию индустрии предприятия специальных мероприятий, появились в начале 19 столетия, когда началась реализация билетов на профессиональные спортивные мероприятия. В середине прошлого века организация PR-мероприятий является уже направлением профессиональной деятельности.
В современное время определение «событийные коммуникации» представляют собой международную основу. В английской гнаправленности - «event management», «event communication». Во французской - «erlebnismarketing», «communication evenementielle». В немецкой теории - «eventmanagement» и «eventmarketing».
Определение «специальное мероприятие» массово используется как в международной практике, так и в отечественной деятельности коммуникации [18].
Хочется отметить, что перфоманская коммуникация лежит в составе PR-мероприятий, она направлена на визуальную деятельность, это определение было в обиходе употребления ещё с прошлого столетия.
Если говорить о перфоманской коммуникации, то можно отметить определение Г. Г. Почепцова, который говорит о данной коммуникации как об « основанной на ритуалах, которая несёт в себе символическое выражение коммуникационного сообщения. Данный вид коммуникации характеризуется театральностью».
В перфоманской коммуникации можно выделить определённые составляющие:
- Вербальная коммуникация (это вид коммуникации в сфере произношений, речей, слов),
- Визуальные составляющие (это цветовая характеристика, составляющая одежды и т.д.),
- Эмблемная составляющая (это плакаты, постеры, слоганы, гербы, художественные произведения и т.д.) [14].
Элементы перфоманса самой организации, её лицо, презентабельность как общей компании, так и её структур, её PR-инструментов, деятельности, кампании. Основная составляющая перфомансной коммуникации в PR-кампании – это вызвать интерес у потенциальных покупателей, создать красивую картину образа компании, определить интересную направленность своего товара.
В практическом виде – данные действия предпринимаются в перфомансной коммуникации для эмоционального отклика у большой массы людей, они определяют нужность данного товара или услуги, определяют заказ данного товара, информирует о его новинках, о создаваемом имидже, способствуют продвижению на рынке и организовывают различные виды деятельности.
Как считает Тульчинский Г.Л., оригинальный характер определенного мероприятия выделяет следующие аспекты:
• Мероприятие остается в памяти с точки зрения позитивного настроения.
• Мероприятие является уникальным и неповторимым.
• Мероприятие побуждает участников к активности, демонстрируя определенные выгоды [25].
• Мероприятие хорошо спланировано, организовано определенным образом инсценировано и оформлено.
• В мероприятии есть связь впечатлений и продуманных действий.
• Это исключительные мероприятия со стороны участников мероприятия.
Соответственно, для специальных мероприятий наиболее характерны следующие аспекты:
- Активная включенность и участие.
- Эмоциональность и положительное восприятие [11].
Основная цель данных мероприятий – определение сущности товара компании, его презентация для определённых уровней социального общества.
В помощь этому могут составляться и внедряться специальные мероприятия, события, программы, которые будут помогать реализовывать товар, приглашать людей – потенциальных покупателей, определять спрос на товары и услуги и всю компанию в целом.
Данную аудиторию необходимо вовлечь в массовое событие, которое будет проходить на платформе рекламной кампании, чтобы направить покупателя на приобретение товара или услуги данной компании.
Также, следует заметить, что потенциальные покупатели должны научиться определять ценности товара и бренда компании, сопоставлять себя с товаром компании для того, чтобы он был как образ жизни человека. Для этого необходимо комплексно подойти к разработке мероприятия, определить PR-стратегии и исследовать маркетинговый рынок.
На рисунке 1 представлена схема стратегии в ходе планирования специальных мероприятий, которая была предложена кандидатом экономических наук Кнаусе Б.
рис. 1 Стратегия в ходе планирования событийных мероприятий
Успешно организованное специальное мероприятие определяется набором преимуществ:
1. Специальные мероприятия могут в нужное время уделять внимание клиентам, находящимся во время принятия решений в пространственном состоянии относительно услуг и продуктов.
2. Специальные мероприятия соединяют в себе обычную рекламу, PR и промо-акции, благодаря чему происходит воздействие одновременно по нескольким коммуникационным системам.
3. Раскрученное мероприятие является брендом, что позволяет широко использовать его в ходе построения дальнейшей стратегии компании.
4. Специальные мероприятия имеют долгосрочную структуру, потому что попадают в информационный блок задолго до проведения (прессконференции, афиши, анонсы) и продолжают оказывать информационное воздействие через СМИ после проведения.
5. Выделим основных участников данных мероприятий – большая фокус-группа, на базе которой компания пробует свои предложения.
6. В рамках проведения мероприятия специалисты расширяют знания о потребителе, что, в свою очередь, позволяет избежать лишних расходов на исследования.
7. Если говорить о маркетинговых мероприятиях, то на них самим можно осуществлять продажу товара или услуги.
8. Гибкость и высокая креативность, заложенные в специальном мероприятии, позволяют формировать оригинальные идеи для компаний различных сфер деятельности и с разными финансовыми составляющими.
9. Использование специальных мероприятий может происходит там, где не действует или запрещена реклама [12].
Можно сделать вывод, что специальные мероприятия – важный PR -инструмент, который направлен на эмоциональное восприятие целевой аудитории.
Результативность происходящих специальных мероприятий:
- повышение лояльности потребителей,
- увеличение узнаваемости бренда,
- увеличение упоминаний в СМИ,
- расширение круга потенциальных клиентов,
- создание репутации и имиджа и т.д.
Необходимо, чтобы специальное мероприятие стало эффективным PR- инструментом, способствовало реализации поставленных задач и целей, необходима грамотная стратегия и организация управления.
2.2 Основные этапы разработки event-мероприятий и способы оценки их эффективности
Для реализации специальных мероприятий нужно применять большой опыт в данной сфере, необходимо постоянно учиться, проходить семинары и курсы, ведь прогресс рынка товаров и их продвижения не стоит на месте.
Часто специальные мероприятия направлены на решение поставленных коммуникативных задач. Перед специальными мероприятиями необходимо ставить следующие цели:
1. Сам эффект мероприятий.
2. Выгода в финансовой сфере от реализации услуг, продукции, продажи билетов и т.д.
3. Воздействие на определенные целевые аудитории (потребители, СМИ, политики).
4. Информационная составляющая, коммуникативные функции.
5. Создание кампаний по привлечению к данной сфере или услуге.
6. Привлечение клиентов, СМИ и общественности, спонсоров, создание проектов, мотивация всех участников.
7. Реализация имиджа субъекта.
8. Формирование положительных эмоций, а также их проецирование на бренд или отдельное лицо [21].
Отметим, что основные цели кампании имеют свои подпункты и критерии. На второй план выходят следующие показатели: анализ участников группы, показатели активности гостей и самих участников, мероприятия, которые обозначаются в СМИ.
На передний план выходят в данном мероприятии субъективные особенности и ход его самого. Также, план действий, реализация товара или услуги входит в данное мероприятие. Его также можно подразделять на различным этапам, целям и видам:
• Презентация и информационное мероприятия, выступления на сцене.
• Экскурсионные мероприятия, просмотры, день открытых деверей.
• Рекламные акции, ярмарки, выставочная деятельность.
• Мероприятия в сфере продаж.
• Семинары, тренинги, собрания.
• Заседания, круглые столы.
• Конкурсные мероприятия, праздничные банкеты.
• Праздники: спортивные и музыкальные концерты, флешмобы.
• Спортивные и досуговые мероприятия.
• Коллективные поездки с познавательной целью [6].
Специальные мероприятия, которые направлены на продвижение услуги или продукта можно разделить на:
• Рабочие: семинары для конференции, обучения, конгрессы.
• Информативные, с учетом развлекательной формы: выпуск первой партии продуктов, день рождения организации награждение покупателя.
• Досуговые: фестивали, дефиле, концерты, поездки.
Если говорить о постоянности специальных мероприятий, то они могут проводиться единовременно или многократно: проводиться в разных географических местах, разных частях города, района. Могут быть в форме фестивалей, конкурсов, театральных действий, промо-акций, флеш-мобов, открытых мероприятиях и т.д.
Каждый вид отличается целевой аудиторией, информационной деятельностью мероприятия, целями и масштабом события, которые ставит организация перед началом проведения акций. Для качественного выполнения нужно последовательно и грамотно выстроить рабочий процесс: от постановки целей и задач до выбора контента мероприятия и способов его освещения. Специальные мероприятия могут состоять из следующих основ: информирование аудитории о проведении мероприятия; проведение мероприятия; последующая информационная волна.
В своем исследовании О.А. Алексеева описывает следующий инновационный шаг подготовки специального мероприятия (рис. 2) [16].
Рис. 2 Модель организации событийных мероприятий
\
Харрис Г.С. предлагает определенные этапы организации специальных мероприятий:
1) Формирование задач и целей, который определяют основной аудиторией.
2) Определение времени и места проведения мероприятия. На данном этапе важно учитывать тип площадки (закрытая или открытая), сезонность, время года.
3) Зрелищность, сценарий мероприятия. Сценарий мероприятия должно соответствовать тематике всего проекта, времени, аудитории и информационному поводу. Развлекательная часть сочетается с рекламной, которая не должна быть навязчивой. Сценарий зависит от типа мероприятия (праздник, презентация, фестиваль).
4) Продвижение специального мероприятия. Здесь важно разработать кампанию по продвижению мероприятия, чтобы целевая аудитория о нем узнала. Кампания по продвижению зависит от масштабов события и типа, чем масштабнее мероприятие, тем больше времени необходимо для его продвижения. Основные методы продвижения: СМИ, рассылка, Интернет (включая электронные СМИ, электронные СМИ, информацию на сайте и др.), раздача листовок и наружная реклама [28].
Выбор средств зависит от целевой аудитории, ее социальных характеристик и возраста. Вторая волна информации о мероприятии должна быть запущена после его проведения. Это «пост-выходы» информации в СМИ и сети Интернет. В случае проведения небольших мероприятий, рассчитанных на определённый круг аудитории, без этого можно обойтись, однако не стоит забывать о том, что любое упоминание мероприятия в СМИ в формате новостей повышает статус события и придает ему значимость в глазах участников и остальной публики. Поэтому, не стоит отказываться от предоставления информационного повода мероприятия.
Можно определить следующие этапы PR-деятельности в СМИ в ходе
продвижения специального мероприятия:
1. Постоянное информирование о деятельности PR-субъекта в СМИ по организации мероприятия.
2. Написание информационных блоков (подготовка информационных, обзорных и имиджевых статей, пресс-релизов и иных PR-текстов в рамках подготовки к мероприятию).
3. Организация мероприятий для представителей СМИ в рамках подготовки к серьезным событиям (пресс-туры, пресс-конференции, пресс-завтраки, фотосессии, интервью).
4. Проведение интервью с ведущими ответственными специалистами и руководителями, в котором будет освещена подготовка к самому мероприятию.
5. Мониторинг СМИ для выявления публикации о мероприятии.
6. Оценка эффективности, пресс-клиппинг и др.[29, с.121].
Разработка концепции деятельности в сфере медиарилейшнз в ходе организации специального мероприятия начинается с ситуационного анализа. На основе данных, которые были получены при помощи данного анализа составляется медиаплан и производится стратегическое планирование по продвижению данного мероприятия. Помимо этого, определяются задачи, цели, бюджет и тактика.
Медиаплан – это план размещения коммуникационных обращений в СМИ, которые направлены на определенные целевые аудитории. В документе содержатся информация о целевых СМИ, календарный план публикаций, охват аудитории, бюджет и контакты представителей СМИ. На начальном этапе планирования деятельности в сфере медиарилейшнз определяется ЦА по различным признакам и критериям (социальным, экономическим, демографическими). На втором этапе планируются тактические действия: какая информация будет распространяться и посредством каких каналов СМИ. Соответственно, необходимо определить целевые СМИ (издания, интернетпорталы, паблики, блоги, телеканалы, радиостанции), выделить круг редакторов или журналистов, выбрать каналы распространения материалов (личные встречи, рассылки; мероприятия для СМИ, посты), разработать главные материалы (статьи, пресс-релизы, интервью), составить календарный план, план-график работ, медиа-карту [26].
Важно отметить, что плохо организованное специальное мероприятие не только не решит поставленных целей и задач, но и может нанести ущерб имиджу компании, нарушить восприятие бренда и приведет к финансовым потерям. К потенциальным контактным группам и ЦА специального события относятся: внутренняя аудитория; инвесторы, политическая, научная, деловая, творческая элита; эксперты; профессиональные сообщества; представители органов власти; профсоюзы; журналисты (федеральных, зарубежных, городских, региональных, корпоративных) электронных и печатных СМИ; общественные и международные организации; административные структуры; общественные и государственные деятели; референтные персоны для ЦА, широкая общественность.
Проведение и организация специальных мероприятий планируются в качестве проекта. Проект-менеджмент в области специальных мероприятий иллюстрирует целостную обоснованность реализации или проведения целенаправленных действии. Каждая задача, которая не может быть выполнена в стандартном порядке, должна планироваться как проект. Менеджмент специальных мероприятий определяет инновационные решения в продвижении услуг и товаров посредством эффективного управления проектом. В то время как «событийный проект» - это определенная проектная единица, которая имеет время начала и окончания, ограниченные ресурсы и задачи. Области задач специального мероприятия представлены на рисунке 3.
Рис. 3 Области задач специального мероприятия
Специальное мероприятие, как и другие сложные проекты, реализуются отдельными сотрудниками благодаря их эффективному взаимодействию. Оценка эффективности специального мероприятия должна быть рассмотрена по следующим критериям:
1. Изменение интереса ЦА (осведомленность о мероприятии, узнаваемость бренда), которое определяется при помощи мониторинга общественного мнения.
2. Количество обращений СМИ в PR-отдел компании после мероприятия.
3. Частота упоминаний в СМИ, выявляемая на основе их мониторинга.
4. Численность аудитории, которая получила PR-сообщения перед началом мероприятия.
5. Количество персон, посетивших мероприятие [28].
Чтобы коммуникационная кампания работала продуктивно, осуществляются действия пропаганды данного мероприятия.
Как и в любой человеческой деятельности, здесь выделяются субъект и объект пропаганды, а также содержание, формы и методы, средства и каналы распространения.
Цель пропаганды – утвердиться в сознании респондентов, что потребление определённого товара или услуги представляется очень ценным для развития человека и он может приятно провести время, это свойственно людям с поднятым образом жизни, а также для тех, кто хорошо культурно развит.
СМИ нужно уделять особое место, ведь телевизионная и печатная продукция, в которой используется пропаганда, быстрее доходит по информированию до нужной аудитории.
Основная задача пропаганды – вызвать доверие у потребителя. Пропагандистская коммуникация не должна быть навязчивой и быть похожей просто на рекламу. Для неё необходимо отбирать традиционные каналы распространения – радио, телевидение, пресса.
Важно отметить, что продуктивность PR-мероприятий в рамках event-менеджмента может быть оценена некоторыми составляющими: эффективность определяется в ходе поставленных целей и задач кампании; эффективность оценивается за счет подсчета количественных показателей (количество опубликованных прессрелизов и статей в СМИ, опубликование в СМИ, количество поступающих клиентов в группах и их активизация, здесь важен показ специальных роликов, количество материала на блогерских сайтах).
Главными недостатки данного метода: отсутствие качественных показателей и метод оценки обратной связи.
Таким образом, организация специальных мероприятий – сложная многофункциональная задача, от начала продуктивного составления которой зависит достижение разработанных коммуникационных целевых установок. Необходимо отметить, что к основным спектрам маркетинговых мероприятий можно отнести рынок событийных коммуникаций, который активно развивается; количество организаций, использующие специальные мероприятия в PR-деятельности.
2.3 Продвижение и его роль в рекламных event-мероприятиях киноиндустрии
Киноиндустрия отличается от других продуктов и имеет специфические особенности. Например, если сравнивать кинопроизводство и промышленное производство, то во втором случае необходимо затрачивать сырьевые, материальные средства чтобы увеличивать рост продукции. В киноиндустрии совсем другая ситуация, здесь затрачивается меньше средств на изготовление продукции, а позже используется лишь копия продукта с его лицензией. Здесь потребности потребителей насыщаются воспроизводством данного продукта. Стоит отметить, что при продаже продукта за границу, происходит лишь озвучка картины, что позволяет отечественной продукции быть востребованной и на западе.
Продвижение фильмов всегда связано с затратами, не всегда получается уложиться в изначальный бюджет кинопродукта. Многие маркетологи, а также продюсеры продумывают затраты на рекламу, а также привлечение виртуальных средств, чтобы устраивать узконаправленные мероприятия.
Рекламные отчисления
Кассовые сбора от кинофильма напрямую зависят от средств, вложенных в рекламу и всевозможные мероприятия по продвижению. Например, event-мероприятия рассчитываются исходя из возрастной целевой аудитории. Если фильм предназначен для широкой публики, подростков, а также же и взрослых людей, то и сборы от фильма будут намного больше.
Как считают эксперты, на рекламные кампании стоит тратить от 10 до 20% от предполагаемых кассовых сборов. Если же потрачено гораздо больше, это не даст гарантии, что фильм не провалится и не окупится. В России средние затраты на рекламные акции и продвижение составляют от $0,7 миллионов до $3,5 миллионов. Например, на рекламные мероприятия фильма «Старик Хоттабыч» компании «СТВ» потратила около $150 тысяч. В прокате данный фильм собрал $1,4 миллионов, то есть рекламный бюджет составил примерно 10% от кассовых сборов. Хочется отметить, что компания «СТВ» использовала бартерную рекламу с партнёрами, которая, примерно, составила $300 тысяч, что говорит об эффективности разработчиков мероприятий .
Хочется отметить, что бесплатные возможности продвижения используется не только «СТВ», в российской практике – это частая картина. Сегодня у продюсеров есть возможность рекламировать кинопродукт на своих телеканалах и использовать «виртуальную» рекламу для поднятия рейтинга картины. Таким образом, широкая аудитория может узнать о кинопродукте, просматривая ту или иную телепередачу, что сокращает время и деньги на затраты рекламного характера .
Event-мероприятия, тонкости
Хочется отметить некоторые особенности event-мероприятий. Цена вложения в рекламу должна быть составлена из расхода целевой аудитории: чем она ниже, тем меньший вклад в рекламу должен присутствовать, чтобы она дошла до каждого.
В случае небольшого проката фильма специалисты рекомендуют сосредотачивать внимание на целевой аудитории.
По данным «Централ Партнершип», если рекламные вложения в кинокартину не превышают $500 тысяч, то его лучше рекламировать в самих кинотеатрах. Именно реклама в кинотеатрах для прокатов фильмов – первостепенная задача. В 70% случаев будущий зритель уже узнаёт информацию о предстоящем фильме перед началом другого, информационные стенды также закрепляют данную рекламную информацию, поэтому она продуктивно работает .
Фильмы, у которых время проката очень ограничено могут задействовать всевозможные PR-мероприятия, event-продвижение. Например, фильм «Страсти Христовы». Затраты на его рекламу были задействованы минимальные, а результат от кассовых сборов получился весьма внушительный, потому что рекламные мероприятия были подобраны правильно.
В нашем кинематографе рекламные event-программы были подобраны весьма необычно, что дало выручку в три раза больше ожидаемой. Менеджеры придумывали всевозможные конкурсы: например, кто длинней отрастит бороду. Также, разрабатывались всевозможные интернет-игры, которые дали ошеломительный результат в кассовых сборах .
Хочется отметить, что при рекламных продвижениях кинокартины, рассчитанной на широкую аудиторию, необходимо помимо PR-мероприятий и рекламы в кинотеатрах использовать более широкую ATL-рекламу, которая наиболее выгодно будет смотреться по телевидению. Часто в таких случаях используют каналы в низкими рейтингами, но с высокими индексами целевой аудитории, например: «МузТв», «МТВ», а также трансляцию рекламы через федеральные телеканалы.
Задачи отдела маркетинга имеют широкий диапазон работы, он помогает развиваться гостиничному бизнесу и работать компаниям в сфере услуг более продуктивно.
Маркетинговые мероприятия дают широкий спектр информации в сфере услуг, создаются рекламные кампании для привлечения клиентов, а также разрабатывается система скидок и акций.
Хочется отметить особенности формирования event-менеджмента. Всегда нужно планировать бюджет мероприятий заранее, составлять планирование, всегда нужно составлять основные виды бюджета: стартовый (начальный), рабочий и фактический бюджет мероприятий.
На первоначальном этапе нужно рассчитать все возможные пункты расходов. Во время самого мероприятия могут возникнуть расходы, которые на намечались ранее, например, во время прямой трансляции. Здесь нужно быть готовым и иметь определённый материальный запас. Для этого необходимо запастись связями специалистов, которые связаны с финансами, чтобы грамотно подойти к делу и допустить просчётов.
При планировании бюджета кампании нужно учитывать точные её цели, не отвлекаясь на подпункты. Нужно учитывать все стратегии при планировании кампании.
Также, чтобы составлять бюджет, необходимо подумать, на кого будет направлена та или иная кампания, какой образ клиента мы хотим задействовать, будет ли данное мероприятие направлено на узкий круг людей, либо на широкую публику.
Наружная реклама
Кроме телевидения широкий охват дает наружная реклама в столицах и городах-миллионниках — бигборды, ситиформаты, ситиборды, брандмауэры, суперсайты. Хочется отметить, что у наружной рекламы есть определенные ограничения. Иногда, не всегда есть точное качественное изображение для данного вида рекламы. Иногда, цепляют кадр из фильма и пытаются разметить на баннере данную рекламу.
После телевидения и наружной рекламы рекламные бюджеты прокатчиков распределяются следующим образом (по нисходящей): радио, пресса, интернет, BTL, PR.
Важную часть в продвижении картины играет так называемое "сарафанное радио". Прямая реклама максимально влияет на сборы первого уикенда, потом в игру включаются уже посмотревшие картину зрители, распространяющие свое мнение о фильме среди друзей. У дистрибуторов существуют рецепты, позволяющие за счет "сарафана" усилить эффект от рекламной кампании. "Есть методы, которые направлены на "хороший сарафан",— рассказывает Антон Сиренко.— Релиз дается меньшим количеством копий, без широкой рекламы. Когда те зрители, которые успели посмотреть первыми и сработали "контактерами", начинают распространять информацию среди друзей и знакомых, дистрибутор включает обычный процесс информирования — когда вы видите рекламу фильма уже после того, как хороший знакомый вам рассказал о нем, вы этой рекламе больше доверяете".
Все более важную роль в продвижении кинокартин начинает играть интернет. Затраты дистрибуторов на этот вид медиа постоянно растут. "Еще год назад в нашей компании эти расходы составляли около $2000-3000, а сейчас эта цифра в зависимости от проекта может быть больше — и в пять, и в пятнадцать раз!" Однако в рекламных бюджетах блокбастеров интернет пока занимает незначительную часть. По словам, Антона Сиренко из BVSPR, в рекламном бюджете проекта, подобного "Пиратам Карибского моря", на интернет приходится не более 5%.
Авторское кино и блокбастеры различаются не только целевой аудиторией и бюджетом. Для их потенциальных зрителей важны разные характеристики фильмов. Так, когда речь идет о картинах для широкого проката, личность актера может обеспечить половину успеха. Есть любимцы публики, и от этого никуда не деться: Брэд Питт, Анджелина Джоли, Хью Грант, Том Круз делают кассу одним своим появлением на экране.
В то же время все эксперты сходятся во мнении, что победы на фестивалях и престижные премии, будь-то МКФ, Локарно или "Оскар", очень мало влияют на предпочтения российской публики.
Однако в России ряд возможностей продвижения кинокартин недооценены, полагают специалисты. Например, существует перекос в сторону ATL-рекламы, недооценка возможностей BTL-рекламы (нестандартные формы маркетинговой активности), неумение вести грамотный PR. "Последнее отчасти продиктовано недоразвитостью рынка прессы — и газет, и журналов — по сравнению с Западом,— считает Андрей Кокарев.— В целом особенностью нашего рынка является недостаточное использование возможностей рекламы в прессе на фоне того, что чрезмерное значение придается наружной рекламе".
Главное же различие между продвижением кинофильмов на отечественном и более развитых рынках — очень слабое развитие кросс-промоушна, то есть использования возможностей промопартнерства со стороны ритейлеров, фастфудов, производителей пищевых продуктов, автогигантов и тому подобных компаний.
Выпуск картины, заведомо предполагаемой как рейтинговой и кассовой, нацеленной на привлечение наибольшего количества зрителей, предполагает объемной работы по ее продвижению. Основными мероприятиями в этом случае становятся:
- закрытые показы;
- демонстрация тизеров и трейлеров;
- выпуск информации о кастингах и утвержденных ролях;
- участие актеров и создателей в передачах и мероприятиях, посвященных выпуску фильма;
- создание интриги за счет умалчивания окончательного выхода фильма и актерского состава;
- демонстрация обновленных тизеров и трейлеров;
- выпуск в сеть Интернет.
Все перечисленные способы создают интригующую обстановку вокруг фильма, где сочетание официальных заявление, живого общения с героями и интерактивного с помощью социальных сетей позволяет в течение одного-двух годов привлечь потенциального зрителя в кинотеатр, что является конечной целью в выходе премьеры.
Выводы по 2 главе:
1. В ходе нашего исследования мы выявили, что специфика event-менеджмента заключается в коммуникационной деятельности.
2. Event-мероприятия составляют основу маркетинговой кампании, к ним относятся PR-акции, PR-кампании, пропаганда. Всё это направлено на развитие и поддержание бизнеса киноиндустрии.
3. Продвижение фильмов всегда связано с затратами, не всегда получается уложиться в изначальный бюджет кинопродукта. Многие маркетологи, а также продюсеры продумывают затраты на рекламу, а также привлечение виртуальных средств, чтобы устраивать узконаправленные мероприятия.
4. Мы выявили основные средства продвижения в киноиндустрии:
- рекламные отчисления,
- event-мероприятия, которые являются основными,
- наружная реклама,
-Интернет.
Заключение
Event-мероприятия – это нововведения в маркетинговом продвижении, в том числе и киноиндустрии, который направлен на рекламу своих услуг и товаров. Возникает всё чаще спрос на данное направление, что говорит о его результативной работе. Основной его задачей будет являться, каким образом получить положительные эмоции у потенциальных участников, при этом погрузив их в мир киноискусства.
На результат влияют следующие составляющие:
• Технические моменты;
• Рекламная деятельность;
• Оригинальность концепции;
• Выбор вида мероприятия.
Нужно помнить, что у любой кампании есть своя целевая аудитория, а также определённый бюджет и разные цели. Поэтому каждое event-мероприятие должно быть с индивидуальным подходом.
Зачастую компании, чтобы реализовать свой продукт, обращаются к event-менеджерам, поэтому специалисты этого уровня должны быть грамотными и уникальными.
В процессе прогрессивного развития общества прослеживается возрастание социальной роли коммуникативной системы, которое отражается на различных сферах общественной жизни, а также на человеке, его мышлении и восприятии, особенно это касается сферы кино, которая отражает проблемы и настроения своего времени.
Список литературы:
1. Азарова Ю. А. «Event технологии» и «событийность» — проблемы инновационного развития/ Ю.А. Азарова// - Спб.: Труды С-Петербургского университета культуры и искусства. — 2012. — 194 с.
2. Барсуков А.П. Аудиовидеообозрение //Искусство кино. 2003. – № 1, – С. 45-49.
3. Блайт Дж. Основы маркетинга / пер. с англ. — К.: Знания-Пресс, 2003. – 496 с.
4. Булдакова И.С., Суворова В.Л. Стратегия и тактика финансового менеджмента // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 8. – С. 331–335.
5. Власова М., Гаврилова В. Разработка эффективной стратегии продвижения фильма/ М. Власова, В. Гаврилова// Менеджер кино. — 2008. — №;10. — С. 60;67.
6. Волков А.Г. Особенности использования брендинга на российском потребительском рынке. – СПб.: Питер, 2003.
7. Гласман К. Цифровое кино сквозь призму IBC// Искусство кино, 2002. - №5, с. 19-28.
8. Горкина М.Б. PR на 100%. Как стать хорошим менеджером по PR /М. Б. Горкина, А. А. Мамонтов, И. Б. Манн. – 4-е изд. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. – 236 с.
9. Гундарин М. Книга руководителя отдела PR: Практические рекомендации / М. Гундарин. – СПб. : Питер, 2007. – 336 с.
10. Дмитриева О.С. Разработка стратегии продвижения кинокартины/ О.С. Дмитриева// Альманах современной науки и образования. — Тамбов: Грамота. — №6, 2012. — С. 39.
11. Кнаусе Б. Event-менеджмент и его составляющие. – СПб.: Инфра, 2013. – С. 19-22.
12. Кокарев И.Е. Российский кинематограф: между прошлым и будущим. – М.: «Российский фонд культуры», SPSL-«Русская панорама», 2001.
13. Кузьмина А.Д. Event-менеджмент в системе маркетинговых коммуникаций/ А.Д. Кузьмина// — СПб. Известия Спб. университета экономики и финансов. — №5. — 2010. — С. 116;119.
14. Малькевич А.А. Организация и проведение PR-кампаний: Краткий курс /А. А. Малькевич, В. А. Бережев. – СПб. : Питер, 2009. – 176 с.
15. Мастерство продвижения кино и телевидения: учебник/ под ред. П. К. Огурчикова, В. В. Падейского. — М.: Юнити-Дана, 2012. — 858 с.
16. Матлина С.Г. Практическая психология имиджа // Вестник университета. Серия: социология и психология управления. – М.: ГУУ, 1999. – С. 21.
17. Мюррей А.М. PR: Планирование PR-кампаний. Взаимосвязь с целевой аудиторией / А. М. Мюррей. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. – 314 с.
18. Новикова М. Российский событийный маркетинг: тенденции и перспектива / М. Новикова // Лаборатория рекламы, маркетинга и public relations. – 2007. – № 3. – С. 36–41.
19. Организация и проведение кампаний в сфере связей с общественностью: методические указания и рекомендации по изучению дисциплины и планы семинаров / сост. И. А. Манахова. – Ульяновск: УлГТУ, 2009. – 53 с.
20. Пономарев Н.Ф. Связи с общественностью: социальнопсихологические аспекты / Н. Ф. Пономарев. – СПб. : Питер, 2008. – 208 с.
21. Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии двадцатого века – М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 2000. – 352 с.
22. Примак Т.О. Маркетинговая политика коммуникаций: науч. пособие. / – К.: Атіка; Ельга-Н, 2009. – 328 с.
23. Самые успешные PR-кампании в мировой практике. – М.: «ИмиджКонтакт», ИНФРА-М, 2002. – 346 с.
24. Сондер М. Ивент-менеджмент: организация развлекательных мероприятий. Техники, идеи, стратегии, методы / М. Сондер; пер. с англ. – М.; СПб.: Вершина, 2006. – 543 с.
25. Тульчинский Г.Л. PR фирмы: технология и эффективность / Г. Л. Тульчинский. – СПб. : Алетейя, 2001. – 136 с.
26. Ульянова Т. Особенности маркетинга кинорынка. – М., 2003.
27. Уотсон Г. Методы оценки деятельности PR-подразделения компании / Г. Уотсон. – Днепропетровск, 2006. – 275 с.
28. Харрис Г.С. Психология массовых коммуникаций / Г. С. Харрис. – М.: Олма-Пресс, 2003. – 265 с.
29. Чумиков А.Н. Связи с общественностью. Практикум: учебное пособие для академического бакалавриата / А. Н. Чумиков. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 173 с.
30. Шевченко Д.А. Киномаркетинг: теория и практика продвижения/ Д.А.Шевченко//Практический маркетинг. — 2013.- №;12. — С.3;11.
31. Шишкин Д.П. PR-кампании: методология и технология / Д. П. Шишкин, Д.П. Гавра, С. Л. Бровко. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004. – 187 с.
Свидетельство о публикации №123102003900