Воспитание как подъятие сознания до всеобщего

"Нравственность одновременно пребывает в трех различных состояниях: семьи, гражданского общества и политического единения (собственно государства). Эти три состояния присущи каждому гражданину, создавая вокруг него как бы концентрические социальные круги людей и необходимых отношений-обязанностей.
Сами же по себе эти круги относятся друг к другу как единичное (семья) к особенному (гражданское общество) и ко Всеобщему (государство), так что дух Всеобщего составляет живую сущность особенного и единичного; дух Всеобщего и особенного составляет живую сущность единичного; а единичное и особенное входят во Всеобщее как его живые части. Так семья есть живое видоизменение сословно-корпоративного и государственного духа, и в то же время – живая ячейка государственной ткани.

3 состояния, уровня нравственности. СЕМЬЯ - ЯЧЕЙКА.

"Семья есть сращенное единство, «всеобщее и длящееся лицо».
Нравственная природа брака состоит в сознании конкретного единства мужа и жены как субстанциальной жизненной цели;3895 естественному влечению предназначено погаснуть в удовлетворении, а духовной связи – вступить в свои субстанциальные права.3896

КАК ВСЕ ПРАВИЛЬНО И СПОКОЙНО ПИШЕТ. ИДЕАЛЬНО.

Всеобщее длящееся лицо» семьи нуждается в обеспеченном владении и имуществе, общем всей семье в целом и исключающем единичную собственность отдельных членов.3905 В этом коммунизме выражается духовная конкретность семьи, приучающая единичное своекорыстие её членов к нравственной жизни, – к заботе об «общем» к труду во имя его.3906

КОММУНИЗМ НА СТАДИИ СЕМЬИ.

воспитание состоит в постепенном подъятии «всеобщего» в сознание и волю детей, причем «устрашающее»3912 действие наказаний должно сломить их естественное своеволие3913 и приучить их к первоначальному самоотречению.3914

ВОСПИТАНИЕ КАК ПОДЪЯТИЕ СОЗНАНИЯ ДО ВСЕОБЩЕГО. Он верит, что это воспитуемо. Только не в Егоре Гайдаре.

Оказывается, что каждый, заботясь только о себе, делает то, что нужно и другим, и так или иначе удовлетворяет чужие потребности, не зная о том и не стремясь к тому. В этом и обнаруживается «внутренняя необходимость», осуществляемая всеобщим, «идеею» во внешнем явлении:3933 разброд единичностей, для того чтобы существовать, вынужден, volens nolens, творить закон Всеобщности, ибо она есть скрытая «основа», «сила» и его «последняя цель».3934

Дальше дети из семей разбредаются. Своекорыстие приводит людей к тому, что они начинают понимать наличность общего им интереса и объединяться для его осуществления: создается служение общему и начинается одухотворение грубого интереса.3935 Страдание в разброде заставляет их осознать ту всеобщую основу, в пределах которой они разбрелись, и подняться к ней, как своей «истине и положительной действительности».3936 Последним словом гражданского общества будет организация «формальной свободы» и «формальной всеобщности»,3937 т. е. государственного правопорядка и системы хозяйственной жизни.

Дальше Гегель пишет о разных классах по функциям.

Формальное сословие - промышленное.
Всеобщее сословие живет «всеобщими интересами» общества3964 и деятельность его посвящена государству.3965 Оно представляет собою служилый класс (чиновники и военные3966), и «частный интерес» его членов находит себе удовлетворение в их труде на пользу Всеобщего.3967 Этот класс стоит в зависимости от государства,3968 и должен быть избавлен от низшей, хозяйственной работы и обеспечен или частною собственностью или жалованием.396
Полиция пресекает чрезмерное обогащение и появление черни, заботится о развитии внешней торговли и колонизации.3977 Она превращает этим гражданское общество в подобие «всеобщей семьи»3978 и вносит в его жизнь дух упорядоченного единства.3979

Государство есть конкретное объединение самостоятельных индивидуумов, сознающих свое тождество со всеобщими законами и учреждениями государства, иными словами – тождество свободной единичности со всеобщим.3987
Государство есть индивидуальный политический организм, имеющий свое внутреннее устройство, стоящий в отношении к другим политическим организмам («внешнее государственное право»)

Такова спекулятивная сущность и эмпирическая судьба государства. «Абсолютный» «образ» его приемлет и санкционирует дефективный уровень жизни, по крайней мере (если отвлечься от многих деталей), в трояком отношении: во-первых, недостаток мыслящего участия во Всеобщем, т. е. дефект личного уровня жизни и группового объема в семье; во-вторых, недостаток конкретного сожительства и нравственной воли, т. е. дефект группового способа жизни и личного уровня в гражданском обществе; и, в-третьих, недостаток гражданского самосознания и универсальной конкретности, т. е. дефект общеполитического уровня жизни и всемирного, общечеловеческого объема в политической общине, в государстве. И в результате этого «идея» государства действительно оказывается знаком, отмечающим не «победу», а «предел» человеческого духа." (ИЛЬИН. Философия Гегеля. Государство)

Три дефекта на трех уровнях. Сейчас в России дефекты есть на всех трех уровнях.
В СССР дефектов было меньше, и они решались воспитанием с самого низового уровня.


Рецензии
Это да! Дефектов более чем достаточно. Спасибо, уважаемая Елизавета!!!

Игорь Тычинин   20.10.2023 18:28     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.