Саксофон и голубая бабочка
"У моего отца, Алекса Бернса или Алекса Беренгартена, был магазин музыкальных инструментов в центре Лондона в 1930-х и 1940-х годах. Он умер в 1947-м. Недавно я обнаружил, что у него были саксофоны собственной марки, которые для него изготавливали в Париже. Вот вам недавнее фото, на котором я открываю футляр с саксофоном. В нем инструмент, который мой отец имел в своей мастерской. Сейчас он принадлежит моему внуку, которого тоже зовут Алекс. Ему 16 лет, и он учится играть на саксофоне. Так традиции проходят через нас. И еще - любовь".
Ричард живет и работает в Кембридже. Он всемирно известный поэт, в этом году ему исполнилось 80. Его друзья предложили мне дать для юбилейного сборника поздравлений какое-нибудь из своих стихотворений. Я задумался о необыкновенной судьбе этого человека. Мы познакомились в самом конце сентября 2019 года в Баку. Возле Большого Кавказского хребта в городе со старинным названием Куба он прочитал небольшую лекцию о поэзии, о той самой стихии, которой мы оба увлечены с ранней юности… Родители Ричарда были евреями, они жили в Польше и вынужденно эмигрировали оттуда в Англию, чтобы спастись от неминуемой смерти. Там, в Англии, в 1943 родился их сын, поэт Ричард Беренгартен, многие годы известный в поэтических кругах под псевдонимом Бернс. Он много путешествовал по Западной Европе, Балканам и США, а также Японии, Индии и Китаю, жил в Италии, Греции, Великобритании, США, бывшей Югославии, много работал в Чехии, Латвии, Македонии, Польше, России и Словакии… его взгляды, как поэта, сочетают в себе влияние Англии, Франции, Средиземноморья, евреев, славян, Америки и Востока. Его работы отличаются интернационализмом, глубиной тем и разнообразием форм. Так отзывается о его книгах мировое сообщество.
Международное признание получила его «Балканская трилогия»: книги Беренгартена «Голубая бабочка» (2006), «Во время засухи» (2006) и «Под балканским светом» (2008). История рождения этой трилогии необыкновенна и даже мистична. В 1985 году Ричард Беренгартен посетил мемориальный музей в Крагуеваце в бывшей Югославии, где в октябре 1941 года нацисты устроили массовые казни заложников и лишили жизни тысячи невинных людей. Во время посещения мемориала на указательный палец пишущей руки Ричарда приземлилась голубая бабочка. Так поэт назвал первую из трёх книг, посвящённых этой трагедии: «Голубая бабочка». В 2012 году Беренгартен был удостоен звания почетного гражданина Крагуеваца, а заглавное стихотворение цикла хорошо известно во всей бывшей Югославии.
И вдруг я вспомнил об одном удивительном случае, произошедшим со мной много лет назад во время одной из моих экспедиций в безлюдной осенней тайге древней страны племени тофалар. Я плыл по широкой реке на одиноком плоту, когда внезапно услышал звонкий голос саксофона, звучащий со скалы высоко над рекой. Это было похоже на трубный глас Бога с небес! Словно песнь шофара – специальной трубы древних евреев. Знаменитый библейский рассказ об иерихонских трубах – это о них, о шофарах.
Звук саксофона над рекой посреди безлюдной тайги не был галлюцинацией. Среди геологов нашего региона есть саксофонист - Сергей Лущиков. По профессии он - геолог, но в душе (и не только в душе!) он - саксофонист. В тот день в тайге он играл «Голубую рапсодию» Гершвина - просто так, для себя и, наверное, для диких лесных оленей. Я предполагаю, что в тот день над тайгой пролетала волшебная «Голубая бабочка» Ричарда Беренгартена.
Не рог Олифант в Ронсевальском ущелье,
Не голос поэта Айги, -
Звучит саксофон серебристой метелью
Над рыжим безлюдьем тайги.
Под небом безмолвным тоской истекая,
Как древний бездонный шофар,
Звучит саксофон над землёй, не смолкая,
В бескрайней стране тофалар.
Плыву по реке на плоту одиноком
Сквозь осени звонкую тишь
И чую, как где-то в просторе высоком
Ты сердцем моим шевелишь.
Ты звуком души невесомой касаясь,
Мой Бог, пребываешь со мной…
И вновь возвращается к Ричарду Алекс,
Смыкаясь, как лес за спиной.
Свидетельство о публикации №123101808166
Наталья Бачурина 18.11.2023 21:41 Заявить о нарушении