Рахманинов. Соната для виолончели и фортепиано

© Copyrights МЕЙЕРХОЛЬД Тася - Tasya MEIERHOLD
© Copyrights КОРДИКОВА Елена - Elena G. KORDIKOVA

С. Рахманинов. Соната для виолончели и фортепиано (Соч. 19). Соль минор (1901) /1/
Поэтические впечатления Впервые

1. Введение
2. Lento - Allegro moderato
3. Allegro scherzando
4. Andante. Ми-бемоль мажор
5. Allegro mosso

1. Введение
В ней выразительна певучесть,
Взволнованный высокий тон
И диалог двоих, насущный,
Поющих вместе, в унисон, -

Виолончели и рояля.
У каждого свой почерк, ритм,
Тембр элегической печали,
Чей лад беседе их открыт:

Рояля и виолончели.
Доверие сквозит во всём.
Чрез мрак проходит жизнь, но верит,
Что всё же к свету путь идёт. -

От неприкаянности жизни,
Отчаянья, душевных травм,
До воспевания Отчизны
И ограждения от драм.

В сонате горечь с болью слились.
И элегическая грусть,
С печалями взывая милость,
Поёт о состраданье чувств.

Пронзительно, проникновенно
Ведёт открытый диалог
И удивляет, вне сомненья,
Обильем нажитых тревог.

Но сочиняет дифирамбы
И жизнь за всё благодарит, -
За путь творца к волшебной рампе,
Талант и чудеса любви.


2. Lento - Allegro moderato
Жива ещё, кровит печаль.
Невыразима безысходность,
Которая уносит вдаль
Стремленья юности свободной.

В них лирика элегий дум,
Романсов страстных и певучих,
Инструментальных баркарол,
Рассказ в волнении несущих.

Все устремления полны
Афористических мотивов,
В которых кладезь глубины.
Их боль в виолончели зрима.

Она звучит, она поёт,
Горюет, молится и плачет.
И в светлой грусти о былом
Вдруг вспоминает об удачах.

Рояля колкий звук - в басах.
Неподражаемы аккорды.
Их резок сардоничный взмах,
Наверх стремящийся упорно.

Пассажи рвутся в вышину.
Виолончель в тоске рыдает.
Прискорбный, сокрушенный звук,
Стеная, крылья опускает.

Но как внимателен рояль.
Звучит в нём ласковость и нежность.
И безудержную печаль
Он утешает лирой вешней,

Баюкает безгрешный звук
И благородно подпевает,
Упавший оживляя дух,
Он душу чувствам открывает.

Мелодия двоих поёт -
Рояля и виолончели,
В волнующую даль несёт.
Боль достигает апогея.

Беззвучно плачет в полный глас
Мир чёрно-белых клавиш.
И вторит струнам каждый раз,
Когда день чёрный вспоминает.

От мрака к свету звук летит
И просветляется в полёте.
О прошлом музыка грустит
И утешается природой,

Пейзажем, русской красотой,
Поэзией прекрасной лиры
И обретает вновь покой,
Врачуя душу позитивом.


3. Allegro scherzando
В басах - тревожные аккорды.
И марша ухарский мотив
По мостовой шагает гордо.
Лавиной смелою летит.

Виолончель в басах играет
На струнах быстро, широко.
Напевом разум просветляет.
Звучит певуче и легко.

Поёт лирично дифирамбы,
И славит лирой русский дух
Мелодией двойной ансамбля,
И чувством полнит каждый звук.

Вновь марш минорный раздаётся.
В смычок впивается рука.
И мысль, струну сжимая, вьётся.
И разливается река.

Тревожный образ исчезает.
Певучий, мелодичный строй
В предгрозовой перерастает
И сумерек несёт настрой.

Всё повторяется. В распевах
Суровость русская звучит.
И тяжесть сумрачных напевов
Печали песней бередит,

В аккордах хоровых тревожась.
Задумчивый и хмурый нрав
Распевы благородством множит
И забывает мук накал.


4. Andante. Ми-бемоль мажор
Лиричность светлая, покой,
Миротворяющий, покорный,
Баюкают речной волной
И утешают мягко споры

Возвышенною лаской чувств
И нежностью проникновенной.
И с ними тягостная грусть
Вновь пьётся с чутким откровеньем

И выговаривает боль,
Что в глубине души таится,
В чудесных звуках, где любовь
Неразделённая томится,

Слезой излиться чтоб в реке,
Очистить дух от злобной скверны
И искупаться в роднике,
Познав исток чистейшей веры.

Поёт виолончель в верхах.
Фортепианные распевы
Величат лирики размах.
Чувств элегичные напевы

Светло и благостно звучат,
Природы наслаждаясь фоном,
И бубенцами в лад бренчат.
Позванивая нежно в кронах,

Поют красивейшую песнь
Роскошным, мелодичным звуком.
И небеса уносят ввысь
Излеченного лаской друга.


5. Allegro mosso
В финале - дифирамб судьбе.
Бегут торжественно аккорды
И славят мир, что люб себе,
Что поднимает главы гордо

И позволяет петь, играть,
Мечтать и вволю веселиться,
В пространстве мыслями летать
И жить, подобно вольной птице.

И с высоты на мир глядеть,
На то, что было, происходит,
Не раскисать и не слабеть.
В верхи короткий звук уходит

И затихает в небесах..
А на земле, в простом миноре
Вновь маршем шествует тоска,
Напоминание о горе.

И долбится регистром в дверь, -
В наивную, простую душу.
Поёт, грустит виолончель.
Тоску рояльным громом глушит.

Но снова в унисон игра
Виолончели и рояля.
И элегично в облака
Их мысли с думой уплывают,

Где мелодично бытиё,
Поёт где лирика разлуки,
Где вдохновенья дух живёт, -
В пространство гармоничных звуков,

В свою космическую даль...
Характер русский - добрый, яркий.
Недолго в нём живёт печаль.
Уже заводит пляс ухарский

С широкой песней удалой,
По струнам, клавишам пропетый.
И в радости жить может боль.
У знаменитого дуэта

Пульсирует контрастный звук.
В басы уходит фортепьяно,
Где, плача, веселится дух
И удивляет песней рьяной.

/1/ Соната посвящена виолончелисту А.А. Брандукову.
Гипотеза N1: Нежная, поэтическая, поющая соната написана в форме диалога композитора с женщиной (с будущей женой или с дочерью психиатра Н.В. Даля)(ЕК-ТМ).
Гипотеза N2: Певучая, элегическая Соната - это исповедально-утешающий диалог Рахманинова с психиатром Н.В. Далем.
Гипотеза N3: Диалог Рахманинова (рояль) с Брандуковым, протеже Чайковского (виолончель) и жалобы на жизнь другу, у которого также были большие жизненные и творческие проблемы.

17.10.2023. Krasnodar
S. Rachmaninov / A. Knyazev & A. Korobeynikov. TV Channel "Culture"


Рецензии