Двойка

     Придя работать в школу, я пообещала себе не ставить ученикам заведомо несправедливых двоек. Несправедливые пятерки и четверки – это другое дело. Да и само понятие «несправедливость» как-то не укладывается по отношению к доброму поступку. Завышение оценки – это, на мой взгляд, всегда аванс, стимул, шанс.  А вот снижать оценку с целью воспитания - противоречило не столько моим учительским принципам, сколько самой моей природе, ведущей начало из далекого детства.
    … Второй класс. Проверка домашнего задания по русскому языку. 
«Открываем тетради», - звучит строгий пронзительный голос Марии Фотеевны. Золотистая оправа очков – признак недоброго расположения духа – зловеще поблескивает на глазах учительницы. Она молча проходит по рядам и пристально вглядывается в раскрытые тетради. «Задание выполнено неправильно. Два»,  - с четкостью метронома отчеканивает учительница. Один, второй, десятый ученик, вздрогнув, как от внезапного выстрела, опускает голову, получив жестокий вердикт. Наконец она подходит ко мне. Молча вглядывается в тетрадь.
      «Таааак… какое упражнение было задано на дом?»
     Дрожащим голосом я называю номер упражнения, выполненного в своей тетради.
      «Дети, назовите номер домашнего задания!»
     Кто-то поднимает руку и называет номер соседнего упражнения.
      «Ты специально выполнила более легкое задание, потому что не справилась со сложным! Ты подумала, что твой обман тебе сойдет с рук! Два!» 
     Мне кажется, что ее голос звучит в тысячу раз громогласнее, чем звучал, отчеканивая приговоры другим ученикам.
      «Давай дневник!»
     Судорожно открываю портфель. Перерыв кучу учебников и тетрадей, понимаю, что  дневника в портфеле нет.
     - Я забыла дневник.
     - Ты специально забыла дневник, чтобы тебе не поставили двойку! Вон из школы за дневником! Вон!
     Через несколько минут в моем дневнике красовалась крррасная жиррррная цифра «2». Это была первая двойка в моей жизни. Еще много-много дней и месяцев я боялась открывать страницу с этой жуткой отметиной. А через много лет напомнила эту историю своей коллеге Марии Фотеевне.
     Она рассмеялась в ответ.


Рецензии
Помню свою двойку по физике. Быстренько решила, и, по доброте, сдуру, отдала, чтобы, те, кто не может, списали. Физик заметил. Тем, кто списал, снизил оценки на балл, понимал, что сами они не додумались бы. А я на следующий день просто в школу не пришла, классной объяснила, что болела из-за этого. Больше не давала списывать.
Математичку и литераторшу до сих пор с теплотой вспоминаю.)

А мой сын с места как-то заявил, что у вещества есть ещё одно агрегатное состояние - плазма. Другая учительница сделала бы замечание, выгнала бы из класса, двойку хотя бы за поведение поставила бы... Но нет - за знания! И она не одна такая была. В результате при его любознательности он ненавидел ходить в школу.

А сейчас - даже подумать страшно, как бедные ученики историю по новому учебнику будут изучать.

Аомори   24.10.2023 13:27     Заявить о нарушении
Поэтому я никогда не хотела работать в школе. А в педвуз поступила по случаю. У нас в Туле всего два было на тот момент: политех и пед.

Но я точно знаю: есть среди учителей и исключения. Но они, как правило, - белые вороны в "дружном" педагогическом коллективе.
Спасибо, Аомори, за Вашу историю.
Мы почти одинаковы в наших первых разочарованиях. Но нет худа без добра: мои ученики с такими методами не были знакомы...

Людмила Рожкова 8   24.10.2023 13:47   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.