Модернизм убивает искусство

ПРАВОСЛАВНЫЕ МЫСЛИ

Модернизм убивает настоящее искусство.

... Повторите мой вчерашний эксперимент: послушайте сначала музыкальные миниатюры Алексея Рыбникова (скажем, «Сказание о звёздном мальчике», «Голубую планету», «Увлечение молодости») и начните слушать его рок-оперу «Юнона» и «Авось». Не всех, конечно, но некоторых из вас не хватит и на пару минут. Прослушивание превратится в невероятную муку. Словно с эдемского неба свалитесь в кромешный ад.

Каждая из рыбниковских миниатюр — образец музыкального совершенства, где всего в достатке: пленительной красоты мелодии, глубины мысли, космического размаха, переживаний до слёз и комка в горле. Прослушав их, вы испытаете всё, что испытывает человек в минуты знакомства с гениальным творением, пронизанным Божественной благодатью.

А что испытаете, приобщившись к отмеченной рок-опере (опять же я имею в виду «некоторых»)? Могу только представить. Зато вполне определённо поделюсь своими ощущениями. С первых сцен этой анти-оперы как будто окунули меня в огромную лохань с помоями, вязкими и зловонными. Сквозь шум, звон, какофонию, мелькание людей и огненных факелов нельзя было разобрать ни одного человеческого слова, лишь обрывки и всплески. Но, как слуху и зрению, не повезло и пониманию моему. Одновременно, словно в вечности, совершалось на сцене  три разномастных действия — похороны, пение морских офицеров и ария-признание главного героя.

Если бы сцены эти были исполнены по отдельности, без оглушающего музыкального шоу-сопровождения, в разных, естественно, ритмах и темпах, то, возможно, каждый номер имел бы успех, потому что был со смыслом и со своей мелодией, написанной по-рыбниковски талантливо. Однако в том-то и беда, что всё гремело, выло и бушевало разом. От этого содома можно было сойти с ума, и я закончил слушание «шедевра», не понимая в тех моих воспалённых чувствах, за что любят его далеко не единичные поклонники и отчего такая необоримая тяга молодёжи и молодящимся к вопиющим, ревущим по-зверьи современным эстрадным шоу.

Впрочем, остыв немного, на эти вопросы я ответил сам, объяснения нашлись. Но об этом — в очередных заметках.

*   *   *

Вот мои объяснения — ответы на вопросы, поставленные в прошлых заметках.

Великим пророчеством начинается «Екклесиаст», мудрейшая библейская книга: «Идёт ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своем, и возвращается ветер на круги своя». Всё в мире повторяется. Суждено повторяться и закономерным жизненным циклам.

Больших циклов (о них повествует Священное Писание) — три. Первая эпоха — от сотворения людей до изгнания из рая. Вторая — жизнь до потопа. И третья — послепотопное бытие до Суда Божьего.

В каждом из этих циклов-эпох одновременно действуют две противоположные тенденции — материальная жизнь с годами совершенствуется, а жизнь духовная, по мере технического расцвета, деградирует, теряет духовность, поскольку зажиточная жизнь людей развращает. Извечная греховность натуры, передаваемая по наследству, перебарывает даже сильных, волевых представителей рода человеческого, и подавляющая его часть с каждым веком грешит всё больше. Так, каждая из эпох приближается к трагическому концу.

Крахом закончилась короткая райская эпоха; духовным развратом — допотопная цивилизация; и гибелью земного мира завершится бытие третьей эры. На наших глазах западные страны и США проваливаются в такую смрадную бездуховность, что нет сомнения — уготована им горькая судьба.

Безбожная жизнь переполняет все сферы общественного существования. Культуру — быстрее остальных. Так, идеальная культура эдема была повреждена нарушением главного завета — познанием зла. Культура второго периода упала до уровня безграничного разврата размножившихся потомков Каина. Третий период еще продолжается, но его культурный распад длится уже несколько веков, деградируя с сатанинской проворностью. Культура уже превратилась в антикультуру, переходящую в апокалипсический сатанизм, черты которого предсказаны в Откровении Иоанна Богослова.

Попытаемся дать краткую характеристику закономерной деградации в поэзии и в музыке.

Ангелы пели в раю гимны Творцу мира. Стало быть, с первых минут бытия существовали музыка и поэзия. О красоте и силе их можно судить по нынешним церковным песнопениям, которые явно даны Благодатью Божьей как память о нашей утренней поре. А в первые дни мира ангелы приобщили  к песенно-поэтическому творчеству Адама и Еву. Правда, ненадолго. Грех Денницы поразил треть крылатых небожителей и людей, и последовало их свержение с Неба и изгнание из Эдема.

Прошло немало первобытных веков второй эры, до той поры, когда  человеческий разум, не без милости Божьей, вознесся к вершинам Парнаса и не породил первые поэтические шедевры и сочинил песенные мелодии, о которых Гомер упоминает в своих поэмах. Многие из них канули в Лету, нами не прочитанные и не услышанные. Но, зная закономерность духовного падения, утверждаем (да и историки отмечают), что парнасские вершины сменились низинами и впадинами, а то и вовсе пропастями. Музыка и поэзия открыто стали воспевать разврат и вседозволенность. Прочитайте об этом в книге Даниила Сысоева «Летопись начала» в главе об антикультуре каиноидов.

У третьего большого цикла точно такая же судьба. Доходит развитие культуры до определённых высот и начинается спад. Путь к высотам, как мы уже отметили не раз, тесно связан с верой, а падение начинается с отходом от Бога. Первая волна взлета дала миру «Илиаду» и «Одиссею» Гомера. Песни лирников, до нас, к сожалению, не дошли. Среди них — и мелодии к гомеровским поэмам.

Вторая волна была более щедрой — Данте, Гёте, Шекспир, Гендель, Бах, Бетховен. Была и третья — Пушкин, Лермонтов, Есенин, Малер, Чайковский, Рахманинов.

Но совокупность этих волн, составившая подлинную культуру, не смогла противостоять натиску тёмных, сатанинских сил, и по мере возрастания безбожия начинает брать верх отрицание подлинной культуры культурой ложной, по- православной терминологии — антикультурой, стремящейся подменить собой подлинные творения предшественницы.

Своё начало антикультура третьего периода берёт в эпоху возрождения, в эпоху возвращения античного искусства, а на самом деле — возвращения язычества, которое возобновляет борьбу с христианством. Антикультура и до этого пробивала себе дорогу (в каждом из трёх периодов), но то были только импульсы, вера не потеряла еще своей крепости, а когда пошла на убыль, когда окрепло языческое возрождение — дворец культуры стал разрушаться.

Признаки культурно-нравственного разрушения мы уже видим в раннем творчестве Пушкина (поэмы «Монах», «Гавриилиада», некоторые стихи и эпиграммы). Белинский и критики-демократы подбросили в огонь дров. Возникло новое течение — модернизм в разных видах, получивший название «серебряного века». Считается, что в России отход от литературной классики возглавили Тютчев и Фет. Но они еще оставались в границах «золотого века». Более поздние поколения поэтов, причём, второго и третьего разрядов, расшатали классические традиции.

И снежный ком покатился. Катиться было куда. Общество всё дальше уходило от Бога, от Гармонии и Красоты. В революционные дни сбрасывали с корабля современности Пушкина, Бунина, Есенина. Невежественный сатанизм заполонил все сфера жизни. Лженоваторы занимали опустевшие пьедесталы. Причем, «серебристы» прокладывали себе дорогу во всех направлениях культуры — в науке, архитектуре, живописи, музыке, театре, книжном деле. Безбожие заполонило и русское, и всемирное бытие. Все виды и подвиды, все жанры стали стремиться к своим противоположностям —

от красоты и гармонии к уродству и хаосу. Надо ли удивляться, что пышное до ослепления шоу нагло вытолкнуло на свалку буквально всё, чем человечество гордилось сотни лет? Толерантность, уравнение плохого и хорошего, белого и чёрного, талантливого и бездарного —   стало нормой жизни и у нас на Руси.

Вот вам и тысячи нынешних никчёмных интернетских литературных опусов, и уйма шарлатанских полотен, и музыка без музыки, и философия без мысли. И вот вам ответ — почему рок-опера «Юнона» и «Авось» возведена в высочайшие шедевры, а бесовские театральные постановки на бис встречает наша антикультурная публика. Не говорю, что все читатели, слушатели и зрители. Но уже их столько, что и сосчитать трудно.

Нравственное разложение дошло в нашем мире до предела, до содомства, до рубежа, за которым вырисовывается дьявольская ухмылка апокалипсиса. И спасение одно — духовное возрождение. Оно началось. Однако вся трудная работа еще впереди...


Рецензии