Храбрость за народ как венец всех добродетелей

Храбрость есть «высшее отвлечение» свободного духа «от всех особенных целей, владений, наслаждений и жизни»,3485 совершаемое человеком ради своего народа, ради «истинной абсолютной конечной цели – суверенитета Государства».

ТАКАЯ ХРАБРОСТЬ НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ ГОС-ВА, НО ВСЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА В ИДЕАЛЕ. КАК РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ "ШТУРМУЮТ НЕБО".


 «интенсивнейшее» «присутствие Духа»,3503 так, что «враждебнейшая» личная борьба с индивидуальными врагами питается не личною ненавистью, но сверхличным мужеством.3504

При таком понимании храбрость является основанием личной нравственности и в потенции – венцом всех добродетелей.3505 И если человек, завершая этот высший труд свой3506 в защиту нравственной субстанции, приемлет личную смерть, то такой конец его эмпирической единичности является высшим взлетом его самостоятельного духа.

СМЕРТИ НЕТ ВО ВСОБЩЕМ.

Смерти вообще подлежит только то, что ведет конкретное-эмпирическое существование, ибо этот способ «бытия» несет в самом себе законы процессуальности и эфемерности.3507 Но истинный смысл смерти совершенно не определяется распадением эмпирической видимости живого существа. Жизнь, по самому существу своему, не единична, а всеобща,3508 и потому она шире и глубже, чем всякая единичная индивидуальность:3509 жизнь как метафизическая стихия есть само Понятие,3510 абсолютная Идея,3511 и постольку она «непреходяща»3512 и остается единственным средоточием бытия.3513 Жизнь в своей сущности не погибает и не может погибнуть. Но в качестве спекулятивной Всеобщности, она может отозвать свою единичность из непосредственного существования и разрешить, растворить её в своей «индифферентной» атмосфере.3514 То, что называется «смертью» человека, есть на самом деле освобождение его от всех эмпирически-единичных определений и возвращение его к «чистой свободе»,3515 к чистому субстанциальному бытию. «Исчезающая» в смерти единичность не есть «истинная единичность»,3516 ибо истинная единичность бесконечна и всеобща,3517 как сама поглощающая её Субстанция. Вот почему можно сказать, что «чистая единичность, пребывающая в смерти, есть её собственное противоположение – Всеобщность»3518 и что эмпирическая смерть человека есть «исход духа» к новой жизни.3519

Поэтому душа добродетельного человека, приемля эмпирическую смерть в борьбе за свой народ, утверждает свою истинную свободу3520 и осуществляет свое истинное тождество с Субстанцией. Восходя «от беспокойства случайной жизни»3521 к «чистому бытию»,3522 к «покою простой Всеобщности»,3523 освобождая «свое бытие» от своей единичной, ограниченной деятельности,3524 нравственный человек свободно и добровольно живет ритмом Субстанции, сливая себя с нею до конца: акт Субстанции, отзывающей героя из эмпирической жизни, есть акт самого героя, поспешающего в борьбе за свой народ навстречу своей эмпирической смерти. «Отрицание» единичной души есть «утверждение» единичного духа и возвращение его в лоно всеобщего Духа. Иными словами: эмпирическое «самоотречение» добродетельного человека есть не «отречение его от себя», но духовное самоутверждение его на высшем уровне всеобщей жизни.

На этом-то уровне духовной жизни развертывается образ «государства». Он покоится всецело на нравственном настроении, а оно в свою очередь коренится в религиозном настроении,3614 приемлющем через акт совести имманентное бытие Божества, ибо религиозная совесть и нравственная совесть суть в конечном счете одно и то же:3615 «свободный дух, знающий себя в своей разумности и истинности».3616 В основании государственного бытия лежит, следовательно, некоторое абсолютно-достоверное постижение, т. е., в сущности говоря, философское познание, которое углубляет и обновляет своею спекулятивною подлинностью и действительностью всю, как личную, так и народную, жизнь. Вот почему Гегель, вслед за Платоном и Аристотелем, раскрывает термин «политического» так, что в нем обнаруживается нравственная, и религиозная, и философская глубина: «;;;;;;;;;;», творить политику, значит «жить со своим народом и ради своего народа», значит «вести всеобщую жизнь, совершенно принадлежащую публичному» бытию;3617 а это значит – слить свою жизнь с Субстанцией, творить свое тождество с нею, волею и знанием проникать в её сущность, или, что то же, «философствовать».3618

Таково учение Гегеля о личной добродетели. (Ильин. Ф Гегеля. Нравственность)

В ОСНОВЕ ГОСУЛАСРСТВА ЛЕЖИТ ЭТО ФИЛОСОФСКОЕ СПЕКУЛЯТИВНОЕ ПОЗНАНИЕ ВСЕОБЩЕГО.


Рецензии