Советы для ораторов, не умеющих уложиться в отведе

Приходилось ли вам мучительно слушать лектора, который всё не может закончить? А самому быть на его месте?

Умение уложиться в отведённое время своей речью — это многосоставной навык.

Помню, как ведущий одного тренинга был восхищен, когда я импровизационно выступила с речью ровно на 3 минуты, секунда в секунду, которые он на это давал участникам. И нет, я не смотрела на часы, это сработал внутренний таймер, навык доносить главное за любое, выделенное на это время.

Неопытных, начинающих ораторов/учителей/тренеров/коучей/консультантов/лекторов сильно выдаёт неумение обращаться со временем.

Они говорят либо слишком много, либо слишком мало. Вместо десяти минут завершат речь за 4 и вынужденно и скомкано прервутся, оставляя аудиторию в недоумении и непонимании. Или, наоборот, и в 15 минут не уложатся и будут испытывать терпение слушателей и последующих ораторов.

По своему опыту скажу, что человеку свойственно либо значительно сокращать количество слов и идей подготовленной речи, либо не запланировано увеличивать. Это зависит от его автоматической реакции на стресс, нервозность, которые сопровождают публичную речь.

Бывает, когда у человека в одной ситуации срабатывает стратегия забалтывания, а в другой — выдавливания из себя слов. Но в большинстве своём, у людей лидирует какая-то одна из них. В любом случае, в ущерб его главной цели.

Что же делать, чтобы снизить риски?

Как я уже сказала, умение уложиться в отведённое время — это сложносоставной навык. Он включает в себя: навык логически и системно строить свою речь; навык выделять главное в каждый момент времени, откидывать второстепенное; чувствовать течение времени, распределять речь во времени; навык раскрывать одну и ту же мысль за разные временные промежутки на разные аудитории; навык управлять скоростью речи; навык управлять своими эмоциями и другими автоматическими реакциями; навык импровизировать, в том числе при необходимости мгновенно и точно завершать речь, и другое.

Формирование этого навыка — глубокая и длительная работа, начинающаяся с изменений вашего мышления. Добро пожаловать развивать его на любой мой курс, на любой мой тренинг.

А вот если у вас нет времени или желания учиться, то вот относительно простой рецепт.

А.
Если вы знаете за собой, что когда нервничаете, доносите свои мысли длинее, путаннее, чем во время подготовки, репетиции, учтите это.

Например, у вас будет 7 минут. При репетиции вы укладываетесь в 7 минут, а обычно во время выступления/разговора превышаете регламент в 1,5 раза. Значит, можно предположить, что ваши 7 минут — это 7*1, 5=10,5 минут. Значит нужно сократить исходную речь на 1/3.

Важно! Не пытаться говорить быстрее, не рассчитывать на то, что выступите как репетировали, а внести изменения в саму речь. Убрать какой-то раздел из плана. При необходимости, прикинуть, что:

1) ещё можно будет смело выкинуть прямо в момент речи, без ущерба для неё и для вашей цели;

2) ещё можно будет добавить прямо во время речи, если во время выступления/разговора будете более точно следовать регламенту репетиции.

И ещё! Обязательно, подготовить заключение речи и заучить его. Чтобы в любой момент за 10-30 секунд вы могли повторить свою главную мысль и ярко и точно завершить речь.

Б.
Если вы знаете за собой, что когда нервничаете, доносите свои мысли короче, скомканее, быстрее, чем во время подготовки, репетиции, учтите это.

Например, у вас будет 7 минут. При репетиции вы укладываетесь в 7 минут, а обычно во время выступления/разговора уменьшаете регламент в 1,5 раза. Значит, можно предположить, что ваши 7 минут — это 7/1, 5=4,5 минуты.

Что делать дальше?
Кто-то по аналогии с предыдущим примером решит, что нужно увеличить исходное выступление на 1/3, но нет.

1) Прежде всего, надо оценить, насколько критично непопадание в регламент. Закончить на несколько минут раньше, при этом донеся главное своей речи чаще всего только в плюс оратору (в отличии от превышения регламента).

2) Поэтому надо ещё раз чётко и ясно для себя выделить главную идею своей речи и неоднократно повторить её в разных формулировках. 5-10 разных импровизационных фраз, отражающих одну и ту же главную мысль. Можно несколько раз, желательно в разные дни, проделать это.

3) Кроме того, скорректировать содержание речи таким образом, чтобы хотя бы какая-то одна его часть была настолько ясной, понятной и простой для оратора, чтобы он мог её раскрывать даже под воздействием тяжёлых эмоций. И хорошо отрепетировать эту часть, представляя себе ситуацию и людей, перед которыми придётся выступать.

4) И да, включите в речь ещё что-то ценное, которым вы, при необходимости увеличить время вашего выступления, сможете поделиться, но без чего ваша речь не будет хуже.

Я бы, конечно, ещё рекомендовала разобраться с тем, почему именно вы произносите свою речь за более короткий или более длинный промежуток времени, чем при репетиции, но по опыту знаю, что без профессиональной помощи с этим многим трудно разобраться. Ошибка в причине повлечёт серьёзные ошибки в подготовке.

В любом случае, советы, которые я дала, это скорая помощь, но не лечение. Для одного-двух раз подходящий вариант, но не эффективный для частного использования, потому что требует достаточно много времени и внимания на тщательную подготовку.

В любом случае, вам решать: приобретать навыки и свободно их использовать в любой ситуации или каждый раз действовать по инструкции, ограниченной обобщенностью.

23 августа 2023


Рецензии