Смысл жизни по Евгению Трубецкому

МИХАИЛ АБЛАЕВ. «СМЫСЛ ЖИЗНИ ПО ЕВГЕНИЮ ТРУБЕЦКОМУ».


Одноимённая работа, книга Евгения Трубецкого предваряется рассмотрением естественного вопроса: что такое смысл, как он воспроизводится и как его  можно найти. Мне претит отнесение «всеобщей» истины к явлениям, лежащим вне отдельного человека и его сознания. Истина как единственное достоверное знание присуща как отдельному человеку, так и всем остальным сознающим субъектам, она не «висит» в трансцендентальной глубине, но глубоко впаяна в сознающий, мыслящий организм. Не нужно приносить человека в жертву Небесам, но необходимо ставить его во главу индивидуального и общественного сознавания!
Итак, смысл – это то, что связывает знания в процессе мыслительного акта сознавания, его нужно «откапывать», извлекать, либо получать, как подарок. Поскольку Истина – это жизнь как существование с духом Божиим, то «смысл жизни» найти, обрести  довольно несложно. Конечно, ошибки Трубецкой не совершает, говоря о теодицее и даже воспроизводя софиологическую ересь, но на самом деле можно и остановиться на утверждении, что смысл жизни – это жизнь с Богом, в Боге, в вечности, и не «копаться в организмах».

Для рассмотрения я взял едва ли не первую главу книги под названием «Мировая безсмыслица и мировой смысл»: по словам Шопенгауера, мир является важнейшей проблемой как философии, так и «естественной теологии».

Итак, смысл – умственный след мыслительной деятельности в отношении определённых мыслеформ, изменяющий, преображающий их в системе сознания.
Какой же смысл ожидается от мира? Первейшее и действительно всеобъемлющее – смысл поддержания и продления жизни, смысл исторического строительства. Но посмотрим, что же скажет Евгений Трубецкой…

Вторя пессимистам древней Индии, Гераклиту, Платону и даже Ницше, Трубецкой называет мир Божий безсмысленной суетой. Не понимая бесовского содержания у Екклесиаста, он доходит до того, что рисует картину тщеты земной словами  чёрта из «Братьев Карамазовых». Такое вот совпадение, самораскрытие!

Тем не менее, человек у него мыслит возвышенно и склонен мучительно искать преодоление суеты во всеединстве. Это понятие сомнительно, хотя Евгений Трубецкой приводит человека к Богу.
«Полнота жизни как единая цель для всего живущего -  таков предмет искания  всякого жизненного стремления; единая истина для  всех – таково предположение  всякого сознания вообще и, наконец, единая правда для всех -  таково предположение нравственного сознания. Тоска по всеединству -  вот что  лежит в основе нашего страдания  о суете и безсмыслице жизни…»
 «Всякому понятно, что этот вопрос о всесильном и всепобеждающем смысле есть вопрос о Боге. Бог как жизненная полнота и есть основное предположение всякой жизни. Это и есть то, ради чего стоит жить и без чего жизнь  не имела бы цены».

Вот, собственно, основное содержание труда Евгения Трубецкого, верующего философа, не освободившегося из плена традиции, хотя пафос его не нов и очевиден для всякого нормального человека.
А. Михаил. 16 октября 2023 года.


Рецензии