Дефект личной морали и всеобщность долга

"Мораль есть более конкретная ступень потому, что воля человека, находясь на её уровне, располагает более богатым содержанием и живет в более тесном единении или «сращении» с собою.
Моральная воля не теряет отношения к вещественной природе и другим людям; она сохраняет также возможность падения и способность быть виновною; но творчество её сосредоточено на том, чтобы выработать себе внутреннее совершенство – состояние правое, свободное и целостноконкретное.

Отсюда ясно, что совершенство есть лишь искомое в морали и что термин «моральная воля» выражает не одобрение или положительную оценку (в противоположность дурному, имморальному состоянию), но обозначает особую структуру человеческой души,

Моральная воля ставит перед собой задачу: найти такое содержание и такую цель, которые обладали бы действительною доброкачественностью и могли бы быть признаны всеобщеобязательными.
Все единичные положения и состояния человека различны, своеобразны и неповторяемы. Единственно, что имеется налицо всегда и во всех случаях, это самое отношение действующей воли к верховному добру, т. е. её обязанность, её связанность долгом.

Тот, кто стремится к истинному знанию добра, должен понять, что весь вопрос этики есть вопрос о содержании,2848 а не о форме, и что содержание познается только созерцающей мыслью. Философ, исследующий добродетель, должен прежде всего добиться «совершенной адекватности созерцания понятию»,2849 и тогда только он будет в состоянии преодолеть те искушения рассудка, с которыми не справился Кант.

Моральное учение в его обычном виде остается рассудочным и превращает добро в отвлеченное понятие. Оно рассматривает «всеобщее» в отрыве от «единичного»2850 и «абстрактное» в противопоставлении «конкретному»; и этим оно губит все свое дело.
Колебания духа, разрыв, коллизии.

Указать долгу какое-нибудь постоянное содержание, столь же абсолютное, как его форма, значит признать, что долг должен быть желанен не ради долга,2863 т. е. не потому, что душа стремится к добродетели, но потому, что человеку нравится(!!!) такое-то эмпирическое содержание. А между тем сущность праведной воли состоит прежде всего в том, что она желает быть добродетельной не ради чего иного, а исключительно потому, что она желает добра.

ГЕГЕЛЮ ЕСТСЕСТВЕННО ЖЕЛАТЬ ДОБРА. Позиция ХОРОШЕГО ЧЕЛОВЕКА. АВТОМАТИЧЕСКИЙ ВЫБОР МОРАЛЬНОГО ВСЕОБЩЕГО ДОЛГА. Нравится - а как быть с теми кому не нравится общее благо - ублюдок-сосед например? Гегель пишет об идеальном.

Основной и первоначальный дефект морали, из которого проистекают все остальные её заблуждения и несчастия, состоит в том, что она развивает точку зрения особенной, субъективной, личной воли человека, ищущей добра, но оторвавшейся от своей истинной, субстанциальной и всеобщей сущности. Пребывая в этом отрыве, она не может увидеть настоящего положения вещей и принимает добро не за содержательную первореальность, а за формальный конечный идеал. Воля утверждает себя как лично-субъективную, а добро как противостоящую ей, отвлеченную норму. К этому и сводятся её основные ошибки.

Во-первых, сущность добра невозможно раскрыть в терминах лично-субъективной воли человека.2898 Добро в своем истинном метафизическом значении есть «конечная цель и сила мира», а совсем не только «наше», человеческое добро, или «моральный закон нашего практического разума».2899 Гегель решительно восстает против «очеловечения» идеи добра, против чисто антропологического понимания этики: человек есть лишь необходимый этап Божия пути и поэтому все учение о «человеке» и «человеческом» должно быть возведено на космологической, т. е. теологической основе:2900 добро должно быть понято как само Божество, а добродетель – как божественное состояние человеческого духа.

В противоположность этому мораль превращает добро в человеческий идеал, а добродетель – в правильное состояние единичной человеческой души; этим она низводит этику в пределы человеческого самочувствия и самосознания и превращается сама в идеологию «слишком человеческого».

УХОД ОТ АНТРОПОЭГОЦЕНТРИЗМА. ЧЕЛОВЕК - ЭТАП БОЖИЯ ПУТИ. (Отсюда потом челрвек-винтик, и религия выпячивает человека, это неверно, узко. Карл Поппер об истоиицизме - как раз об этом, как предтече тоталитаризма. А может, он тотал верен)

Если долг остается «требованием»,2919 «объективным»2920 идеалом, то он господствует, а душа человека стоит под его господством.2921 Тогда душа «подавлена».2922 Она раскалывается на господина и «холопа»,2923 она принуждает и насилует себя;2924 она покоряется2925 и повинуется;2926 она угнетает себя своим собственным законом.2927 И странным образом воображает себя, несмотря на все это, свободною.
Моральная душа есть душа, запутавшаяся в противоречиях, блуждающая в пустоте и утратившая свою основу. Она ищет добра, но не знает, как познать его, она стремится к добродетели и цельности, но остается в расколе; она добивается свободы и создает себе добровольное угнетение.
И тем не менее моральное состояние есть необходимый ЭТАП в спекулятивном ряду духовного освобождения.

Моральная душа есть средняя ступень между абстрактным правом и нравственностью. Она выше первого, ибо живет внутренним, центростремительным тяготением и обращена ко всеобщему. Но она ниже нравственной души, ибо не достигает истинной цельности, истинной свободы и истинной всеобщности.

Мораль не может быть отвергнута совсем. Во-первых, потому, что она есть форма жизни, уместная в обычном, БАНАЛЬНОМ сознании, не восходящем к спекулятивному созерцанию.

МОРАЛЬНОЕ ( я думаю и РЕЛИГИОЗНОЕ, кроме широкого буддизма за все человечество) - БАНАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ, ЭГО СОЗНАНИЕ, ТОЛЬКО ЭТАП НА ВОСХОЖДЕНИИ. Кстати, Гегелевское слияние субъекта и предмета созерцания - очень похоже на медитационный прием востока.


Поэтому для бесконечной воли действовать – значит повергать себя в состояние конечности и раздвоения:2936 предавать одну сторону своего существа дурным законам конкретного-эмпирического мира и тем принимать на себя вину.2937 Тот, кто действует, тот приемлет вину и страдание,2938 подобно Божеству, приявшему на себя вину и муку миросозидания; и вина морального действия есть, в скрытой сущности вещей, вина не единичного человека, но самой субстанциальной всеобщности.2939 Правда, моральная воля еще не знает этого и познае;т это лишь на высшей ступени; но по существу её незнание не меняет ничего и вина следует за ней по пятам.

ВИНА ЗА ЕДИНИЧНОЕ ДЕЙСТВИЕ МОРАЛИ, ОТРЫВ ОТ ВСЕОБЩЕГО ( АНАЛОГИЯ С БОГОМ ПРИНЯВШИМ ВИНУ ТВОРЕНИЯ (КАК СВОЕГО ПОСТУПКА) НА КРЕСТЕ?)

Моральная воля есть, согласно этому, субъективная жажда духовного удовлетворения: это значит, что она стремится к абсолютно правой цели2958 и в достижении её видит свое субъективное удовлетворение.

Совесть есть знание добра.

Отношение человеческой души к добру должно быть именно знающим, т. е. мыслящим,2965 и притом спекулятивно мыслящим. Добро есть нечто субстанциальное и всеобщее; оно есть сущность. Поэтому оно может быть воспринято человеком лишь посредством того органа, который сам существен, субстанциален и всеобщ; таково разумное мышление.2966

И вот, абсолютным неотъемлемым правом каждой человеческой души является самостоятельное знание добра2967 через посредство совести. Это право есть свобода совести.

ДОБРО М.Б.ВОСПРИНЯТО - ТОЛЬКО ЧЕРЕЗ РАЗУМНОЕ, СПЕКУЛЯТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ!!!!!!!!!

Однако, прав ли он в своем исповедании, это узнается лишь по содержанию того, что он выдает за абсолютное добро.2969 Субъективное, свободное обретение и исповедание не искажает объективно-сущего добра и не умаляет его значения.2970 Исповедание должно быть истинным и потому подлежит критическому рассмотрению, в котором ссылка на «свое убеждение» имеет столь же мало значения,2971 сколько ссылка на свое «мнение» перед лицом суда, государства и науки.2972 Свобода совести не должна пониматься как «отмена» истинного знания и отвержение абсолютного бытия.

Возникновение истинной совести выходит уже за пределы морали. Ибо истинная совесть раскрывает содержательную реальность,2973 а моральная совесть говорит лишь о долге и не знает абсолютного содержания.2974 Совесть морального человека есть знание формальное;2975 она не касается непосредственно содержательных глубин всеобщей воли и потому легко ведет к «мнениям и ошибкам».

Если мораль утверждала, что добро существенно для души в качестве долга, то истинная совесть утверждает, что добро есть реальная сущность духа.

Добро есть скрытая в каждом из нас и движущая нас всеобщая воля. В этом Гегель остается всегда близким учению Руссо.
Естественно, что моральное сознание, постигнув эту истину, перестает быть моральным сознанием.

XVIII. Нравственность
В философии Гегеля нет проблемы более сложной и более затруднительной для понимания, как проблема спекулятивной нравственности (Sittlichkeit)."(Ильин.ФГегеля. мораль)

ДОБРО - ЭТО ДВИЖУЩАЯ В НАС ВСЕОБЩАЯ ВОЛЯ. ПЕРЕХОД НА СТУПЕНЬ СПЕКУЛЯТИВНОЙ НРАВСТВЕННОСТИ.

Спасибо, Гегель! этот вопрос у меня стоял остро, о разнице между этими узкими личными религиозниками и идеей всеобщего блага, которой служил Ленин. ты разрешил это противоречия, хотя бы обозначив уровни. Созвучно моим вопросам вчерашнего дня.


Рецензии