Плод Духа - Воздержание

Моя проповедь в московском корпусе Армии Спасения (15.10.2023г.)

* * * * *

Доброе утро, братья и сестры!
На протяжении последних двух месяцев мы с вами говорим о различных плодах духа. Все они перечислены в 5-й главе послания к Галатам, 22-23 стихи:
«Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:22-23)

Обратите внимание: о в этом отрывке составных компонентов приведено девять, но сам плод духа – один, и значится он в единственном числе! Это можно понимать и так, что каждый отдельный элемент является частью единого целого.

Соответственно, эти плоды, а точнее – единый плод можно назвать набором качеств, необходимых для каждого христианина, а также прообразом жизни, в которой центром является Иисус Христос. Т.е. все перечисленные апостолом качества, все части плода духа являются равноценными, важными и необходимыми.

Вот, как раз о последнем из них – воздержании, мы и будем сегодня размышлять.
Знаете, я уже давно замечаю один интересный момент… если в разговоре упомянуть о воздержании, то некоторые люди начинают или нервно хихикать, или стыдливо опускать глаза. А всё потому, что они чаще всего воспринимают данный термин, применительно к сексу и всему, что с ним связано.
Безусловно, «воздержание» используется и в этом контексте тоже. Особенно, если учесть, что Господь изначально предусмотрел интимные отношения исключительно в рамках брачного союза. Уже потом люди стали злоупотреблять этим и предаваться соответствующим излишествам и разврату. За что в итоге и были наказаны.

Тем не менее, рассматривать воздержание только лишь в сексуальном контексте было бы в корне неверным.

Если мы обратимся к греческому оригиналу, то там приведено слово «энкрАтэйа», которое переводится не только как «воздержание», но также как «самообладание», «умение владеть собой».

И здесь нам раскрывается еще один важный момент: в этом ключе плод духа «воздержание» можно отнести не только к упомянутой выше интимной близости, или ко многим другим физическим вещам, но также к явлениям, относящимся к нашим душе и духу. Т.е. – на всех трех уровнях…

К 1-й категории можно отнести, например:
А) Излишества в пище причем, не только в контексте поесть вкусно или неполезно (фастфуд), но и поесть много.
В этом ключе, кстати, мне всегда казались дикими различные конкурсы на поедание чего-то на скорость или «кто больше». 
Б) Злоупотребление алкоголем.
И здесь тоже очень часто и быстро происходит переход от условного «бокала вина в выходной» до чего-то более серьезного и в больших дозах.

Предостережение об этих двух вещах (объедении и пьянстве) мы находим в Книге Притчей:
«Не будь между упивающимися вином, между пресыщающимися мясом: потому что пьяница и пресыщающийся обеднеют, и сонливость оденет в рубище» (Прит. 23:20-21).

Кстати, в более широком смысле под упиванием вином можно рассматривать и любую химическую зависимость или зависимость от психоактивных веществ.
Всё это наносит непоправимый урон не только нашему организму, психике, но также и бюджету. А еще может повлечь за собой нарушения закона, административную и даже уголовную ответственность.
Поэтому Господь и предостерегает нас, чтобы мы воздерживались от всего подобного.

Отрицательным примером этого можно считать большинство моих подопечных заключенных.Многие из них, употребляя ПАВ, не только очень сильно подорвали здоровье, но совершили преступления разной степени тяжести. И теперь вынуждены искупать содеянное в МЛС, что в свою очередь убивает и без того ослабленный наркотиками или чем-то подобным организм. И получается замкнутый круг.

Так, одна пожилая женщина, отбывающая уже третий по счету срок, писала, что даже если она выйдет на свободу (а это предстоит через год), то у нее нет ни сил, ни здоровья, чтобы вернуться к полноценной жизни. И ей проще снова что-то совершить, чтобы вернуться на зону, где хотя бы есть какая-то пища и крыша над головой. И такие примеры – это страшно и очень грустно!

Тем не менее, есть и положительные примеры того, как Дух Святой работает с теми, кто поддался пагубной привычке.
Когда я только уверовала в 2005 году, а это было в баптистской церкви города Майкопа, там нес служение пастор, который ранее тоже был наркозависимым. Но потом он обратился ко Христу, прошел курс реабилитации и спустя какое-то время стал пастором и одновременно преподавателем в КЕХУ, где и работает по сей день.
Т.е. преодолеть это, конечно, возможно с Божьей помощью, но тем не менее, было бы замечательно слушаться Господа заранее и просто воздерживаться от подобных вещей.

И здесь мне видится важным напомнить слова апостола Павла о том, что и наши тела, и мы сами являемся храмом Духа Святого. А перечисленные выше излишества способствуют разрушению этого храма.

Далее… что касается вреда душе и духу… Сюда относятся, в частности, азартные игры, шопоголизм, интернет-зависимость и вообще любые другие НЕхимические зависимости.

А еще, братья и сестры, сюда же относится наше неумение обуздывать свой язык и держать себя в руках.
Так, если мы не воздержаны на язык, не контролируем, что и как говорим, то можно нанести очень большую обиду ближним.
А это напрямую связано с тем, что каждому из нас необходимо владеть собой и своими эмоциями. Т.е. – практиковать самообладание.

В 25 главе Книги Притчей мы читаем такие слова:
«Что город разрушенный, без стен, то человек, не владеющий духом своим» (Прит. 25:28).

Здесь подчеркивается необходимость контролировать свои эмоции и уметь ими управлять, не позволяя себе чрезмерного их проявления.
Если вы видели, как, например, с кино, войско выбивает ворота или рушит стены города, а затем спокойно туда заходит и захватывает. Стен нет, заходи, кто хочешь, делай, что хочешь...
 
Точно также дело обстоит и с нами, когда мы не умеем держать себя в руках.
Любой человек, любое событие легко может вывести нас из равновесия и, например, проявить несдержанность в языке или на кулаках.

Недавно мой коллега-психотерапевт, по совместительству православный магистр богословия, привел очень интересную метафору об умении владеть собой в целом и эмоциями в частности ))
Он сравнил этот процесс с тем, как Бог сперва привел к Адаму всех животных, затем поставил задачу назвать их всех по именам, определив, кто есть кто, и только после этого окончательно передал их ему во владение. Также и здесь...

Как бы там ни было, о каком виде самообладания и воздержания не шла бы речь, каждому из нас необходимо помнить:
«Всё мне позволительно, но не всё полезно; всё мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6:12).
 
Заканчивая, мне хотелось бы сейчас побудить нас с вами к тому, чтобы тренировать воздержание и самоконтроль во всех аспектах нашей жизни. Чтобы это помогало нам становиться ближе к Господу и направлять все наше внимание на Него, а не на какие-то мнимые и временные удовольствия.
И хочу также напомнить, что наш Господь может помочь вам в преодолении невоздержания и даже зависимостей!
Свою часть Он уже выполнил, когда умер за нас на кресте. Теперь наша очередь сделать шаг к Нему навстречу!
Важно, чтобы вы сами хотели этого и искренне попросили Его помочь вам.
Ну а если среди вас есть те, кто еще никогда не общался с Господом, не молился молитвой покаяния и не просил Иисуса Христа стать вашим личным Спасителем, вы можете сделать это. Сегодня. Сейчас.

Пусть Господь благословит каждого из вас! 

15.10.2023


Рецензии