Троекратная жизнь

ТРОЕКРАТНАЯ ЖИЗНЬ


Природу жизни должны все люди понимать:
И есть она развитие, проявление
Существования вечного, и в ней необходимо различать
Ступени разные людского восхождения.

Ступеньку первую мы открываем:
Здесь налицо обычное существование;
И люди, в основном, на этой нише пребывают,
Находят в ней свое призвание.

И что же здесь мы наблюдаем?
В чем главную задачу видим мы?
Здесь все закон воспроизводства соблюдают,
Ему и следовать должны.

Ведь жизнь в бессмертие стремится;
И потому, поскольку форма не вечна,
То от нее должно подобное родиться,
Идея формы в Космосе  жива.

Идея формы в Космосе жива-
Так говорил  еще мудрец Платон,
И не исчезнет, не иссякнет никогда,
Еще в глубокой древности догадку строили о том.

А мы и знать об этом  не желаем,
Зачем нам эта чепуха?
С себя лишь стрелы яда источаем,
Вся наша жизнь невежества полна.

Стремимся быть похожи на других,
Иметь семью, детей рожать;
Не знаем мы путей иных,
Иной судьбы и не желаем знать.

К развитию своему мы  вовсе не  стремимся,
Мешают повседневные дела;
Таким укладом жизненным гордимся,
С самим собой не остаемся никогда.

Вся цель такого человека-
Комфорт, благополучие обрести,
Но есть и высшие ступеньки где-то,
И к ним нам надо подойти.

Жизнь в семье, и общества признание,
И принятый порядок заведенный –
Вот составляющие материального существования,
И человек при нем как будто приземленный.

Телесной жизнью здесь живут,
Цепями к ней привязаны  бывают;
И только в ней призвание себе найдут,
Других путей познать  и не желают.

И в ней приговорены  к тому бываем,
Чтоб ограниченным, консервативным быть;
О  чем-то высшем здесь не помышляют,
И лишь комфорт, богатство стараются приобрести.

Господствующий инстинкт материального существования-
Самосохранение, самоповторение себя;
Но как ничтожны их познания!
От мира высшего отлучены  такие люди навсегда.

Насущный воздух их – в рутине этой,
И высшая материя им вроде ни к чему;
Никто не хочет стать средь них  философом, поэтом,
У них стремление отсутствует к тому.

Они свои уклады защищают,
А кто не вписывается в эту колею,
Того за ненормального считают,
И верною дорогой находят лишь свою.

Телесной жизни дали описание,
Она есть низшие деяния Природы;
Получим о второй ступени знание,
Приподнимаемся над первой вроде.

Ментальность мы сейчас возьмем на обозрение:
Здесь жизнь сосредоточена в другом:
На этике, эстетике, на интеллекте их воззрение,
И совершенства ищут в  нише той.

О совершенной красоте мечтают,
О совершенном видении и управлении грезят;
Свом умом все тайны мира постигают,
Они открытий много могут дать.

Философ и поэт, ученый и художник
Здесь дом родной себе нашли;
И он для них приятен и удобен,
И в нем душой растут они.

Здесь видим мы энергию ума,
Она границ себе не знает;
Уму свобода лишь нужна,
Тогда он тайны мира постигает.

И основной инстинкт ступени той -
Чтоб совершенствовать свой ум,
Чтоб не осталось тайны ни одной;
Их головы полны прекрасных дум.

Девиз у них – прогресс, а не рутина,
И счет работе их ведет история сама;
Но их считают  «не от мира»,
Хотя для человечества они работают всегда.

Но и ментальность даже эта
Им не дает возможности познать себя;
Мы видим ограниченность  художника, философа, поэта,
И жизнь высокая лишь приоткрылась им пока.

Но есть другая жизнь, доступная для всех:
Когда свой дух мы разовьем,
Тогда придет к нам истинный прогресс,
И ключ от тайны сотворения  найдем.

Истинная Природа каждого из нас
Есть Дух; и он живет вокруг, а также и внутри тебя;
Мы станем лучше, чище в сотни раз,
Когда его познаем, а значит, и себя.

Его закон  есть совершенство, вечность,
Он есть бессмертие, блаженство;
Он – без границ, он - бесконечность,
И только в нем достигнем совершенства.

Ведь Дух – венец существования,
А тело – лишь сосуд, где он живет;
Связующее звено меж ними – ума название,
Он наше тело к Духу приведет.

И должен Дух в нас пробудиться,
А ум и тело в том ему помогут;
Позволит каждому  из нас он вновь родиться,
И в Духе мы воскреснем в Боге.

А ум и тело лишь только средством выступают;
Посредством их стремится Дух раскрыть себя;
Он лучшие черты в нас выявляет,
Подобными   Богу станем мы тогда.

Природа вся попыткою предстанет
Открыть нам истину вещей;
Она к тому толкать нас настанет,
Во всем доверимся отныне ей.

Когда посмотрим мы с высот,
Узнаем мы тогда,
Что жизнь ментальная дает
Толчок телесной жизни, ее развитию способствует всегда.

А жизнь духовная твоя
Одухотворит и ум, и тело,
Поднимет до своих высот тебя,
И нет для нас ни в чем важнее дела!

И каждый должен понимать
Весь смысл своей природы;
Его нельзя ни искажать, ни извращать,
И к идеалу высшему придете вы тогда, в итоге – к Богу.

И мудрецы три разных вида жизни наблюдают:
Одни в невежестве глубоком прозябают,
Другие ум свой развивают,
В блаженстве Духа третьи пребывают.

И каждый человек – венец земной Природы,
И только в нем она высот достигнет высочайших;
И  будет трижды он рожденным,
Когда свой Дух постигнет величайший.

Вся жизнь – лишь только средство
Для проявления Духа твоего;
Ведь он живет в тебе, хотя не видим этого соседства,
Но он и есть существование само.


Или по-научному:

Природа является эволюцией, или прогрессивным самопроявлением
Вечного и тайного существования с тремя последовательными формами
В качестве трех ступеней ее восхождения;
И мы считаем условием всей деятельности нашей
Эти три совершенно независимые возможности:
Телесную жизнь, ментальное существование
И завуалированное духовное бытие, являющееся в инволюции их причиной, А в эволюции – их результатом.
Сохранение и совершенствование физического,
Реализация ментального –
Вот цель Природы, которая должна стать и нашей,
Для того чтобы раскрыть
В доведенном до совершенства теле и уме трансцендентные деяния
Духа; поскольку ментальная жизнь
Не отбрасывает телесную жизнь,
А трудится для ее вознесения и лучшего использования, то и духовная жизнь Должна не оттолкнуть, а преобразить нашу интеллектуальную, Эмоциональную, 
Эстетическую,
И виталическую
Деятельность.
Ибо человек, венчающий земную Природу,
Единственное создание, в котором
Возможна ее полная эволюция, рождается
Троекратно.
Ему дается жизненная форма, в которой
Тело есть носитель,
А жизнь - динамическое средство для божественного проявления.
Его активность сосредоточена в развивающемся уме, который имеет целью Самосовершенствование,
А также и совершенствование
Того сосуда, в котором человеческое создание обитает,
И жизненных инструментов, которые оно использует, и которое обладает Способностью пробудиться посредством прогрессивной самореализации
К своей собственной истинной природе как форма Духа; и он
Достигает   кульминации в том,
Чем он всегда в реальности являлся.
Человек становится тогда
Просветленным и прекрасным духом, предназначенным излучать
Из себя жизнь и ум в своем раскрывшемся великолепии.
И это есть замысел Божественной энергии.





ЗАКОН ЖЕРТВЫ

Земная жизнь не будет совершенной никогда;
Мышление и чувствования наши
Узки, поверхностны, обрывочны всегда;
Преобразовать свою земную жизнь – должны считать своей задачей.

Земную жизнь, привычную тебе,
Возвысить должен ты, одухотворить;
Сознание высшее развить в себе,
Из низшего в духовное его преобразить.

Всю нашу волю, сердце и мышление
Должны сосредоточить мы на задаче той;
Как сладостно такое подчинение!
Душа растет лишь при условии таком.

Лишь этот рост сознательного существа
Есть смысл и сущность нашей жизни;
Лишь то имеет смысл, полезны те дела,
Что поднимают вверх тебя, для этого сюда ты призван.

Природа хочет нас поднять всегда,
Через твои ошибки и падения;
И лишним в жизни ничто не будет никогда,
Во всем узрим Божественное провидение.

А тот, кто высшего не знает,
В ком нет духовного прозрения,
Лишь из случайностей и обстоятельств жизнь сложенной считает,
И неверны его суждения.

Ведь все случайности и обстоятельства всегда
Собою эволюцию твою представят, дадут тебе прозрение;
Скрывают под собой они всегда
Божественное руководство и стремление.

Когда сознание свое одухотворим,
Когда его расширим, просветлим,
Когда свой дух мы кверху устремим,
Тем самым эволюцию свою намного убыстрим.

В миру негласный есть закон,
Что жертвовать должны,  хотя бы что-то отдавая;
Как символ солидарности вселенной предстанет он,
Собой ошибки наши исправляя.

Когда мы от себя что-либо отдаем,
Природу низшую свою мы озаряем;
И в акте том спасение себе найдем,
Дорогу в вечность для себя тем самым пролагаем.

Тогда поймем, что за пределами твоими
Есть что-то высшее, служить ему должны;
Никто из нас  не одинокий в этом мире,
Незримой цепью повязаны все мы.

Нельзя нам жить лишь для себя,
Неотделимы от Природы мы, а также и от  всех существ;
Такая истина от Бога нам дана,
Хотя не видит этих нитей человек.

Из нас невидимо исходит
Поток рекою непрерывной;
И в нашем окружении он путь себе находит,
Течет рекою тайной и незримой.

В ответ мы также что-то получаем,
Даяния и получения поток не иссякает;
И этому благодаря, свой рост духовный ускоряем,
И знание, понимание обретаем.

В потоке этом видим мы вселенский ритуал,
Который спущен сверху, из небес;
Но кто из нас об этом знал?
И потому и мал пока еще у нас прогресс.

Когда же сердце, ум и воля
Собою примут тот закон,
Тогда и радость к вам придет, и просветлится ваша доля,
И наградит плодами  щедро он.

Хотя Природа всех нас разделила,
Хотя на вид различны мы,
Но в мире нераздельно все, и все едино,
И связи эти, хотя незримы, но крепки.

Когда мы выполняем тот закон,
Тогда все разделения устраняем;
Себя забыть и умалить позволит он,
В существ других тогда свободно проникаем.

И там найдем самих себя,
Ведь все едино в этом мире;
И дух возвысим свой тогда,
Духовность сущего откроем для себя отныне.

Когда мы что-то отдаем,
Тем самым, эго наше умаляем;
Даянием таким мы жертву духу принесем,
И в духе том неимоверно возрастаем.



ДВА УРОВНЯ - ДВА МИРА

Я истину сейчас вам открываю,
Которая живет в религиях Востока,
Познать ее могли  б вы сами,
Когда б открыли свое внутреннее око.

И в каждого из нас уже заложено от Бога
Два уровня, и не в ладу они, один стоит против другого;
Божественная, высшая у первого  природа,
Мирская, низшая - у уровня второго.

Вот эти уровни стоят сейчас пред нами,
Что можем мы понять в такой высокой сфере?
Откроем дверь великой тайне,
Доверимся душе и  нашей вере.

В божественном мире бессмертно бытие и бесконечно,
А в  нашем мире  вся жизнь подчинена закона времени и формы,
Жить на земле никто не сможет вечно,
У каждого из нас  свой срок определенный.

В божественном мире сознание безгранично,
Оно охватывает то, что проявляет,
А на Земле сознание наше подчинено тем средствам личным,
Которые оно использует и населяет.

Сознание свое мы в  клетку посадили,
И спрятали его надежно в теле, в эго,
От мира внешнего себя тем самым отлучили,
От всех других отгородились смело.

К созданиям другим пытаемся найти дорогу,
К кому-то мы идем с добром, с любовью, с миром,
К одним относимся как к Богу,
Других же можем  презирать и ненавидеть.

Где высший уровень - там нерушимое блаженство,
На низшем уровне его нам не найти;
И долог путь наш совершенства,
Поскольку крепко в камере своей заточены.

Не слышим и не видим мы других созданий,
Внутри себя сидим, как в клетке затемненной;
Других не чувствуем ни болей, ни страданий,
Глухи, немы, слепы, со всех сторон нас закрывают шторы.

Хотя восторга в этом мире ищет каждый,
А он присутствует всегда, во всем-
Взамен его лишь удовольствие находим мы себе однажды,
И боль, и безразличие потом.

В миру высоком знание живет, все понимая,
Там действует на все лишь Божья Воля;
Мы это знание берем, до неузнаваемости искажая,
До нас доходит от него  лишь крошечная доля.

Здесь наше знание – невежество одно,
Стремимся мы познать все вещи по частям;
Тогда познание наше не верно, раздроблено оно,
И воля наша то здесь, то там…

Единство в высшем мире – всему основа,
Хозяин трансцендентный там живет,
И действует во всем одна Его лишь воля,
Источником всего является сам Бог.

Основа нашей жизни –  в раздельности вещей,
И каждый человек зависим, подчинен;
Ему не надо полагаться на друзей,
Дорогу к высшему найти обязан он.

Сатчитананду пытались мы понять-
Бытие, сознание, блаженство;
Для этого необходимо пелену нам разорвать,
Чтобы достичь  смогли бы совершенства.

Но так крепка завеса та,
Два этих уровня она разъединяет,
Высокий уровень  недостижим для нас до пор до тех, пока
Ее не разорвем, она глаза на все нам закрывает.


ЕДИНСТВО

Как смотрим мы на мир, в котором мы живем?
Зачем и почему подвержены здесь страху и печали?
Причина этого таится в том,
Что не желаем мы в единстве пребывать с другими существами.

Себя считаем отделенными от всех,
Отсюда наша темнота, и наша слабость, заблуждения;
Мы ищем лишь земных утех,
И оттого не  достигаем просветления.

И нет гармонии у нас нигде, ни в чем,
Не ладим ни с собой, ни с жизнью, ни с друзьями;
Причина этого таится лишь в одном-
Что сами мы к себе привязаны цепями.

Должны иметь в себе мы чувство безграничного единства,
Должны мы знать, что все, что существует- есть целое одно;
Вся наша деятельность лишь только часть Космического действа,
От высших сил она зависит, от Единства самого.

Деяния мирового Космоса всего
Собой неразделимое движение Единого являют;
Он правит ими при помощи сознания своего,
И лишь из целого все наши действа возникают.

К единству каждый человек проснуться может,
Осознавать его внутри себя, иль вне себя, в Природе;
Такое осознание ему поможет
Понять себя и вещи все; он вновь тогда родится вроде.

Обязанность такую, целостность всего не признаем,
И только форму новую умом  и личной волей  мы будем возрождать;
И образом таким мы тело новое  вновь создаем,
И это будет продолжаться без конца.

Что наша воля, эго представляют? В чем их призвание?
Лишь марионетки они в руках высоких сил, и их творение;
Когда от эго ложного уйдем мы в подлинное знание,
Мы станем господином этих сил, без всякого сомнения.


Примечание: Единство означает обладать единым космическим сознанием.

ТРИ ФОРМЫ ПРИРОДЫ

Душа у нас свободы просит,
Владыка у нее Господь и сила Шакти,
Над низшею природой  душа подняться хочет,
Она своей законной просит  власти.

Она - канал Верховной Воли,
Который мы не слышим и не видим,
И сами мы избрали эту долю,
И ждет душа - когда ж покров с нее мы снимем?

Когда же низшую свою природу мы преобразим?
Когда ж она не будет властвовать над нами?
Когда ж своей душе свободу мы дадим?
Ее господство над собой утратили мы сами.

Дух несвободен в нас, сидит он как в темнице,
И потому природа низшая всю власть себе взяла;
Подобно пленнице, душа в тебе томится,
Хотя она хозяйка наша, наша госпожа.

Внизу идет игра  качеств природы, гун,
Здесь, на Земле они кругом раздоры сеют,
Лишь ими занят наш обычный ум,
В себе их каждый человек имеет.

Благость, страсть, невежество - название этих гун,
Подняться к благости - для каждого задача;
Потом освободим от качеств мирских свой ум,
И только лишь тогда с души получим мы отдачу.

Внизу идет игра всех этих гун,
Подняться выше этих качеств нам необходимо;
Цепями скован накрепко наш ум,
Когда порвем мы их, блаженство и отраду мы  тогда увидим.

Когда подчинены игре мы этих гун,
Нас окружает дисгармония, борьба,
Как лошадь в пене, мечется наш ум,
Со всех сторон нас окружают полюса.

Мы мечемся меж этими двойными полюсами,
Между добром и злом, меж удовольствием и болью;
И это все придумали мы сами,
И ежедневно свои раны посыпаем солью.

Подняться выше этих качеств  мы должны,
Чтобы обосноваться в покое безграничном;
И только лишь единство есть свобода для души,
Спасение не придет, пока мы будем думать лишь о личном.

 

ЛЮБОВЬ И ТРОЙСТВЕННЫЙ ПУТЬ

Есть три пути,
Посредством их душа подняться может к Богу;
Посредством воли, знания, любви,
Они живут внутри у нас, мы разбудить должны их, вроде.

Как разбудить должны мы эти силы?
Их в силы высшие преобразовать должны,
И потому свои труды должны мы Богу посвящать отныне,
Плодов от них не ждать, не нам принадлежат плоды.

Все наши действия тогда достигнут единого сознания бытия,
А из него исходят и воля наша, и труды;
Тогда придет  к нам знание, придет гармония во всех делах,
Любовь  законные права возьмет свои.

Тогда не нужно будет волей жить своей,
Отныне будет идти она от Бога;
Все наши действия послушными вдруг  станут ей,
И наше существо вновь возродится вроде.

Природа бытия – сознание,
А сила этого сознания зовется волей,
Посредством высшей воли к нам придет и знание,
Любовь придет, и ничего не надо будет более.

Посредством знания вникаем мы в другие формы,
В себя впускаем и обладаем мы  тогда другими существами,
И если знанием подобным обладаем, мы постоянно будем жить в восторге,
И Божья Воля будет постоянно с нами.

Природа всякого сознания есть восторг, он каждого к себе зовет,
Секрет и ключ к восторгу есть любовь;
Она от разделения к блаженству единения ведет,
И знание подарит, и Воля Божья нас тогда найдет.

И эти все пути ведут нас к Богу, к единству бытия,
И может каждый человек идти своим путем,
Посредством каждого из них очистятся живые существа,
Хотим быстрее продвигаться – тогда путем любви пойдем!











СИЛЫ ДУШИ И ЧЕТЫРЕХКРАТНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ



Когда любые действия на рассмотрение возьмем
В печали, в радости, иль в горе,
Мы связь увидим здесь во всем
Своей души с Природой.

Кто в нас поддержит работу нашего рассудка, нашей жизни?
Кто склад и тип природы в нас определяет?
Ответ один – душа, хотя ее не видим,
Она в наш ум, в природу нашу, как река втекает.

Душой владеем в очень слабой форме,
И эта форма – темперамент и характер наш;
Природа наша всегда нам ставит норму,
Каким из способов душа работать будет в нас.

Природа наша, развиваясь, принимает
Тип Саттвы, Раджаса, иль Тамаса, иль смешаны они;
Душа, в любой из них вливаясь,
Не выйдет с этой колеи.

Присуще действие свое в любом из типов этих,
И лишь оно одно в нем будет главным;
Для нас не будет больше здесь секретов,
Не будет больше в этом тайны.

Окраска разная все эти типы наполняет:
Окраска света, страсти, темноты;
Душа окраску эту отражает,
Наш темперамент- вид отсвета души.

Когда же Дух освободится в нас,
Тогда и красота его, и сила, и величие во славе засияют;
Не скован больше он природой, пришел его победы час,
Тогда придет конец всей нашей драмы.

Дух всемогущ, всегда проявлен он в Природе,
Всех  качеств он есть духовная игра,
А исполнительная сила Духа есть Пракрити, хозяйка в доме,
Трехкратной гуной проявляется она.


В Природе Дух себя в три гуны изменяет,
Саттва, Раждас, Тамас – название этих гун,
В самой душе себя Дух представляет
Четырехкратной силою великой, пусть знает ее ум.

Название этой силы есть способность
И не одна она, укажем всех их по порядку;
Такая есть у нас возможность,
И для себя решим тогда мы не одну задачу.

Способность к знанию, к изучению
Идей и жизни; способность к силе, смелости, к умению
Руководить; способность к взаимному обмену и нужному общению,
Способности к труду, к работе и к служению.

Присутствие великой этой силы в душе у нас
Дает нам всем одну возможность:
Осуществить наклонности свои, кто в чем горазд,
Заставить действовать свою способность.

Согласно той духовной силе
Построены четыре касты,
Мы будем знать всех их отныне,
Их перечислим по порядку:

Брахманы, Кшатрии, Вайшьи, Шудры –
Они отличны друг от друга;
Пусть Бог  придаст нам мудрость,
Понять различие их судеб.

У каждой касты есть свое, присущее лишь ей одной
Свой идеал, души особый склад,
И круг обязанностей свой,
На мир с различных точек они зрят.

Характер брахмана мы рассмотреть должны:
Цель жизни и ума у них одна-
Стремится к знаниям и к справедливости должны они,
Природе своей низшей не подвластны никогда.

Терпением, мудростью жизнь укрощая,
Хотят любовь и свет они нести;
О Боге, Истине и Духе размышляя,
Хотят людей к истокам знания вести.

Когда характер свой не весь он проявляет,
Тогда в нем гордость интеллекта возрастает,
И дух тогда его молчит, тщеславие  им правит,
В себе он замкнут, на жизнь других он не влияет.

Характер Кшатрия сейчас пред нами:
Он есть огромной воли и упорства обладатель,
Свои желания отдаем ему мы сами,
Руководитель он, вожак, чужих земель завоеватель.

Ради победы, с другими не считаясь,
На все пойдет, коль должен это сделать он;
Сердца людей себе все подчиняя,
Никем не будет в этом превзойден.

И он правдив и смел, во всем  удачлив;
Ему неведомы сомнения, колебания;
Во всем ему сопутствует успех, удача,
Для многих он объект для подражания.

Когда душа несовершенна в нем,
Тогда в нем видим эгоиста и титана;
Он своенравен, и подавляет все кругом,
Тогда он агрессивен, вокруг него сплошная драма.

Характер Вайшьи возьмем на рассмотрение:
Потребности его – владеть, изобретать, и что-то изменять;
Всегда делами занят до предела,
Не только тратить любит, но и  получать.

Имеет ум профессиональный,
Давать и брать способен он;
К задействию всего стремится явно,
Никем он в этом не будет превзойден.

Во взглядах гибкость, широта видна,
Во всех  профессиях сгодится;
Гуманность, филантропия ему  родня,
Но к высоте духовной не стремится.

Здесь жизни полнота во всем видна,
Налаженная связь вокруг него живет;
Кипучесть дел, вокруг него энергия жива,
Удовлетворение в этом он найдет.

Сейчас опишем Шудру мы:
Работать тяжко он умеет,
Без своего труда не может Шудра жить,
Иным путем добыть он средства не сумеет.

Он трудится не ради знания, ни ради радости труда,
А для поддержания своего  существования;
Забота мучает его одна-
Где средства брать на пропитание?

Своим инстинктам потакая,
К инерции, невежеству обычно  склонен он;
И лености своей природной уступая,
Не знает он понятия долг.

Ключ к эволюции большой заложен в этом типе; в том нет секрета:
Готовые они служить, повиноваться;
В работу превратить всю жизнь свою на благо человека,
А если уж кого полюбят, хотят тому во всем предаться.

Тогда любовь его служению посвящает всю себя,
Взамен не требуя ответа;
И тратит всю себя до дна,
Для тех, кто рядом, или где-то.

Самоотдачу  полную тогда  мы видим   у него,
Задействованы в ней тело, ум его;
В служении одном тот человек тогда живет,
Другого не признает он ничего.

В нас эти силы существуют,
Невидимо работая всегда;
По очереди человек их формирует,
От рождения  к рождению идя.

И мы идем от жизни к жизни
К расцвету полному существования своего;
Ничто на свете не бывает лишним,
Все предназначено для роста твоего.

Никто из нас жить не сумеет
В рамках Дхармы лишь одной; и не секрет,
Когда характер наш универсален, четыре эти Дхармы мы тогда имеем,
И  станем совершенными мы, наконец.

Вся наша жизнь  в себя включает четыре Дхармы,
Сейчас мы перечислим их:

1. Искание  истины и знания,
2. Борьба и битва и с собой, и с окружением своим.

3. Умение приложить свои все силы
     К материальной жизни, чтобы она была полна,

4. Стремление себя отринуть,
     Работать и служить, забыв всего себя.

И каждый человек обязан развиваться,
Нельзя напрасно тратить время;
Должны мы совершенства добиваться,
Не зря на нас возложено мирское бремя.

Способности, которые мы показали,
Являются обычными аспектами души;
Вовлечена она в них только, но воли ей еще не дали,
Хотя она способна силы эти за собой вести.

И жизнь поставила пред нами главную задачу-
Чтобы душа взяла права законные свои;
Тогда и жить мы будем по ее советам, а не природы низшей нашей,
Она поможет нам открыть таланты, сокрытые у нас внутри.

И в ней тогда проявятся все спрятанные силы,
И высочайшей степени достигнет наше знание;
Умом свободным, светлым станем жить отныне,
И интуиция, и проницательность найдут у нас свое призвание.

И Дух в нас станет смелым, бескорыстным,
Уныний и печалей  тогда не будем знать;
Не подчинится он мотивам низшим,
А благородным, и отважным  сможет стать.

Тогда душа другим содействие окажет,
Способна будет тратить свой талант, имущество в работе;
Бесстрашной, щедрой она станет,
И помогать другим у ней появится забота.




Она способна будет принимать других людей заботы,
И отдавать себя всем без остатка;
И сможет наслаждаться восторгом жизни и работы,
У ней не будет прежних недостатков.

К служению другим она тогда готовой станет,
И расточать себя, не требуя взаимности ни в чем;
Всеобщую любовь она тогда собой являет,
Себя находит в служении самом.

Рождения всех этих сил души
Необходимо нам искать всегда;
В великих душах все они в одну объединены,
И это – есть выход наружу свободного  «Я».

Примечание: Дхарма- долг, обязанность.






























БОЖЕСТВЕННАЯ ШАКТИ

В духовной жизни Природа представляет
Существование воли и сознания;
Отсюда можно сделать вывод – она
Есть сила выражения сути нашей, то есть Я.



В обычной жизни для нашего ума,
Природа другую видимость здесь создает;
Механическая исполнительная сила Космоса есть она тогда,
И всем процессам толчок она дает.

В материи Природа развивает силы и процессы жизни,
В живой материи – силы и процессы нашего ума;
Она работает  посредством  законов постоянных, и их мы видим,
Большая власть, и сила ей дана.

Из материи Природа скроит объекты, формы,
Покажет свойства их энергий, законы их процессов,
Которые дадут характер роду, виду; и, бесспорно,
Что на Земле она - служанка, и вместе с тем она – принцесса.

В индивидууме Природа развивает
Характеристики, различия любые;
Законов вида она не нарушает,
Хотя с различий могут быть  последствия большие.

Но наше истинное  Я у нас внутри сидит,
Совсем не по пути ему с природой нашей;
Я наблюдения беспристрастные ведет свои,
Хотя оно способно  наши все решать задачи.

Когда начнем мы свой критический разбор,
Определим в себе двойное существо тогда -
Природу нашу, наложившую на душу свой контроль,
И душу; изменить и обладать Природой нашей  пытается она.

Существование наше законом управляется двойным,
Инертна без души – Пуруши - Природа наша;
И действует она, лишь соединяясь с ним,
Через механизм инструментов своих и качеств.

Пуруша отдельно от Природы свободен и пассивен,
Но с ней вступив в контакт, согласие дал, чтоб правила она,
Подчинен он чувству эго и Природе, себя отождествляет с ними,
Свое согласие он должен отменить, тогда вернет свои законные права.

В нас существо двойное: животное, материальное, и оно верно
Мотивам низшим, и называется то существо – Природа наша;
И также есть душа, умом запутанная в первом, она к себе самой
Должна достичь возврата.

Чтобы свободу ей приобрести, вернуть свои права,
В свои родные сферы должна она вернуться,
И от запутанности той сбежать она должна,
И от Природы низшей отвернуться.

На уровне высоком, который превышает умственное сознание,
Поймем, что двойственность – лишь видимость одна;
А высочайшая и подлинная Истина всего существования-
Есть Дух Единый – Верховная Душа.

Сила бытия этого Духа проявляет  себя во всем, что  Вселенной мы зовем,
И потому не инертна, не безжизненна Вселенская Природа;
Она – не инструмент бездумный и слепой,
Она Единым Духом наполнена и им одушевлена, Он жизнь дает Природе.

Единый Дух – единственная Реальность, Он есть Вселенская Душа,
Он создает, иль проявляет бытие свое
Своею собственной силой бытия,
Существование все едино, не раздвоено оно.

Природа и душа в нас тоже
Являются лишь видимостью двойной единого существования;
Играют в нас вселенские энергии,  и нам негоже
К Природе, к эго душу привязать, иначе потеряем истину сознания.

Чтобы достигнуть нам господства и свободы,
Вернуться мы должны к своей душе;
И не должны иметь мы личной воли,
А заменить ее вселенской волей, которая находится везде.

Она находится повсюду вокруг нас и в нас вливается всегда,
Она внутри у нас, и имя ей - Верховная Душа;
Поддерживает и снабжает все наши действия она,
Поскольку сила существует лишь одна.


А личной силы у нас нет,  мы этому должны поверить,
Мы только выражаем силу Шакти, благодаря ее живем;
Она – прямая воля есть, ее нельзя измерить,
Коль подчинимся ей, наши действия придут в гармонию с высшим бытием.




О ДВИЖЕНИЯХ ПРИРОДЫ

Движение Природы есть двоичное-
Божественное, мирское, светлое, темное;
Высшее и низшее,
Чтоб их понять, должны над этим размышлять упорно.

Пока не станем верить мы, пока не повернемся к Богу,
Являться мы природой низшей будем;
Сейчас рассмотрим низшую природу,
Когда поймем, как действует она, тогда другие знания добудем.

Через ограничения и разделения
Работает здесь низшее движение;
Его природа- темнота и неведение,
И высшей точки оно достигнет в жизни эго.

Природа высшая все понимает,
Через единение и превосхождение ограничений действует она;
Природу знания она имеет и высшей точки достигает
В духовной жизни, где любовь живет одна.

Цель пребывания человека не Земле почти никто не знает:
Природу высшую в себе должны мы развивать;
Но человек мирской себе сам предрекает
Лишь только нужды и желания свои все исполнять.








СОСТОЯНИЯ ЗНАНИЯ

В понятии «знание» тайна есть одна;
Обычно думаем, что есть оно умение
Интеллекта  нашего разбираться в фактах  жизни, материи, ума,
Понять и знать законы их правления.

На чувственных  восприятиях основано такое знание,
И на дальнейших рассуждениях, отсюда выходящих;
В сознании низшем находим мы тогда мы призвание,
Силы природы используем для целей наших.

Не есть то знание истина вещей,
Тогда оно – наука представлений одних;
Не сможет никогда оно поднять людей
Над миром нашим, хотя и даст познаний много им.

Камнями преткновений на пути, ведущем к знанию,
Лежат понятия интеллекта, нашего ума;
Основаны они на ложном понимании,
Что реальность - наше тело, чувства, но что ж тогда у нас душа?

Душа имеет створки для своих дверей,
У большинства из нас они распахнуты наружу;
И видят люди там лишь  видимость вещей,
И мрак, и боль, страдания и стужу.

Когда же для  мира высшего  наш человек  созреет,
Тогда все внешнее отринет от себя;
Научится смотреть в себя, и истину вещей узреет,
И мудрость, и бессмертие постигнет он тогда.

Там нерушимое блаженство всех нас ждет,
И истина, и подлинное знание;
Пусть каждый сам к себе придет,
Тогда узнает он свое призвание.

И знание подлинное прийти к нам может сверху, из небес,
Тогда другое мы получим зрение;
Когда свой ум мы успокоим, наконец,
Придет тогда оно, и к нам  придет прозрение.

Наш ум мешает нам во всем,
До сути истины не позволяет он пробиться;
Всю истину вещей собой закроет он,
И с ним мы в клетке заперты, как пойманная птица.

Цель знания – познать себя, прийти к себе,
Узнать, что существуем мы в невежестве сплошном;
Понять, что есть другое бытие в тебе,
Как жаль, что в нем мы не живем!

То бытие - и есть реальность, и она одна,
Хотя стоит она  у нас на заднем плане;
И закрывают ту реальность наши мысли и дела,
Когда ж дадим ей голос? Ведь она повсюду с нами.

Полусветом, посланным из бесконечности, является наш ум,
Он есть частичное видение, хотя за целое себя он принимает;
Он – бледный, преломленный свет, он - лишний шум,
Он сути бытия не постигает.

Отражателем и средством выражения  ум  выступает,
Ни одно из действий его не берут в себе начало;
Обычно отражает ум лишь только то, что знает,
С сознанием собственным все соотносит он сначала.

Обычно низшую природу ум наш отражает,
Когда ж он станет чистым, как вода,
В которой рябь не пробегает,
В нем отразится лишь Божественность одна.

Когда же ум активным станет,
Тогда Природы низшей он беспокойства отражает;
Божественность его  тогда оставит,
И низшее сознание опять им правит.

ТАИНСТВО ЛЮБВИ


Бог есть первоначальное, всеобщее существование,
Оно неотделимо от сознания и блаженства бытия;
К такому мы приходим пониманию,
Что Он - Божественная Личность, Он - Пуруша.

Его сознание в себе содержит силу Шакти мощи несравненной,
Его сознание и есть сознание бытия;  и силу Шакти оно в себе имеет;
И этой силой, этим бытием, все существа  во всей Вселенной
И существуют, и ею владеют.

И все создания лишь лицами Его являются всегда,
Он есть источник наших мыслей, действий, чувств, любви, – тому поверь;
К нему все это возвращается опять,
И результаты их имеют в Нем  источник свой, поддержку и потайную цель.

Должны мы внутренне олицетворять Его
Чрез наши отношения;
Должны в себе живущим сделать мы Его,
Отдать и посвятить  себя Ему, пусть будет он объектом  поклонения.

И нужно нам Ему предаться так,
Чтоб пребывал Он в нас всегда;
Чтоб были мы и в Нем, и с Ним, чтобы держали мы Его в своих сердцах,
И с Ним пусть будут наши мысли, чувства и дела.

Увидеть  мы должны Его во всех вещах физической природы,
И в людях, и в различных существах;
При всех общениях должны мы знать, что это Его формы,
Должны увидеть мы Его во всех глазах.

Обычно ум открыт  к материальным формам, и ими он огородился,
Все наши отношения искажены, не признаем мы божество внутри;
Всегда должны мы развивать привычку, чтобы стремиться
К возвышенному отношению, должны достичь любви.

Свои духовные объятия расширяя,
Увидим мы Его во всем внезапно, вдруг;
Восторгом этого сознания обладая,
Одухотворим тогда себя, и все вокруг.


Образ  Бога должны  носить  в себе всегда,
Как во дворце своем, живет он постоянно в нас;
Когда придем к нему, направит Он все действия нашей жизни и ума,
И сладостью присутствия Своего наполнит сердце нам.

Он нас соединит с Собой,
Как Друг, Руководитель и Возлюбленный нетленный;
И радость единения с Тобой,
Должна стать близкой, неисчерпаемой и неизменной.



Все наши чувства, побуждения, мысли должны к Нему мы отсылать,
Для одобрения Его, иль отвержения;
Тогда Он будет в них присутствовать, и будет Сам спускаться в нас,
Чтобы наполнить своею волей, светом, знанием и восхищением.

В конце концов, все наши мысли, действия, и чувства и желания
Начнут лишь из Него все исходить,  в Божественный зародыш превратятся;
И в скором времени у нас появится сознание,
Что наше бытие является от бытия всеобщего лишь частью.

К происходящему должны мы подходить с видением того,
Что мы имеем дело с Богом; Его во всем должны мы зрить;
От происходящего всего должны мы получать лишь удовольствие одно,
Страдание, горе, боль – дары Его, и их должны мы в восхищение превратить.

Ведь в скором времени они исчезнут в восторге единения,
Касание рук Его мы будем чувствовать всегда;
Они убиты будут чувством божественного соприкосновения,
Алхимия чудесного преобразования работать будет в нас тогда.

Вся наша жизнь заражена страданием, болью,
Как не отвергнуть нам ее?
Но кто возлюбит Бога, не видит горя и страдания более,
Они становятся лишь средством для встречи с Ним, следами давления Его.

Как только наше единение с Его природой станет полным,
Уйдут от нас и боль, и горе, и страдание навсегда;
Они являются лишь масками вселенского восторга, и  ничтожны,
Они в блаженство скоро превратятся, в счастье бытия.

Все отношения становятся блаженно личными,
В душе любовь проснется - пылкая, горячая;
И вверх она влечет, где существует Истина,
Не ждет она с Любимого отдачу.

И Бог- Учитель и Советчик, ведущий к знанию света,
В нас внутреннее видение растет тогда;
Мы чувствуем Его прикосновение, и ждем Его совета,
И словно скульптор, Он формирует глину нашего ума.

Нам слышен Его голос, указывающий правду,
Мы слышим мысль Его, которую Он нам дает, которой отвечаем;
Копий света божьего сверкание
Всю нашу темноту, неведение собой пронзают.

Мы чувствуем преобразование своего ума в ум Его,
Мыслителем и наблюдателем становится Он в нас;
Не можем больше видеть, думать для себя, Его лишь видим одного,
И думаем лишь то, Что Он желает думать для блага нас.

И видим только то, что видит Он для нас,
В Возлюбленного  в скором времени Учитель превратится;
Свои святые руки возложит Он на наше существо  в тот час,
Чтобы принять его, и им владеть, и им же насладиться.

Он - Властелин, но на пути такого приближения
Вся отдаленность от Него и разделенность исчезают;
Поскольку мы нашли свой путь соединения,
И больше нас ничто не разделяет.

Он принимает, заполняет, использует все наше существо,
И делает с ним все то, что пожелает;
Послушание есть знак служения, и низшее оно,
Мы скоро отношения высшие познаем.

Потом не повинуемся уже, но существуем в Его воле так,
Как пальцам музыканта струны отвечают;
Быть инструментом мы должны в Его руках,
Всего себя Ему мы подчиняем.

И в скором времени все наше существо рабою Бога станет,
И будет ликовать оно всегда;
В блаженстве пребывать отныне не устанет,
Из подчинения высшей власти не выйдет никогда.

С восторгом страстным, без вопрошаний, не думая сойти с пути,
Мы делаем все то, что Он  повелевает сделать;
Выносим все,  что Он желал бы нам перенести,
Неся с любовью свою ношу, являясь для других примером.

Он - Друг, Советчик, Помощник в затруднениях и страданиях,
Защитник от врагов, и битвы он за нас ведет;
Мы под Его щитом живем, и дышим, и сражаемся,
Он - возничий и кормчий, и выход Он для нас всегда найдет.

Он - наш товарищ вечный, и наш партнер желанный,
Он игры нашей жизни все объединит;
И может оскорбиться Он, покинуть нас, и может показаться, что Он обманет,
Разгневается на нас, по - видимости, может даже изменить.

И терпит все это любовь, что в нас живет,
В сопротивлениях таких  быстрей растет она;
Но в скором времени, радость единения вновь она найдет,
И наш Возлюбленный останется нам другом навсегда.

В конце концов, мы обнаружим и поймем,
Что Он всегда любил и любит нас; и связь тогда во всем найдем,
Поймем, что Он все делал для обоюдного блаженства,
Для радости Его чрез нас,  для нашего же совершенства.

Он есть для нас отец и мать,
Источник наш и наш хранитель,
Он – нежно любящий защитник наш,
Просьб наших терпеливый исполнитель.

В душе своей Его лелеем, холим, как долгожданное дитя,
И наше обожание Он принимает за работу;
Его любовь хранит в себе всегда
Всю материнскую, отцовскую заботу.

От отношения любви проистекает все,
Она отыщет все пути своего осуществления;
Найдет и средства для обладания Им во  всем,
И много радости найдет в уединении.

Все разделения ума, его барьеры в скором времени растают,
И все холодные анализы рассудка нашего замрут;
Осмеяны любовью этой, они от нас все отпадают,
А если и останутся – как пробы для искания единения, и вскоре они уйдут.

Любовь прийти к нам может разными путями-
Как пробуждение к Природе, к людям, красоте,
При виде идеального лица, через намеки Его тайные,
Что Он присутствует во всем, везде.

И может привести она к потребности необозримой,
Чтоб чувствовать и ощущать того, кто нас окружит,
Кто манит и подталкивает нас к себе незримо,
Чтобы предчувствовать того, кто с нами рядом, кого должны мы обнаружить.

И страстно будем мы искать Его повсюду, возможно будет только где,
И гнаться за Возлюбленным невидимым всегда;
Но может так случиться, что тот, о ком мы даже и не думали в душе,
Поймать нас сможет для себя.

Хотим мы этого сначала или нет, но если Он захочет, то придет,
Сначала, может быть, как враг придет;
И наши отношения с Ним тогда
Могут быть отношениями как битва и борьба.

Но если первым отношением является любовь, влечение,
То отношения между душой и Богом могут быть
Полны непонимания и обиды, а также ревности и гнева,
Наполнены спорами и ссорами любви,

Надеждой и отчаянием, и болью от отсутствия любви,
От разделения с Ним страдаем мы;
Все страсти сердца на Него бросаем, пока они
Очистятся в один большой экстаз любви.

Все в нашем существе тогда поет, ликует неустанно,
Глубокой радостью заполнены и тело, и душа;
Все органы и нервы наполнены вином экстаза,
Тогда достигнем всей цели бытия.

Ведь заключительное слово бытия - любовь, Ананда,
И это есть секрет секретов, из тайн всех тайна;
Завладевая всем, охватывая все собой,
Путь этот даст освобождение, любовью покоряя все одной.

И здесь имеем единение и слияние в одно,
Своей души с божественным, невыразимым;
И в этом обнаруживает себя суть всего,
Что существует в мире.

Нет недоступного ни в чем для тех, кто любит Бога,
Ведь он божественного любовника избранник, собой Его олицетворяет;
И будет помогать ему во всем Природа,
Ведь на Земле собой он Бога представляет.











О ПРИРОДЕ ЧЕЛОВЕКА

Несовершенная природа наша
Все компоненты совершенства в себе хранит;
И как развить их – вот главная задача,
Должны преобразить себя, чтоб в мире высшем мы могли бы жить.

ЕДИНСТВО

Когда не будем мы отождествлять свой центр сознания
С Природой нашей – умом и жизнью, с нашим телом,
Тогда приходим  мы к познанию
Истинного «Я», его единства с Брахманом безмолвным, неизменным.

И ощутить единство это нам необходимо, чтоб знанием овладеть сполна,
К тому освободиться, кто за пределами всего;
Душа собой владеет, с Сачитанандой в единении находится она когда,
Истинное знание в Сатчитанаде соединяет все, ведь бытие одно.

Должны мы мыслить, чувствовать и действовать, единство это сознавая,
Его необходимо сделать единственно реальным в каждый миг;
Ощущения себя, как личности отдельной, поглощая,
Единством этим стать, в единстве этом жить.

Тогда поймем Сатчитананду,
Который один в себе всегда
Независимо от состояния, и уровня существования;
Он – бытие, сознание, восторг и наслаждение бытия.

В сознании Абсолюта необходимо жить всегда,
Он и безличен, и проявляется в личностях во всех;
Он есть безмолвие, творящее вечное слово бытия,
И будет окружать тогда  тебя со всех сторон успех.

Абсолют есть Бытие, собранное в себе самом как одно существование,
И также проявляется и в существующем оно везде;
И как сконцентрированное в единстве своего существования одно сознание,
И как сознание, распростертое в Природе, имеющее центры у нас  в душе.

Должны мы ощущать такое бытие, как Силу общую одну,
Неподвижную в покое самособранного сознания,
И динамично простирающуюся в сознании, простирающемся вокруг,
И как один восторг, блаженный в осознании

Бесконечности своей блаженной, как знание одно;
Как Воля руководящая одна,
Которая предопределяет все, для всех различных умов;
Как ум один, включающий в себя все умственные существа,

Который всю их умственную деятельность составляет;
Как жизнь одну, активную во всех живущих существах,
Которая в них виталическую активность вызывает;
И как субстанцию одну Бытие должны мы представлять,

Заполняющую все формы и объекты как сосуд,
В котором ум и жизнь проявляются всегда -
Вот тот эфир, в котором существуют сознательная Сила, и восторг вокруг
В единении и в различном проявлении Бытия.

Это есть семь принципов проявленного Сатчитананды Бытия,
И в этом проявлении также двойственность видна:
Есть высшая природа Сатчитананды, там обнаружит он себя во всей красе;
И низшая природа есть - природа тела, жизни и ума,  завуалирован он где.

Мы все ведем двойную жизнь: духовную внутри, иль наверху,
Ментальную и материальную в активной жизни на Земле;
Как чувственно созданный слепок Духа должны мы осознать материю саму,
Проводником для проявления Света, Силы, радости отныне будет она где.

И жизнь должна проводником отныне стать
Божественной силы безграничной;
И ум, и чувства наши барьер пред ней могли создать,
И потому лишились мы величия.

Когда барьер тот уберем,
Найдем призвание свое;
Тогда величия достигнем своего,
Дойдем до Бога самого.

Всю чувственную, эмоциональную ментальность
Должны преобразовать в игру Божественной любви, вселенского восторга;
Интеллекту, который ищет постоянно знания,
И воле в нас должны мы предоставить  свет Божественного знания.

Помимо способа ментального,
Осознание Истины происходит - из Сверхразума,-
Воли, которая знает, и Знания,
Которое действует  - что создает мировой порядок.

Основой знания является знание Сатчитананды, как единого в себе Самом,
И единого во всех проявлениях его,
Сделать это видение Единства реальным для сознания, и стать им путем Поглощения ощущения отдельной личности в ощущении Единства с Бытием,

И со всеми существами,
Значит, осуществить его в йоге знания;
Жить, мыслить, чувствовать, иметь волю и действовать  всегда
В этом сознании единства, значит осуществлять

Его в индивидуальном существе
И в индивидуальной жизни; эта реализация единства
И эта практика единства
В различии и есть Йога во всей полноте.

Путем этого Знания
Мы приходим к единству целей, поставленных перед собой тремя путями – Знания, труда и преданности; знание
Преследует цель реализовать истинное самосуществование.

Труды - реализовать Божественную Сознательную Волю, которая тайно Руководит всеми трудами;
Преданность- реализацию блаженства, которое наслаждается,
Являясь Возлюбленным всех существ и сущего всего - Сат, Чит и Ананда.

Таким образом, каждый преследует цель владеть
Сатчитанандой - через тот или другой аспект
Его триединой божественной природы.
При помощи Знания мы приходим

К нашему истинному, самосуществующему бытию, которое каждое «Я»
Скрыто собою представляет, и мы различия отменяем;
Я есть Он; и тогда
Приходим к идентичности с другими существами.

И в тоже времяэто интегральное знание дает
Нам ощущение этого безграничного существования
Как сознательной силы, которая создает и управляет мирами, и проявляет Себя в их трудах; оно проявляет Самосуществующего в его

Мировой сознательной воле как Господа, Ишвару.
Это позволяет
Соединить нам свою волю с волей Его.
Реализовать Его волю в энергии сущего всего

И рассматривать проявление
Этих энергий другими как часть нашего собственного самопроявления.
Таким образом, пропадает реальность борьбы и разделения,
И противопоставления, и остается только их видимость.

В единении своем Пракрити и Пуруша
Из бытия Сатчитананды возникают;
Самосознательное существование есть сущность природы Бытия,
И это Сат, или Пуруша; и только Он один всем управляет.

Сознательная Душа – Пуруша есть, Господь великий,
Душа Природы - действующая энергия Его;
Природу Сат несет в себе Пуруша, хотя и скрыто,
И это есть сознательное самосуществование само.

Пракрити, Шакти природу Чит имеет- то есть природу знания,
И это есть сила сознательного существования Пуруши, и  нет  силы другой;
Их взаимоотношения существуют постоянно
Между такими полюсами, как действие, покой.

Когда энергия поглощена блаженством сознательного самосуществования- Покоем зовется это; когда Пуруша в действие своей энергии самоизольется,
Это–действие, творение, наслаждение, Ананда становления; Ананда -
Есть творец и вдохновитель всех становлений; понять все это нам придется.

Самомознательное существование есть сама сущность Бытия; это Сат,
Или Пупуша; сила самосознающего существования, независимо от того, Находится ли она сама в себе или проявляться в трудах сознания своего,
Силы, знания и воли, Чит и Тапас, Чит и его Шакти – это и есть Пракрити .

Вечная истина единства этого сознательного бытия с его сознательной силой, Иль воплощенной в себе самой, или развернутой в неразделимой Двойственности объектов есть восторг Бытия - Ананда; и это – Истина
Из истин всех, не существует другой истины.

Природа выражает бытие, осуществляет волю;
Самопознание удовлетворяет и служит восторгу бытия души;
Душа осуществляет и контролирует и знание, и волю,
И разворачивает, и наблюдает все миры.

Владыкой, наблюдателем и знающим господином природы является душа;
В мирах она и действует, и это действие поддерживает всегда;
Помогая радоваться и радуясь, и трудится, и санкции дает она,
Без них Природа сил всех лишена.

ВЛАДЫКА ТРУДА

Все, что есть, есть Он, и Он есть больше, нежели все то, что есть;
И мы, хотя мы этого не ведаем, и далеки от этого признания,
Есть бытие Его существа, сила Его силы все мы есть;
И мы сознательны сознанием, полученным от Его сознания.

Из Его материи состоит и наше смертное существование;
И Он, бессмертный, в нас живет всегда;
Он искра есть блаженства, света,  знания,
И Он есть сущность природы Бытия.

И только лишь тогда, когда мы отдадимся Его силе Шакти, и будем ей верны,
В присутствии Его получим право жить, где абсолютное блаженство;
Следы ищущей силы могут быть направлены и ложно, тогда она - твои грехи,
Но не на грех нацелена та сила, а на твое лишь совершенство.

И часто грехи  наши являются лишь покровами тех качеств,
Которые должны быть выведены из-под этого мерзкого камуфляжа, иначе,
В совершенном божественном провидении вещей их существование
И продолжение не было бы допущено; владыка наших трудов не растяпа,

Не безразличный свидетель и не праздный игрок, забавляющийся
Роскошью ненужного зла; Он мудрее нашего рассудка и мудрее нашей Добродетели; наша природа не только ошибочна
В воле и невежественна в знании, но и слаба в силе.

Но существует Божественная Сила; и она поведет нас, если мы поверим
В нее; и она использует наши слабости и нашу силу для божественной цели. И если нас постигла неудача
В достижении цели, то это вследствие того, что Он запланировал неудачу.

Часто наша неудача или плохой результат является верной дорогой
К истинному результату, к которому не привел бы
Немедленный и полный успех; если мы страдаем, то это, без сомнения,
Означает, что что-то в нас быть подготовлено должно для наслаждения.

Если мы спотыкаемся, то это к тому, чтобы, в конце концов, узнать тайны Более красивой походки; наша цель- измениться в божественную природу;
Но божественная природа
Не является ментальным или моральным, но духовным состоянием.




ТРИ ФОРМЫ ПРИРОДЫ

Каждая форма вещей, живая будь она иль неживая,
Есть равновесие ее природных сил в движении; мы это должны знать;
И с окружающими  силами в контакт вступая,
Она по-разному в контакте том на эти силы будет отвечать.

От контакта с теми силами
Характер наш зависит даже;
Как на контакт такой мы реагируем,
Таким и будет характер нашего ответа также.

Когда на тот контакт ничем не отвечаем,
Когда реакций на него мы не даем,
Тогда мы форму Тамаса являем,
Слепота и бессознательность являются его клеймом.

Неспособность, леность, вялость, бездействие сплошное,
Сон жизни, тупость ума, дремоту души здесь видим снова;
Распад всей формы – итог его воздействия крутого,
Невежество и темнота лежат в его основе.

Но у других людей контакт тот поощряет
На всевозможные давления отвечать,
Вести борьбу, завоевания он заставляет,
Мы видим форму Раджаса тогда.

Здесь перед нами путь и действия, и страсти, и жажда всякого желания,
Победа, поражение и вечная борьба ему сопутствуют всегда;
И полон он искания и страдания,
Энергию, активность, мощь здесь видим мы тогда.

Животный гнев и лицемерие,
Тщеславие и гордость, жестокость, тирания и борьба,
Жадность, похоть, низость и высокомерие –
Таких детей Природы видим мы тогда.

Но кроме этих двух, есть способ  другой реагирования на все,
Что к нам приходит;
Мы силе здесь великой подчиняемся одной,
Она от нас все негативные энергии отводит.

И сила эта понимает, контролирует во всех делах;
У этого пути есть интеллект, которым мы во все процессы проникаем;
В реакциях даем ответ, который направляет, выявляя лучшее во всех вещах;
И здесь мы форму Саттвы наблюдаем.

Такая форма наполнена чудесным светом,
Она направлена к добру, и к знанию тогда;
Сочувствие и близость, теплота и понимание являются ее ответом,
И свет, и чистота струятся из нее всегда.

ВЫСШЕЕ И НИЗШЕЕ ЗНАНИЕ

Есть два вида знания:
Одно - посредством интеллекта своего
Лишь к видимым вещам снаружи подходя, ведет свое познание,
Оно - есть знание видимого мира, и низшее оно.

Второе знание стремится изнутри познать
Всю истину существования в ее источнике самом,
Путем духовного развития все узнать,
Познать феномен существования, понять весь мир живой.

Пока менталитет не развит в нас в известной мере,
Нам не понять второе знание;
С развитием ума оно становится богаче и полнее,
И с ним растет пропорционально.

Наука, философия, психология, искусство, знание о человеке –
Все это средства для нашего познания
Трудов великих Бога в Природе, в жизни, где они проявлены извечно;
Но нас влечет к себе сначала лишь видимого мира знание.

По мере проникновения вглубь вещей, мы обретаем новый взгляд
И опыт новый;
Любое из этих направлений тогда
Поставит нас лицо к лицу пред Богом.

В конце концов, наука вынуждена постигать и постигает
Дух, бесконечность, единый Разум;
Контакты с существами из других миров нас заставляют
Поверить в них, но мы не верим в это сразу.

Искусство нас к тому же приведет,
Сама Природа подтолкнет нас к Богу вдруг;
К духовной эволюции человек придет,
Духовное, божественное знание увидит  он тогда  вокруг.

И этика должна постичь  такое понимание,
Что закон добра, который она ищет, есть закон от Бога;
И он зависит, пусть посетит нас это знание,
От Бога всемогущего, Владыки этого закона.

От изучения души, ума живого существа
К другим понятиям приводит нас и психология в развитии:
К познанию Души Единой, всеобщего ума,
И в этом делает она немалые открытия.

История и наука о человеке, как и история Природы и науки о ней, ведут нас
К постижению вечной универсальной Силы и Бытия,
Чья мысль и сила вырабатываются всегда
В виде космической и человеческой эволюции; должны мы понимать,

Что само действие принуждает нас к контакту с Божественной силой
Которая работает через наши действия, использует их и управляет ими,
Хозяина имея одного; является исключительно знанием Бога знание все,
Получаем его непосредственно через Него, через Природу, через труды ее.

Философия работает с принципами всех вещей, стараясь их понять;
Должна она прийти к познанию
Принципа всех этих принципов, его узнать,
Исследовать его природу, атрибуты, открыть суть истинного знания.

И если этим знанием мы станем обладать,
Интеллект начнет наш  понимать, эмоции - чувствовать, желать святое;
Без высшей силы ничто не может жить, существовать,
И наша воля  себя в служение обращает  к Богу.

Посредством знания святого
Все высшие возможности в себе мы разовьем;
Когда поймем, что все - от Бога,
Тогда мы полностью к Нему придем.

ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ЭГО

Формирование ментального и виталического эго,
Привязанного к ощущениям тела
Было первой работой большой
Космической Жизни в эволюции ее;
И притом единственным и безупречным средством, которое она нашла,
Чтобы из материи создать
Сознательного индивидуума; а растворение этого лимитирующего эго
Будет выступать необходимым средством
Для того чтобы эта самая космическая Жизнь могла бы достигать
Своего божественного осуществления; ибо только так
Находим мы свое божественное, космическое Я,
Или свою истинную Личность; это двойное движение:
Творение, разрушение, раздувание огня, его тушение,
Или формирование сначала маленького «я»,
Временного и ненастоящего «я», которое мы считаем за себя,
И высвобождение из него в величие вечного и истинного Я;
Ибо человеческая мысль распадается всегда
В двух противоположных направлениях.
Одно из них – мирское, прагматичное, оно за цель всей жизни принимает
Удовлетворение эго индивидуального, или коллективного; и не желает
Дальше этого идти; в то время как направление другое –
Духовное, философское, или религиозное-
Считает, что эго надо растворить,
Чтобы душе свободу подарить.
И если нашей целью будет выступать
Духовное освобождение, должны себя мы расширять,
И за пределы эго выходить,
А в эгоизме спасения нам  не найти.
В человеческом эгоизме и удовлетворении его
Нет места достижению божественного начала самого;
Очищение от эгоизма есть условие
Для этического прогресса и подъема,
Для социального добра и совершенства,
Для ощущения вечности, блаженства,
Для внутреннего покоя,  радости и чистоты.
Пропорционально степени, в которой мы
Освобождаемся от эго, мы обретаем
Более широкое физическое пространство,
Богатый опыт высокого сознания,
Души возвышенное состояние,
Большое знание, размах и  власть.
Освобождение от эго все это может дать.
Даже цель, которую преследуют
Мирские философии, реализация и совершенство,
Удовлетворение ума,-
Обеспечиваться будет не путем удовлетворения
Эго ложного, а только лишь путем приобретения
Своей свободы в высшем Я.
Поскольку в малом бытии нет счастья бытия.
А счастье принесет большое бытие.
А эго ложное твое
Есть малость бытия,
И вызовет оно всегда лишь сокращение сознания,
И вследствие этого, ограничение знания.
Обессиливающее невежество само оно с собою принесет.
Ограничение и уменьшение силы  эго наше нам дает,
И, как следствие, слабость, разделение единства, отсутствие общности всего,
Дисгармонию, отсутствие внимания,
Сочувствия, любви и понимания.

ВИДЫ Я

Искусство йоги в том будет состоять,
Чтобы с Богом мы могли б в контакт вступать,
Чтоб мы могли бы жить в  высоком Я, единства с ним добиться,
И с Божеством объединиться.
И только лишь тогда способны будем Истину познать,
Найти ее тогда сумеем мы во всех вещах,
И суть другого человека сможем мы тогда определять,
А это будет означать,
Что правильное бытие ведем,
И жизнью правильной живем.
Для нас, существ ментальных,
Живущих на нижайшем плане,
Не так легко ту Истину познать,
Не так легко наладить с Высшим связь.
Высокую материю не каждый может воспринять,
Ведь Истина покоится на основании единства всех вещей в природе,
И с бусинками сравнить нас можно,
Нанизанными на нить одну.
Но интеллекту и уму
Непросто это осознать,
И их нам надо очищать.
Есть три Пуруши, а это слово «наслаждающийся» будет означать.
Они собою будут представлять
Все состояния и действия божественного бытия.
Их называем мы изменчивым и неизменным, и Высочайшим; и когда
Возьмем мы Высочайшего из всех Пуруш,
Узнаем, что Он в себя включает первых двух,
И превосходит их, и Он – Господь великий сам.
Все живые существа
Должны всегда с Ним в связи находиться,
И к единению с Ним должны они стремиться.
И Он находится и в нас,
И также и во всем, как неизменный Пуруша, являющийся всегда
Безгласным, ровным, бездеятельным Я.
Его достигнем мы тогда,
Когда свой ум мы успокоим,
И от активности к бездействию уйдем, к покою.
Когда мы от игры сознания уйдем,
К сознанию чистому придем.
Посредством чистого сознания сам Бог
Владеет и наслаждается игрой
Сознания; в изменчивом же «я» зафиксировано ментальное существо,
В его потоке непрерывном движется оно.
Покоем, вечностью оно не обладает,
Душа в неизменном Я закреплена бывает.
Покоем, вечностью, блаженством наполнена она сполна.
Но лишена душа
Возможности такой, чтоб в мире действовать, хотя она
Жить в мире высшем подготовлена сполна,
Чтобы покоем, силой и восторгом наслаждаться.
Через нее Божественность способно проявляться.
Чувство Единства достигнуто будет не тогда,
Когда считаем всех частями целого, волнами мира одного, но тогда,
Когда каждого, как и все целиком считаем Божеством,
Полностью нашим Я в его высшем тождестве.

РЕАЛИЗАЦИЯ КОСМИЧЕСКОГО Я

Нашей первой целью, после того, как мы отошли, отмежевались от ума,
От тела, и от всего,
Что не является извечным нашим существом,
Является избавление от идеи маленького «я».
Благодаря которой мы отождествляем себя
С низменным существованием, и представляем себе только наше
Бытие, как тленные, непостоянные создания.
И в этом бренном или непостоянном мире
Должны мы будем познать себя отныне
Как вечность, дух, и в бытии том истинном должны существовать.
Идея эта идеей главной должна стать.
И после того, как мы познали вечное свое Я,
Которым мы являемся, когда мы стали им неотъемлемо, у нас есть
Еще вторая цель:
Установить истинные отношения меж этим вечным Я;
И низшим  «я», и непостоянным существованием
И непостоянным миром этим, которые мы ложно принимали
За наше истинное бытие,
И единственное возможное существование свое.
Раньше мы считали,
Что наше истинное Я
Концепцией лишь отдаленной будет выступать,
Далекой от нашего мирского существования; и мы себя представить не могли
Иначе, как это тело, этот ум, и эта жизнь,
Изменяющиеся  и движущиеся в протяжении Времени всегда.
И мы должны вернуть в свое сознание все вещи, существа,
Но как единые со всем,
А не отделенными от всех эгоистической индивидуальностью своей.
Иными словами,
Кроме сознания трансцендентного Я,
Чистого, самосущего, вне времени и пространства, мы должны признать
Космическое сознание и стать им, и мы должны отождествлять
Свое бытие с Бесконечным, который делает себя
Основой и фундаментом миров и пребывает
Во всех существованиях.
И мы должны космическое сознание признать, в нем жить, и им же стать,
И с бесконечностью  бытие свое отождествлять.
И это завершающей реализацией твоей всей жизни будет выступать.
И бытие твое тогда единым станет со всеми существами.
А ограничивающее эго, которое мы за себя считали,
Всегда барьеры создавало
Между людьми,
И создавало ложные отношения средь них.
И нужно нам приобрести чувство бесконечного бытия,
Ибо  истинное Я-
Не есть индивидуальное  ментальное существо.
Лишь видимостью и представлением является такое существо.
А наше истинное Я -
Космическое, бесконечное, единое с существующим со всем; оно всегда
Во всем, что существует, обитает.
Наше Я, стоящее за нашей жизнью, умом и телом, является тем же самым,
Что и Я собратьев других.
Когда  мы овладеем им,
Основу общего сознания имеем мы тогда,
Единым существом способны стать; но ум старается всегда
Завесу плотную накинуть на наше новое владение своим Я.
И он противится идентификации такой.
И потому ты ум и сердце очищай, мой дорогой.
А если  очищен ум в тебе,
Открыт он будет, способным станет он вполне
Божественные знания получать.
И ум должны мы  приучать, чтоб мыслил он о всех вещах и существах,
Как о Едином, а не как об отдельно существующих в себе.
Тогда понять сумеем мы вполне
И Брахмана, и Бога,
И материальную Природу.
Мы можем осознать, что есть Величественное Я,
И в нем живут все существа.
Оно есть Дух, иль Божество,
Проявлено оно как бесконечное, самораспространяющееся   бытие, Самосущее и чистое, не зависящее ни от Времени, ни от Пространства,
Но поддерживающее Время и Пространство,
Как объекты своего сознания.
И оно будет простираться
И содержать в себе, в сознании своем,
Все проявление; не связано оно с чем-либо из того,
Что создает оно, в себе содержит оно что, и чем становится оно.
Но свободное, бесконечное и всеблаженное оно.
Оно сохраняет их в старом образе,
Как бесконечные небеса содержат в себе все объекты; этот образ
Бесплотного (Акаша) Брахмана может оказать большую помощь йогу.
И в образе небес, не физических, а заключающих в себе
Все бытие, сознание, блаженство, он может постигнуть умом,
И ощутить в своем
Ментальном существе
Все высшее существование,
И отождествить его в единстве с Я внутри себя; путем такой медитации
Можно привести ум свой
В благоприятное состояние,
При котором, путем разрыва или раскрытия завесы, супраментальное Видение может затопить ментальность
И совершенно изменить все наши взгляды.
 В своем самосознании
Мы становимся не столько космическими,
Но сколь ультракосмическими,
Бесконечными.
И жизнь, и ум, и тело станут только движениями в этой бесконечности, Которой мы стали.
И мы тогда увидим, что все, что существует, не является
Вовсе вселенной, а просто этой бесконечностью духа, в которой
Движутся мощные космические гармонии ее собственных образов
Самосознательного становления; все формы и существования
В своей реальности   являются
Самосознающими становлениями Я,
Другими словами, Я находится внутри их, как и в нас,
Сознавая их, их движением руководя,
Блаженное в местах своего обитания,
Как и в обладании
Всем, чем оно становится; как эфир одновременно содержит
И содержится в кувшине одновременно, оно содержит
И обитает во всех существованиях,
Не в физическом, а в духовном смысле, и является их реальностью.
Мы должны знать, оставляя
В стороне всякое тщетное сопротивление интеллекта и ментальные Ассоциации, что Божество населяет
Все эти становления и является
Их истинными Я и сознательным Духом, и должны Знать
Это не только интеллектуально,
Но и знать
По своему опыту, который превратит в божественные формы все привычки
Ментального сознания.
Это Я, которым, наконец, станем, в нашем самосознании
Совершенно едино
Со всеми  существованиями, несмотря на то, что оно
Их превосходит; мы должны видеть его не только как то,
Что содержит и населяет все,
Но и как то,
Что является всем, не только как постоянно присутствующий Дух, но также Как имя и форму, движение
И Господина движения,
Ум, жизнь и тело; именно этой окончательной реализацией
Мы подведем итог с правильной позиции,
И с видением Истины.
Индивидуальный ум, жизнь и тело, которые мы отвергли от себя,
Как не свое
Истинное существо,
Мы восстановим как истинное становление Я,
Но уже не в чисто индивидуальной
Узости; мы восстановим ум не как отдельную ментальность,
Заключенную в мелких движениях, но как движение Вселенского Разума;
Жизнь не как эгоистическую деятельность виталического чувства и желания,
А как свободное движение всемирной жизни, которую в себя впускаешь;
А тело –
Не как тюрьму души, как послушный инструмент, и как отделяемую
Одежду, познавая его также
Как движение вселенской Материи, как клеточку космического тела.
И, без сомнения,
Мы начнем ощущать все сознание
Физического мира как единое с нашим сознанием,
И чувствовать все энергии
Космической жизни в качестве наших собственных энергий,
Слышать все удары
Великого космического пульса в ударах
Сердца своего, приведенного в единый ритм
С Божественной Анандой; и мы
Будем чувствовать, как вся активность мирового разума вливается
В ментальность нашу.
А движение мысли нашей
Вытекает
В него, как волна в широкое море.
Единство это ощутим вскоре;
Оно охватит нас,
И явится для нас
Внутренним свершением
Божественного в полном космическом сознании; но поскольку мы
Все это охватить должны
В двойном условии Бытия и Становления,
Мы должны обладать полным интегральным Знанием.
Оно не должно ограничится реализацией
Чистого Я и Духа, но должно включать также
Все аспекты Духа, при помощи которых он поддерживает, развивает
И выбрасывает себя в космическое проявление; знание себя и знание мира
Должно стать единым
Во всеобъемлющем знании Брахмана.



О РЕАЛЬНОСТИ

В нас есть Реальность, и она одна;
Она возвышенна, духовна, неподвластна ничему земному;
Она имеет имя - истинное Я, или Сверхдуша;
И лишь поняв реальность ту, прийти мы сможем к Богу.
Необходимо сделать так,
Чтоб жить смогли бы в той Истине всегда;
Другим путем познать ее нельзя,
Познание ее - и есть условие истинного бытия.


Энергия Творца все формы мира заполняет,
Она сознанием, пониманием одаряет,
Бесценной жизнью награждает.





ОСВОБОЖДЕНИЕ

Чтобы вернуть себе  все то, что потеряли,
Должны от эго мы уйти, в котором пребываем;
Оно должно в безличности исчезнуть, и влиться в широкое космическое Я,
Которое обнимает все наши маленькие «я»,
И влиться в трансцендентное божественное Я.
Всегда духовно космическое Я.
И путать нам его нельзя
С какой – то групповой душой,
Или даже с человеческой душой.
Ведущая идея в мысли и этике  мировой  есть та,
Чтобы  свое эго подчинять на благо всех всегда,
Что это – путь  к счастью
Человеческой всей расы.
Но это не духовный идеал, а лишь ментальный и моральный.
У этого прогресса нет основательного духовного содержания.
И для твоей души не дает он  твердого основания,
Поскольку коллективное  сознание
Есть копия, или сумма индивидуальных эго; хотя и коллективное оно,
Оно одну субстанцию имеет, в себе большого света не несет,
И чувство вечности в него, тем более, не придет.
В коллективном эго нет чистого источника, покоя, мира, счастья.
Оно, к несчастью,
Еще растерзанней, тусклей, запутанней всегда
По отношению к эго индивидуума, отдельно если его взять.
А в коллективном эго индивидуум толпу собою представляет,
В которой пребывает.
И требовать нельзя, чтобы возможности свои,
Которые более озарены,
Он подчинил толпе, поскольку толпа
Подобна темной сущности всегда.
И если мы хотим иметь
Мир, освобождение, лучший уровень существования и свет,
Они должны прийти к твоей душе
Из чего-то более широкого,
Чем индивидуум, и также из чего-то более высокого,
Чем коллективное эго, чем из толпы.
И сделать вывод мы должны,
Что альтруизм, и филантропия, служение людям
Сами по себе являться будут
Ментальным и моральным идеалом.
Они собой законов не являют,
И сами по себе они есть идеалы.
Они не есть законы высшей жизни,
Стоят они намного ниже.
И если в духовную цель твою войдет
Импульс отрицания собственного «я», или служения миру, то он придет
Из чего-то более сокровенного, чем эго, пусть даже коллективное оно.
Тот импульс придет от Бога самого.
И именно Его, источник трансцендентный,
Должны искать, должны Ему служить, и Он - бессмертный.
Большое Бытие собой Он представляет,
А мы собой являем
Лишь элементы бытия того.
Должны понять одно:
Над эго мы должны подняться,
И в истинном Я все время жить, и  от невежества отмежеваться.
Чтобы бессилие, печаль и  дисгармонию не знать,
Должны мы выше эго стать,
Должны найти, познать и овладеть Божественным существованием,
Природой своей высшей, и возвышенным сознанием.
Лишь эту цель должны иметь; и эта цель –
Единственное совершенство, и единственная цель;
Должны всегда стремиться  к ней.





Я ВСЕЛЕННОЙ

Я Вселенной находится внутри всего;
Осознает, руководит движением оно,
Всегда блаженно, в себе содержит  все существование,
И обитает в них; оно вполне реально.

Во всех существованиях Его найдем,
Не в  физическом, а в духовном смысле оно- кругом;
И их реальностью Оно является всегда,
И это – Сверхдуша.

И это Божество все формы населяет,
И истинное Я  в них представляет;
Дух сознательный есть то Божество,
Единое со всеми существованиями Оно.

И это несмотря на то, что всех их превосходит;
И ум, и тело, и жизнь свою тогда находим
Не как истинное наше существо,
У нас есть истинное Я свое.



ПРИМЕЧАНИЕ: использована литература Шри Ауробиндо «Синтез йоги»


 




СОДЕРЖАНИЕ:

Троекратная жизнь                1
Закон жертвы                6
Два уровня - два мира                8
Единство                10
Три формы Природы                11
Любовь и тройственный путь                12
Сила души и четырехкратная индивидуальность           14
Божественная Шакти                20
Движение Природы                22
Состояние знания                22
Таинство любви                24
О природе человека                29
Единство                30
Владыка труда                34
Три формы Природы                35
Высшее и низшее знание                36
Освобождение от эго                37
Виды я                39               
Реализация космического Я                40
О реальности                44
Освобождение                45
Я Вселенной                46


Рецензии