Зрелая Личность доросла до морали в воле и праве
Человек, если он не «личность», не способен быть «правом», не может углубиться до морального состояния и возвыситься до нравственности; ему нет, следовательно, и пути к прекрасному искусству, истинной религии и абсолютной философии. Поэтому голос всеобщей, субстанциальной воли человека, т. е. «право само по себе» зовет человека к тому, чтобы он стал «личностью». «Правовое повеление» гласит: «будь лицом и уважай других, как лиц».
Свобода» лица требует, чтобы оно вышло за пределы «абстрактной личности» и превратило её в конкретную, содержательную2590 и свободную от инобытия субъективность.2591 Для этого личность должна принять встречу с внешним объектом, вступить с ним в спекулятивный симбиоз и усвоить его содержание.2592 Опустевшая всеобщность ноуменальной воли должна срастись с новыми особенными содержаниями,2593 проработать их и вернуться к себе с бременем новой свободы. Тогда внутренняя правота воли (всеобщая воля «право само по себе») найдет себе «адекватное явление во внешнем существовании, а внешнее существование загорится огнем внутреннего, духовного значения; тогда «право само по себе» окажется тождественным с «правом положительным», возникнет «образ» правовой действительности, т. е. целостное явление свободы, или, что то же, осуществится «идея» права.2
Единичной воле как силе решающей2597 надлежит осуществить это полномочие: принять «особенное» содержание инобытия и увести его в глубину «всеобщего» лона.
Ибо Гегель все время имеет в виду не «право», а «правое состояние воли»; и не «правовой институт», а «деяние и состояние воли, освобождающейся во внешней жизни и углубляющейся внутренне». Гегель ставит один и тот же вопрос применительно к каждому правовому состоянию: правый ли это status воли?
Владеющая воля одолела сопротивление вещи и одухотворила её; в результате дух человека находит в вещи самого себя,2621 свои цели и свои определения: он становится для себя своим собственным предметом. Именно постольку владеющее состояние воли истинно и правомерно и является собственностью.2622 Собственность образует, таким образом, новую действительность;2623 она дает новое бытие воле, новое существование лицу.2624 Каждому лицу надлежит иметь личную, частную собственность:2625 этого требует его свобода, это необходимо для его действительности. Ни собственность, ни коммунизм не могут сковать или вытеснить этого права.2626 Высшее состояние воли (государство) может ограничить произвол частного собственника,2627 но справедливость (Gerechtigkeit) требует, чтобы собственность была у каждого,2628 ибо каждый есть лицо. Это не значит, что необходимо и разумно имущественное равенство: люди не равны ни от природы, ни по духу;2629 они «равны» лишь как «правовые личности»2630 и постольку им всем одинаково надлежит иметь частную собственность; размеры же её не определяются естественным правом и остаются правовой случайностью.2631
ОДУХОТВОРЕНИЕ ВЛАДЕЕМОЙ ВЕЩИ - ВЫСОКАЯ ДУХОВНАЯ ЗАДАЧА, СЛУЖИТ ЦЕЛИ ВСЕОБЩЕГО БЛАГА.
"Воля может «бросить» и сделать чуждым себе только то, что действительно внешне для неё (ent;ussern), что не составляет её субстанциальной сущности.2661 Поэтому неотчуждаема моя личность, свобода моей воли, моя разумность, самостоятельность моих нравственных и религиозных убеждений:2662 естественное право не допускает рабства, крепостничества, запрета иметь собственность, стеснений совести, суеверий,2663 словом всего, что искажает или порабощает всеобщую и бесконечную сущность моего разумного самосознания.2664 Все отчуждения подобного рода не имеют значения, ибо по праву нельзя отчудить то, что не внешне. Поэтому раб имеет абсолютное право вернуть себе свободу;2665 поэтому человек не может отчуждить все свои силы, или все свое время,2666 или самую жизнь свою.2667 Это значило бы отказаться от всей «тотальности» своих проявлений и акциденций, т. е. от самого духа и от самой субстанции, ибо по общему правилу тотальность «обособлений» равна самой всеобщей субстанции.2668 Отсюда – естественные ограничения для авторского права (неотчуждаемость духовного своеобразия)2669 и недопустимость самоубийства.2670
ОТЧУЖДЕНИЕ МОЕГО ВРЕМЕНИ, ТРУДА, ПОРАБОЩЕНИЕ ВСЕОБЩЕЙ СУЩНОСТИ МОЕГО РАЗУМНОГО САМОСОЗНАНИЯ - КАК НАРУШЕНИЕ БЛАГА ВСЕОБЩЕЙ СУЩНОСТИ, БОГА ВО МНЕ, ПРИВОДИТ НЕИЗБЕЖНО И ЕСТЕСТВЕННО К НЕДОВОЛЬСТВУ И ВОССТАНИЮ.
Воля стремится найти и утвердить свое желание в чужой воле и достигает этого посредством договора.2671Договор устанавливает единство различных воль.
Слагается «тождественная» воля двух собственников, основанная на их произвольном решении.2675 Но так как стороны встречаются лишь поверхностно, своими «особенными» волями, и остаются поэтому субстанциально обособленными: так как они сами произвольно устанавливают пределы своей относительной тождественности и не восходят еще к единому, абсолютно-тождественному, всеобщему духу, то тождественная воля, созданная ими, остается лишь общей волей (gemeinsamer Wille) и не совпадает с истинной, всеобщей волей разума.2676 Слияние договаривающихся воль остается «объективно» и «субъективно» ограниченным: предметом договора служит только то, что может быть внешне и чуждо воле (единичная вещь),2677 и стороны существуют друг для друга только в качестве собственников.2678
Поверхностность этого волевого тождества делает договор неподходящей формой для всякого высшего нравственного состояния: свести к договору конкретную глубину брака, как сделал, например, Кант, или государства, как сделал, например, Руссо, значит внести в их понимание величайшую путаницу и деградацию.2679
ПОВЕРХНОСТНОСТЬ ДОГОВОРОВ, НЕ УРОВЕНЬ АБСОЛЮТНОГО ДУХА.
Однако договоры все же могут быть более или менее подобны спекулятивному симбиозу.
Субстанциальна в договоре волевая сторона: два согласных волеизъявления,2686 открывающие духовное совпадение воль, т. е. две стипуляции.268
К неправде и преступлению воля способна потому, что она абстрактна, т. е. отвлечена или оторвана от своей всеобщей глубины, а следовательно, и от «права самого по себе», и заполнена случайным и внешним содержанием.2693
«Право само по себе» восстает и отрицает произвольное право (негация негации);2702 этим оно устанавливает новое тождество между собою и внешне обособившейся волею и восстановляет свое значение, этим оно создает и свою действительность, ибо действительно то, что действует и утверждает себя в своем инобытии.2703
Есть три основных вида «неправды»: ошибка, обман и преступление.
ГЛАВНОЕ НАРУШЕНИЕ - ПРОТИВ ВСЕОБЩЕЙ ВОЛИ И БЛАГА.
Всеобщая воля дважды раскололась: во-первых, «количественно» – на множество единичных воль, и, во-вторых, «качественно» – на индивидуально-всеобщую, свободную волю и индивидуально-особенную, освобождающуюся и посягающую волю. Преступление состоит в том, что воля, нуждаясь во внешнем существовании (для того чтобы стать «идеей»2733) и достигнув уже в нем «вещной» и «договорной» свободы, сама (в состоянии индивидуально-особенном) нарушает и попирает свою свободу в её внешнем бытии.2734 В преступлении воля налагает сама на себя руки и необходимо, чтобы она сделала усилие и сама восстановила свое свободное, т. е. правовое состояние. Это и достигается в наказании.
Поэтому, если преступление есть первое, противоправное насилие, нарушающее свободу, то наказание есть второе, правомерное насилие, восстановляющее её.2735
НАКАЗАНИЕ - НАСИЛИЕ ЗА НАСИЛИЕ. ОТРИЦАНИЕ ОТРИЦАНИЯ ПРАВА.
возмездие как возвращающее усилие необходимо духу; следовательно, оно обосновано и справедливо.2740
Наказание есть высокая честь, в которой нельзя отказывать человеку:2742 совершая свое деяние как разумный человек, он уже дал согласие на возмездие,2743 т. е. на субстанциальное усилие, ведущее к разуму.
Воля свободна только тогда, когда она живет в единстве с правом.
Правое возмездие – не в виде произвольно и субъективно определяемой мести,2757 но в виде «наказующей справедливости», свободной от субъективного интереса и случайности,2758 – предполагает верную волю судьи, направленную на всеобщее!воля свободна только тогда, когда она живет в единстве с правом.
на «право само по себе»; оно ведет к созданию такой же воли у преступника. Эта верная воля свободна в праве и права в своей свободе. Она почерпает свое верное определение в своей правоте и в её созерцании; она не покорствует случаю и произволу и не обращена ко внешнему инобытию; но живет как внутреннее самоопределение, как «бесконечная» субъективность.2759
Такое состояние воли есть уже моральное состояние. Душа человека, нашедшая путь к свободе в вещи и в чужой воле, научилась через неправду2760 правде. Она познала, что даже крайность2761 преступления не может оторвать особенную волю – от всеобщей; что право не устанавливается произвольно; что единая правота вырастает и хранится в глубине человеческой души; и что всякое «право», не согласное с этой духовной правотой, несет в себе зерно своей гибели. Душа свободна, если живет этим единым правом."(Ильин. ФГегеля. Право)
ЛИЧНОСТЬ, ЧЬЯ ВОЛЯ ОСОЗНАЛА СВЯЗЬ СО ВСЕОБЩИМ БЛАГОМ, И СФОРМИРОВАЛА ЕСТЕСТВЕННОЕ, ВЫТЕКАЮЩЕЕ ИЗ ВСЕОБЩЕГО, ПРАВО, ДОРОСЛА ДО ВНУТРЕННЕЙ МОРАЛИ. ЭТО ВЫШЕ ВСЕХ ДОГОВОРОВ.
Свидетельство о публикации №123101502958