Не хочу СССР. Чтение с чата

*
Хотят вернуть СССР, кто в нем не жил, или дети бывшей номенклатуры.
13
Ответить
 
...
41 секунду назад

Не нужно обобщать!
Ответить
 
...
1 секунду назад
Я российский пенсионер. Не хочу СССР ни в каком виде. И в своём окружении не вижу активности по этому поводу. Вижу только страх, невежество или пофигизм, пустую говорильню, извергающую зверскую гордость за величие Родины даже там, где на самом деле только стыд и позор.  Разве не мы сами, жившие в СССР поколения его граждан, развалили его, растащили своими совочками по своим совкоморкам  или коморищам (кому как повезло), испохабили, высмеяли, выхолостили. Если бы хотели жить в задуманном нашими наивными вождями СССР, то хотя бы не поддакивали и не поднекивали палачам и идиотам  всех времён и народов и не покупали бы личное  благополучие за свою социальную безответственность, допустившую гулаг и т.д.  Такие завоевания  были провозглашены - свобода, уничтожение эксплуатации человека человеком, чтобы всё выродилось в то же самое. Хотели бы вернуть СССР, вспомнили бы, что главной ценностью в нём были провозглашены честный  труд и человек труда. Кто сейчас это хотя бы провозглашает?  А победа над фашизмом. И какие герои - Павки Корчагины, коммунисты Урбанские, Зои Космодемьянские. Разве они боролись за то, чтобы   социальные отношения  у  нас  выстраивались по принципу  иерархии  курятника, на которой можно создать только курятник, как его ни назови - республика Советов или режим. И уж чего-чего, а подчинения куриной иерархии в нас как грязи в грязи. Оно не только тотально (ладно бы - с природой не поспоришь), но ещё и культово, его девиз общеизвестен: боишься - значит уважаешь. Нечего заморачиваться: будь готов! - Всегда готов!  И где же наше светлое будущее? Выглянь-ка в окошко - Господи, и не обидно же. Что одобряем? Что поддерживаем?  Именно такая любовь к Родине от нас и требуется. Только нужна ли такая фальшь самой Родине?  Эх - ...мы ехали шагом, мы мчались в боях - так аленький галстук на тоненькой ше греет ли, мальчик, тепло ли душе? Всё рухнуло именно потому, что та тварь, которая обрекла огромное число людей согреваться  исключительно любовью к Родине (это в такой-то богатой всякими энергиями стране),  приверженность к такому сугреву  сама только имитировала. И не тварь это вовсе - обыкновенные люди с хорошим инстинктом самосохранения себя и своего потомства. Только стоило ли тогда положить столько миллионов человеческих жизней, начиная с Великой - да-да! - Великой Октябрьской социалистической революции (даже раньше - с Сенатской площади в Петербурге), чтобы то, ради чего они положены, выродилось в издёвку, в лишённую смысла словесную шелуху,  тотально забивающую головы, в горькое ретроградство - освобождать раба опасно, лучше его сразу убить, ибо, получив свободу, он воспользуется ею лишь для того, чтобы отнять её у своего освободителя. Бедный мой СССР. Ты умер, потому что был задуман идеалистами для идеальных людей, а люди, слезая с коней и танков, становятся обыкновенными людьми, если, конечно, они не Рахметовы, Павки Корчагины, коммунисты Урбанские с  их вечным боем за  светлое будущее, в котором, получается, мы теперь живём.  Можно было бы поправить дело, для чего совсем даже  не нужно возвращать никакой СССР. Но мы продолжаем врать, хотя рецепт давно выписан - жить не по лжи. Как это? А так, как Гагарин светил на весь мир своею белозубой улыбкой - 10 секунд - полёт нормальный! - Нет, это точно была наша правда. Последняя. Как последняя надежда. Так, может, стоит хотя бы перестать врать? Разве это не хороший шаг к созданию настоящего гражданского общества, то есть такого, в котором, кроме гражданина начальника есть ещё просто свободные граждане и без которого мы так и будем оставаться стадом, охраняемым стаей на её собственную потребу.

.
Свернуть
1
Ответить
*


Рецензии
Как-то так получилось, что географически мы живем на краю обитаемой суши. А исторически хотим прорваться поближе к центру. По карте мира — строго налево. Бесспорно, вниз и направо от нас на карте тоже что-то нарисовано. Но прорыв туда не есть преодоление провинциальности, а есть лишь ее усугубление.

Романтическое свидание в Париже — это для нас само собой разумеется, если получится. Такое же свидание, например, в Улан-Баторе — скверный анекдот; да простит меня великий монгольский народ, основатель нашей государственности, в которой мы живем по сей день, не смея поднять пристыженных глаз. Конечно, есть еще паллиативные азиатские варианты типа Гонконга или Дубая. Но это всё, если по-честному, — точки Азии, оформленные как филиалы Европы.

Несколько лет назад мне предложили съездить в КНДР. Дескать, прикольно очень. В прикольности я и не сомневался. Но как-то с вызовом и ложной буржуазностью отказался, узнав, что на границе КНДР, прямо в аэропорту Пхеньяна, надо сдать мобильный телефон. И вернут его тебе только при вылете обратно. А еще тебя будут постоянно сопровождать полтора агента местных спецслужб, ибо агентов у них гораздо больше, чем иностранных туристов, за коими предписано следить.

А вот в Южной Корее я пару раз был. Понравилось. Особенно французский ресторан Pierre Gagniere, франшиза одноименного легендарного парижского заведения, на последнем этаже сеульской гостиницы Lotte Plaza. В этой Республике Корея как-то все хотят быть похожими на европейцев всем — кроме языка, истории и разреза глаз.

Одна шестая (седьмая?) часть суши зачем-то мучает нас клаустрофобией: все время не хватает пространства. Я вообще в личном качестве слегка этим страдаю. В свое время всенародно известный врач Яков Маршак научил меня, что делать, если застреваешь в лифте: сразу начинаешь раздеваться (в хорошем смысле) — и клаустрофобия отступает. (По правде, ни разу не проверял, но доброму доктору верю.) Вот и русский человек преодолевает свою клаустрофобию, лишь оказавшись в тесной Европе, по пространству в подметки не годящейся одной шестой (седьмой). Потому что только там он может начать, наконец, в переносном смысле раздеваться: снять погоны и прочие знаки отличия, ослабить галстук, чуть-чуть распрямить спину, разжать сведенные губы, отпустить в свободный полет переполненные напряжением челюсти, привстать с продрогших колен — и… В КНДР не разоблачишься.

О преодолении русской провинциальности написана добрая треть нашей великой литературы. Пушкин женился потому, что его не выпустили за границу. Да весь Чехов, собственно, об этом. «В Москву! В Москву! В Москву!» — звучит сегодня еще слезливее, только на место Москвы надо подставить Лондон. Драма русского образованного человека — это мечта стать иностранцем, что в более прикладном плане означает «европейцем», но остаться при этом русским по культуре и языку. «Сделайте меня немцем», — как бы в шутку говорил императору Александру I генерал Ермолов. Но как бы и не в шутку. Нет, потом можно двигаться и в Азию, но только в качестве европейца. Ибо в Азии своих родных азиатов уважают, как правило, несколько меньше.

25 лет тому назад, когда я был молод, как пресловутая черепаха Тортила, многим казалось, что при нашей жизни Россия станет полноценной и официальной частью Европы. Слово «Евросоюз» тогда еще не прижилось, но что такое Европа — уже было всем примерно понятно. Это где чисто, дают колбасу и клубнику с пяти утра ((с) М.М.Жванецкий), есть демократия со свободой слова, Британский музей и Шартрский собор, кто-то по-доброму неведомый платит большую зарплату, а ты, как и у нас, делаешь вид, что работаешь. Жизнь оказалась жестче. Выяснилось, что Европа вообще-то довольно противное место. И к ней есть-пошло сразу несколько фундаментальных, системообразующих претензий.

1. Работать все-таки надо, причем регулярно и систематически. Иначе ничего не сложится. Да, конечно, есть куча людей, сидящих на всяких пенсиях и социальных пособиях, причем не унизительных и не символических (в отличие от наших). Но работающие кормят неработающих. И чтобы чувствовать себя уверенно, по-европейски, надо все-таки рано или поздно оказаться в числе первых, а не вторых.

2. Требуется знать и соблюдать законы. Вовремя платить налоги и переходить улицу на зеленый свет, а на красный — только стоять. Это гораздо хуже, чем у нас: законы соблюдаем тогда и только тогда, когда в зоне прямой видимости есть страх полицейского наказания, а во всех остальных случаях — не блюдем и даже этим бравируем.

3. Европеец туп. Он свою задачу чаще всего понимает буквально: делает то, что ему поручено, и не делает того, что не поручено. Русский же подлинно креативен, потому зачастую любит поступать ровно наоборот. Вот, к примеру, наш таксист: он досконально разбирается в политике, экономике, астрофизике, даст вам совет по части ботинок и макияжа; единственное, чего он толком не знает, — это маршрут поездки. Маршрут должен объяснить ему ты, т.е. платежеспособный (в меру) клиент.

4. Европеец невежествен. Вполне возможно, он не читал своих «Гамлетов» и «Фаустов». В отличие от русского, который на всем этом вырос, — чтобы стать русским европейцем и узнать, насколько нерусский европеец ни фига не читал.

5. Европеец беспечен. Его со всех сторон уже окружают и подпирают арабы, турки, курды, бушмены, кентавры и сфинксы, понаехавшие к нему неизвестно откуда, и скоро все эти амуры, черти и змеи свергнут проклятого европейца и установят такой строй, который очень похож на наш доморощенный. Нам, цивилизованным людям, такая перспектива очень не нравится.

6. Европеец забюрократизирован. Он готов создать регламент даже на кривизну огурцов. То ли дело у нас — и авиационный двигатель делается с таким творческим размахом, что новейший самолет исчезает с экранов радаров, еще толком не появившись на них.

7. Европа катится к гибели. Фактически с момента своего создания. Известный «Закат Европы» Освальда Шпенглера издан в 1918 году, и с тех пор уже ясно, что закатится вот-вот. Над нашей же евразийской империей никогда не заходит мраморное Солнце.

Итого: Европа — это дом рабства, а Россия — дом свободы. У нас сплошь и рядом можно нелегально черпать деньги из бюджета экскаваторным ковшом и выкидывать новорожденных в мусорные баки. Это, в общем, не предосудительно. Воруют все, только в разных масштабах. А уполномоченный по правам ребенка занимается, по преимуществу, проблемами Калифорнии. Так что некому унять нашу свободу.

Хотим ли мы в дом рабства?

И здесь вдруг скандально, но социологически выясняется, что, оказывается, немного, отчасти, всеми 20% народонаселения, — хотим. Несмотря на кричащие во весь переполненный успехами рот достижения нашего древнего государства.

Что же делать?

Если графа Монте-Кристо не выходит — переквалифицироваться в управдомы. Если невозможна евроинтеграция вообще, в страновом масштабе, она возможна в частности. По отдельности, «пугливыми шагами» (с), на уровне отдельных личностей и семей, кто и как желает. Только нужно понять все страхи и комплексы Европы, чтобы интегрироваться в нее ментально. Постепенно стать таким же тупым, формальным и тошнотворным, как обычный европеец. И заодно привыкнуть к тому, что если ты забыл в приличном баре мобильный телефон, то тебе его вернут в любой момент и не скажут, что ты его никогда здесь не забывал.

Центральная европейская идея — это банальность добра. Чтобы делать добро, достаточно платить налоги, заботиться о близких и выкладывать мусор в профильный бак, а не на балкон к соседу. Разрывать на груди рубашку и совершать подвиги во имя добра совершенно не обязательно. Скорее даже, вредновато.

А нам как всей целокупной стране еще совсем не поздно окончательно перевыбрать традиционную монгольскую модель. И гордиться этим, как нашивкой за неизлечимые исторические ранения.

http://www.mk.ru/specprojects/free-theme/article/2014/03/27/1005042-banalnost-dobra.html

Дмитрий Куваев   17.02.2024 14:31     Заявить о нарушении
По ссылочке я, конечно, не пойду (вот они - отсталость в образованности и нежелание её преодолевать!), просто креативно буду полагать этот текст Вашим, а не креативно предложенным мне к чтению текстом кого-то другого. Судя по нему, Вы сильно переоценили меня в способности его осмыслить. Это замечательно, что он открыт, то есть не в личку, - значит, не пропадёт даром как полезный не только мне, к тому же - вау-вау! - грамотно сформулированный и написанный (ещё раз перепроверю :) ). Тем не менее, хоть жестковато тут у Вас всё в оценках (писавший - Штольц? или хорошо образованный военный Штольц? Чисто штатского-то, поди, нынче и не сыскать. Если да, то Россия обязательно выберет Вас, но пока ещё не выбрала, любит Обломова, который своими дружескими устремлениями "слезливо" тоже тянется к Вам, почти (вот она - болячка) европейцу, из своей провинциальности), текст Ваш меня и нахихикал, и даже нахохотал - "раздел в хорошем смысле" :))) . И конечно порадовал (образованностью и умом писавшего) и задумал, почему я, понятно, тоже хихикнула, когда и впрямь стоит задуматься, если есть чем. Надо бы попробовать, ведь Вы в меня так верите, но всего-то багажа - гордость и робость, дружные сёстры, да, ума тоже хватит, хоть его и не палата, а вот образования и кругового обзора маловато. Глупо спорить, когда один высоко сидит, далеко глядит, а другой во глубине сибирских руд всего-то хорошие книжки в детстве читал. Но разговаривать-то - интересно. И нужно. Потому, уважая труды и время, потраченные на написание обращённых ко мне обширных (глубоких ли - не берусь судить) размышлений, попытаюсь добавить к ним несколько своих сибирскорудских смыслов, которые могут оказаться полезными в мировоззренческом поиске, то бишь, точку в нём превращая в запятую (похихикаете или похмыкаете в свою очередь, если это у меня не получится).
Иду от конца текста (он свежее в памяти).
Европейский путь развития - это естественный путь развития любой цивилизации, просто европейцы исторически пошли по нему раньше. Поэтому всё, что с ним (этим путём) связно, включая такие составляющие культуры, как давшиеся людям дорогой ценой свобода выбора - с одной стороны и осознанная необходимость - с другой (стороны всегда и во всём две, ибо мир дуален), является целесообразным выбором, самым актуальным для человека разумного, независимо от того, какой цивилизации он принадлежит. В противном случае надо признать, что человечество должно вернуться в дикое состояние с его соответствующими "традиционными ценностями". На что похоже - да? Как видим, некоторые так и делают.
Касательно непосредственно нас. Россия - не европейская, а евразийская страна, поэтому мы, россияне, всегда будем только почти европейцами. Но и азиатами будем всегда тоже только почти. Это просто глупо, неразумно, стране, соединяющей и объединяющей, причём геологически-исторически два материка, две цивилизации, делать выбор по принципу -или. Наглядной даже не неразумность, а невозможность такого выбора будет, если вдруг мы возьмёмся разорвать на две части два сросшихся на территории нашей страны материка. Ага - давай-давай, дуралеи, - и что. И наша дуралейская и всё же изумительная душа, и наша культура - с ними то же самое. Да, великие умы прошлого были центростремительны к Европе, но не из-за небрежения великими восточными цивилизациями, а потому, что её культура раньше других культур озаботилась общечеловеческими ценностями и их достижением - через религию, через прогресс государственных и общественных институты, через движение к такому экономическому устройству, при котором можно "жить в изобилии в тесном мире" (ай, да Бродский! Ай, да сукин сын!). Но теперь у нынешних великих умов, да и у невеликих тоже, и дикарский культурный голод утолён, и географический кругозор шире, и знаний, как ни крути, больше, и уже продекларировано (если не реализовано) и равенство всех созданных на планете цивилизаций, и их ценность и важность. А значит, цивилизационным вектором развития и для России является не жёсткая альтернатива -или, (ею итожится обращённый ко мне текст автора-почти европейца), а равноценный союз -и! Вообще это касается всего, в чём сталкиваются дикость и цивилизованность как части единого целого.
Безусловно весьма большого труда стоит признавать собственную отсталость и уважать чужую цивилизованность. Трудно быть богом, в смысле - человеком, трудно стать Царствием на земле. А легко быть хамом, а стране - Царством, но чтоб пренепременно называли хама человеком, Царство - Царствием. Так какие дела - и объявим, - думает хам: пропаганде - пропагандировать, стае - рвать, стаду - молчать. И, конечно, конечно, - Европа катится к гибели! - А то все остальные не катятся. Обязательно все докатимся. Вопрос только: кто раньше. - Кто задал? - Да, вот этот, и конечно он политик, а нам такой хоккей, ой, политик - не нужен!
Интересно тут в начале текста про клаустрофобию. Да, у нас столько пространства, а нам его всё время почему-то катастрофически мало. Сдохнем, если ещё не прихватим. Так это же из общего ряда - нам вообще всегда и всего мало. Российская драма не в провинциальности по отношению к пупу Земли (Европа, Москва, Лондон, трон, а не место под коровой, в конце концов), а в том что мы личностно и коллективно всё время хотим им стать, завидуя ему, ненавидя его за то, что он не мы, ну, не наш. Как Крым. Нам не даёт покоя эта неуёмная жажда невозможного. Но беда не в самой этой жажде (сама по себе она классный моторчик), а в неумении или нежелании её рационализировать, то есть обуздывать себя. Как малые дети. Хочу - и всё. Малым детям - можно, так и будем малыми детьми, только дай моё хочу. Хочу быть владычицей морскою - ладно бы, так ещё чтоб и рыбка золотая была бы у меня на посылках. И зачем обуздывать своё желание влезть в теремок, когда мы его всех давишь - разнесём к чёртовой матери и сядем посреди него раздавленного - теремком будет всё окружающее нас пространство. Вот и получается: пространство есть, а дома - нет, и нет ему цены, и всему тому, кто и что в нём (козявочка машка, зайка-прорыгайка, лисичка-хитричка, волк где твой полк, лягушка все законы наруш-ка, горшочек, цветочек, подушечка, запасики-припасики, разные прибамбасики и дивные дивасики - цацы-цацы, поцелуйчики, уси-пусики). Кругом лишь эпические былина да быльё, и богатырь былинный, и пространство для него, чтобы разгон побольше, клич погромче и, ух, развернись плечо, раззудись рука - всех и вся смести на своём пути на былинном кони. Или снести. Тут и начинается - снести-то и яйцо можно (какой-же ты чудный и чудн/ой/, наш русский язык!). Курочке Рябе. Хошь золотое, хошь простое. Так гнёздышко нужно, чтоб соломка в нём тёплая, а гнёздышку - сарайка, а сарайке - хозяйка, и чтоб ляля народилась, кокушку ей лупить, и чтобы постелька - лупить и л/ю/бить. Хозяйку. Да, дома-то всё равно хочется, и защиты, как к бескрайности с опасками себя не приучай. И хозяйке жить бы хотелось иначе, носить с жемчугами наряд, но кони всё скачут и скачут, а избы горят и горят. Так и живём в бескрайней бесприютности и беззащитности и дуемся на всех за это как мышь на крупу. Вся наша ментальность. Только эт самая ментальность пусть и весьма устойчивая категория, но тоже развивающаяся сообразно исторически складывающимся обстоятельствам, нынешние из которых - значительный рост населения планеты и ограниченность её ресурсов. Поневоле надо двигаться от хочу к д/о/лжно - починить, б.дь, корыто и на свой теремок, который к тому же чужой, сверху не садиться, а не отнимать владычество у золотой рыбки и не небрежить полезными и добрыми делами только потому, что они скучны (банальны), ибо зло хоть в первый момент и сносит голову своим очаровательным мгновенным наскоком, но в режиме -без остановки таких приятностей тоже банально.
Что ж в итоге имеем? - Пространство вместо дома, волю вместо свободы, примат государства (во-во - Царства-Государства) над народом, примат коллектива над отдельным человеком, а потому отсутствие самоуважения, а без него - энергию разрушения вместо энергии созидания, а в целом - /экс/тенсивный путь развития вместо /ин/тенсивного (как в Европе). И хоть сто раз весь мир и самих себя на уши поставим врать, что нам кто-то что-то диктует. - Нет! Это мы сами упорствуем в своём нежелании цивилизовываться так, чтобы никому не мешать своими своеобразными "цивилизационными" порывами. И ничего нам не поможет. И не надо помогать. В психологии есть понятие - наказание естественными последствиями. А гадёнышу всегда хочется не одному пропасть, а чтобы и другие тоже пропали вместе с ним. Вот наше коллективная морда в сегодняшнем мире под маской заботы о всеобщем благе. Но есть у нас и лицо другое(то-то две головы у одной птицы на наших штандартах) - и перед ним благоговеет весь мир. Сказал же кто-то из наших мудрецов-соотечественников: никто в мире не может так высоко пасть и так высоко подняться, как русский человек (где-то у меня на страничке есть точная цитата и имя автора, возможно, что в каком-то из ответов). Да, вот такой размах. И пространств наших, и нашей общей судьбы.
Чувствуете, разница в наших размышлениях: Вы (если автор текста Вы же) выбираете - пан или пропал и некоторое высокомерие в оценках. Я выбираю - пан не пропал и мякширую - зубик у волка пальчиком трогаю и спрашиваю: а почему у тебя такие большие пространства в животе, конечно, пока волк не ответит мне: это для того, чтобы ты со своей бабушкой в нём у меня поместилась, дитя моё, - и не сожрёт меня с красной моей шапочкой. Вслед за бабушкой. Понятно, почему. Было бы просто смешно, если бы так рассуждал мужчина. Если он, конечно, не слишком задумчивый чудак (чудаку - можно, чуваку - ха - пацаны с нашего двора засмеют).
Вот как-то такой, по возможности внимательный, хотя и не очень просвещённый мой ответ на Ваш текст. Ещё раз отдаю должное его грамотности и безусловно актуальности. Другие вон и фильмы снимают, спектакли ставят, романы издают, ядерными ракетами грозятся, убивают и убиваются, а мы с Вами всего лишь поговорили. В хорошем смысле. :)))) Надо не бояться так разговаривать с чужими. Доверчивые нужны всем, а не только прохиндеям-волкам.
Очень понравилась Ваша история про таксиста - не в бровь, а в глаз. Думаю, и Вам было полезно меня почитать. Если вдруг ошибку какую допустила - что ж, на всякого корректора свой корректор сыщется. :)


Анна Дикар   18.02.2024 17:22   Заявить о нарушении
Спасибо за ответ. Прочитал с интересом. Нужно время, чтобы переварить прочитанное.

Автор текста не я.

Дмитрий Куваев   18.02.2024 18:38   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.