Шесть веков тому назад в Алеппо
( Насеми )
Да возлюбит праведное Небо
Странников без дома и семьи !
Шесть веков тому назад в Алеппо,
Стал у эшафота Насеми.
Нравы на Востоке – так жестоки !
Упаси, Всевышний, в ересь впасть:
Чтят имамы святости истоки,
Иже с тем, их чествует и власть.
Только нет блаженства без напасти –
Стал бельмом в глазу для них поэт.
Что ни день, – то накалялись страсти,
Где бродил мятежный силуэт.
У коварства – царские палаты:
Шейх привычно шлёт кому-то знак, –
И с утра, предательски, аяты
Вольнодумцу вложены в башмак.
Взвинчена интрига до предела.
Под уздой – законы и права.
Ряженые бились оголтело –
Чтоб легла на плаху голова.
Вяжут петли, как в степи лисицы,
Богословы, путая следы.
И смутьяна, в полумрак темницы,
Упекают «праведных» труды.
На допрос явились судьи рано,
И спросили: «Еретик, ответь:
Если растоптать главу Корана, –
Как безбожник должен умереть ?»
И воскликнул он: «О, Правый Боже !
Кто содеял этот смертный грех ?!
Пусть с него живого снимут кожу !» –
Но в ответ раздался злобный смех:
«Этот нечестивый – ты, отступник !
Под твоею грязною пятой –
Лист Корана, грубо смятый ступней !
Как ты смел топтать Коран святой ?!
Для себя ты сам назначил кару !
Стоит ли ещё чего желать ?
Ветер – по тебе объявит траур !
Нечего народ честной смущать !»
Палачи исправно знали дело.
И правитель скалился, глумясь:
«Почему твой лик бледнее мела ?
Где твоих речей красивых вязь ?!»
Но сползла ухмылка с супостата –
Отвечал мудрец, не пряча взор:
«Солнце тоже меркнет в час заката,
Уходя за гребни тёмных гор…»
И живёт в веках седых легенда.
И не стёрли имени года.
Что бессмертным – мрамор монумента ?
В небесах – сияет их звезда.
Насими (настоящее имя Сеид Имадеддин, годы жизни ок. 1369 - 1417) - средневековый исламский поэт-суфий, странник, мистик и вольнодумец. Поэтический псевдоним поэта «Насими» предположительно является производным от арабского слова «несим» (лёгкий ветерок).
Творчество Насими носило бунтарский характер: оно призывало к борьбе с социальной несправедливостью, насилием над личностью, тиранией и жестокостью правителей. Его стихи воспевали красоту и разум человека, служили освобождению личности от всякого рода условностей, отказу от аскетизма, фанатизма и догм.
Из-за обвинений, выдвинутых духовенством, Насими был приговорён к смертной казни и должен был принять мученическую смерть. Египетский Султан Муайад приказал содрать с него кожу и выставить его тело в Алеппо на всеобщее обозрение.
Существует две версии казни поэта. По одной версии – он был задержан и казнён зверским образом, когда спешил на выручку своего ученика, схваченного властями при чтении его стихов на площади города, и приговорённого за это к повешению. По второй – поэта пригласил в гости губернатор города, где ему предательски подложили страницу из Корана в обувь, после чего, спросив, какого наказания заслуживает тот, кто топчет Коран, и, по словам Насеми, ответившего, что с того безбожника нужно снять кожу, – так с поэтом и поступили. Также легенда гласит, что во время совершения казни, когда к нему подступил сам правитель города и, насмехаясь над жертвой, спросил: «Почему твой вид такой бледный, если ты называешь себя Богом ?» – поэт ответил: «Солнце на закате тоже бледнеет, когда завершает свой бег по небосклону». Говорят, что это были последние слова поэта.
Свидетельство о публикации №123101403350
С уважением, Игорь Р.
Игорь Родос 14.10.2024 02:43 Заявить о нарушении
Александр Карнаухов 18.10.2024 00:11 Заявить о нарушении