Восхождение человека
Вершина, на которую некоторые люди успели уже подняться,
А другие продолжают все еще взбираться,
Теряется в такой необозримой дали,
Что когда усилиями воображения ее мы измеряем,
Мысль отступает,
Устрашенная бесконечной длительностью предстоящего пути.
И если мы сравним
Младенческую душу стоящего на самой низшей ступени дикаря
С освобожденной и победившей душой богочеловека, тогда
Нам кажется невероятным, что первая душа
Могла вместить в себя
Всю полноту, выраженную уже в вполне развитой душе, и что разница вся
Между обоими сводится всегда
К ступени эволюции, в самом начале которой находится душа дикаря,
А в самом конце – душа победителя.
Внизу расстилается длинная цепь из низших царств – элементарного,
Минерального,
Растительного, животного, а вверху простираются
Бесконечные иерархии
Сверхчеловеческих сущностей – Властителей кармы –
Ману, Будд, Строителей и так далее.
Кто перечислить может
Все эти могучие сонмы?
И если взглянуть на все перечисленное,
Как на один отдел в еще более обширной
Космической жизни,
Тогда увидим,
Что все ступени восхождения человека принимают
Совершенно иной масштаб и занимают
Лишь небольшое место в эволюции непрерывной цепи жизней,
Простирающейся
От сущности элементарной
Вверх до проявления Бога; мы проследили
Восхождение человека,
Начиная с зачаточной души до состояния духовно развитого человека,
Отметив
Различные ступени развивающегося сознания,
Начиная
От смутных ощущений дикаря
До отчетливой работы мыслителя; и видим человека мы тогда
Проходящим снова, снова через цикл рождения и смерти в 3-х мирах,
Причем каждый мир отдавал ему
Жатву всю свою,
И предоставлял ему все новые условия для развития; и теперь
Мы в состоянии уже
Проследить восхождение человека
До последней ступени эволюции человека,
Которые для огромного большинства человечества еще впереди
И пройдены они
Уже небольшим числом
Старших сынов
Нашей расы; и в наше время проходят их
Наиболее опередившие большинство человечества; и разделили мы
Эти высшие ступени на два отдела.
«Испытательным Путем» зовется первый.
Заключает в себе второй
«Самый путь», или «Путь ученичества»; по мере того,
Как развивается
Нравственная и интеллектуальная
И духовная природа человека, начинает он
Яснее сознавать цель человеческой жизни,
И настойчивей стремиться к осуществлению этой цели в своей жизни.
Но повторяющаяся снова, снова жажда радостей земных,
Сопровождаемая полным обладанием,
И последующим разочарованием,
Раскрывает перед ним
Преходящую природу всех лучших даров земли.
Так часто он стремился к ним,
Завоевывал их, и ими наслаждался и в итоге
Пресыщение испытывает такое,
Что, в конце концов,
Отворачивался он от всего,
Что могла
Предложить ему земля.
«Каков смысл в этом всем? - стонет утомленная душа-
Все – прах и суета.
Сотни и тысячи раз
Был обладателем я,
И в конце пришел к разочарованию
Во всяком обладании.
Все радости земли – иллюзия одна,
Они подобны пузырям,
Появляющимся на воде; хотя
И радужным, и окрашенным ярко, но исчезающим всегда
От первого прикосновения; я жажду реальности самой, с меня
Довольно изменчивых теней; тоскую я
По истинному, вечному; и призываю я освобождения
От всех ограничений,
Которые держат меня как в тюрьме
Среди изменчивых видимостей всех».
И это первый крик души, требующей освобождения,
Является, без всякого сомнения,
Последствием сознания такого, что – владей
Эта земля всем,
О чем когда-либо грезило
Воображение поэта,
И будь уничтожено все зло на ней,
И бедствия к концу приведены,
И сделайся самые высшие радости доступными, а красота
До совершенства доведенной, то и тогда
Он все же не пожелал бы их;
И, утомленный, отвернулся бы от всех земных соблазнов.
И для него земное существование тюрьмой предстало.
И как бы прекрасно
Тюрьма такая не украшалась,
Для себя теперь он жаждет
Свободы, безграничности вне окружающих его стен; и не только земля,
Но и небеса
Перестали привлекать его,
И небеса уже утомили его.
Все эти радости потеряли притягательную свою силу, внешние восторги
Не удовлетворяют его больше, они тоже приходят и уходят,
Как и его чувства, они также ограниченны и преходящи, и неспособны
Утолить его; он устал от вечной смены разнообразных впечатлений,
И призывает освобождения
Утомленная и тоскующая его душа.
Иногда сознание тщеты земных и небесных благ
Вспыхивают молнии подобно, а затем прежняя власть
Захватывает душу в плен, а чары изменчивых радостей земных снова
Погружают ее в преходящее довольство.
В этом случае является необходимость
Пройти еще несколько новых земных жизней,
Прежде чем сознание пустоты преходящего всего
Сделается постоянным состоянием души; но рано или поздно душа
Все же порывает свою связь
С землей и небом, так как органическая жизнь бессильна удовлетворить ее.
И этот решительный поворот от преходящего всего,
И это твердое хотение достигнуть вечного похоже
На дверь, ведущую на предварительный путь испытания.
При этом наблюдаем,
Как эта душа сходит
С проторенной дороги эволюции,
Чтобы взобраться по узкой тропе, круто поднимающейся в гору
С твердой решимостью разбить цепи земных и потусторонних жизней,
И свободы горных высот достигнуть.
Она готова к этому уже; человеку, вступающему на испытательный Путь,
Предстоит выполнить нелегкий труд.
И это исключительно умственный и нравственный труд.
И должен достигнуть человек той внутренней ступени,
Которая позволит ему встретить
Учителя лицом к лицу; высшие существа,
Которые к расе нашей принадлежат,
Но закончившие уже человеческую эволюцию, составляют
Высшее Братство, которое направляет
И содействует развитию человеческой расы в целом.
И это, несомненно,
Великие представительства человечества, его Учителя.
Они добровольно воплощаются в человеческие тела,
Чтобы составить
Связующее звено между человеческим и сверхчеловеческим существованием.
Готовых исполнить
Определенные условия,
Они допускают в число
Своих учеников,
С целью ускорения их эволюции, и пополнить ими ряды Братства,
Которое принимает участие
В благой помощи миру; и никогда
Не перестают эти Учителя за человеческой расой наблюдать;
И отмечают они всех, которые благодаря
Чистой жизни, бескорыстному труду ради общего блага,
Умственным усилиям благодаря,
Обращенным к благородной цели, и искренней преданности идеалу,
Становятся способными к тому, чтобы стать
Во главе остального человечества, делаясь способными воспринимать
Усиленное духовное воздействие; каждый желающий воспринять
Подобное воздействие, должен обладать
Особенной восприимчивостью; и надо понимать,
Что духовная энергия, помогающая духовной эволюции, является всегда
Принадлежностью всей человеческой расы, а усиленный ее приток
В пользу отдельной души допускается лишь в случае таком,
Если эта душа проявляет способность
К исключительно быстрому развитию, что дает ей возможность
Помогать всем остальным.
И образом таким, впоследствии возвратить
В пользу всех ту помощь, которую она
Получила для собственного прогресса; и когда
Человек личными усилиями своими, пользуясь лишь той помощью общей,
Которая дается
Всем людям путем религии и философии, пробивается
В передовую человеческую волну, выказывая
При этом любящую и бескорыстную деятельную натуру, то в случае таком
Становится он
Предметом особого внимания
Со стороны неусыпных хранителей расы;
И ставят они его
В условия, благоприятные для проявления его духовных сил, и интуиции его.
И по мере того,
Как он успешно выдерживает испытание,
Он все время получает
Дальнейшую помощь; тогда даются ему прозрения
В истинную жизнь, пока неудовлетворительность и нереальность
Земного существования
Не выявятся вполне для его души, а стремление
К конечному освобождению
Не приведет его к вратам пути; его вступление
На этот Путь его поставит в положение ученика, находящегося на испытании.
Один из Учителей Сострадания
Принимает его
Под покровительство свое,
Как человека, выступившего с обычного пути эволюции, и помогает
Ему на узком и крутом пути, ведущем к освобождению.
Он ожидает ученика у входа на Путь; и хотя последний не знает
Учителя своего, Учитель его знает,
И все усилия его видит он, и направляет шаги его,
И приводит к условиям его, наиболее благоприятствующим прогрессу его,
Следя за ним с прежней мудростью и заботой,
Происходящей от полноты проникновений; дорога,
На которую вступает ученик,
Может казаться одинокой и погруженной в темноту; ученик
Может себя покинутым вообразить; и он того не знает,
Что помощь, ускользающая от его сознания, дается постоянно
Его душе; четыре определения качества,
Которые ученик
Обязан с самого начала приобрести,
Ставятся перед ним
Как условия ученичества его.
На этой начальной ступени не требуется от него
Доведения качеств таких до совершенства, но должен ученик
Хотя бы отчасти ими овладеть, прежде чем будет он
Допущен до Посвящения; и первое из качеств - различие между реальным
И нереальным,
Которое, уже возникнув в его сознании,
И привело его на Путь; различие такое
Становится яснее и определеннее
В его уме и постепенно его освобождает
От связывающих его цепей; потом он проявляет
Качество второе – равнодушие к внешним вещам,
Ибо оно появляется как естественный результат
Ясного представления бесценности преходящего всего.
Ученик узнает, что утомление, которое отнимало у него
Всю прелесть жизни происходило от постоянных разочарований,
Вследствие того, что он искал удовлетворения в нереальном,
Тогда как лишь реальное одно
Может дать удовлетворение душе; он познает,
Что формы мимолетны и порочны, что они
Изменчивости подвержены,
Что вечно меняются они под импульсами жизни,
И что реальна только жизнь единая, которую мы ищем,
И любим бессознательно
Под всеми ее покровами многообразными.
Такая способность различать между реальным
И нереальным
Ускоряется обычно
Вследствие изменяющихся быстро
Обстоятельств, которыми обыкновенно
Окружают ученика с целью, чтобы непременно
Запечатлеть в сознании его
Как можно сильнее непрочность внешнего всего.
Жизнь ученика
По большей части, наполнена всегда
Ударами и бурями, чтобы качества, которые при условиях обычных
Развиваются в длинном ряде жизней,
Могли бы расти в нем
С ускоренной быстротой,
И совершенства достигать,
Постоянно переходя
От радости к страданию,
От бури к тишине, от покоя к напряжению; и этому благодаря,
Ученик начинает различать
Во всех переживаемых переменах нереальность форм,
И чувствовать под всеми ними одну и ту же неизменную жизнь; и он
Делается равнодушным к наличности,
Или к отсутствию вещей, которые то приходят, то уходят из его жизни.
И он все чаще устремляет свой внутренний взор
На единую неизменную реальность,
Которая лежит в основе всего проявленного.
По мере того, как он
Все более и более приобретает
Глубокое проникновение и непоколебимую устойчивость, он
Работает и над развитием третьего качества, которое состоит
Из шести
Душевных свойств, необходимых
Для допущения ученика на сам Путь; ими овладеть необходимо,
Хотя бы до некоторой ступени, а иначе не будет он в состоянии
Пойти далее.
Во-первых, он должен приобрести власть
Над мыслями своими, порождениями беспокойного ума,
Которые столь же трудно обуздать,
Как и стремительный ветер; упорное ежедневное
Упражнение в медитации и сосредоточении
Должно привести мятежный ум к порядку и перед вступлением
На Путь ученик поработать должен с сосредоточенной энергией над этой задачей,
А иначе –
Значительное увеличение силы мысли, вызванное его быстрым ростом,
Окажется опасным
И для него, и для других, если эта сила не будет подчинена
Его воле; безопаснее даже играть ребенку с динамитом, чем доверять
Творческие силы мысли эгоисту и честолюбцу; а, во-вторых,
Вступающий на Путь должен присоединить
Внешнее самообладание к внутреннему; и должен он всегда
Господствовать над речью, и над поступками своими
Также строго, как и над мыслями своими.
Как ум повинуется душе, так же должна
Низшая природа уму повиноваться; степень полезности ученика
Во внешнем мире
Зависит от чистоты и благородства его видимой жизни
В такой же степени, в какой
Полезность его
В духовном мире зависит
От постоянства и силы мысли.
При обыкновенной деятельности человека хорошая работа
Нередко портится небрежности благодаря.
Ученику необходимо всегда
Добиваться совершенства во всех подробностях его работы,
Чтобы позднее, когда он на Путь вступил,
Недостаток отчетливости не послужил
Препятствием серьезным для его движения вперед.
На этой ступени не требуется совершенства.
Но мудрый ученик стремиться должен к совершенству,
Зная,
Как он далек от идеала.
В-третьих, стремящийся к Посвящению,
Должен выработать в себе, без всякого сомнения,
Широкую терпимость, спокойное принятие
Каждого характера,
Каждой живой формы такою, какова есть она,
Не требуя, чтобы соответствовала она
Его личному вкусу; начиная сознавать
В процессе обучения, что жизнь единая облекается в бесчисленные формы,
Из которых
Каждая нужна на месте своем.
И принимает он
Всякое органическое выражение этой жизни, не желая придавать
Ему иной характер; он научается мудрость уважать,
Которая дала начертания
Этому миру, и которое им руководит; и с невозмутимой ясностью
Видит он, как различные части целого
Медленно и постепенно
Усовершенствуют свои отдельные формы; пьяница, проходящий азбуку страдания,
Вызванного деспотизмом его низшей природы, совершает
На своей ступени развития такую же важную задачу,
Как и святой,
Заканчивающий свой последний урок школы земной.
И требовать от них можно по справедливости лишь то,
На что способен каждый из них.
Первый из них
Находится в детском саду, и он
Обучается образом наглядным, тогда как второй
Заканчивает курс университета; и оба
Проявляются соответственно возрасту своему и занимаемому месту, и оба
Нуждаются в помощи и симпатии, каждый на своем месте; и это один из уроков,
Который в оккультизме
Известен как «терпимость».
И, в - четвертых, выносливость должна быть развита
У этого ученика.
И это есть терпение такое, которое спокойно переносит все,
Не питая злобы никакой,
Без колебаний дальше продвигаясь; ничто
Не может прийти к нему иначе, как через Закон,
А он знает, что Закон – благо;
Он понимает,
Что скалистая тропа, ведущая прямо к вершине,
Не может быть столь же удобна, как хорошо утоптанная дорога; он знает,
Что уплатить он должен за несколько коротких жизней
Все обязательства кармические свои,
Накопленные в прошлом, вследствие чего и должна тяжелой быть
Его расплата; сама борьба, в которую он вовлечен,
Развивает в нем
Пятое свойство – веру в Учителя своего,
И в себя, - доверие, полное ясности и силы,
Которое ничем ненарушимо.
Он научается доверять
Мудрости, любви и силе Учителя своего, и тогда
Он начинает не только верить, но и осуществлять
Божественное начало
Внутри сердца своего; ему свою природу подчиняя.
Последнее из требуемых свойств – равновесие - вырастает
До известной степени само собой, усилиям благодаря,
Которые делал ученик, вырабатывая предшествующие пять свойств; сама
Решимость встать на этот Путь есть признак того,
Что внешний мир окончательно потерял для него
Первенствующее значение; постоянные усилия,
Которые требуются для одухотворенной жизни,
Освобождают его душу от всех связей,
Которые могли бы еще привязывать
Его к чувственному миру, ибо перенесение центра внимания
С низших предметов на высшие, и постепенно погашает
Всю привлекательность их; и отвращаются они
От воздержанного обитателя тела, и вскоре теряют свою силу над ним.
И, образом таким, он научается оставаться
Среди объектов внешнего мира, не стремясь ни к чему, и ничто не отвергая;
И вместе с тем, он научается, к тому усилия прилагая,
Сохранять равновесие среди душевных забот,
И всякого рода тревог,
Среди переходов от радости к печали,
В равновесии все более укрепляясь,
Благодаря тем резким переходам, которыми отличается
Жизнь ученика, охраняемая Учителем его; когда ученик
Шести названных свойств уже достиг,
Остается выработать ему четвертое качество – глубокое стремление
К освобождению,
Ту жажду души соединиться с Богом, в которой таится залог
Совершенного достижения; и это прибавляет последнюю черту зрелости его
Для полного ученичества его;
Ибо раз это стремление проявилось образом определенным, то никогда
Не исчезнет уже оно, и душа, раз испытавшая эту жажду, не сможет никогда
Утолить ее из источников земных; и тогда
Воды источников таких
Покажутся ей до того пресными и безвкусными, что она
Отвернется от них
С растущей тоской по истинной влаге жизни; на этой ступени ученик готов
К Посвящению; и он готов безвозвратно «войти в поток»,
Который навсегда отрежет его
От интересов жизни земной,
Исключая тех, которые помогают
Общей эволюции, и входят в область служения его.
Отныне вся жизнь его перестанет
Быть отдельной жизнью, и переносится она
На алтарь человечества тогда
Как жертва, радостно приносимая для общего блага.
В течение тех лет, которые посвящает ученик
Развитию четырех качеств, он неизбежно
Продвинется и во всех других отношениях; получит ученик
От Учителя много указаний, которые сообщаются обыкновенно
Во время глубокого физического сна.
Тогда душа,
Облеченная в правильно организованное астральное тело,
Начинает последнее употреблять как орудие сознания своего,
И как средство общения с Учителем и восприятия от него
Указаний и духовного просветления.
Далее ученик усвоит способность медитации; и это важное упражнение
Вне физического тела ускорит развитие его,
И сделает активными многие из высших сил его.
Во время медитаций он может достигать
Высших планов бытия,
И знакомиться все более с жизнью высших космических планов; и тогда
Научится он употреблять
Свои растущие силы на пользу человечества всего; и все время,
Которое тело проводит во сне, он будет работать в астральной сфере,
Помогая душам, только что перешедшим через смерть.
И будет тогда он успокаивать погибших в катастрофе, указания давая,
И в самых разных формах помогая
Всем тем,
Кто нуждается в помощи; и, образом таким, содействовать он будет благому
Делу Учителей; и станет сотрудником в великом Братстве, как бы скромно
Не было сотрудничество такое; иногда на пути испытания, а иногда и позднее,
Предоставляется ученику выполнить один из актов самоотречения,
Которыми отличается ускоренное восхождение.
Ему дозволяется отречься от «Девакана»,
А это означает, что дозволяется ему отказаться
От светлой жизни в небесной сфере
После освобождения
От физического мира, от жизни той, которую ученики ступени этой проводят
В средней области
Вместе с Учителями, испытывая радости чистейшей мудрости и любви.
И если отказывается ученик
От этого плода
Своей благородной и преданной жизни, то тогда
Те духовные силы, которые потратил бы он
В «Девакане», освобождаются для служения миру; и он
Остается в астральной области в ожидании своего
Нового воплощения на Земле; в случае таком
Учитель его заботится о новом воплощении его,
И направляет в такую семью, где бы он мог
В таких условиях родиться,
Которые будут благоприятны для его служения миру,
И для его собственного развития.
Достиг ступени он теперь такой, на которой все индивидуальные интересы
Подчиняются высшим интересам,
А воля направляется лишь на служение одно,
В какой бы сфере не предъявлялось бы ему оно.
Поэтому отдается он всецело в руки Учителя своего,
Охотно принимая то место в мире, которое наиболее благоприятствует
Его служению, участвуя
В великом деле помощи человеческой эволюции; и мы провозглашаем –
Что благословенна та семья,
В которой родится дитя
С такой душой, оберегаемой, и Учителем направляемой.
От времени до времени, хотя
Редко весьма, в тело умершего юноши может воплотиться душа.
Оно вместилищем служило
Для менее развитой души, которая появляется на Земле для короткой жизни-
Для 25- 20 лет.
Она покидает это тело на заре
Наступающей зрелости, когда оно
Уже прошло
Через необходимую земную подготовку, и является уже
Готовым проводником для души.
И если качества такого покинутого тела очень хороши,
А в это время поджидает ученик
Подходящего воплощения,
То тело делается предметом особого наблюдения.
И когда земной период обитавшей в ней души заканчивается, и она
Покидает тело, то тогда
Новый жилец входит в покинутый дом, и тогда,
Казавшееся мертвым, тело оживает; случаи такие происходят весьма редко,
Но оккультистам они известны.
Каково бы не было новое воплощение ученика – челы - развитие его души
Продолжается до той поры,
Пока не наступит период, который обозначили мы
Как «готовность к Посвящению».
Через эти врата Посвящения
Он вступает как окончательно принятый ЧЕЛА на Путь.
И этот Путь
Состоит из четырех ступеней и вход на каждую из них охраняется
Новым Посвящением.
И сопровождается каждое Посвящение
Расширением сознания,
Дающим то, что называется « ключом познания» той ступени,
На которую ученик вступил; этот «ключ познания», есть в то же время
И ключ силы,
Ибо поистине знание есть сила
Во всех областях Природы; и когда человек вступил уже на Путь, становится он
«Бездомным человеком», ибо он
Не смотрит больше уже на Землю, как на обитель свою, и ему нет
Постоянного места на Земле.
И все места одинаково желанны для него, если они
Позволяют ему Учителю служить.
На этой ступени Пути
Три препятствия мешают движению ученика.
Технически оковами их называем; и тогда
Ему необходимо отделаться от них, так как теперь, когда
Настала уже необходимость, чтоб совершенствоваться быстро, сейчас
Требуется от него полное освобождение
От недостатков любого рода, и требуется также совершенное выполнение
Предлагаемых ему задач; три оковы,
От которых он освободиться должен,
Прежде чем перейти ко второму посвящению,
Обозначаются так:
Иллюзии личного «я», сомнение и суеверие; личное «я»
Должно отныне сознаваться как иллюзия; и потерять оно должно
Всю силу над душой,
И перестать быть для нее реальностью самой.
Он должен чувствовать себя
Единым со всем; все должно жить и дышать
В нем так же, как он
Должен пребывать во всем.
Сомнение уничтожено быть должно,
Но уничтожено лишь знанием.
Он должен признавать перевоплощение, закон кармы,
И существование Учителей, как законные факты,
И не только допускать их
Как логическую необходимость, но знать их
Как факты Природы, которые он сам проверил,
Чтобы ни малейшего сомнения
По поводу этих вопросов не могло более возникнуть в уме его.
Что касается суеверия, освобождается ученик от него
Истинным пониманием настоящего смысла всего,
Что дают религиозные обряды, церемонии
В духовной экономии Природы.
Научается пользоваться он
Всеми средствами, не будучи связанным ничем ни с одним из них.
Когда ученик
Сбросил с себя
Эти оковы - иногда
Эта задача требует нескольких жизней, а иногда
Сбрасываются они в течение
Одной и той же жизни; – и тогда
Пред ним раскрываются врата
Во второе Посвящение
С его новым «ключом познания» и с его расширением
Горизонтов; теперь перед учеником
Развертываются быстро сокращающиеся промежутки жизни земной,
Ибо когда он достигает ступени этой, должен он
Пройти через третье и четвертое Посвящение
В настоящем воплощении,
Или в следующем; на этой ступени должен он
Привести в деятельное состояние
Все внутренние способности, принадлежащие
Его более тонким телам, ибо теперь нуждается он
В них для служения в высших областях бытия; и если он
Развил их предварительно, то тогда
Эта ступень может до чрезвычайности сократиться, но и тогда
Он должен пройти через врата смерти еще раз,
Прежде чем получит третье Посвящение.
На этой третьей ступени
Он должен с себя сбросить
Четвертую и пятую оковы,
То есть связывающую силу желания и отвращения,
И должен он видеть единую суть во всем; и тогда внешний покров
Перестает больше ослеплять его,
На то несмотря, будет ли этот покров прекрасным или безобразным; и он
Смотрит одинаково на все,
И тот прекрасный цветок терпимости, который он
Выработал на Пути испытаний, расцветает
Ныне во всеобъемлющую любовь, которая заключает
Все живое в свои нежные объятия.
И тогда становится он другом каждой твари,
И возлюбленным всего живого.
И как живое воплощение Божественной любви, он переходит
К четвертому Посвящению, которое его вводит
На последнюю ступень Пути, на которой он переходит
За пределы «индивидуального»,
И здесь остается, сколько пожелает,
Сбрасывая с себя последнюю тонкую окову, которая его еще отделяет,
Хотя и тонкой нитью, от полного освобождения.
И тогда он сбрасывает с себя последнее влечение
К жизни в форме, а затем и всякое влечение
К какой бы то ни было, даже и бесформенной жизни; это все же цепи, а он
Должен быть гражданином трех миров,
Но ничто в этих мирах
Не должно иметь и тени власти над ним; красота
И слава мира «без форм» должна
Очаровывать его не более чем конкретная красота миров,
Обладающих формами; а затем –
Самая великая из всех побед –
Он сбрасывает с себя последнюю окову обособленности, то есть то,
Что производит иллюзию отдельного «я»; ибо теперь он
Пребывает постоянно
И в бодрствующем сознании
На высшем плане единства, на той духовной высоте, где Я сущего всего
Познается как единое; наклонность обособляться от чего-то, рожденная с душой,
Является сутью индивидуальности, и сохраняется она до тех пор,
Пока все ценное содержание не внесется в Монаду.
Следовательно, это свойство становится ненужным на пороге освобождения,
Когда весь результат драгоценный его уже предан Монаде.
Под результатом понимаем
То чувство индивидуального тождества, которое, без сомнения,
Настолько чистое и тонкое, что оно нисколько не заменяет
Сознания единства; тогда легко спадет
С ученика все,
Что было еще способно отвечать на волнующие прикосновения; и ученик
Теперь стоит
Отныне в славу облеченный неизменного мира, нарушить который
Ничто теперь уже не может.
Полное освобождение от личного «я»
Уносит с его духовного горизонта последние облака,
Которые могли бы еще затемнить его сознание; в этом осуществлении «
Неведение», порождающее все формы обособления –
Спадает навсегда.
И человек является тогда
Совершенным и свободным; теперь мы подошли
К окончанию Пути,
Который носит название
«Порога Нирваны»; это удивительное состояние сознания
Известно было ученику в моменты, когда
Он тело покидал
На последней ступени Пути.
Теперь же, когда он порог переступил,
Нирваническое сознание
Становится его нормальным сознанием,
Ибо Нирвана
И есть местопребывание
Освобожденного «Я».
И завершил человек тогда
Человеческое восхождение.
И он достиг границы человеческого.
За этой границей пребывают сонмы
Существ великих, но они не принадлежат уже к человеческой природе.
Распятие во плоти миновало, и пробил час освобождения,
И торжествующее «Свершилось!» срывается без промедления
С уст победителя тогда; ведь он порог переступил,
И перешел в сияние духовного света; еще один сын Земли Смерть победил!
Какие же тайны
Хранятся за покровом того верховного Света – мы не знаем.
Лишь смутно чувствуем мы,
Что высшее Я найдено, что любящий и Возлюбленный в одно слились.
И это состояние есть йога (единение); исканию долгому пришел конец,
Вся жажда сердца утолилась, наконец!
И человек такой
Вступил в радость Господа своего.
Но разве Земля потеряла сына своего?
И человечество лишилось победившего брата своего?
Нет, он сам произошел из недр света и снова
Стоит он на дороге
Нирваны, являясь воплощением этого Света,
Не передаваемого словами смертного.
Он теперь проявленный Сын Бога, но взор его обращен к Земле, глаза его сияют
Божественным состраданием
При виде сынов человеческих, братьев его по плоти.
И он не может оставить их беспомощными,
И рассеянными, как овец без пастыря; и облеченный в величие полного отречения,
Сияющий силой
Совершенной мудрости и бесконечной жизни,
Он вновь возвращается на Землю для благословения
И руководства человечества Учителем мудрости, царственным Наставником
Человека; возвращаясь
Образом таким на Землю, Учитель посвящает
Себя служению на пользу мира с более могучими силами, чем те,
Которыми он обладал на законченном Пути; он помогает
Всему человечеству и направляет
Все силы, которыми владеет, к ускорению эволюции; он уплачивает всем,
Приближающимся к Пути,
Тот долг, который принял на себя во дни
Собственного ученичества; и он помогает,
Направляет,
И поучает их, как сам был направляем,
И поучаем
В свое время.
Таковы ступени
Человеческого восхождения
От дикаря до человека совершенного.
Вот цель, к которой медленно
Поднимается все человечество, и которую со временем
Достигнет вся человеческая раса,
Хотя и очень медленно, не сразу.
Использована литература П.Успенского "Восхождение человека"
Свидетельство о публикации №123101304470