Смысл жизни и возрастание до Свободы
Человек живет для того, что; в нем живет; и он живет тою силою, для которой он живет. Это означает, что творческая основа его жизни есть сама высшая цель его бытия; или, иначе, цель человеческого бытия осуществляет себя сама в его жизни. Causa efficiens совпадает с causa finalis; ultima ratio есть не что иное, как primum movens. Абсолютное освобождает себя в процессе душевной и духовной жизни человека.
СМЫСЛ ЖИЗНИ.
«Внутреннее» наталкивается на что-то «внешнее», извне данное, как бы навязанное ему и с виду «чуждое», на некое «инобытие». Это инобытие имеет видимую самостоятельность и ограничивает «нашедшую» его внутреннюю силу. Однако на самом деле (an sich)2062 это «инобытие» совсем не чуждо внутреннему, освобождающемуся началу, но представляет из себя объективное видоизменение той абсолютной Идеи, по отношению к которой «внутреннее» является субъективным видоизменением. Объективное и субъективное, или, что то же, «предмет» и «самость», «явление» и «сущность», «другое» и «субъект», «внешнее» и «внутреннее»,2063 – суть модусы единой сущности, хотя и не равноправные модусы. Однако «субъект» еще не знает этого – ни об объекте, ни о себе; объект также не знает этого – ни о себе, ни о субъекте. Поэтому истинная природа объекта остается скрытой; её разумный корень не осознан самим собою; он разумен только «сам по себе» (nur an sich),2064 но не «для себя» (f;r sich). Он как бы томится в плену собственного неразумия. «Субъект», нашедший его, стоит также в заблуждении; но «мы», философствующие о «субъекте» и «объекте», знаем истинное положение дел и не вдаемся в обман: «для нас» (an sich oder f;r uns)2065 объект сохраняет свою скрытую «объективную» разумность за видимость инобытия. И вот, «освобождение» состоит в том, что эта видимая нам истина должна разоблачиться: то, что обстоит «само по себе», должно стать обстоящим и «для себя» так, чтобы истинная сущность вещей явилась осознанной субъектом, адекватно им познанной. «Сущее само по себе» станет «сущим для себя», и откроется выход в последнюю сферу «сущую по себе и для себя» (an und f;r sich): в сферу спекулятивного тождества субъекта и объекта, разума и свободы.
Это сближение между субъектом и объектом следует представить себе с полной отчетливостью, ибо в нем сущность освобождения.
«Освободить» себя – значит обновить условия своего бытия так, чтобы из них исчезло всякое инобытие. Однако «исчезновение» всего «иного» недостижимо ни на пути ослепленного отрицания, ни на пути бесследного уничтожения.2066 Освобождение мыслимо только так: инобытие приемлется как инобытие, затем усваивается и, наконец, разоблачается как мнимое инобытие. Разум побеждает неразумную видимость объекта.
УВИДЕТЬ ЗА ВСЕМ И ВО ВСЕМ БОГА. СРАСТИСЬ С ИНОБЫТИЕМ.», «свести его к опосредствованному единству с собою».2068 Душа должна увидеть за всеми душами Бога.
"Этому приятию объекта и введению его в себя соответствует творческое проникновение субъекта в предмет. Дух не только обогащается содержанием «тела», «внешних вещей», «хозяйства» и т. д., но сам реально обращается к ним и преобразует2079 их существование. Субъект завладевает самим объектом,2080 делает его своею собственностью,2081 потребляет его.2082 Он осиливает его, покоряет его себе2083 и заставляет его терпеть свое влияние и нести свою власть.2084 Мало того,дух превращает объект в свое «податливое и приспособленное орудие»,2085 в свой «инструмент».2086 Он добивается того, чтобы объект стал для него «вполне проходимым»,2087 «текучим»;2088 чтобы он не оказывал сопротивления2089 его свободному полету; чтобы он проникся2090 его жизнью. Наконец, он превращает его в свое «верное выражение»,2091 в свою «непосредственность».2092
МЯГКИЙ ТЕКСТ. ЛЮБВИ СВОЙСТВЕННА МЯГКОСТЬ. Вполне описание акта любви.
"Тогда объект является побежденным и субъект получает полное основание сказать ему: «ты – это я, а я – это ты»; или «ты и я – одно и то же». Объект оказывается разоблаченным, а субъект – свободным от «инобытия». Но именно благодаря этой свободе субъект имеет возможность снова «отпустить» объект в инобытие и предоставить ему вести свое «внешнее» существование.2093 Теперь «инобытие» уже не страшно духу; по крайней мере в той разновидности его, которую он поборол. Дух оказывается «закаленным»2094 против опасности «внешнего» воздействия. Он чувствует себя господином предмета и ставит себя в «безразличное» отношение к нему.2095 Он уже не прикреплен к нему,2096 не занят им,2097 не заинтересован им,2098 ибо предмет превратился в его покорное состояние."
ПРИВЫЧКА ПРИВОДИТ К БЕЗРАЗЛИЧИЮ.
"Итак, свобода духа состоит в том, что он придает себе значение и силу субстанции2105 по отношению к объекту. Он вступил в «тождество» с инобытием,2106 но превратил его в свою «акциденцию», согласованную с субстанциальным началом.2107 Субъект стал сущностью, а объект – адекватным явлением этой сущности.2108 Свобода духа выражается в том, что он имеет возможность, не выходя из пределов инобытия, пребывать в «отвлечении» от него;21
ВСЕОБЪЕМЛЮЩАЯ Свобода духа в моей душе и РАВНОСТНОЕ отношение ко всем как проявлениям духа. Ко всем как к самим себе. Отсюда Возлюби ближнего... равностность в буддизме.
"Оказывается, что в нем самом не все «принадлежит» ему, не все покорно ему, не все тождественно с ним, не все есть его знак; его самоопределение еще не «абсолютно» и сам он не вполне свободен. И вот начинается процесс внутреннего самоосвобождения борьбы с внутренним инобытием – пассивными ощущениями, чувственными влечениями, аффектами и страстями."
БОРЬБА со страстями внутри души. Достигнуть самообладание справиться со своим содержанием, дорасти до идеальности, относящейся самой к себе.
"Только в разумном мышлении осуществляется великое схождение и сращение – тождество «субъекта» и «объекта». Разум свободен потому, что познает все как «свое»2145 собственное видоизменение; он свободен потому, что знает и созерцает «себя в другом, как себя самого»:2146 он и в различии сохраняет тождество с собою и в этом его бесконечность и вечность.2147 То самое, что субъект познал как свою сущность (разум), то самое он утверждает как сущность объекта.2148 Куда бы он ни проник, он всюду убеждается, что объект есть член той системы духа и разума, в которой пребывает сам субъект;2149 субъект всюду сливается с собою2150 и в этом его свобода. Зная предмет, дух тем самым знает себя в предмете; сознавать"
Разуму все - свое.
Поэтому Божию свободу необходимо созерцать сразу в двух рядах: она абсолютна в философском мышлении,2166 где Понятие освободилось совсем от одиозного спутника – чувственной стихии; и в то же время она ограничена в мире действительном, где Понятию приходится преодолевать сопротивление иррационального и в лучшем случае выражать себя на его ограниченном языке.
Только спекулятивное поглощение субъективного сознания объективным смыслом возвращает Духу его абсолютную свободу и бесконечность; а это возможно только в спекулятивно-философском мышлении. Сказать: «Бог есть Дух», значит сказать: «Бог есть Бог лишь постольку, поскольку он сам себя знает».2167 Но знание себя, осуществленное Богом, есть «его самосознание в человеке», так что знание человека о Боге, восходит к знанию человеком себя в Боге2168 и далее к знанию Богом себя в человеке. Это означает, что Бог есть «истинный Бог»2169 только в философском самопознании, где он есть воистину «свободный Дух».2170 На других же ступенях, особенно в природе, где он еще сохраняет элемент неопределенной непосредственности, он не есть «истинный Бог»
УРОВНИ БОЖИЕЙ СВОБОДЫ, ЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ СЕБЯ В БОГЕ ВЫШЕ ПРИРОДНОГО.
Весь процесс самоосвобождения может быть охарактеризован как своеобразное углубление духа. Дух углубляется в объект и в то же время в себя.
Для того чтобы овладеть «аффектом» или «представлением», субъекту необходимо подняться на высшую ступень духовности, или, что то же, опуститься на более глубокую ступень внутреннего творчества, чем та, на которой он имеет дело с «внешними вещами» или с собственным телом (например, во время ходьбы). Это означает, что углубление субъекта в объект требует непрерывного, параллельного углубления его в себя. Из каждой новой победы над предметом субъект возвращается выросшим и углубленным, одухотворенным и освобожденным. Он приблизился к сущности предмета («объективному» разуму) и в этом приближении выточил для себя новую форму жизни, более близкую к его собственной сущности («субъективному» разуму).
САМОУГЛУБЛЕНИЕ ДУХА И ТВОРЕНИЕ НОВОЙ ФОРМЫ ЖИЗНИ - может возможна духовная эволюция на новую Ступень, о которой говорил Шри aurobindo. Похоже на Лайтмана спуск уровня Машиаха для поднятия нижнего.
"Объект освобождается из плена собственного неразумия, а субъект освобождается из плена собственной элементарности и непосредственности."
Учитель и ученик. Ученик освобождается от своей тупости.
"борьба с объектом необходима духу для его освобождения, и вследствие этого весь процесс субъекта с инобытием является, как это было и у Фихте, условием осуществления свободы. При таком положении дела вся жизнь духа оказывается созданием свободы, совпадающей с необходимостью, или необходимости, которая есть не что иное, как свобода. Общение с инобытием есть необходимость, которую Идея свободно создала для себя в отпадении; и в то же время это есть процесс ограниченного духа, внутренне необходимый для него и потому проявляющий его самозаконность, т. е. свободу".
Борьба необходима и всё к лучшему. Не просто закон, а самозаконность! обретение высший Свободы посредством использования, переработки ограниченности. Всё включено.
"Чем свободнее жизнь духа, тем она вернее его внутренней природе" -
НАПОМИНАЕТ: " И ИСТИНА СДЕЛАЕТ ВАС СВОБОДНЫМИ". Только Гегель объясняет точнее.
"В этом его единственное назначение: упразднить свое самобытное существование и подчиниться закону Понятия, – отменить себя во имя свободы"
У МЕНЯ БЫЛО ЭССЕ О ПЛЮСЕ ОБЩЕНИЯ - как раз об отмене себя в общении.
"Согласно этому, образ мира тем свободнее, чем менее в нем «внешнего» и чем ближе он к «чисто внутреннему» элементу. В процессе освобождения инобытие постепенно утрачивает характер грубой, инертной, осязаемой материи и превращается в «чувственное ощущение», «чувственную страсть», «чувственный образ». Объект дематериализуется, передвигается в душу, получает «душевную», а потом и «духовную природу». Даже оставаясь еще чувственною вещью, он может как бы переменить свою родину и стать «рожденным из духа»: таково вещественное бытие в искусстве и религии. И все-таки каждый образ искусства и религии несовершенен постольку, поскольку он нуждается в чувственно-внутреннем или тем более чувственно-внешнем бытии. Вот почему Гегель считает архитектуру с её пространственными, застывшими массами низшим из искусств, а поэзию с её тканью воображаемых духовных состояний высшим родом эстетического творчества. Вот почему он считает религиозную веру с её алканием и предчувствием, с её эмоциональным субъективизмом разновидностью эмпиристического пленения.2181
ТОЖЕ ОТМЕЧАЛА ЭМОЦ СУБЪЕКТИВНОСТЬ ПОЭЗИИ.
"Так совершается освобождение духа: от глухого самочувствия и слепой самодеятельности организма к сознанию и самосознанию души, к разумному познанию и спекулятивному самопознанию духа. Научная философия есть осуществление высшей свободы".2185
Так и вспомнится недоразвитый сосед-эгоист.
"Все то, что в жизни своей творит произвол, поддается насилию или отзывается на случайные влияния и голоса, – все это находится в плену у чуждого начала; все это еще не нашло единственной свободы – в единственной необходимости."
ОЧЕНЬ НАПРАШИВАЛСЯ ПАССАЖ О ДОБРЕ - И ВОТ ОН. ПОМЕЩИКИ И ВОЙНЫ.
"Свобода исключает субъективную объединенность, случайное усмотрение, самобытность единичного, оторвавшегося от Всеобщности. Напротив, она есть торжество Всеобщего, органического сращения, спекулятивной конкретности. Она требует от «единичности» самоотречения."
Ну не в ущерб себе самоотречения, не прогибания. Святые самоотрекаются.
" Правда, история человека внутренним образом исполнена Духа и Разума;2187 она есть наряду с природою «сосуд» Духа;2188 она венчает мировой процесс осуществленною и организованною свободою, ибо в свободе «единственная цель духа» и мира.2189 (Ильин. Философия Гегеля. Свобода)
Оптимистичный взгляд. Видел бы он сейчас.
Очень боговдохновенный автор Гегель.
Свидетельство о публикации №123101303316
Всё определяется той или иной формой настоятельной потребности в удовлетворении, которая характеризует поиск человека на любой стадии его развития. Это инстинктивное стремление к самосохранению, это стремление к самовоспроизведению, это стремление к популярности и любви и уважению со стороны других, это стремление к интеллектуальному наслаждению и ментальному постижению истины.
У человека всегда есть право выбора, только надо умело пользоваться этим правом, главное знать почему он это делает и для какой цели.
С уважением,
Гарри Башарянц 30.10.2023 06:14 Заявить о нарушении
Елизавета Судьина 30.10.2023 11:24 Заявить о нарушении